Бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Конспект лекций

для студентов специальности

1 – 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в агропромышленном комплексе»

Могилев 2012

УДК 657.1

Рассмотрен и рекомендован к изданию

на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Протокол № 11 от 11 ноября 2012 г.

Учебно-методическими Советами по специальностям 1 – 25 01 08 «Бухгалтерский анализ, учет и аудит» и 1 – 25 01 04 «Финансы и кредит»

Протокол № 4 от 11 ноября 2012 г.

Научно-методическим советом

Протокол № 5 от 3 ноября 2012 г.

Составитель:

к.э.н., доцент Т.И. Сушко

Рецензенты:

к.э.н., доцент, зав. кафедрой Э и ОП А.Г. Ефименко

главный бухгалтер РУПП «Могилевхлебпром» А.Е. Денисенко

Сушко Т.И.

Бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе. Конспект лекций для студентов специальности 1 – 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – Могилев: УО МГУП, 2012. – 263 с.

Конспект лекций содержит все темы по бухгалтерскому учету дисциплины «Бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе», определенные учебной программой, и поэтому может быть использован студентами специальности 1 – 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для самостоятельной подготовки. В конспекте рассматриваются методики бухгалтерского учета активов, капитала и обязательств организаций промышленности в современных условиях хозяйствования с учетом действующих в данной области законодательных и нормативных документов.

УДК 657.1

© УО «Могилевский государственный

университет продовольствия», 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эффективность управления организацией, проведение качественного анализа ее деятельности, разработка плановых и стратегических показателей развития базируется на учетной информации, требует, чтобы она была качественной и своевременной.

Система бухгалтерского учета обеспечивает осуществление оперативного контроля и управления всех сторон финансово-хозяйственной деятельности организации.

На качество управления также значительно влияет оперативность получения менеджерами организации информации о происходящих в ней процессах, поэтому организация бухгалтерского учета должна базироваться на основе использования современных технологий обработки учетной информации.

Необходимость обеспечения эффективности ведения бухгалтерского учета требует наличия кадров высокой квалификации, компетентных в данной области, с современным экономическим мышлением, способных быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях хозяйствования и законодательства, так как от этого зачастую зависит финансовое состояние организации, а порой и дальнейшее ее существование.

Все это предъявляет повышенные требования к знаниям методик ведения бухгалтерского учета, повышению уровня подготовки специалистов с квалификацией «Экономист» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Курс лекций «Бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе» составлен в соответствии с учебной программой дисциплины «Бухгалтерский учет в промышленности».

Он содержит последовательное рассмотрение методик учета основных средств, доходных вложений в материальные активы, нематериальных активов, вложений в долгосрочные активы, производственных запасов, денежных средств и финансовых вложений, расчетных операций, порядка оплаты труда и расчетов с работниками по заработной плате, выпуска готовой продукции, ее отгрузки и реализации, выполнения работ, оказания услуг, определения и отражения в учете финансовых результатов по текущей, финансовой, инвестиционной и иной деятельности, использования прибыли, учет собственного капитала, резервов, финансовой помощи и средств, полученных в качестве государственной поддержки, структуры и порядка составления бухгалтерской отчетности.

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета

1 Бухгалтерский учет в системе управления, его задачи и общие принципы организация у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

2 Развитие форм бухгалтерского учета и их характеристика.

3 Учетная политика, ее содержание, порядок оформления и утверждения, типовой план счетов, особенности отраслевых планов счетов.

Пример

Амортизируемая стоимость оборудования составляет 2 000 000 р., нормативный срок использования 4 года.

Годовая норма амортизации устанавливается в процентах и рассчитывается следующим образом: 100% / 4 года = 25 %.

Амортизация начисляется ежемесячно, для чего годовая норма амортизации делится на 12, то есть 25 % / 12 месяцев = 2,0833 %.

Сумма амортизационных отчислений за месяц будет равна: 2 000 000 р. бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 2,0833 % / 100 = 41 666 р.

Норма амортизации устанавливается в сумме.

Годовая норма амортизации устанавливается следующим образом:

2 000 000р. / 4 года = 500 р.

Амортизация начисляется ежемесячно, поэтому годовая норма амортизации делится на 12, то есть 500р./ 12 = 41.666 р.

Пример

Первоначальная стоимость оборудования составляет 2 000 000 р., ликвидационная стоимость определена в сумме 150 000р., амортизируемая стоимость составит 1 850 000 р., то есть 2 000 000 р. – 150 000 р., нормативный срок использования 4 года.

Годовая норма амортизации устанавливается в процентах и рассчитывается следующим образом: 100% / 4 года = 25 %.

Амортизация начисляется ежемесячно, для чего годовая норма амортизации делится на 12, то есть 25 % / 12 месяцев = 2,0833 %.

Сумма амортизационных отчислений за месяц будет равна: 1 850 000 р. бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 2,0833 % / 100 = 38 541 р.

Пример

Амортизируемая стоимость оборудования составляет 2 000 000 р., нормативный срок использования 4 года.

Сумма чисел лет равна 4*(4+1)/2 = 10 лет или 1+2+3+4 = 10 лет.

Норма амортизации на первый год составляет: (4 / 10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 40%

Сумма амортизации за каждый месяц первого года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 40 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 66 666 р.

За 1-й год сумма амортизации будет начислена в размере 800 000 р.

Норма амортизации на второй год составит: (3 /10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 30%

Сумма амортизации за каждый месяц второго года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 30 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 50 000 р.

За 2-й год сумма амортизации будет начислена в размере 600 000 р.

Норма амортизации на третий год составит: (2 /10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 20%

Сумма амортизации за каждый месяц третьего года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 20 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 33 333 р.

За 3-й год сумма амортизации будет начислена в размере 400 000 р.

Норма амортизации на четвертый год составит: (1 /10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 10%

Сумма амортизации за каждый месяц четвертого года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 10 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 16 666 р.

За 4-ый год сумма амортизации будет начислена 200 000 р.

Всего за четыре года сумма амортизации будет начислена в размере 100% амортизируемой стоимости объекта основных средств, то есть 2 000 000 р.

Пример

Амортизируемая стоимость оборудования составляет 2 000 000 р., нормативный срок использования 4 года.

Сумма чисел лет равна 4*(4+1)/2 = 10 лет или 1+2+3+4 = 10 лет.

Норма амортизации на первый год составляет: (4 – 4 +1 / 10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 10%

Сумма амортизации за каждый месяц первого года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 10 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 16 666 р.

За 1-й год сумма амортизации будет начислена в размере 200 000 р.

Норма амортизации на второй год составит: (4 – 3 +1 /10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 20%

Сумма амортизации за каждый месяц второго года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 20 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 33 333 р.

За 2-й год сумма амортизации будет начислена в размере 400 000 р.

Норма амортизации на третий год составит: (4 - 2 +1 /10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 30%

Сумма амортизации за каждый месяц третьего года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 30 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 50 000 р.

За 3-й год сумма амортизации будет начислена в размере 600 000 р.

Норма амортизации на четвертый год составит: (4 - 1 +1 /10) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 40%

Сумма амортизации за каждый месяц четвертого года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 40 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 66 666 р.

За 4-ый год сумма амортизации будет начислена 800 000 р.

Всего за четыре года сумма амортизации будет начислена в размере 100% амортизируемой стоимости объекта основных средств, то есть 2 000 000 р.

Метод уменьшаемого остатка

При использовании метода уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от 1 до 2,5 раза), принятого организацией.

Пример

Амортизируемая стоимость оборудования составляет 2 000 000 р., нормативный срок использования 4 года.

Организация установила повышающий коэффициент 1,2.

На 1-й год норма амортизации рассчитывается следующим образом:

100 % / 4 года бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 1,2 = 30 %.

Сумма амортизации за каждый месяц первого года составит:

2 000 000 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 30 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 50 000 р.

За первый год сумма амортизации будет начислена в размере 600 000 р.

На 2-й год норма амортизации остается такой же, а сумма амортизации рассчитывается не от первоначальной стоимости объекта, а от остаточной и за каждый месяц первого года составит:

(2 000 000 р. – 600 000 р.) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 30 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 35 000 р.

За второй год сумма амортизации будет начислена в размере 420 000 р.

На 3-й год норма амортизации остается такой же (30%), а сумма амортизационных отчислений составит:

(2 000 000 р. – 600 000 р. – 420 000) бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 30 % / 12 бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 100 = 24 500 р.

За третий год сумма амортизации будет начислена в размере 294 000 р.

За 4-ый год сумма амортизации равна остаточной стоимости объекта (без умножения на норму амортизации) и составит 205 800 р.:

2 000 000 р. – 600 000 р. – 420 000 – 294 000 = 205 800 р.

Ежемесячная сумма амортизации начисляется в размере ее 1/12 части, т.е. по 17 150 р.

Всего за четыре года сумма амортизации будет начислена в размере 100% амортизируемой стоимости объекта основных средств, то есть 2 000 000 р.

Пример

Оборудование стоит 2 000 000 р. Срок использования 4 года. Производственный ресурс оборудования рассчитан исходя из его производительности, указанной в техническом паспорте. За 4 года эксплуатации планируется выпустить 10 000 изделий. Следовательно, на одно изделие норма начисления амортизации составит:

2 000 000 р. / 10 000 изделий = 200 р.

Ежемесячно по данным бухгалтерского учета определяется фактическое количество выпущенной продукции на данном оборудовании и фактическая сумма амортизационных отчислений начисляется путем умножения рассчитанной ставки амортизационных отчислений на фактическое количество продукции, выпущенной за отчетныймесяц.

За первый месяц эксплуатации оборудования выпущено 210 единиц продукции. Сумма амортизационных отчислений за месяц составит:

210 ед. бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 200 р. = 42 000 р.

Аналогично начисляется амортизация за последующие месяцы в течение амортизируемого периода.

Пример

Амортизируемая стоимость транспортного средства 2 000 000 р. Норма пробега за нормативный срок эксплуатации 300 000 км.

Сметная ставка амортизационных отчислений рассчитана на 1000 км пробега и составила: 2 000 000 р. / 300 000 км бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 1 000 км = 6 660 р.

Ежемесячно бухгалтерия по путевым листам определяет фактический пробег транспортного средства за месяц и умножает его на сметную ставку амортизационных отчислений / 1000 км.

Таким образом, определяется фактическая сумма амортизационных отчислений, подлежащая включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

Например, за первый месяц фактический пробег транспортного средства составил 2000 км. Сумма амортизационных отчислений за отчетный месяц составит: 2000 км бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе - student2.ru 6 660 / 100 = 13 320 р.

В периоды функционирования основных средств в условиях эксплуатации, отличающихся от принятых при установлении нормативных сроков службы или сроков полезного использования (влияния агрессивной среды, сменности, других отклонений от установленных изготовителем или собственником объектов основных средств базовых режимов работы), комиссия вправе своим решением скорректировать месячную норму (сумму) амортизации объекта путем применения поправочного коэффициента.

При наличии отклонений от установленных изготовителем или собственником базовых режимов работы корректировка рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений осуществляется путем умножения месячной нормы (суммы) на значение поправочного коэффициента, величина которого устанавливается комиссией и не может принимать значения менее 0,5 и более 2.

При установлении поправочных коэффициентов к нормативным срокам службы или срокам полезного использования производится корректировка годовых норм (сумм) амортизации на коэффициенты, рассчитанные как величина, обратная значению коэффициентов, установленных к нормативным срокам службы или срокам полезного использования основных средств. В этом случае комиссия вправе производить корректировку установленного нормативного срока службы или срока полезного использования:

- если по окончании нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств сумма начисленной амортизации составляет менее 100 % его стоимости, то установленный нормативный срок службы или выбранный срок полезного использования подлежит пересмотру организацией в сторону увеличения;

- если сумма начисленной амортизации объекта основных средств достигает 100 % его стоимости до окончания нормативного срока службы или выбранного срока полезного использования, установленный нормативный срок службы или срок полезного использования подлежит пересмотру организацией в сторону уменьшения.

По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, организация вправе в течение двух лет с даты их ввода в эксплуатацию для корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений по решению комиссии применять понижающий поправочный коэффициент в диапазоне от 0,2 до 1.

По объектам основных средств, непосредственно используемым для осуществления научно-технической деятельности, а также при производстве высокотехнологичных товаров, оказании высокотехнологичных услуг, определяемых таковыми в соответствии с законодательством, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, комиссия вправе применять для корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений повышающий коэффициент в диапазоне от 1 до 3.

Поправочные коэффициенты могут применяться по всем или отдельным объектам основных средств и могут пересматриваться в течение года.

Начисление амортизации не производится:

- во время проведения модернизации объектов основных средств, их дооборудования, полной или частичной реконструкции, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной остановкой объекта или его части, а также при консервации объектов в соответствии с законодательством. При этом в случае проведения указанных работ с полной остановкой части объекта начисление амортизации не производится только по указанной части в зависимости от соотношения натуральных показателей данного использования;

- по объектам основных средств, полученным организацией в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) вследствие погашения обязательств должником, не используемым ею в предпринимательской деятельности и предназначенным для отчуждения, - в течение 12 месяцев начиная с месяца их принятия на учет в качестве основных средств.

При простое основных средств до 3-х месяцев амортизация начисляется применяемым до простоя объекта (линейным или нелинейным) способом без изменения нормы. Порядок отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета не изменяется.

При простое основных средств свыше 3-х месяцев амортизация начисляется применяемым до простоя объекта способом без изменения нормы исходя из его амортизируемой стоимости начиная с месяца, следующего за датой истечения трехмесячного срока нахождения в простое, но относится на прочие расходы по текущей деятельности записью:

Д-т сч. 90/8 К-т сч. 02.

По основным средствам, находящимся в государственной собственности, после принятия решения о ликвидации, работы по их уничтожению (сносу, демонтажу) могут продолжаться до 6 месяцев. Основные средства списываются с учета только после завершения этих работ, а амортизация прекращает начисляться с момента принятия решения о ликвидации объектов, а не при их списании с бухгалтерского учета.

Бюждетное финансирование отражается в составе прочих доходов организации. С целью взаимоувязки начисления амортизации с целевым финансированием амортизационные отчисления по объектам основных средств, приобретенным за счет средств целевого финансирования, относятся на прочие расходы бухгалтерской записью: Д-т сч. 91/4 К-т сч. 02.

Начисление амортизации отражается в бухгалтерском учете ежемесячно на основании ведомости начисления амортизации основных средств, которая составляется в начале года и включает следующую информацию: инвентарный номер и наименование объекта основных средств, нормативный срок службы или срок полезного использования, шифр и норма амортизации (годовая, за месяц), повышающий коэффициент (в случае применения начисления амортизации методом уменьшаемого остатка), амортизируемая стоимость, сумма амортизационных отчислений за отчетный месяц и нарастающим итогом, остаточная стоимость.

По вновь поступившим основным средствам и выбывшим в отчетном месяце амортизация соответственно начинает начисляться и прекращает начисляться со следующего месяца. Поэтому в ведомости начисления амортизации предусмотрены дополнительные строки: амортизация по основным средствам, поступившим в предыдущем периоде (+), и амортизация по основным средствам, выбывшим в предыдущем периоде (-).

Пример

В отчетном году в организации за январь согласно ведомости начисления амортизации сумма амортизационных отчислений составляет 30 000 000 р.

15 января введен в действие новый объект основных средств, амортизация по которому за месяц рассчитана в сумме 200 000 р., но ее начисление будет производиться только с февраля.

4 января списано оборудование вследствие его полной непригодности к дальнейшей эксплуатации, амортизация его стоимости начислена за январь в сумме 300 000 р.

За февраль необходимо начислить амортизацию основных средств организации в сумме 29 900 000 р. (30 000 000р. + 200 000р. – 300 000р.).

По полностью самортизированным основным средствам дальнейшая амортизация прекращается, поэтому в последующем в ведомости начисления амортизации против такого объекта ставится отметка – 100% амортизации.

Начисление амортизации отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 20 К-т сч. 02 – начислена амортизация по основным средствам, эксплуатируемым в основном производстве;

Д-т сч. 23 К-т сч. 02 – начислена амортизация основных средств вспомогательных производств;

Д-т сч. 25 К-т сч. 02 – начислена амортизация по основным средствам, эксплуатируемым в сложных основных и вспомогательных производствах;

Д-т сч. 26 К-т сч. 02 – начислена амортизация по основным средствам, используемым в сфере управления организацией;

Д-т сч. 29 К-т сч. 02 – начислена амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах;

Д-т сч. 44 К-т сч. 02 – начислена амортизация по основным средствам, используемым при реализации продукции (работ, услуг), товаров;

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 02 – начислена амортизация по основным средствам, переданным в лизинг или аренду с передачей объекта на баланс лизингополучателя или арендатора, а также по основным средствам, используемым не в предпринимательской деятельности организации;

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 02 - начислена амортизация по основным средствам, приобретенным или созданным за счет средств финансовой помощи.

В случае, если часть затрат на формирование первоначальной стоимости объекта основных средств финансировалась за счет собственных средств организации, а часть – за счет средств полученной финансовой помощи, для определения амортизации, относимой на себестоимость (в дебет счетов 20, 23, 25, 26) и на прочие расходы (в дебет счета 91/4) рассчитывается корректирующий коэффициент.

ПримерОрганизация приобрела объект основных средств. Первоначальная стоимость его 20 млн.р. Для его приобретения организации была предоставлена финансовая помощь в размере 12 млн.р., которая использована на указанную цель в полном объеме (деньги получены на расчетный счет организации). Остальная стоимость объекта финансировалась за счет собственных средств организации. Объект построен хозяйственным способом и введен в эксплуатацию. Годовая норма амортизации по приобретенному объекту – 10%.

В учете составляются записи:

Д-т сч. 51 К-т сч. 98 – 12 000 000р. - получена финансовая помощь;

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 – 20 000 000 р. - на стоимость приобретенного у поставщика объекта (без НДС);

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – 20 000 000 р. – объект введен в эксплуатацию.

Расчет корректирующего коэффициента:

12000 000р./ 20 000 000р.=0,6

Расчет суммы амортизации, относимой на себестоимость:

20 000 000р.* 20% /12мес. = 333р.* 0,6 =200р., что отражается записью:

Д-т сч. 20, 23, 25 К-т сч. 02 –200р.

Расчет суммы амортизации, относимой на прочие расходы:

20 000 000р.* 20% /12мес. = 333р.* 0,4 = 133р., что отражается записью:

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 02 –133р.

Списание финансовой помощи в состав прочих доходов в размере начисленной амортизации отражается записью:

Д-т сч. 98 К-т сч. 91/1–133р.

При выбытии основных средств по любой причине сумма накопленной амортизации по ним списывается со счета 02 записью:

Д-т сч. 02 К-т сч. 01.

Учет арендных операций

Аренда отличается от лизинга по многим правовым аспектам.

В аренду сдаются объекты основных средств на возмездной или безвозмездной основе на определенное время в случае, если объекты, приобретенные для осуществления своей деятельности, по каким-то причинам не используются организацией.

В арендной операции участвуют две стороны – арендодатель (собственник объекта аренды) и арендатор (сторона, принимающая объект в аренду).

Как и при лизинге, в зависимости от срока предоставления объектов основных средств, различают оперативную и финансовую (долгосрочную) аренду.

При оперативной аренде арендодатель сдает свои основные средства в аренду арендатору на срок до одного года и на условиях их возврата.

Финансовая (долгосрочная) аренда предполагает сдачу основных средств в аренду на срок более одного года с правом или без права их выкупа арендатором при возмещении инвестиционной стоимости сдаваемого объекта основных средств более 75%.

В договоре аренды оговариваются объект и срок аренды, сумма арендной платы, условия аренды, обязательства и ответственность сторон.

Основными нормативными документами, регулирующими в целом порядок установления размеров арендной платы, являются Закон РБ от 12.12.1990 №460-XII «Об аренде» (с учетом дополнений и изменений) и Гражданский кодекс РБ (ст. 577-596, 621-626).

Законодательно регламентируется порядок сдачи в аренду помещений республиканской формы собственности.

Размер арендной платы за помещения, находящиеся в частной собственности, устанавливается по договоренности сторон в соответствии с условиями договора.

Арендная плата может устанавливаться за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.

В договоре арендные платежи могут предусматриваться в виде:

твердой суммы платежей, вносимых периодически или единовременно;

доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции или доходов;

предоставления арендатором определенных услуг;

передачи арендодателю определенного имущества в собственность или аренду;

возложения на арендатора затрат по улучшению арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

В договор аренды могут включаться условия, не отнесенные законодательством к обязательным, что решается по усмотрению сторон, например, расходы по эксплуатации и техническому обслуживанию помещений, коммунальных платежей, услуги связи; расходы по капитальным вложениям в арендованные помещения.

Порядок расчета почасовой арендной платы при сдаче в аренду помещений в общественных и административных зданиях (сооружениях), переоборудованных помещениях государственной собственности производится исходя из размера арендной платы за месяц и количества часов аренды с учетом действующего в этой области законодательства.

Доходы и расходы, связанные со сдачей в аренду, затраты на ремонт сданных в аренду основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств арендатора, списываются у него на прочие расходы в дебет счета 91/4 (расходы по финансовой деятельности).

У арендодателя сдача основных средств в оперативную аренду отражается следующим образом:

Д-т сч. 01/«Основные средства, сданные в аренду» К-т сч. 01 – на первоначальную стоимость объекта. Данная запись может не составляться;

Д-т сч. 62(76)/«Арендные обязательства к поступлению» К-т сч. 90/1 или К-т сч 91/1 – на начисленную к поступлению очередную сумму арендного платежа;

Д-т сч. 51, 52 К-т сч. 62(76)/«Арендные обязательства к поступлению» – на полученную сумму арендного платежа.

При возврате объекта аренды у арендатора составляется запись:

Д-т сч. 01 К-т сч. 01/«Основные средства, сданные в аренду»– на первоначальную стоимость.

Данная запись может не составляться.

У арендатора первоначальная стоимость полученного объекта аренды берется на учет на забалансовый счет 001«Арендованные основные средства» записью:

Д-т сч. 001 – по первоначальной стоимости, указанной в документах передающей стороны.

Начисляемая арендная плата включается в прочие расходы организации записью:

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 62 (76)/ «Арендные обязательства» – на сумму начисленного очередного платежа.

Перечисление очередного платежа арендодателю отражается на основании выписки с банковского счета записью:

Д-т сч. 62 (76)/«Арендные обязательства» К-т сч. 51, 52, 55.

Затраты на проведение ремонта арендованных средств, произведенные арендатором в соответствии с договором аренды с согласия арендодателя, не возмещаемые арендодателем, списываются на прочие расходы записью:

Д-т сч. 91/4 К-т сч 10, 70, 69, 68, 60 и других счетов в зависимости от вида произведенных затрат.

На сумму затрат, осуществленных арендатором на ремонт арендованных средств, возмещаемых арендодателем, составляются записи:

Д-т сч. 62(76)/ «Арендные обязательства» К-т сч. 91/4, если на сумму произведенных затрат на ремонт арендованных основных средств в соответствии с договором аренды уменьшаются арендные платежи.

У арендатора перечисленная вперед за несколько периодов арендная плата учитывается как расходы будущих периодов записью:

Д-т сч. 97 К-т сч 51, 52, 55.

Затем, по мере наступления этих периодов, она списывается со счета 97 на прочие расходы записью:

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 97 – в соответствующей каждому периоду начисленной к перечислению сумме арендной платы.

Если объект финансовой аренды передается арендатором в субаренду (другому субъекту хозяйствования в аренду с разрешения собственника арендованного объекта), то сумма начисляемого арендного текущего платежа к уплате арендодателю и другие расходы, связанные с получением во временное пользование данного объекта, включаются в состав прочих расходов (финансовая деятельность) бухгалтерской записью:

Д-т счета 91/4 К-т сч. 60, 76/ «Обязательства по финансовой аренде».

Полученный арендный платеж от субарендополучателя включается в состав прочих доходов (финансовая деятельность) бухгалтерской записью:

Д-т сч. 51,52,55 К-т сч.91/1.

У арендодателя полученная авансом арендная плата отражается записью:

Д-т сч. 51, 52, 55 К-т сч. 62(76) с/сч. «Арендные обязательства к поступлению» или К-т сч. 98, если арендная плата поступила авансом за несколько периодов, с которого она в соответствующих отчетных периодах должна быть списана в состав прочих доходов записью:

Д-т сч. 98 К-т сч. 91/1.

Произведенные арендатором в соответствии с заключенным договором аренды с согласия арендодателя капитальные вложения в арендованные основные средства (неотделимые улучшения) за счет собственных средств в зависимости от условий возмещения этих расходов и выкупа в собственность или возврата арендованного объекта арендодателю в учете у арендатора списываются на прочие расходы бухгалтерской записью:

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 08 – на сумму неотделимых улучшений (реконструкция, модернизация, достройка), подлежащих возврату арендодателю вместе с объектом аренды и не возмещаемую арендодателем;

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 – на сумму неотделимых улучшений, подлежащих по условиям договора аренды выкупу и не возмещаемую арендодателем;

Д-т сч. 91/4 К-т сч. 01 – на недоамортизированную стоимость неотделимых улучшений объекта аренды при его возврате арендодателю по окончании срока договора аренды.

Учет финансовой (долгосрочной) аренды ведется аналогично учету финансового лизинга.

Общие положения и задачи учета денежных средств и финансовых вложений

В процессе деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с бюджетом по налогам и сборам, с банками, различными фондами, страховыми организациями, с другими юридическими и физическими лицами.

Денежные средства представляют собой совокупность денег, находящихся в кассах организации, на ее счетах в банках, в пути. Они характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота собственного и заемного капитала. От скорости их движения зависит финансовое положение организации, ее платежеспособность.

Денежные расчеты могут осуществлять в виде безналичных платежей и наличными деньгами в белорусских рублях и в иностранной валюте.

Большинство расчетов между субъектами хозяйствования осуществляются в безналичном порядке через учреждения банков. Для их осуществления организации должны открыть текущий (расчетный счет) в любом коммерческом банке по своему усмотрению, по мере необходимости открываются валютные и специальные счета.

Безналичные расчеты осуществляются при помощи платежных поручений, требований, требований – поручений, чеками из расчетных чековых книжек, посредством аккредитива, векселями, пластиковыми карточками и другими видами и способами безналичных платежей.

Безналичные расчеты сокращают потребность организаций в наличных деньгах, снижают время и расходы на денежное обращение, обеспечивают их сохранность, приносят доход в виде процента, начисляемого банком за использование временно свободных денежных средств на счете организации.

Для расчетов наличными денежными средствами в предприятии организуется касса.

Безналичное и наличное денежное обращение в Республике Беларусь регулируется законодательно и осуществляется в соответствии с Банковским кодексом РБ.

Главным банком РБ является Национальный банк, который принимает постановления по денежному обращению, регулирует его своими положениями, инструкциями, письмами.

Задачами бухгалтерского учета расчетов являются: обеспечение эффективности расчетов, для чего организация должна определить наиболее эффективные виды и способы расчетов, обеспечение своевременных и правильных расчетов, своевременное взыскание задолженностей, правильное и своевременное отражение расчетов в бухгалтерском учете.

Финансовые вложения осуществляются организациями в целях более эффективного использования своих свободных ресурсов. Они вкладывают деньги или неденежные активы в бизнес других собственников с целью получения дохода, выступая при этом инвесторами.

Эффективность денежного обращения и инвестиционной деятельности во многом зависит от правильного и своевременного ведения бухгалтерского учета денежных средств и финансовых вложений.

Для этого бухгалтерский учет должен выполнять следующие задачи:

- своевременное и правильное документирование движения денежных средств и финансовых вложений;

- обеспечение сохранности и контроль обоснованности и законности расходования денежных средств, эффективности финансовых вложений;

- своевременное проведение инвентаризации денежных средств и финансовых вложений, правильное отражение в учете ее результатов;

- достоверное и своевременное составление отчетности о наличии и движении денежных средств и финансовых вложений.

Тема 6 Учет расчетов

1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками, резервов по сомнительным долгам.

3 Учет расчетов по полученным кредитам и займам, процентов по ним.

4 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению.

5 Учет расчетов с подотчетными лицами.

6 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

7 Учет расчетов с учредителями.

8 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

9 Учет внутрихозяйственных расчетов.

Объектом налогообложения для НДС являются обороты по реализации продукции, товаров, работ, услуг на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов, освобожденных от обложения НДС). Налоговой базой при реализации произведенных налогоплательщиком продукции, товаров, работ, услуг является их стоимость, исчисленная исходя из применяемых цен на товары без НДС или исходя из регулируемых розничных цен, включающих НДС.

Налогообложение производится по ставкам: 0%, 9,09%, 10%, 16,67%, 20%.

Объектом обложения НДС является также таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь.

При реализации организацией продукции, товаров (работ, услуг), при расчете НДС из оборотов, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов по продукции, товарам (работам, услугам), между этими оборотами производится одним из двух методов (методом удельного веса или методом раздельного

Наши рекомендации