Нормативное регулирование аудита внешнеэкономической деятельности

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, в том числе по внешнеторговым операциям.

Цель аудита внешнеэкономической деятельности — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета валютных и экспортно-импортных операций законодательству РФ и международным правилам и стандартам.

Нормативное регулирование аудиторской внешнеэкономической деятельности осуществляется Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. В общем виде система источников правового регулирования аудиторской деятельности в настоящее время может быть представлена следующим образом:

• Конституция Российской Федерации (ст. 8, 34); . Закон № 119-ФЗ;

. ГК РФ (ст. 779-783);

• указы Президента Российской Федерации;

• постановления Правительства Российской Федерации (например, Постановление от 06.02.2002 г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»);

подзаконные акты Минфина России, а также иных органов исполнительной власти Российской Федерации (например, Приказ Минфина России от 12.09.2002 г. № 93н «Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации»);

стандарты аудиторской деятельности.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время осуществляет Министерство финансов России.

Необходимыми предпосылками эффективности аудита являются качественные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам аудита (МСА).

Международная федерация бухгалтеров (МФБ), организующая работу по формированию и внедрению международных стандартов финансовой отчетности и аудита, прилагает значительные усилия в направлении совершенствования методологической работы в области аудиторских проверок и оказания сопутствующих услуг. В последние годы продолжается деятельность МФБ по пересмотру имеющихся и разработке новых МСА и положений о международной аудиторской практике с учетом опыта, приобретенного компаниями и специалистами за время, прошедшее с момента введения в действие первых версий этих документов. Следовательно, аудиторские стандарты — гибкий инструмент, способный адекватно реагировать на изменения в профессиональной среде и экономике.

Один из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами состоит в разработке и применении ими внутренних правил аудита. Для проведения аудита внешнеэкономической деятельности аудиторами должны быть разработаны внутренние стандарты по аудиту валютных операций, экспорта, импорта и т. д. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита внешнеэкономической деятельности.

При проведении аудиторской проверки аудитор должен неукоснительно соблюдать требования действующего валютного законодательства и правил внешнеторгового оборота, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации, исходя из того, что экономический субъект следует требованиям нормативных актов до тех пор, пока не получит доказательства противного. Аудитор несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента, в том числе по внешнеэкономической деятельности.

Аудиторские стандарты определяют требования:

к организации аудита внешнеэкономической деятельности — качество системы;

к процессу аудита — качество процесса;

• к аудиторскому заключению — качество результата.

Несмотря на все разнообразие, стандарты аудиторской деятельности чаще всего подразделяют на четыре взаимосвязанные последовательные части:

стандарты, определяющие основные принципы (постулаты) аудиторской деятельности;

общие стандарты;

рабочие стандарты;

стандарты аудиторской отчетности.

Использование аудиторских стандартов во внешнеэкономической деятельности способствует:

обеспечению определенного уровня качества аудита валютных и экспортно-импортных операций;

гарантии результатов аудиторской проверки;

определению меры ответственности аудиторов;

внедрению в аудиторскую практику новых разработок и технологий проверки экспорта и импорта.

Аудиторские организации при формировании пакета внутренних стандартов отражают собственный подход к проводимым проверкам внешнеэкономической деятельности и составленным заключениям и отчетам исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита и других видов аудитор­ских услуг.

В процессе проверки внешнеэкономической деятельности аудиторские фирмы (аудиторы) решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг, к которым относятся:

1. Проверка ведения бухгалтерского учета валютных, экспортно-импортных операций и состояния отчетности по внешнеторговой деятельности.

2. Постановка и ведение бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности, составление финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, бухгалтерское консультирование.

3. Налоговое консультирование по экспортно-импортным и иным операциям.

4. Анализ внешнеэкономической деятельности организаций.

5. Разработка и анализ внешнеторговых проектов, составление бизнес-планов.

Задачи аудитора в процессе проверки внешнеэкономической деятельности:

оценка состояния валютных расчетов с иностранными контрагентами; правильности пересчета стоимости имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; порядка отражения курсовых разниц, порядка получения валютных кредитов и займов;

оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля экспортных операций: правильности формирования себестоимости экспортной продукции; учета и распределения коммерческих расходов по отгрузке экспортной продукции; учета отгруженной и реализованной продукции; документального оформления выпущенной, отгруженной и реализованной продукции; налогообложения экспортных сделок; определения финансового результата от продажи товаров (работ, услуг) на экспорт;

оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля импортных операций: правильности формирования себестоимости импортных товаров; учета и распределения коммерческих расходов по закупке импортных товаров; учета продажи импорта на внутреннем рынке; документального оформления поступивших импортных товаров; налогообложения импортных сделок; определения финансового результата от продажи импортных товаров (работ, услуг).

Планирование аудита внешнеэкономических операций, методы, процедуры аудита

Международный и отечественный опыт аудита показывает, что эффективное проведение аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности всегда основывается на тщательном планировании и подготовке.

Обязанность аудитора планировать свою работу установлена п. 2 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.

В процессе развития аудиторской деятельности были выработаны подходы к планированию аудита внешнеэкономической деятельности, направленные на достижение оптимального соот­ношения качества и продолжительности аудиторской проверки. К ним относятся:

сбор сведений о внешнеэкономической деятельности клиента, оценка внутренней и внешней конкурентоспособности организации;

ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля валютных и экспортно-импортных операций;

оценка существенности и аудиторского риска;

разработка общего плана и программы аудита внешнеэкономической деятельности.

Цель предварительного планирования внешнеэкономической деятельности — оценка возможности проведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и продолжительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две стадии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с клиентом и после подписания договора.

По итогам данного этапа может быть принято решение о невозможности проведения аудита внешне, если определенный на стадии предварительного планирования объем проверки не соответствует возможностям аудиторской фирмы либо руководство организации не предоставляет необходимые для проверки документы.

При планировании аудита внешнеэкономической деятельности выделяются три основных этапа работы:

предварительное планирование аудита валютных и экспортно-импортных операций;

подготовка и составление общего плана аудита внешнеэкономической деятельности;

3) подготовка и составление программы аудита.

Предварительное планирование аудита внешнеэкономической деятельности осуществляется на этапе знакомства с клиентом до заключения договора о проведении аудита. Предварительное планирование состоит:

• из общего знакомства с внешнеэкономической деятельностью клиента;

определения состава специалистов для проведения аудита;

определения общих затрат времени на проведение аудита. На этапе общего знакомства требуется изучение большого

объема информации (данные о состоянии экономического субъекта, организации внешнеэкономической деятельности и ее особенностях). Для получения такой информации аудитор должен иметь доступ ко многим источникам информации, в число которых входят:

учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров и иных аналогичных органов управления;

документы, регулирующие учетную политику; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность;

документы, связанные с планированием внешнеэкономической деятельности: лицензии, внешнеторговые контракты, международные соглашения, договоры;

документы, регламентирующие валютные и экспортно-импортные операции;

внутрифирменные инструкции;

внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

материалы налоговых проверок;

материалы судебных и арбитражных исков.

В общем плане аудита определяются объем, приемы и сроки проведения аудита валютных и экспортно-импортных операций, включая подготовку письменной информации (отчета) руководству и аудиторского заключения.

Подготовка общего плана аудита внешнеэкономической деятельности состоит:

из получения более полной и подробной информации о внешнеэкономической деятельности клиента и ее организации;

изучения и оценки степени надежности системы внутреннего контроля валютных и экспортно-импортных операций;

определения стратегии аудита внешнеторгового оборота;

определения критических областей и вопросов, значимых для аудита;

определения уровня существенности и точности;

определения возможности применения для целей аудита внешнеэкономической деятельности компьютерных средств обработки данных;

определения статей и показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо расшифровать и пояснить;

определения необходимости привлечения к проверке специалистов в области валютного законодательства, экспертов, а также возможности использования внутреннего аудита.

По результатам изучения информации о внешнеэкономической деятельности клиента разрабатывается стратегия аудита — что именно должно быть проверено и каким образом; определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета по учету валютных средств, экспортно-импортных операций, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются малозначимыми (несущественными) для аудита и могут не проверяться.

Подготовка программы аудита внешнеэкономической деятельности конкретного субъекта осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

Программы аудиторских процедур по существу составляются ведущими аудиторами (руководителями аудиторских групп) или старшими аудиторами для каждой области аудита.

Для подтверждения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен собрать необходимые аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства — информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в процессе проведения тестирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента, а также при выполнении аудиторских процедур проверки по существу. Аудиторские процедуры могут включать детальные тесты с целью оценки правильности организации бухгалтерского учета и определения остатков по счетам; аналитические процедуры.

Планирование аудита внешнеэкономической деятельности с применением аналитических процедур включает:

экспертизу валютных и экспортно-импортных операций;

определение критерия существенности;

оценку рисков и проектирование объема проверяемой совокупности;

составление программы аудиторских процедур по существу.

В ходе экспертизы валютных и экспортно-импортных операций предметом пристального внимания аудитора выступают как внешние факторы, оказывающие или способные оказать существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность коммерческой организации в перспективе, так и внутренние факторы, непосредственно форсирующие саму деятельность. Экспертиза внешнеэкономической деятельности включает: понимание организации экспортно-импортных операций; оценку легитимности деятельности; оценку состояния валютных операций; диагностирование системы внутреннего контроля экономического субъекта; анализ результатов и проектирование потенциальных областей риска.

Эффективность применения аналитических процедур на стадии планирования оценивается на заключительной стадии аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности. Если результаты первичной оценки надежности системы внутреннего контроля будут подтверждены результатами детальной проверки оборотов и остатков по счетам учета экспорта и импорта, то значит аналитические процедуры позволили осуществить эффективное планирование. Если же результаты проверки существенно отличаются от первичной оценки надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета внешнеторговых операций, то аудитор должен изменить подходы к планированию.

При осуществлении аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности широко применяется выборочный контроль. Порядок формирования выборки и оценки ее результатов определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Важнейшее требование, которое должно быть выполнено при формировании выборки, — обеспечение ее репрезентативности, т. е. равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудиторы должны использовать один из следующих методов:

случайный отбор, который проводится по таблицам случайных чисел;

систематический отбор, предполагающий отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов (например, отбирается каждая десятая грузовая таможенная декларация из всех документов по экспорту продукции), или на стоимостной их оценке (например, отбирается элемент, составляющий сальдо или оборот по счету 52 «Валютные счета», на который приходится каждая следующая тысяча рублей в совокупной стоимости элементов);

• комбинированный отбор, который представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

9.3. Документальное оформление аудита

Требования к составлению документации в процессе аудита внешнеэкономической деятельности устанавливает Федеральное правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита». Цель правила — установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т. е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита.

К рабочей документации аудита внешнеэкономической деятельности относятся:

а) планы и программы проведения аудита валютных и экспортно-импортных операций;

б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

в) объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

г) копии, в том числе фотокопии, документов по внешнеэкономической деятельности;

д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета движения экспорта и импорта, результатов валютных операций и сделок;

е) аналитические документы аудиторской организации;

ж) другие документы.

В целом процесс документального оформления определяется отдельными этапами проведения аудита внешнеэкономической деятельности. Для каждого этапа аудита характерен специфический набор документов. Процесс документирования аудита внешнеэкономической деятельности представлен на рис. 9.1.

На этапе предварительного планирования аудита внешнеэкономической деятельности составляется письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Письмо представляет собой документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести

Нормативное регулирование аудита внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Рис. 9.1. Документальное оформление аудита внешнеэкономической деятельности

аудиторскую проверку внешнеэкономической деятельности. Письмо-обязательство включает:

условия аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности;

обязательства аудиторской организации;

обязательства проверяемой организации;

дополнительную информацию по валютным, экспортно-импортным операциям, а в необходимых ситуациях — по другим видам деятельности.

Договор на проведение аудиторской проверки внешнеэконо­мической деятельности регламентирует взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом во внешнеторговом обороте. Составление договора и его содержание основано на принципах российского законодательства: Договор на проведение аудита внешнеэкономической деятельности отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц, в данном случае заказчика-клиента и исполнителя-аудитора. Предметом договора может быть определена внешнеэкономическая деятельность в целом либо валютные, экспортно-импортные операции, в зависимости от тематики аудита, определенной сторонами.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут выступать одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги в сфере бухгалтерского и налогового учета внешнеэкономической деятельности, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора должно излагаться подробное описание условий будущего сотрудничества, прав и обязанностей сторон.

Общий план аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности включает наименования работ, периоды их проведения и фамилии исполнителей. Кроме того, в нем указываются название проверяемой организации, проверяемые операции (валютные, экспортно-импортные), общий период аудита, состав аудиторской группы, планируемые аудиторский риск и уровень существенности.

Программа аудиторской проверки внешнеторговых операций включает ряд аудиторских процедур, с помощью которых осуществляется проверка:

наличия документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и применения ставки 0 %;

формирования налогооблагаемой базы по НДС;

документального оформления формирования налогооблагаемой базы по НДС;

правильности применения налоговых ставок по НДС по отдельным таможенным режимам экспорта и импорта;

правильности ведения налогового учета расчетов с бюджетом по НДС, акцизам и таможенным пошлинам;

правильности организации синтетического учета расчетов с бюджетом по НДС, акцизам и таможенным пошлинам;

правильности формирования себестоимости экспортных и импортных товаров;

отчетности по НДС, валютным и экспортно-импортным операциям.

Подготовка программы аудита конкретного субъекта осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

Программы аудиторских процедур по существу составляются ведущими аудиторами (руководителями аудиторских групп) или старшими аудиторами для каждой области аудита и документируются в индивидуальных программах аудита.

На этапе проведения аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности аудиторами заполняются внутрифирменные стандартные документы и формы, составляются рабочие отчеты аудиторов в соответствии со сроками проведения проверки, планом и программой аудита.

Перечень необходимых для аудита внутрифирменных форм (рабочих документов) определяется на этапе планирования руководителем проверки и ответственными по каждому разделу программы проверки. При необходимости аудитор вправе самостоятельно разрабатывать дополнительные формы и использовать их при проведении аудиторской проверки валютных операций, экспорта и импорта, финансового результата от внешнеэкономической деятельности.

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов внешнеэкономической деятельности, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяются:

характером аудиторского задания;

требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;

характером и сложностью внешнеэкономической деятельности аудируемого лица;

характером и состоянием систем бухгалтерского учета внешнеторговых операций и внутреннего контроля аудируемого лица;

методами и приемами, применяемыми в процессе проведения аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы аудитора по внешнеэкономической деятельности обычно содержат:

информацию, касающуюся организации и регулирования экспортно-импортных операций;

копии необходимых внешнеторговых контрактов, соглашений, грузовых таможенных деклараций;

информацию о порядке формирования себестоимости выпущенной и отгруженной на экспорт продукции;

информацию, отражающую процесс декларирования и налогообложения экспортных операций;

доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета импортных операций;

доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок импортных операций;

доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором налогообложения импортных операций;

анализ валютных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

анализ финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности и тенденций их изменения;

сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита внешнеторговых операций, включая ошибки и необычные обстоятельства, выявленные аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

На этапе завершения аудита внешнеэкономической деятельности после проведения всех необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качество выполнения всех пунктов плана и программы проверки, проводит систематизацию и аналитический обзор результатов проверки. Систематизация результатов проверки состоит в выстраивании полученных результатов в определенной последовательности, например по видам операций (валютные, экспортные, импортные, товарообменные, реэкспортные, реимпортные и т. д.), по видам имущества и обязательств, выраженным в иностранной валюте (учет готовой экспортной продукции, импортных основных средств, материальных запасов и т. д.), по аналитическим признакам (текущий валютный счет, транзитный валютный счет, специальный транзитный валютный счет). По возможности выделяются наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др. Систематизацию обычно проводит руководитель проверки.

Анализ результатов проверки позволяет установить:

общий уровень учетной политики внешнеэкономической деятельности;

правильность ведения учета по валютным, экспортно-импортным операциям и отдельным счетам;

соблюдение налогового законодательства;

состояние внешней политики клиента.

Результаты проверки оформляются отчетом аудитора. Отчет по результатам аудиторской проверки необходимо оформлять в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» и внутрифирменного стандарта «Формирование отчета по результатам аудиторской проверки». Отчет составляется по результатам аудиторской проверки на основе выводов аудиторов по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженных в рабочих документах. Представление отчета клиенту включает два этапа:

предварительное представление отчета, одобренного контролером качества, для согласования с должностными лицами (главным бухгалтером, руководителем, аудируемого лица и др.) информации, приведенной в отчете; возникающие при этом возражения или дополнения могут быть учтены аудитором при формировании конечного варианта отчета;

представление окончательного варианта отчета с учетом оценки внесенных аудируемым лицом исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности.

Окончательный вариант отчета по аудиту внешнеэкономической деятельности должен быть подготовлен в те же сроки (если иное не предусмотрено в договоре на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение. Отчет подписывается всеми специалистами, участвовавшими в проверке, руководителем аудиторской организации и руководителем проверки с указанием номеров квалификационных аттестатов, даты их выдачи и органа, выдавшего аттестат, регистрируется в журнале регистрации исходящих документов и направляется клиенту.

Аудиторское заключение по проверке внешнеэкономической деятельности формируется в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» и внутрифирменного стандарта «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

По окончании аудиторской проверки вся рабочая документация, аудиторский отчет и заключение комплектуются в отдельную папку в порядке идентификационных номеров, которая сдается на хранение ответственному работнику аудиторской организации, назначенному приказом руководителя.

Рабочая документация подлежит хранению в аудиторской организации не менее 5 лет с момента окончания проверки в специально оборудованных металлических шкафах или сейфах, закрываемых на ключ.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Рабочая документация, созданная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации, а аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Наши рекомендации