Учет движения оборудования, строительных материалов у заказчика.
В процессе строительства, реконструкции, технического перевооружения производится установка оборудования.
Учет затрат на приобретение оборудования осуществляется в разрезе наименований приобретаемого и монтируемого оборудования, состав, перечень видов и наименований которого определяется проектно – сметной документацией.
К оборудованию, которым обеспечивается стройка, относится технологическое, энергетическое, электротехническое, общезаводское, подъемно-транспортное оборудование; аппаратура, вентиляторы всех размеров и назначений, калориферы, отопительные агрегаты, кондиционеры, фильтры, лифты, электрические и газовые бытовые плиты, контрольно-измерительные приборы, средства автоматизации, связи; все виды эксплуатационного оборудования и оборудования для капитального строительства, осуществляемого по договорам между заказчиками и монтажными организациями, другие виды оборудования.
Оно подразделяется на оборудование, требующее монтажа и не требующее монтажа.
Оборудование, не требующее монтажа(свободно стоящие станки, сельскохозяйственные машины, измерительные приборы и др.), учитывается непосредственно на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы»по мере его поступления, что отражается записью:
Д-т сч. сч. 08 К-т сч. сч. 60 – на стоимость без НДС;
Д-т сч. 18 К-т сч. 60,51,52, 55, 68 – на НДС, предъявленный к оплате поставщиком оборудования.
Оборудование, требующее монтажа,может быть введено в действие только после сборки его частей, прикрепления к фундаментам, опорам, междуэтажным перекрытиям, полу и другим несущим конструкциям зданий и сооружений.
Оборудование, предназначенное для установки на строящихся или реконструируемых объектах капитального строительства и требующее монтажа, независимо от способов ведения строительства, как правило, приобретается застройщиком и учитывается у него на активном счете 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», к которому в типовом плане счетов предусмотрены субсчета:
07-1 «Оборудование к установке на складе»;
07-2 «Оборудование к установке, переданное в монтаж».
Документальное оформление приемки такого оборудования зависит от того, поступило оно на склад застройщика или непосредственно на строительно-монтажную площадку.
Оборудование, поступающее на склад застройщика, принимается специальной комиссией с участием представителя подрядной монтажной организации, которая будет осуществлять монтажные работы, которая составляет акт, на основании которого оборудование приходуется у заказчика в подотчет материально ответственному лицу. Передача оборудования в монтаж и, следовательно, на ответственное хранение подрядчику оформляется актом, принятоеоборудование подрядчиком для монтажа от заказчика, последнему не оплачивается.
Оборудование, поступающее непосредственно на строительно-монтажные площадки принимает уполномоченный подрядчика, что оформляется актом.
Затраты на оборудование, требующего и не требующего монтажа, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку по цене поставщика, затрат на заготовку и доставку оборудования на склад, иных аналогичных расходов. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на счете 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» субсчете 1 «Оборудование к установке на складе» в общей сумме отклонений фактической себестоимости оборудования от его учетной стоимости и включаются в состав капитальных вложений пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудования в установленном для распределения отклонений порядке. К затратам на оборудование, требующего монтажа, добавляются затраты на монтаж.
На стоимость поступившего от поставщиков оборудования, требующего монтажа, в учете застройщика составляется бухгалтерская запись:
Д-т сч. 07/1К-т сч. 60 - на стоимость оборудования без учета НДС;
Д-т сч. 18 К-т сч. 60,51, 52, 55, 68 - на сумму НДС.
Аналитический учет по счету 07/1 ведется по наименованиям оборудования и местам хранения.
Застройщики могут осуществлять монтаж оборудования своими силами, то есть хозяйственным способом, либо передавать эти работы для выполнения строительно-монтажным организациям на договорных условиях, то есть выполнять их подрядным способом.
При подрядном способе осуществления строительства завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на учет на дебет забалансового счета 005 «Оборудование, принятое для монтажа».
Передача оборудования подрядчику в монтаж оформляется актом о приеме – передаче оборудования в монтаж, на основании которого у заказчика составляется запись:
Д-т сч. 07/2 К-т сч.07/1.
После монтажа оборудования в строящийся объект, его стоимость списывается в затраты строительства у заказчика на основании акт сдачи – приемки выполненных работ записью:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 07/2.
Стоимость монтажных работ включается у заказчика в состав затрат по строительству записью:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 60 - на стоимость монтажных работ без НДС;
Д-т сч. 18 К-т сч. 60 – на НДС.
Документом, подтверждающим выполнение монтажных работ и факт передачи заказчику смонтированного подрядчиком оборудования, являются товарная накладная, акт сдачи - приемки выполненных работ, оформляемые в установленном порядке.
Подрядчик списывает смонтированное оборудование записью по кредиту забалансового счета 005.
При вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта, его частей, этапов стоимость оборудования и затраты на его монтаж образуют самостоятельный инвентарный объект учета основных средств, то есть запись Д-т сч. 01 - К-т сч. 08 делается отдельно, например, на стоимость здания и отдельно на стоимость каждого вида оборудования в нем.
Учет строительных материалов у заказчика (застройщика).
На счете 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» бухгалтерский учет наличия и движения строительных материалов ведется организациями, исполняющими в соответствии с законодательством функции застройщика, заказчика. Для этих целей к счету 07 может быть открыт субсчет 3 «Строительные материалы».
Он применяется у организаций-застройщиков (заказчиков) для учета наличия и движения материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, выполняемых как хозяйственным, так и подрядным способами, для изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений. Здесь же учитываются строительные конструкции и детали.
Под строительными материалами понимаются материалы, предназначенные для обработки, переработки или использования при производстве строительных и иных специальных монтажных работ и предусмотренные в перечнях к сметным нормам на производство этих работ.
Строительные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Строительные материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету на забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку» в оценке, предусмотренной в договоре или товаросопроводительных документах, например, строительные материалы заказчика, находящиеся у подрядчика.
Поступление строительных материалов от поставщиков, их реализация, передача другим организациям для переработки или доведения до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, оформляется ТТН или ТН.
При списании строительных материалов на производство и ином выбытии их оценка производится по одному из следующих методов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости каждого наименования материалов;
по учетной цене с учетом отклонений.
Поступление строительных материалов от поставщика отражается записями:
Д-т сч. 07/3 К-т сч. 60 – на покупную стоимость;
Д-т сч. 18 К-т сч. 60, 51, 52, 55, 68 – на НДС, пред.явленный поставщиком к оплате.
Принятие на учет строительных материалов, полученных в результате разборки временных (нетитульных) зданий, сооружений, конструкций (возвратных материалов) оформляется актом о разборке нетитульного временного здания и сооружения и отражается записью:
Д-т сч. 07/3 К-т сч. 08/1.
Специфическим для строительного производства является порядок оформления расхода материалов открытого хранения, так называемых навалочных (песка, гравия, извести, щебня и др.). Как правило, они расходуются без повседневного оформления документами (но под контролем прораба, мастера или производителя работ), что обусловливается невозможностью обмера их в момент отпуска в производство. Поэтому расход материалов определяют путем ежемесячной инвентаризации и по ее результатам исходя из объема выполненных работ его оформляют первичными документами. Отсюда в строительном производстве особенно важен контроль обоснованности расхода материалов. Он осуществляется путем сравнения фактических затрат по каждому наименованию материалов с нормативами их расхода, пересчитанными на выполненный объем работ, а также проведением анализа причин экономии или перерасхода.
Контроль и анализ осуществляются по данным инвентаризации и материальных отчетов, ежемесячно представляемым мастерами или другими лицами.
Передача строительных материалов подрядчику для производства строительных работ отражается записью:
Д-т сч. 08 К-т сч. 07/3.
У подрядчика полученные от заказчика строительные материалы принимаются на учет на забалансовый счет 003 записью:
Д-т сч. 003.
После сдачи выполненных строительных работ у подрядчика производится списание строительных материалов с забалансового счета записью:
К-т сч. 003.
Учет затрат на приобретение инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных и иных активов.
Затратына приобретение инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных и иных активов отражаются как вложения в долгосрочные активы на счете 08 соответственно на субсчетах 2, 3, 4 и 5.
Приобретение указанных долгосрочных активов отражается на основании счетов, предъявленных поставщиками к оплате на сумму фактических затрат (покупная стоимость приобртенного актива, транспортно - заготовительные расходы и др.) записью:
Д-т сч. 08 /2, 3, 4, 5 К-т сч. 60 на стоимость без НДС,
Д-т сч. 18 К-т сч.60, 51,52, 55,68 – на НДС, предъявленный к оплате поставщиком.
После того, как на счете 08 полностью сформирована их первоначальная стоимость, объекты инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов принимаются на бухгалтерский учет у их собственника на основании актов о приеме – передаче данных объектов на соответствующий счет:
- 03 «Доходные вложения в материальные активы» на субсчета 2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости», 3 «Предметы финансовой аренды (лизинга)» бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 03/1 К-т сч. 08/2 – на первоначальную стоимость приобретенной инвестиционной недвижимости;
Д-т сч. 03/2 К-т сч. 08/3 – на первоначальную стоимость приобретенных предметов финансовой аренды (лизинга);
- 04 «Нематериальные активы» - на первоначальную стоимость приобретенных имущественных прав или других нематериальных активов.
Учет затрат на приобретение и создание других долгосрочных активов учитывается аналогично в зависимости от их вида на счете 08 на субсчете 5 «Приобретение и создание иных долгосрочных активов».