Техника бухгалтерского учета. Учетные регистры.

Данные первичных документов, отражающих хозяйственные операции, после их проверки с точки зрения законности, целесообразности, правильности арифметических подсчетов и принятия к учету накапливаются и систематизируются в регистрах, а затем из регистров бухучета в сгруппированном виде переносится в отчетность.

Внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны: книги, журналы, карточки, сводные листы, машинограммы, магнитные диски, магнитные ленты и т. д.

Техника бухучета — это способ регистрации учетной информации в учетных регистрах. Регистрация может быть ручной и автоматической.

Классификация учетных регистров.

По назначению.

—контокоррентные — в основном предназначены для аналитического учета состояния расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами. Информацию отражают в денежном выражении отдельно по дебету и кредиту, что позволяет видеть состояние расчетов после каждого совершенного хозяйственного факта.

— материальные — применяются для учета активов предприятия, выраженных в количественном выражении.

— многографные — содержат несколько колонок, предназначенных для отражения результата совершаемых хозяйственных операций, составляющими его суммами. Используется в основном для учета издержек. Например, журнал — ордер № 10 по кредиту счетов 10, 20, 25, 26, 69, 70.

По материальной основе.

— на бумажной — книги, журналы, карточки, листы, машинограммы.

— на безбумажной — магнитные диски, магнитные ленты, видеограммы, сформированные в оперативной памяти данные.

По способу группировки.

— хронологические

— систематические — только по определенным объектам: кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость.

— комбинированные — 2 предыдущих вида одновременно. Различные журналы и ордера.

— синхронистические — это таблицы для отражения систематической или хронологической и систематической записей, имеющие многоколончатую форму.

По степени обобщения учетных данных.

— аналитические — ведомости аналитического учета.

— синтетические — в целом по счетам.

По способам графления.

— параллельный — дебет и кредит рядом.

— последовательный.

— смешанный.

Содержание учетных регистров является коммерческой тайной.

Билет №36.

Формы бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета - это процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязей и последовательности записи в них.

Выделяют следующие формы учета:

  • Журнально-ордерная
  • Упрощенная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Наиболее часто используется форма учета с применением автоматизированного и журнально-ордерного учета.

При журнально-ордерной форме учета,в организации все накопленные данные по первичным документам разносятся в журналы ордера, все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, то есть по К счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Таким образом используется принцип шахматной записи.

Как правило все журналы-ордера составляется за месяц с итоговыми оборотами.

При необходимости в дополнение к журналам-ордерам для отражения данных аналитического учета открываются ведомости. Ведомости, наоборот, построены по дебитовому признаку.

Шахматный баланс не составляется, а накопленные данные из журналов – ордеров переносятся в главную книгу.

Затем по итогам главной книги составляется отчетность. При этой форме также не требуется вести журналы регистрации хоз. операций.

Упрощенная форма бух. учета. - предназначена для учета субъектов малого предпринимательства. Суть ее заключается в том, что данными организациями используются не все счета, предусмотренные планом счетов, и сокращенный перечень учетных регистров. Но обязательно ведется книга учетов фактов хоз. деятельности. А для налогового учета- книга учета доходов и расходов.

Руководителям организации должен быть утвержден рабочий план счетов. При этом упрощенная форма бух. учета делится на два подвида:

простая форма бух. учета – если совершается незначительное количество операций и не осуществляется производство продукции связанное с большими затратами материальных ресурсов, тогда используется книга, а также ведомость заработной платы.

В том случае если осуществляется производство, то используются в дополнение и другие ведомости, при этом каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из бух. счетов.

Мемориально-ордерная форма учета – применяется бюджетными учреждениями. В этом случае составляется журнал регистрации хозяйственных операций (хронологическая запись) и составляется мемориальные ордера (для систематической записи).

Затем данные мемориальных ордеров вносятся в шахматный баланс. Затем составляется отчетность.

Автоматизированные формы – с применением средств автоматизации.

Билет №37.

Наши рекомендации