Зеленченкова Елена Владимировна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Цикловая комиссия экономики и бухгалтерского учета

Зеленченкова Елена Владимировна

«Основы бухгалтерского учета»

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов специальности:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

профиля социально-экономического

заочной формы обучения

Керчь, 2015г.

Составитель:

Зеленченкова Елена Владимировна преподаватель І категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

Рецензент:

Витенко Виктория Николаевна, преподаватель высшей категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии «Экономика и бухгалтерский учет» СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол № ____ от «____»____________ 20___г.

Председатель ________________ Харькова Э.А.

Методические указания утверждены на заседании учебно-методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол № ____ от «____»____________ 20___г.

СОДЕРЖАНИЕ

  с
Введение
1 Методические указания по изучению дисциплины
2 Рекомендации по изучению теоретических вопросов дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
3 Методические рекомендации по работе с учебной литературой
4 Вопросы, выносимые на теоретическое обсуждение
5 Задачи, выносимые на практические занятия
6 Вопросы, выносимые на экзамен по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
7 Тесты по дисциплине «основы бухгалтерского учета»
8 Варианты контрольной работы по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Список рекомендуемой литературы
Приложения
   

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Основы бухгалтерского учета» относится к профессиональному циклу, общепрофессиональным дисциплинам.

Основы бухгалтерского учета являются фундаментальным научным базисом прикладной бухгалтерии, формирующей и передающей пользователям системную, комплексную учетную информацию о состоянии экономики хозяйствующего субъекта.

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. На базе учетных данных формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность, откуда общество узнает о состоянии экономики.

Цель дисциплины - дать студентам знания об основных принципах как теоретической основы правил, приемов; научить идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать объекты бухгалтерского наблюдения и их правовое регулирование; привить навыки применения принципов бухгалтерского учета и приемов обобщения учетной информации. Задача данного курса состоит в формулировке, логическом обосновании, систематизации, обобщении и демонстрации практической применимости теоретического базиса множества дисциплин, посвященных изучению основ бухгалтерского учета.

В результате изучения курса студенты должны стать теоретически подготовленными для осуществления профессиональной деятельности по организации бухгалтерского учета, а также быть готовыми к эффективной творческой работе в процессе юридического сопровождения бухгалтерского учета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

- использовать формы и счета бухгалтерского учета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

- национальную систему нормативного регулирования;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- понятие бухгалтерского учета;

- сущность и значение бухгалтерского учета;

- историю бухгалтерского учета;

- основные требования к ведению бухгалтерского учета;

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета;

- формы бухгалтерского учета.

Рабочим учебным планом по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» предусмотрено выполнение одной контрольной работы. В контрольной работе студент должен на основе самостоятельного изучения учебной и специальной литературы, нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета, дать ответы на два теоретических вопроса и выполнить практическое задание по одному из вариантов (см. Таблицу выбора варианта заданий). Для правильного их выполнения студент должен ознакомиться с соответствующими разделами программы курса. По полноте и четкости изложения ответов оценивается самостоятельность работы студента и понимание изученного материала.

Контрольную работу необходимо оформлять в соответствии с требованиями «Положения о порядке оформления студенческих работ» от 07.05.2015 г. (Режим доступа: http://kgmtu.ru/assets/uploads/2015/03/ Положение о порядке оформления студенческих работ. Издание-2 .pdf)

При выполнении контрольной работы необходимо использовать современные отечественные и зарубежные издания, монографические исследования, издания периодической печати, действующие нормативно-правовые акты РФ по бухгалтерскому учету, ресурсы глобальной сети Internet. Объем работы должен быть не более 20 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman Обычный, 14 pt, полуторный интервал). Образец титульного листа приведен в конце данных методических указаний. Работу нужно подписать и указать дату выполнения.

По результатам проверки работа визируется одним из способов:

- «допускается к защите» - работа выполнена в соответствии с требованиями;

- «к защите с доработкой» - работа требует корректив;

- «не допускается к защите» - студент обязан полностью ее переработать.

Студенты, не представившие работу в сроки, предусмотренные учебным планом, к сдаче экзамена не допускаются.

В процессе самостоятельного изучения курса «Основы бухгалтерского учета» и выполнения контрольной работы студенты могут обращаться за консультацией к преподавателю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Независимо от организационной формы (частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество); сферы деятельности (торговля, промышленность, транспорт, строительство и т. д.) любым предприятием необходимо руководить. Руководство заключается в принятии конкретных управленческих решений. Чтобы принимать решения необходима информация о том, чем располагает данное предприятие, из каких источников формируются средства предприятия. Эту информацию можно получить только благодаря системе хозяйственного учета. Система хозяйственного учета состоит из следующих видов учета: оперативный; статистический; бухгалтерский, налоговый. Студенты специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) изучают дисциплину «Основы бухгалтерского учета»

Бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения, и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решении.

Подготовка к занятиям по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» включает:

ü ознакомление и изучение лекционного материала;

ü изучение учебной и методической литературы;

ü ознакомление с действующей законодательной и нормативно- правовой базой, регламентирующей ведение бухгалтерского учета в РФ;

ü подготовка конспектов по действующей законодательной и нормативно- правовой базе;

ü изучение Положений бухгалтерского учета.

ü освоение специальных терминов.

ü решение ситуационных заданий;

ü составление журнала регистрации хозяйственных операций.

ü составление типовых форм финансовой отчетности;

Ознакомление и изучение лекционного материала позволит закрепить знания, полученные при изложении лекционного материала. Изучение предусматривает не простое прочтение изложенного в лекции материала, а осмысленное освоение основных определений, терминов и понятий раскрытых в лекции. Поэтому изучать конспект необходимо « с карандашом» т.е. при чтении выделять основной материал, подчеркивать определения, продумывать примеры по основным категориям, формулировать вопросы, которые необходимо уточнить в преподавателя. Посещать консультации преподавателя необходимо для решения всех вопросов, которые возникают при изучении лекционного материала.

Для успешного освоения бухгалтерского учета ознакомления и изучения только лекционного материала не достаточно, так как время для чтения лекции ограничено. Необходимо самостоятельно изучать учебную и методическую литературу, перечень которой приведен в конце данной методички.

Одной из основных особенностей дисциплины «Основы бухгалтерского учета» является то, что она базируется на действующей законодательной и нормативно-правовой базе, которая часто изменяется, поэтому студенты должны изучать изменения, которые вносятся в действующие законодательные акты.

Заключительным этапом учетного процесса является составление типовых форм финансовой отчетности и проведение на ее основе экономического и финансового анализа деятельности предприятия. Поэтому студент должен получить необходимые навыки по заполнению всех форм отчетности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

Тема 11. План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета, его строение и значение. Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре.

ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ПО СИНТЕТИЧЕСКИМ СЧЕТАМ

  Шифр Наименование счета Сальдо на начало Оборот Сальдо на конец
  ДТ КТ ДТ КТ ДТ КТ
                 
                 
                 
и т.д.                
Итого: X X Y Y Z Z  
                     

Обязательно:

Ø сальдо на начало по дебету и кредиту равны, т.к. счета открывают на основании баланса на начало отчетного периода, в котором актив и пассив всегда равны;

Ø обороты по дебету и кредиту равны, т.к. хозяйственные операции отражают на счетах по принципу двойной записи;

Ø сальдо на конец по дебету и кредиту равны, исходя из двух предыдущих равенств. Используются для составления баланса на конец отчетного периода.

Одной из особенностей бухгалтерского учета является метод документирования. Этот метод предполагает сплошное и непрерывное документирование всех хозяйственных операций, происходящих в деятельности предприятия.

Первичные документы - это письменные свидетельства, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение.

Хозяйственные операции - это факты предпринимательской и другой деятельности, влияющие на состояние имущества, капитала, обязательств и финансовых результатов.

Первичные документы должны быть составлены в момент проведения каждой хозяйственной операции или, если это невозможно, непосредствен­но после ее завершения. Для контро­ля и упорядочения обработки информации на осно­вании первичных документов могут составляться сводные документы.

Первичные документы (на бумажных и машиносчитывающих носителях информации) для предоставления им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты: название предприятия, учреждения, от име­ни которых составлен документ, название документа (формы), код формы, дата и место составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и стоимостном виде), должность, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа.

При применении средств вычислительной и другой оргтехники реквизиты могут быть зафиксированы в виде кода.

В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия, номер документа, основание для осуществления операций, данные о доку­менте, удостоверяющем личность получателя и др.

Документ может быть подписан лично, с применением факсимиле, штампа, символа или другим механическим или электронным способом удостоверения. Подписи лиц, ответственных за составление первичных документов на вычислительных машинах и других средствах организационной техники, выполняются в виде пароля или другим способом авторизации, который дает возможность однозначно идентифицировать лицо, осуществившее хозяйственную операцию.

Данные бухгалтерского учета должны давать точную информацию о состоянии и движении хозяйственных средств. Однако в процессе деятельности предприятия фактические данные могут отличаться от данных бухгалтерского учета.

Расхождения могут быть:

· когда бухгалтерский учет не в состоянии фиксировать изменения в результате влияния атмосферных условий (привес, усушка- намок мешок сахара.)

· в результате ошибок при отпуске материальных ценностей (пересортица- вместо муки 1сорта отпустили муку 2 сорта.)

· в следствии ошибок в самих учетных записях (бухгалтер допустил ошибку в расчетах)

Перечисленные явления в момент их совершения не поддаются первичному учету с помощью документов, поэтому для установления расхождений необходимо проводить инвентаризацию.

Инвентаризация - это один из элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сопоставления их с фактическим наличием средств.

Для того чтобы обобщить разнообразную информацию необходимо использовать стоимостное измерение показателей деятельности предприятия. Согласно основным принципам бухгалтерского учета и финансовой отчетности измерение и обобщение всех операций деятельности предприятия производится в едином денежном измерителе. Для стоимостного измерения в бухгалтерском учете применяются методы оценки и калькулирования.

Согласно ПБУ установлено, что актив отражается в балансе при условии, что оценка его может быть достоверно определен и ожидается получение в будущем экономических выгод, связанных с его использованием.

Обязательство отражается в балансе, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения.

Таким образом, оценка является способом стоимостного измерения хозяйственных средств и источников их образования. Это подтверждает роль и значение метода оценки в бухгалтерском учете.


Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru       распорядительные  
           
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru       исполнительные  
    по назначению      
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru     бухгалтерского оформления  
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru        
        комбинированные  
           
           
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru       первичные  
по объему  
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru        
      сводные  
   
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Бухгалтерские документы          
         
      денежные  
  по характеру документируемых операций      
    материальные  
       
    расчетные  
         
         
      разовые  
по способу отражения операций  
       
    накопительные  
   
         
         
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru       внутренние  
по месту составления  
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru        
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru     внешние  
   
           
           
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru       однопозиционные  
по количеству учетных позиций  
         
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru     многопозиционные  
   
           
           
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru       ручной обработки  
по способу обработки  
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru        
Зеленченкова Елена Владимировна - student2.ru     машинной обработки  
   

Рисунок 2.8. Классификация бухгалтерских документов

Для отражения в едином денежном измерителе процессов, которые осуществляются на предприятии в ходе его хозяйственной деятельности необходимо калькулирование.

Калькулирование - способ стоимостного измерения процессов приобретения материальных ценностей, производства продукции и ее реализации , а также отдельных этапов и элементов процесса расширенного воспроизводства.

Для того чтобы получить необходимые показатели о хозяйственной деятельности необходимо сведения содержащиеся в отдельных документах сгруппировать в соответствии с их экономическим содержанием и зарегистрировать.

Учетная регистрация - это способ текущего учета первичных данных на материальных носителях, обеспечивающий их юридическую силу и как результат обобщение учетной информации.

Учетные регистры- это специальные таблицы определенной формы и содержания для регистрации и накопления информации об объектах бухгалтерского учета.

Для ведения бухгалтерского учета используют разнообразные учетные регистры, (журналы, ведомости, карточки) записи в которые производят в различной последовательности. Различное сочетание учетных регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей в них определяют применение определенной формы бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета понимают сочетание различных учетных регистров их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей.

Заключительным этапом ведения бухгалтерского учета является составление финансовой отчетности. Требования по ее заполнению отражены в ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н // [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации- 2014. - Режим доступа: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/PBU_4.pdf

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Семинар №1

Тема Основные понятия бухгалтерского учета

Вопросы:

1. Общая характеристика предмета бухгалтерского учета.

2. Понятие о хозяйственном процессе, его этапах и хозяйственных операциях.

3. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.

4. Источники образования средств

5. Понятие о бухгалтерском балансе, его содержании и структуре. Характеристика статей актива и пассива баланса. Значение баланса для управления предприятием и анализа их финансового состояния. Классификация балансов.

6. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

Семинар №2

Практическая работа № 1

Сгруппируйте хозяйственные средства организации по составу и размещению и источникам образования на основании следующих данных на 1 января.

№ п/п Хозяйственные средства и источники образования Сумма, руб.
1. Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль 89 200
2. Оборудование 568 250
3. Задолженность работникам по заработной плате 29 500
4. Здание 1 054 500
5. Вычислительная техника 296 425
6. Задолженность Васильева С.И. по подотчетным суммам
7. Топливо 187 280
8. Запасные части 56 250
9. Сырье и материалы 894 395
10. Уставный капитал 1 200 000
№ п/п Хозяйственные средства и источники образования Сумма, руб.
11. Краткосрочные кредиты 1 100 000
12. Наличные деньги в кассе
13. Задолженность в Пенсионный фонд
14. Денежные средства на расчетном счете 496 840
15. Задолженность бюджету по налогу на добавленную стоимость 28 450
16. Авторское право на программы для ЭВМ 127 385
17. Резервный капитал 784 080
18. Задолженность поставщику за материалы 568 900
19. Нераспределенная прибыль 790 000
20. Товары 862 455
21. Добавочный капитал 450 000
22. Долгосрочный займ 1 000 000
23. Транспортные средства 827 000
24. Производственный инвентарь 217 350
25. Оборудование к установке 450 000

Группировку провести в виде таблиц:

Таблица 5.1 Группировка хозяйственных средств по составу и размещению

Виды хозяйственных средств Сумма, руб
Внеоборотные активы
Итого внеоборотных активов:  
Оборотные средства
Итого оборотных средств:  
Всего хозяйственных средств:  

Таблица 5.2. Группировка хозяйственных средств по источникам образования

Источники хозяйственных средств Сумма, руб
Источники собственных средств
Итого источников собственных средств:  
Источники заемных (привлеченных) средств
Итого источников заемных средств:  
Всего источников хозяйственных средств:  

Практическая работа № 2

Составить баланс-нетто на 01.02.20___ г. на основании следующих данных:

№ п/п Наименование средств Сумма, тыс. руб.
Основные средства
Амортизация основных средств
Нераспределенная прибыль
Уставный капитал
Готовая продукция 192,5
Незавершенное производство 38,5
Касса
Расчетные счета
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с разными дебиторами
Расчеты с разными кредиторами
Нематериальные активы 43,3
Амортизация нематериальных активов 1,3
Материалы

Практическая работа № 3

Указать к какому типу балансовых изменений относятся хозяйственные операции:

1. Перечислено с расчетного счета поставщикам в погашение задолженности - 8000 руб.

2. Сдана на склад готовая продукция - 20 000 руб.

3. Поступило от дебиторов в кассу - 10 000 руб.

4. Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы - 42000 руб.

5. Выдана из кассы заработная плата - 42 000 руб.

6. Поступили от поставщиков материалы, расчеты за которые еще не произведены - 6000 руб.

7. Оплачено с расчетного счета поставщикам за материалы и товары - 26000 руб.

8 . Часть нераспределенной прибыли по решению учредителей направлена в резервный капитал - 130 000 руб.

9. Возвращен в кассу остаток подотчетной суммы - 200 руб.

10. Оплачена с расчетного счета задолженность перед бюджетом - 3000 руб.

11 . Выдана из кассы под отчет сумма - 2000 руб.

12 . Погашена с расчетного счета часть краткосрочного кредита - 15 000 руб.

Работу выполнить в виде таблицы:

Таблица 5.3 – Балансовые изменения по операциям

Номер операции Тип балансовых изменений
   

Практическая работа № 4

I. Составьте баланс организации после каждой хозяйственной операции по приведенной ниже форме.

1 . ООО «Заря. было зарегистрировано 15 января 20 _ г.

Учредители 000 «Заря. - 3 физических лица. Первоначальный капитал в сумме 150000 руб. был внесен учредителями на расчетный счет в банке 16 января.

Баланс ООО «Заря» на 16.01.

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
       
Баланс   Баланс  

2. Поступили материалы от поставщиков 16 января 20 _ г. на 100 000 руб.

Баланс ООО «Заря» на 17.01.

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
       
Баланс   Баланс  

3. Оплачено поставщику с расчетного счета 17 января 20 __ г. 80 000 руб.

Баланс ООО «Заря» на 18.02.

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
       
Баланс   Баланс  

II. Указать, к какому типу балансовых изменений относится каждая хозяйственная операция.

Практическая работа № 5

B таблице укажите номер счета (шифр) и в каком разделе Плана счетов бухгалтерского учета он находится:

Наименование счетов (субсчетов) Номер счета (суб-счета) Раздел Забалансовые счета
I II III IV V VI VII VIII
1. Основные средства                    
2. Уставный капитал                    
3. Запасные части                    
4. Аккредитивы                    
5. Выручка                    
6. Расчеты по пенсионному обеспечению                    
7. Расходы будущих периодов                    
8. Арендованные основные средства                    
9. Нематериальные активы                    
10. Расчеты с поставщиками и подрядчиками                    
11. Основные производство                    
12. Товары на складах                    
13. Общехозяйственные расходы                    
14. Расчетные счета                    
15. Резервный капитал                    
16. Товары принятые на комиссию                    
17. Материалы                    
18. Расходы на продажу                    
19. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств                    
20. Готовая продукция                    
21. Амортизация нематериальных активов                    
22. Расчеты по налогам и сборам                    
23. Предоставленные займы                    
24. Расчеты с персоналом по оплате труда                    
25. Доходные вложения в материальные ценности                    
26. Расчеты с разными кредиторами и дебиторами                    
27. Амортизация основных средств                    
28. Себестоимость продаж                    
29. Переводы в пути                    
30. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)                    
31. Прочие доходы и расходы                    
32. Недостачи и потери от порчи ценностей                    
33. Касса                    
34. Прибыли и убытки                    

Практическая работа № 6

1. Составьте баланс на 1 января.

2. Откройте счета синтетического учета.

3. Запишите операции организации за январь в журнал хронологической регистрации хозяйственных операций и подсчитайте итог.

4. Разнесите операции, перечисленные в этом журнале по ранее открытым счетам.

5. Подсчитайте по каждому счету обороты за январь и определите сальдо на 1 февраля.

6 . Составьте оборотную ведомость no синтетическим счетам за январь.

7. Составьте баланс на 1 февраля.

Данные для выполнения практической работы

Наши рекомендации

№ счета Наименование счета Сумма, руб.
Основные средства 250 000