Аудит отчислений на социальные нужды
Отчисления на социальные нужды — обязательные отчисления предприятий во внебюджетные социальные фонды. К ним относятся отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости и в фонды обязательного медицинского страхования. О. на с. и. производятся предприятиями за счет себестоимости продукции (т. е. относятся к затратам на производство) по нормам, установленным в законодательном порядке, в процентах к фактически начисленной сумме средств на оплату труда основного персонала.
Начисления отражаются по счёту 69 - "Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению" и относятся на затраты производства по месту деятельности работника. По счету 69 - "Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению" выделяют отдельные фонды и субсчета для отражения расчётов с различными фондами.
1) ФСС - Фонд социального страхования;
2) ПФ - Пенсионный фонд;
3) ФФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования, в составе которого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Налоговая база для определения налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Размер отчислений установлен Налоговым кодексом РФ, в составе которого:
1) отчисления в ФСС 2,9 %;
2) отчисления в ПФ 22%; (16%страх.,6 накопит.)
3) отчисления в ФФОМС 5,1 %;
Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности. Исходя из вышеизложенного необходимо проверить: правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов; правильность применения тарифов страховых взносов; своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования; правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению; соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета); правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.
– оценку систем бухгалтерского учета;
– оценку аудиторских рисков;
– расчет уровня существенности;
– определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
– анализ правовых актов, регулирующих социально трудовые отношения;
– анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Выполнение вышеуказанных процедур на данном этапе позволит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
Перед проведением аудита ЕСН и НДФЛ аудитору необходимо проанализировать операции, которые имели место в течение проверяемого периода, а именно:
• изменение методологии ведения бухгалтерского учета, а также методологии расчета налогов;
• внедрение новых видов начислений и удержаний при расчете заработной платы и заключении договоров подряда.
Основные нормативные документы:
• Налоговый кодекс Российской Федерации, главы 23 и 24;
Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), главная книга или оборотно‑сальдовая ведомость, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы с физических лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому социальному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, налоговые карточки, карточки по ЕСН на отдельных работников согласно выборке, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.
производится углубленная проверка тех участков налогового учета, на котором выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.
Данный этап включает:
– оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН и НДФЛ;
– проверку налоговой отчетности, представленной по установленным формам;
– расчет налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;
– разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов.
Аудит затрат на амортизацию
Счета 02 и 05 имеют самостоятельное значение, поскольку дают информацию об амортизации объектов как источника финансирования их восстановления. Ведь амортизация представляет собой стоимостную оценку износа активов и отражает процесс переноса их ст-сти в течение срока полезного использования активов на издержки произв-ва или обращения, связанные с деят-тью орг-зации. Именно амортизация характеризует экономические процессы по перенесению ст-ти объекта на созданную при его участии пр-цию (выполн.р, оказан.у) и по созданию источника для простого воспроизводства.
Сделать выборку основных средств и для них согласовать используемые нормы амортизации.
Оценить достоверность суммы износа, начисленного за год.
Убедиться в том, что:
- по поступившим основным средствам износ начислялся начиная с месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию;
- по выбывшим основным средствам прекращалось начисление износа с месяца, следующего за месяцем выбытия;
- износ не начислялся по полностью амортизированным основным средствам.
Убедиться в том, что по основным средствам непроизводственного назначения износ относился на счета учета собственных средств.
В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
Введены следующие варианты начисления амортизации (ПБУ / 6):
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейный
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения. Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным ( например, объект культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов.
В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам.
Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ;
не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне на численной ли недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Аудит материальных затрат
Классификация МПЗ используется для построения синтетического и аналитического учета МПЗ. Для учета МПЗ используются следующие синтетические счета:
- счет 10 "Материалы" (с подразделением на субсчета по группам материальных ценностей);
- счет 11 "Животные на выращивании и откорме";
- счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей";
- счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
- счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей";
- счет 40 "Выпуск продукции, работ, услуг";
- счет 41 "Товары";
- счет 42 "Торговая наценка";
- счет 43 "Готовая продукция".
Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:
- счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение";
- счет 003 "Материалы, принятые в переработку";
- счет 004 "Товары, принятые на комиссию".
Так как затраты на материалы имеют значительную долю в общем объеме затрат, то аудиторская проверка учета материально-производственных запасов является важным звеном в контроле за деятельностью каждого промышленного предприятия, позволяющая минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.
Предмет проверки:
1) ведение учета производственных запасов в соответствии с принятой учетной политикой;
2) правильность оценки производственных запасов;
3) правильный и полный учет производственных запасов, которые реально существуют;
4) регулярность инвентаризации запасов;
5) правильность оформления документов.
Аудиторские процедуры:
1) получение сведений в ходе устной беседы с персоналом клиента об организации учета производственных запасов: применяемые методы учета; используемые счета бухгалтерского учета; применяемые учетные регистры; организация складского учета; документальное оформление поступления и расходования материальных запасов;
2) получение ведомостей (регистров) по учету запасов; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу и финансовую отчетность;
3) проверка на основе выборки правильности оценки поступающих материальных ценностей. На синтетических счетах материалы отражают по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, таможенные пошлины, оплата процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком.
В качестве учетных цен могут использоваться плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и пр. Разница между стоимостью материалов по этим ценам и фактической себестоимостью отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов". Следует проверить соответствие применяемого порядка учета порядку, принятому в учетной политике;4) проверка на основе выборки правильности: отражения списания материалов в производство; определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство
Все источники информации, используемые при аудите «затрат на
производство продукции (работ, услуг)», можно разделить на 6 групп:
1. Первичные документы:
лимитно - заборная карта - ф. М-8;акт-требование на замену - ф. М-10;ребование-накладная - ф. М-11;
путевые листы;авансовый отчет - ф. АО-1 (приложение 9);
2. Сводные учетные документы (применительно к журнально -
ордерной форме учета):
разработочная таблица РТ-1 «Распределение заработной платы
и расхода материалов»;
3. Регистры аналитического учета:
- ведомость учета затрат цехов - ф. 12;ведомость учета потерь производства -ф. 14;ведомость учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов - ф. 15.
4. Регистры синтетического учета:
- журналы - ордера № 10, 10а, 10/1 по кредиту счетов 02, 05, 10, 20,21,23, 25, 26, 28, 29, 69, 70, 94, 97;главная книга по вышеуказанным счетам.
5. Бухгалтерская отчетность:
бухгалтерский баланс - ф. № 1;приложение к бухгалтерскому балансу - ф. № 5;пояснительная записка.
Аудит капитальных вложений
Целью аудита капитальных вложений является установление достоверности показателей о капитальных вложениях в бухгалтерской отчетности и законности выполненных операций.
Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих организаций, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Источником информации капитальных вложений являются записи по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам. Аналитический учет должен вестись в разрезе объектов основных средств по затратам, которые понесла организация. Произведенные затраты сопоставляются с соответствующими первичными документами. Аудитору следует проверить ведение аналитического учета, который должен быть организован по каждому инвестиционному проекту, хозяйственному договору и элементам затрат. Основными направлениями аудита капитальных вложений являются: проверка учета затрат по капитальному строительству объектов, проверка вложений в прочие внеоборотные активы.
При проверке учета затрат по капитальному строительству объектов изучаются следующие вопросы:
1. Правильность учета затрат, формирующих инвентарную стоимость объектов основных средств. Затраты должны быть сформированы по объектам с группировкой по следующим статьям: строительные работы; работы по монтажу оборудования; приобретение оборудования, сданного в монтаж; приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; прочие капитальные затраты.
2. Правильность учета строительно-монтажных работ. Застройщик может поручить выполнение этих работ подрядчику, либо выполнить их самостоятельно. В первом случае аудитору следует проверить условия договора строительного подряда и фактическое его выполнение. При выполнении работ хозяйственным способом организация-застройщик должен руководствоваться Методическими указаниями по учету и планированию себестоимости строительных работ.
3.Правильность учета оборудования к установке. Приобретенное заказчиком или застройщиком оборудование должно учитываться до начала работ по счету 07 "Оборудование к установке".
4. Правильность учета оборудования, не требующего монтажа, а также инструмента и инвентаря, приобретаемых по смете строек. Эти материальные ценности должны отражаться по дебету счета 08 по стоимости приобретения в составе затрат по капитальному строительству по отдельной одноименной статье.
5. Правильность формирования инвентарной стоимости по объектам, законченным капитальным строительством. Аудитору необходимо обратить внимания на то, что все затраты, связанные с приобретением и возведением объектов основных средств подлежат включению в первоначальную стоимость объекта. При проверке учета капитальных вложений в прочие внеоборотные активы аудитором изучаются операции по приобретению отдельных объектов основных средств, включая земельные участки и объекты природопользования, а также нематериальные активы. Приобретаемые объекты должны учитываться по соответствующим субсчетам к счету 08 "Вложение во внеоборотные активы". Аудитору необходимо проверить оценку основных средств и нематериальных активов, руководствуясь Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ МФ РФ от 13.10.2003 № 91н) и Положением по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01), и Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов (ПБУ 14/2007).
При проведении аудита капитальных вложений следует руководствоваться такими нормативными документами, как:
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «О бухгалтерском учете и отчетности» от21.11.96 №19-ФЗ;
Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.04.2000 № 326;
Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18.06.97 №61.
Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ;
Письмо Минфина РФ «Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» от 30.12.93 № 160;
Постановление Госкомстата России и Минфина РФ «Об утвер-ждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации» от 29.05.98 № 57, от 18.06.98 № 27н.