Вопрос 8. Основные этапы учетной работы.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель хозяйствующего субъекта. Он обязан создать необходимые условия для правильного его ведения, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющим отношение к учету, порядка оформления и предоставления первичных учетных документов, других источников информации для отражения в учете содержащихся в них данных. Руководитель самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации, объема учетной работы и конкретных условий хозяйствования. Бухгалтерский учет может осуществляться: бухгалтерской службой, как структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером; отдельным специалистом-бухгалтером; централизованной бухгалтерией, специализированной организацией на договорных началах; вестись учет лично руководителем. В настоящее время наиболее распространена централизованная форма организации учета, при которой все учетные работы сосредоточены в единой бухгалтерии организации. Бухгалтерия является самостоятельной структурной частью предриятия. Ее возглавляет главный или старший бухгалтер. Права и обязанности руководителя бухгалтерской службы организации определены законодательными и нормативными актами Российской Федерации, в первую очередь Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Должность главного бухгалтера утверждена в целях формирования информации, необходимой внутренним и внешним пользователям (инвесторам, поставщикам, покупателям, налоговым, финансовым и банковским органам), а так же для обеспечения контроля за наличием и движением денежных средств, товарно-материальных и имущественных ценностей, собственных средств и обязательств. Главный бухгалтер является организатором учета и контроля, призванным обеспечить соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременно предупреждать негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности организации. В то же время главный бухгалтер должен активно способствовать повышению эффективности производства и качества работы, выявлению и мобилизации имеющихся резервов, предупреждать непроизводственные расходы и потери, быть основным помощником руководителя предприятия в экономической работе. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, назначается на должность и освобождается от должности распоряжением руководителя.

В настоящее время требования к квалификации главного бухгалтера возрастают. Кроме обычных знаний в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, гл. бухгалтер должен иметь навыки работы на современных средствах вычислительной техники, уметь хорошо разбираться в методологии нормирования, прогнозирования и технологии производства.

Для осуществления своих функций гл. бухгалтер наделен широкими правами. Он устанавливает требования по оформлению операций первичными документами и предоставлению в бухгалтерию наобходимых для учета и контроля документов и сведений. При этом, требования (распоряжения) главного бухгалтера обязательны для всех работников организации. Обычно без согласия гл. бухгалтера не могут быть назначены на должность и освобождены от нее материально ответственные лица. Благодаря этому гл. бухгалтер активно влияет на подбор материально ответственных лиц и не допускает назначения на такие должности, как кассир, зав. складом, людей, не заслуживающих доверия или не умеющих правильно оформлять опреации и формировать отчетность.

В то же время главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность. Он не должен принимать документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающим договорную и финансовую дисциплины. Такие документы он принимает к исполнению только с письменного распоряжения руководителя организации.

Системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности регламентированы и другие права главного бухгалтера. К ним относятся подчиненность главному бухгалтеру всех работников, занятых бухгалтерским учетом и формированием отчетности. Этим достигается консолидация всего учетного аппарата. Гл. бухгалтер устанавливает служебные обязанности всех работников учета с тем, чтобы каждый знал круг выполняемых им работ и нес за них ответственность.

Ежемесячная учетная работа бухгалтерии проходит несколько стадий, или этапов. К ним относятся:

- сбор и бухгалтерская обработка первичных учетных документов;

- регистрация хозяйственных операций;

- обобщение данных текущего учета и составление отчетного баланса.

На первом этапе учетной работы поступившие в бухгалтерию первичные документы подвергаются специальной обработке и лишь после этого включаются в систему учета. Эта обработка заключается в проверке документов, по существу, с формальной стороны, арифметической и нормативной проверок. На документах, которые в своей форме предусматривают место для указания расставления контировок, бухгалтер производит, согласно содержанию хозяйственных операций, запись о корреспонденции счетов. Первый этап завершается составлением письменного распоряжения гл. бухгалтера о принятии к учету первичного документа и об отражении хозяйственных операций в бухгалтерских счетах.

Вторым этапом является занесение сведений о каждой хозяйственной операции в различные взаимосвязанные учетные регистры. Этим обеспечивается высокая точность бухгалтерчкого учета. Учетными регистрами называются книги, карточки, журналы и другие типовые бланки, в которых регистрируются хозяйственные операции. Они, т.е. регистры различаются между собой по порядку записей и по обьему содержания. По порядку записей можно выделить документы, записи в которых производятся в хронологическом порядке и систематически. Систематический учет предусматривает группировку однородных хозяйственных операций на одних и тех же счетах текущего учета. Хронологический учет предусматривает группировку записей в зависимости от даты совершения хозяйственной операции.

По обьему содержания бухгалтерские регистры подразделяются на регистры синтетического и аналитического учета, в зависимости от того, какие счета текущего учета ведутся в этих регистрах. В настоящее время для рационализации ведения бухгалтерского учета все большее распространение получают комбинированные учетные регистры, в которых сочетаются записи и систематического, и хронологического учета.

На первых двух стадиях учетной работы реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии: проводятся предварительный, текущий и последующий контроль, включая и проверку достоверности содержащейся в документах информации и качества периодически проводимых инвентаризаций основных средств, материальных и других ценностей, расчетов и обязательств.

Третий этап учетной работы заключается в обобщении данных текущего учета и составления бухгалтерской отчетности путем подсчета оборотов за месяц и выведения остатков по счетам синтетического и аналитического учета.

Записи в различные взаимосвязанные регистры производятся на основе одних и тех же бухгалтерских документов, поэтому даже случайная ошибка при записи контировок приводит к нарушению равенства баланса. Эти нарушения выявляются на третьем этапе учетной работы предприятия по дебету и кредиту главной книги.

Обнаружение ошибок и подлогов в различных учетных регистрах, в совокупности с другими материалами, как правило, приводит к изобличению тех счетных работников, которые принимали участие в злоупотреблениях и различного рода преступных действиях.

О всех обнаруженных злоупотреблениях главный бухгалтер обязан поставить в известность руководителя предприятия и соответствующие контролирующие органы. Главный бухгалтер, не уведомивший указанные органы, о незаконных действиях руководителя предприятия и др. должностных и материально ответственных лиц, несет ответственность наряду с руководителем предприятия.

Уклонение главного бухгалтера от контрольных функций, ослабление контроля за законностью совершающихся хозяйственных операций является одним из условий, способствующих совершению злоупотреблений и преступлений со стороны должностных и материально ответственных лиц. Работники бухгалтерии, не выполняющие в должностной степени свои функциональные обязанности, могут подвергаться наказанию в административном порядке, а при злостных нарушениях установленных правил ведения учета, приведших к хищениям и злоупотреблениям, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Заключение

Хозяйственный учет – это наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных процессов.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и строго документального учета всех хозяйственных операций. В данном определении отражены основные этапы учетного процесса (сбор информации об учетности обьекта, регистрация информации, обработка учетной информации), а также отличия бухгалтерского учета от других видов учета – статистического и оперативно-технического

Таким образом, предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений, за которой бухгалтерский учет ведет постоянное сплошное и строго документальное наблюдение.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированную в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными соответствующим приказом Минфина России.

В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

- бухгалтерский баланс (ф. №1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

- пояснения к ним, включающие: отчет о движении капитала (ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Как уже отмечалось, баланс отражает имущественное состояние предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский счет, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой способ отражения всех текущих изменений, происходящих со средствами предприятия, источниками их образованиями и процессами.

Счета бухгалтерского учета тесно связаны с балансом. Эта взаимосвязь выражается в следующем:

счета бухгалтерского учета открываются на основании статей бухгалтерского баланса, и, наоборот, бухгалтерский баланс составляется на основе данных, содержащихся в бухгалтерских счетах.

Синтетические счета дают обобщенные показатели о хозяйственных средствах, источниках и процессах, т.е. синтезируют детальные сведения. Эти счета ведутся только в денежном выражении. К синтетическим счетам относятся все счета, которые открываются на основе статей бухгалтерского баланса.

Аналитические счета служат для детализации сведений, содержащихся в синтетических счетах. Аналитические счета открываются на основе и в развитие определенного синтетического счета. В аналитических счетах применяются также и натуральные измерители (килограммы, тонны, метры и т.д.). Аналитические счета, отражающие движение материальных ценностей

Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется три способа:

1. корректурный;

2. способ красного сторно;

3. способ дополнительной проводки (контировка).

Тема 3. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§1. Документальное оформление основных хозяйственных операций в промышленных предприятиях.

§2. Оформление хозяйственных операций учетными документами в предприятиях оптовой торговли.

§3. Документальное оформление хозяйственных операций в предприятиях розничной торговли.

§4. Особенности учета хозяйственных операций в предприятиях общественного питания.

Заключение

Вопрос 1: Документальное оформление основных хозяйственных операций в промышленных предприятиях.

Главнейшие хозяйственные операции в любой отрасли подразделяются на следующие виды:

А) Операции, связанные с измерением и фиксацией затрат труда и начислением заработной платы.

Б) Операции, связанные с приобретением и расходованием товарно-материальных ценностей.

В) Операции, связанные с производством, выпуском продукции и реализацией готовых изделий.

Г) Операции с денежными средствами.

Рассмотрим важнейшие из них:

Документальное оформление хозяйственных операций, связанных с измерением и фиксацией затрат труда и начислению заработной платы.

На каждом предприятии, согласно штатному расписанию, работает определенный состав и количество работников. Учет численности работников, рабочего и отработанного времени ведется на основании первичных документов. На каждого работника заполняется личная карточка по форме № Т-2. Сведения о количестве отработанных дней и часов, о выработке и другие данные берутся из табелей нарядов, рапортов, ведомостей выработки, расчетно-платежных ведомостей и специальных карточек работников, систематизируемых определенным образом. Например, для учета рабочего времени используется табель (форма № Т-12 или Т-13), который ведется непосредственно в подразделениях предприятия. С его помощью получают сведения об отработанном времени и не отработанных по разным причинам днях и часах, обеспечивается текущее наблюдение за выходами на работу, за соблюдением правил прихода и ухода, состоянием трудовой дисциплины. Неявки или опоздания на работу по уважительным причинам оформляются следующими документами: листками временной нетрудоспособности, справками о выполнении государственных и общественных обязанностей и др. Эти документы сдаются табельщикам и после отметки в табеле передаются в бухгалтерию для расчетов с работниками.

Сверхурочные работы, разрешенные в установлении порядке, фиксируются в списках мастерами и контролируются табельщиками. Время простоев устанавливается по листкам о простое, которые подписывает администрация цеха.

Внутрисменные простои по причинам учитываются на основе фотографии рабочих мест и других показателей о простоях. Затраты рабочего времени группируются по следующим признакам: отработанное время, неотработанное оплаченное время и неотработанное неоплачиваемое время. Сгруппированные за месяц на основании табелей показатели характеризуют трудовые ресурсы по предприятию в целом. К числу важнейших показателей, отражающих затраты труда, относятся нормы труда, характеризующие выработку продукции. Под нормой труда понимаются нормы: выработки, времени, обслуживании, численности, устанавливаемые для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Нормой выработки измеряют установленный объем работы, подлежащий выполнению в единицу рабочего времени.

Система учета выработки зависит от организации производства и нормирования труда, технологического процесса, применения рациональных способов съема этой информации, от системы оплаты труда и способа приемки работ.

В массовых производствах труд рабочих организуют в бригадах, выполняющих определенный цикл работ. Приемка продукции ведется, как правило, по конечной операции (изделию, узлу, технологически обособленному процессу). Но встречается также пооперационная система учета выработки (учета выполнения нормы выработки, нормы времени или нормы обслуживания). В серийных производствах выработка и заработок регистрируются, в основном, в сменном рапорте-наряде.

Немало предприятий с серийным характером производства вместо сменных рапортов или в сочетании с ними применяют систему маршрутных карт (листов), открываемых на каждую партию деталей или узел деталей. Они выписываются производственной службой и сопровождают соответствующую партию деталей до окончания их изготовления.

В единичных и мелкосерийных производствах нередко используют разовые документы – наряды, фиксирующие выполнение бригадой определенной работы. Некоторые предприятия данного типа, вместо нарядов применяют ежемесячные накопительные документы в виде лицевых счетов выработки, что сокращает поток документов.

Основными формами оплаты труда являются: повременная и сдельная. Каждая из них имеет свои разновидности: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременной оплате труда заработок начисляется за определенное количество проработанного времени независимо от объема выполненных работ. Он складывается из оплаты по тарифным ставкам для рабочих и должностным окладом для служащих, доплат за условия труда и профессиональное мастерство. При сдельной оплате труда размер заработка зависит от количества изготовленной продукции (выполненной работы или оказанной услуги) в соответствии с установленными сдельными расценками. Кроме сдельной повременной оплаты применяется аккордная форма оплаты труда, основанная на определении совокупного заработка за выполнение определенных стадий работ или изготовление определенной продукции

Все первичные документы по выработке продукции, выполнению работ и оказанию услуг, в которых фиксируются затраты труда и рабочего времени, сдаются в бухгалтерию, где на их основе зачисляется заработная плата. Документы, обобщающие данные о причитающейся и подлежащей выплате заработной плате, называются расчетной (расчетно-платежной) и платежной ведомостями. Расчетно-платежная ведомость состоит как бы из 4-х разделов.

В I разделе указывается Ф.И.О. рабочих, их табельные номера.

Во II разделе: начисление з/платы (т.е. все виды начислений).

В III разделе все виды удержаний (налоги, кредиты, страховки).

В IV разделе: причитающаяся к выплатам з/плата.

Практика работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что в документах по фиксации затрат труда и начислению заработной платы очень часто совершаются подлоги в целях хищения денежных средств. Наиболее распространены среди таких подлогов:

1) приписки в нарядах на выполненные работы или оказанные услуги;

2) составление полностью подложных документов на фактически непроизведенные работы;

3) включение в расчетно-платежные ведомости вымышленных лиц;

4) приписки в платежных ведомостях;

5) хищение депонентских сумм и т.д.

Для выявления данных злоупотреблений необходимо применят все методы исследования учетных документов, а также методы документального и фактического контроля.

Операции, связанные с приобретением и расходованием товарно-материальных ценностей.

Важную роль в обеспечении организации материального учета, а также в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей играет правильное и своевременное оформление их движения первичными документами бухгалтерского учета. Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет служба снабжения. С этой целью в отделах снабжения ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, где отмечают выполнение условий договора о поставке материалов по ассортименту, их количеству, цене, срокам отгрузки. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета. Поступающие на предприятие материальные ценности оформляются первичными документами в следующем порядке. Поставщик, одновременно с отгрузкой продукции. Высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и затем передают в бухгалтерию. Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут журнал учета поступающих грузов. В нем записывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или об отказе от акцепта. Проверенные платежные требования из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов. В бухгалтерии экспедитору выписывается доверенность на получение груза. Доверенность является бланком строгой отчетности. Его выдача фиксируется в специальном журнале. В соответствии с данными документами экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материальные ценности по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он при приемке груза от транспортной организации может потребовать проверку груза и комиссионной его приемки. В состав комиссии должны входить: экспедитор, представитель транспортной организации, представитель незаинтересованной организации. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Для получения материальных ценностей со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материала производит комиссия, оформляя акт приемки материалов, который служит основанием для предъявления претензий поставщику. В состав комиссии приглашают представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт составляется также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки). Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств, оформляют накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один экземпляр является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. В лимитно-заборной карте указывается: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов.

Один экземпляр лимитно-заборной карты передают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим оформляют выпиской отдельного требования-накладной. При замене в лимитно-заборной карте материала делают запись: «Замена, см. требование №__» и уменьшают остаток лимита.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то отпуск оформляется требованием-накладной. Требования выписывают цехи-получатели в 2-х экземплярах. Один из них с распиской кладовщика остается в цехе, второй с распиской получателя – у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям или своим хозяйствам, расположенным за пределами предприятия, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Их выписывает служба снабжения в 2-х экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первичный экземпляр накладной остается на складе и является основанием для учета материалов, второй передается получателю материалов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

В установленные дня документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия по реестру приемки-сдачи документов, составленному в 2-х экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе.

Учет материалов на складе осуществляет зав. складом, являющийся материально ответственным лицом. С кладовщиком заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сортовым учетом, осуществляется только в натуральном выражении. Карточки открывают в бухгалтерии и заносят в них следующие данные: номер склада, наименования материалов, их марку, сорт, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик производит на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т.п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Ведение учета материалов допускается также в книге сортового учета, которая содержит те же реквизиты, что и карточка складского учета.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В бухгалтерии учет материальных ценностей может быть организован двумя способами:

1. Количественно-суммовой, при котором в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записываются, на основании первичных документов, все операции по приходу и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

2. Оперативно-бухгалтерский или сальдовый метод учета материалов. При этом методе бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в карточках аналитического учета, ни в отборных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущихся на складе.

Операции, связанные с производством, выпуском продукции и реализацией готовых изделий.

Учет затрат на производство ведется на активном счете «Основное производство». Основанием для списания затрат являются документы по начислению з/платы и расходу материалов. Эти затраты являются основным элементом себестоимости выпускаемой продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, средств и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно.

На организацию учета производственных затрат оказывают влияние виды деятельности, характер производства и вырабатываемой продукции, структура управления и размеры предприятия.

В настоящее время действующими положениями по учету (Планом счетов бух. учета и Инструкцией по его применению) предусмотрены два варианта учета выпуска продукции:

По первому варианту фактическую производственную себестоимость готовой продукции определяют на счете Основного производства и относят с кредита этого счета Готовой продукции.

По второму варианту фактическую себестоимость определяют на счете Основного производства и относят в дебет счета Выпуска продукции.

Поступления готовой продукции из цеха на склад оформляются сдаточными накладными. На складе готовой продукции ведется аналитический учет по отдельным наименованиям готовой продукции на основе карточек складского учета, аналогично ведению материалов.

Выпуск продукции из производства оформляется приемо-сдаточными накладными, спецификациями, приемными актами. Они выписываются обычно в двух экземплярах, один из которых предназначен для сдатчика, а другой остается на складе. Готовая продукция в бухгалтерском учете может оцениваться по нескольким вариантам:

- по фактической производственной себестоимости продукции, равной, соответственно, сумме всех затрат на ее изготовление;

- по плановой производственной себестоимости. При этом определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчетный месяц от плановой (нормативной) себестоимости;

- по учетным ценам. В этом случае обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой;

- по продажным (рыночным) ценам и тарифам (без налога на добавленную стоимость);

- по прямым статьям расходов или сокращенной себестоимости.

На отпускаемую продукцию выписывают приказ-накладную или другой документ (извещение об отправке, приказ на выпуск), в которых указывают наименование, номенклатурный номер, сорт, размер, количество упаковок, изделий, наименование и адрес получателя. На основании документа о фактическом отпуске (отгрузке) выписывают платежное поручение (счет-платежное поручение) в нескольких экземплярах. Один из них с приложением транспортных документов передается (отправляется) покупателю для оплаты, а другой прикладывается к документам при передаче их в банк на инкассо.

Операции с денежными средствами.

Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей и чеков, замещающих наличные деньги, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках.

Для учета денежных средств и расчетных операций применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в разделы «Денежные средства» и «Расчеты». Они включают счета кассы, расчетного, валютного и специальных счетов, денежных документов, переводов в пути и всех видов внутрихозяйственных и внешних расчетов организации.

Из всех операций, связанных с денежными средствами, мы с вами рассмотрим три основных формы:

1. кассовые операции;

2. операции по расчетному счету;

3. операции с подотчетными суммами.

Все операции по приемке и выдаче денежных средств выполняются кассиром, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей. Руководство предприятия заключает с кассиром договор о полной материальной ответственности. В случае причинения организации ущерба, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного выполнения своих обязанностей кассир обязан возместить ущерб.

В кассу организации наличные и денежные знаки поступают с расчетного счета в банке, а также в результате платежей наличными за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и т.п.

В кассе предприятия разрешается хранить небольшие суммы, в пределах лимита, установленного банком. Лимит – это предельная сумма кассовой наличности. Размер лимита зависит от объема среднемесячных расходов денежных средств предприятия на хозяйственные нужды. Сверх установленного лимита предприятие имеет право хранить денежные средства только для выдачи з/платы в течение трех дней с момента получения этих денег в учреждении банка. По истечении этого срока невыданные по з/плате деньги должны быть внесены на расчетный счет в банке.

Для получения денег с расчетного счета в банке, учреждение банка выдает организации чековую книжку. В чеке указывают назначение требуемой суммы (на оплату труда, хозяйственные расходы). Отрывная часть чека остается в банке, а у организации остается корешок чека с указанием полученной суммы. Чек обязательно подписывается руководителем и гл. бухгалтером предприятия, и их подписи скрепляются печатью. В учреждении банка (где находится расчетный счет организации) имеются образцы подписи руководителя и гл. бухгалтера предприятия, а также образец отписка печати предприятия. При предъявлении организацией чека все подписи и оттиск печати сверяется с карточкой образцов, хранящейся в банке. Испорченный чек не выбрасывается, а перечеркивается и подклеивается в чековую книжку.

Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером, который подписывается гл. бухгалтером и кассиром. Кассовые ордера должны быть заполнены чернилами разборчиво и аккуратно. В них не допускаются исправления. В приходном ордере кроме номера, даты, суммы указывают, за что получены деньги (получение денежных средств в банке, оплата продукции или услуг, возврат подотчетных сумм и т.п.).

Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным платежным ведомостям, счетам, заявлениям с наложением на них специального штампа, заменяющего расходный кассовый ордер. Документы на выдачу выписывает бухгалтерия. Они должны быть подписаны руководителем и гл. бухгалтером предприятия.

Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты.

Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге. Эта книга должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана сургучной печатью. Записи в кассовой кн<

Наши рекомендации