Факторный анализ рентабельности собственного капитала.

ROE (RСК)= Факторный анализ рентабельности собственного капитала. - student2.ru

Для более глубокого изучения ROE используют следующие факторные модели:

1. R= Факторный анализ рентабельности собственного капитала. - student2.ru

П/N – рентабельность продаж

N/A – Коэф-т оборачиваемости активов

А/СК – финансовый рычаг.

Финансовый рычаг = Факторный анализ рентабельности собственного капитала. - student2.ru

Это трехфакторная мультипликативная модель (Метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц).

2. R= Факторный анализ рентабельности собственного капитала. - student2.ru ,

Где П/N – рентабельность продаж

N/ЗК – коэффициент оборачиваемости ЗК

ЗК/СК – плечо финансового рычага.

Трехфакторная мультипликативная модель, исп-ся метод цепных подстановок.

88. Анализ движения ден. ср-в: необх., содержания, методы (прямой косвенный) ДП – ден.потоки. Роль ан-за ДП: ДП обслуживают функц-е орг-и практич. во всех аспектах деят-ти; оптим. ДП обеспеч. фин. устойч. и пл/спос-ть орг-и; рационализация ДП способств. достиж-ю ритмичности произв.-коммерч. процесса орг-и; эф-ное упр-е ДП сокращает потребность орг-и в привлечении заем. кап-ла; рац. исп-е высвободившихся д.с. в рез-те оптимизации ДП способ. расшир-ю масштабов пр-ва и росту выручки, получению доп. дох. Целью а-за ден. ср. выявление ур-ня достаточности формир-я д.с., эф-ти их исп-я, а т.ж. сбалансир-ти полож. и отриц ДП пр-я по Vму и во времени. Ан-з д.с. (ДП) проводится по пр-ю в целом в разрезе осн. видов деят-ти, по отдел. стр-ным подраздел. Причины дефицита д.с.: 1) несвоеврем. погаш-е ДЗ; 2) не вся выр-ка поступает д.ср-ми; 3) не конкурентоспос-ть рос. прд-и; 4) не совпадение во времени осн. притоков и оттоков д.с. Излишек д.с. свидет. о том, что пр-е терпит убытки в связи с: 1) обесценением д.с. из-за инфляции; 2) упущенной возмож. выгодного размещения временно свободных д.с., получением доп. дох-а. Ан-з д.с. вкл-ет в себя: 1) расчет и оц-ка коэф-та абс. ликв-ти(для опр-я достаточности д.с.); 2) опр-е доли д.с. в выручке:(ср-тва,получ. от операц.с ин.валют.ф. № 4 (с НДС) + прочие доходы ф. № 4)/ выручка ф. № 2*1,18; 3) расчет и оц-ка коэф-та общей пл/спос-ти; 4) расчет и оц-ка длительности 1го об-та д.с.: (ср. остатки д.с. *360 (90, 180)/ оборот за период). Ср. остатки д.с. опр-ся по ср. хронологической (исп-ся данные счетов 50, 51, 52, 55). Об-т за период – это вел-на Кт об-та по сч. 51, 52, 55, 50. Если длит-ть 1 об-та менее 2-3 дн., то при больших Vах КЗ любая задержка поступ-я д.с. от дебиторов м. привести пр-е к кризисному сост-ю. При ан-зе ДП необх. проводить ан-з: динамики и факторов изм-я ДП; сбалансир-ти ДП; интенсивности и эф-ти ДП. Рез-ты ан-за исп-ся для выявления резервов оптимизации ДП пр-я и их планир-е на предстоящий период. Ан-з ДП м. вып-ся как прямым, так и косв. м-дами.Ан-з осущ-ся в разрезе 3х видов деят-ти: теущ., инвестиц., фин. Текущ. деят-ть – основная устав. деят-ть пр-я, связан. с получ-ем дох. (Приток д/с: 1.поступл-е выручки от продажи, 2.получение аванса от покупателей.3. прочие (возврат ∑ выданных ранее под отчет) Отток д/с: 1.платежи по счетам поставщиков 2.выплата з/п, 3.расчеты с бюджетом, внебюдж. фондами, 4.авансы выданные5.уплата % по кредитам) Инвестиц деят-ть связана с реализ-ей и приобр-ем (созд-ем) им-ва долгосроч. использ-я. (Приток д/с: 1. выручка от реал-и активов долгоср. исп-я, 2.дивиденды, % от долгоср. фин. влож., Отток д/с 1.приобретение имущ-ва долгоср. исп-я, 2.приобр-е долгоср. ЦБ) Фин. деят-ть связана с изм-ями в составе и размере собств. кап-ла и займа (изм-я в источниках фин-я). (Приток д/с: 1.кредит,2.эмиссия акций и облигаций , Отток д/с1.возврат ранее получ. кредита, 2. выплата дивидендов, 3.% по облигац.,4.погашение облиг.) По каждому виду деят-ти подводятся итоги, ан-з динамики притока и оттока д/с. Негативные моменты: а- чистый д/п по тек. деят-ти отриц., б- по инвест. –отриц., в- по инвест. деят-ти отток всегда выше притока д/с Прямой м-днаправлен на получ-е данных, хар-щих как валовой, так и чист. поток д.с.пр-я в от­ч. периоде. Он отражает весь V поступ-я и расход-я д.с. в разрезе отдельных видов хоз. деят-ти и по пр-ю в целом. Необх-м усл-ем фин. стаб-ти по прям. м-ду признается такое соотн-е притоков и оттоков д.с. в рамках тек. деят-ти, к-е обеспечивает ув-е фин. рес-сов, достаточное для ув-я инвестиций. При исп-и прям. м-да расчета ДП исп-ся непосредственные данные б/у, хар-щие все виды поступл-й и расход-я д.с.. Исходным эл-том при данном м-де явл-ся выр-ка от реализ-и. Достоинство исп-я пр. м-да сост. в том, что он позволяет оц-ть общ. сумму притока и оттока д.с., увидеть те статьи, к-е формир-ют наиб. приток и отток в разрезе 3х рассматр. видов деят-ти. Инф-я, полученная при использ-и пр. м-да, примен-ся при прогнозир-и. По опер. деят-ти Чистого ДП по опер-й деят пр. м-дом опр-­ся: Чистый д/п = РП + ПП опер – Зт.м. –ЗП оп- ЗП ау- НП б – НП вф – ПВ о., где РП – сумма д/с получ-х от продажи прод-ии (реализ-я прод-я),ПП- ∑проч. поступл-я в процессе тек-й деят-ти, З д.м.-затраты на приобр-е сырья, мат-лов, ЗПо.п.- з/п персоналу операцион-х работ, ЗПау- админ.-управ. персоналу, НП б- н. платежи в бюджет, внебюдж. фонды, ПВо-прочие выплаты.. Косв. м-д более предпочтителен с аналит. т.зр., т.к. позволяет объяснить причины расхождений м/у фин. рез-тами и вел-ной д.с. Источниками инф-ции для расчета и ан-за ДП косв. м-дом явл-ся: ф. №1, 2, 5, справка бухгалтерии. В отл. от пр. м-да, косв. м-д рассматр. не только статьи д.с., но и все ост. статьи А и П, изм-е к-х влияет на ДП пр-я. Базовым эл-том для провед-я ан-за ДП косв. м-дом явл-ся чист. приб, полученная в отчет. пер., вел-ну к-й необх. преобразовать в вел-ну д.с. с пом. корректировок на статьи неотражающие движ-е реальных денег по соотв-щим счетам, ув-щие или ум-щие приб. пр-я. Важный момент – расчет и оценка изменений по каждой статье тек. активов и пассивов, кроме кратк-х. банк. кредитов, которые рассматр-ся в рамках фин. деят-ти. Если по статьям тек. активов набл-ся ↑ остатка к к.г. по сравнению с н.г., то ∑↑ остатка отнимается от ЧП, и наоборот. Операции, отражаемые на пассивных счетах имеют обрат. механизм воздействия на движение д/с. Если остатки по статьям обяз-тв в отчет. пер-де ↑, то ∑ их ↑ должна быть прибав-на к ЧП, если остатки умен-ся, то сумма их умен-я д искл-ся из вел чистой прибыли. Корректировки целесооб-но проводить по видам деят-ти пр-ия.






89. Марж. анализ,его цели и содержание. Определ. т. без-сти, опер-го рычага и запаса фин. проч-сти.Анализ взаимосвязи м/у объемом пр-ва, издержек и прибыли требует разделение затрат на пост. и перем. Деление затрат на пост. и переем. позволяет: прогнозировать прибыль в зав-ти от ожидаемых изменений в спросе на прод. и объем продаж.; получать инф. о вкладе каждого вида продукции в общ. фин. рез-т.; принимать решения о снятии с выпуска или продолжении пр-ва убыточ. видов продукции. Т.о., деление затрат на пост. и переем. и использование марж. анализа позволяет определить безубыт. объем продаж, зону безопаст-ти, сумму прибыли по отч. данным, но и т.ж. прогнозировать уровень этих показателей на перспективу. В процессе обоснования управ-х решений играет важн. роль маржинальный А-з, м-дика к-го базируется на изучении соотношения между 3-мя группами важнейших экон-х пок-лей: «издержки - V пр-ва пр-ции – Пр.» и прогнозир-е критич-кой и оптимал-ой величины каждого из этих пок-лей при заданном значении других. Марж-ный А-з позволяет установить как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) Vа пр-ва прод. на единицу. Ключевыми эл-ми операц. а-за служат: точка без-ти,операц. рычаг, запас финан. прочности. Точка безубыт.-это такой Vпр-ва и продаж, при кот. пред-тие возмещает свои издержки, но не имеет прибыли. Т.без-ти – такой объем пр-ва и продаж, при котором пред-е возмещает свои изд-ки, но не имеет прибыли., т.е. бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, фин. рез-т при этом равен 0. Разность м/у факт. кол-вом реализ. прод. и безубыточным объемом продаж пр-ции – это зона безопасности (зона прибыли), чем она больше тем прочнее фин. состояние пред-е. Безубыточный объем продаж и зона безопасности явл-ся основополаг-ми пок-ми при составлении бизнес-плана, оценке деят-ти пред., обосновании управленч. решений. Выручка= Затр. + Прибыль N=Зпост + Зперем + Прибыль, П=0, N= Зпост + Зперем, p*q = Zпост + Zперем * q, p*q - Zперем * q = Zпост, q * (p – Zперем) = Zпост, q = Zпост / p – Zперем – безубыточ. объем продаж.Из формулы вытекает ряд закономерностей:1.Если цена изделия увелич., то т. без-ти сниж-ся. 2.Если пост. затр. растут, то т. без-ти растет и наоборот. 3.Если переем. расх. на одно изделие растут, то т. без-ти тоже растет. Знание т. без-ти позволяет определить планируемый объем продаж для получения заданной величины прибыли. Т. без-ти м. определить графич-ки.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала. - student2.ru

Изображенная т. без-ти — это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает пpод. меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема — получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является т. без-ти. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна 0. Выручка, соответствующая т. без-ти, наз. пороговой выручкой. Объем пр-ва (продаж) в т. без-ти наз. пороговым объемом пр-ва (продаж).

Если пред. выпускает широкую номенклатуру прод., то критич. объем продаж (порог рент-ти) рассм-ся в стоимостном выражении. Критич. объем продаж показ. необх. сумму выручки, кот. необх. получить пред-ю для возмещения произв. затр. Nкрит= Zпост / (1 – Zперем/N) = Zпост / [МД/N], где МД/N – марж. доход в относит выражении = N – Zперем = Zпост + Прибыль/ (валовая маржа),

Если факт. выручка больше, чем Крит. объем продаж, то пред. получ. прибыль. Если факт. выручка меньше Крит. объема продаж, то пред. получ. убыток., след-но запас финансовой прочности– это разница м/у кр. объемом продаж и фактич. объемом продаж. Он показ. наск-ко пред-ю м. сократить выручку от продаж до достижения т. без-ти. Запас фин. прочности =(( Nфакт-Nкрит)/Nфакт)*100%

Сущ-ет опред. завис-ть м/д измен. выручки и измен. прибыли. Эта замис-ть выражается в операц-ом рычаге. Действие операц. рычага- т е любое измен-ние выручки от продаж порождает более сильное изменение прибыли. Операц. рычаг пок-ет на сколько % изменится прибыль, при изменении выручки на 1%. Сила воздействия операц. рычага =((N-Zпер)/Прибыль) = МД/прибыль. Операц. рычаг тем выше чем больше доля пост-ых затрат в с/с. Чем выше операц.рычаг, тем больше произ-ый риск пред-тия. Если произойдет резкое сниж-е объема продаж то у пр-ия сущ-но сниз-ся прибыль.


90. Методы анализа эф-ти, основ. на дисконтир. оценках. вкл. в себя сл. методы: 1) Расчет NPV(чистая приведеная ст-сть). Суть метода-современ-ое значение всех входных ден. потоков(ДП) сравн-тся с современ. знач-ем всех исходящих ДП.Разница между ними- чист.прив.ст-сть. Алгоритм расчета:1.Опред-ся современ. знач-ие, как вход-го так и исх-го потока 2.суммир-ся все дисконтир-ые знач. ДП и опред-ся критерий NPV=Диск.ден.дох – диск-ые ден. затраты. NPV= ∑Ден поток/(1-r)к-IC 3. Проводится принятие решения: NPV›0-проект целесообразные, его след-ет принять NPV‹0- не целесообразный=>отвергнуть NPV=0-проект безубыточный.

При увел-и ст-сти капитала инв-го проекта значениеNPVуменьш-ся. Достоинства: обладает св-вом аддитивности NPVа+NPVв=NPVа+в

Пр-р: компания планирует приобрести оборудование ст-тью 7 млн.руб. и сроком экс-ции на 5 лет.Ожид-ся получ. ежегод. ден. дох. Вразмере2,5млн.Известно что на 3 год потреб-ся ремонт ст-тью 300т.р. Оценить целесооб-ть приобрет. Оборуд, если ст-ть кап-ла проекта 20%.

Вид ДП год ДП Дисконт-щий множ-ль Дисконт. ДП
1.Инвестиции -7000 -7000
2.ежегод.дох. 1-5 FM4(20%,5) 7477,5
3.Ремонт -300 FM2(20%,3) -173,7
        NPV=303,8

Т.к. NPV=303,8>0 инв-ый проект яв-ся целесооб-ым

2)Индекс рентаб. инвестиций (PI)-отностит. пок-ль, кот. хар-ет каким образом дох. инвестиц. проекта покрывают -ты по нему PI=(дох.инвет-го проекта (+ДП)/ Затраты ИП (- ДП). PI = (ДП/∑(1+r)n )/IC; PI>1 проект принимается, PI<отклоняется,PI=1 безубыточен.

3)Внутренняя норма доходности (рентаб.) инвестиций IRR- такое значение пок-ля дисконта, при кот. NPV=0, т.е. дох.по проекту= затратам по нему. IRR=r1+(NPVr1 / (NPVr1-NPVr2))*(r1-r2) Эк.смысл расчета IRR – пок-ль хар-ет максим.допустимый уровень расх. по инв-му проекту. IRR яв-ся критическим, пороговым показателем. Если ст-сть проекта выше значения IRR, то «мощности» проекта не достаточно, чтобы обеспеч. необходимый возврат и отдачу денег-проект следует отклонить., если ниже IRR-принять. Преимущества: критерий прост для понимания-показ-етпредельно- допустимый уровень расх. по проекту; IRR хар-ет запас фин. прочности проекта, чем меньше цена капитала ИП по сравнению с его внутр. нормой дох-ти, тем более привлекат. и прибыльным будет проект для инвесторов. Недостатки:отсутст-ет св-во аддитивности IRR(а+в)=. IRRа+ IRRв; этот критерий хар-ся множественностью знач-й, т к рез-ты расчета зависят от того , ск-ко раз меняется знак у ден потоков по проекту.

4)Дисконтированный срок окупаемости ИП DRR- период времени с момента начала финансир-ния ИП до момента, когда разность м/д накопленной суммой доходов и аморт-ми отчислениями и затратами по проекту принимают положит. значение.

Пример:проект на 4 года объем ин-ций 1млн.руб, ст-ть 10% годовых

год ДП FM2(10 %,n) Дисконт ДП Накопл-ый дп
-1000 -1000 -1000
0,909 454,5 -545,5
0,826 330,4 -215,1
0,75 225,3 10,2
0,68 136,6 146,8

DPPA=2+215,1/225,3=2,96 года

DPPA=2+215,1/225,3*12=2года и 11,5мес

5)Критерий наименьшей ст-сти (метод минимума приведенных затрат) Сущ/ ИП, в кот. трудно или невозможно выделить ден. дох от их реализации из общего ден. дох, получаемого фирмой от обычной деят-сти.Такие проекты возникают на пред-тии когда оно собирается модифицировать технологическое или транспортное оборудование, кот. приним. участие во многих техн-ких процессах. В этом случае в кач-ве критерия для принятия решения по целесообразности ИП выступает ст-сть эксплуатации оборудования. К+PVА=>мин. К- единовременное капиталовложение, PVА-текущая ст-сть обыкновенного аннуитета. К+PVА-затраты по эксплуатации. Правило принятия решения по этому критерию: из списка взаимоисключающих инвестиций не имеющих явно-выраженных фин. рез-тов целесообразно принимать проект с min приведенными затратами.


91.Методы анализа эффект-ти инвестиций, основанные на учетных (простых) оценках. Отличит-ая особенность: в них не предусматривается временная оценка ден. потоков. Методы вкл. в себя след группы:

1) Расчет Срок окупаемости инвестиций РР Алгоритм расчета зависит от равномерности расп-ния прогнозируемых дох. от инвестиций, если дох.распред. по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением инв. Затрат на величину годового дох. Недостатки:метод не учитывает влияние дох послед-щих периодов; игнорирует временную ценность ден-ых вложений, Он не делает различий м/д проектами с одинаковой суммой накоп-ых дох., но различным распределением её по годам; отсутствует св-во аддитивности. Положит. св-ва: легкость расчета; простота для понимания; приемлемость данного критерия в оценке проектного риска.

годы Ден.поток Накоп-ый ДП
-1000 -1000 -500 -100 +200

РРА=2+100/300*12месяцев=2года 4 м-ца

2)Учетная норма рентаб. инвестиций ARR. Алгоритм расчета: деление среднегод-й ЧП на среднюю величину инвестиций . Если по истечении срока реализации проекта доп-ся наличие ост-ой или ликв-ой ст-сти, то её величина д.б. исключена из первонач-ой суммы капю вложений. ARR= сумма Рi/n:(IC-LC)/2: Рi-прибыль от реализации инв. проекта, n-срок реализации проекта, IC-инвестиционные затраты, LC-ликвид-ая или ост-ая ст-сть. Полученное значение этого пок-ля сравнивается с одним из целевых пок-лей.1. с коэф-том рент-сти авансирванного кап-ла(=ЧП/валюту баланса) 2. с min применяемым уровнем эф-сти инвест-ций по данному проекту. Недостатки: игнорирует временную оценку ден. вложений, поэтому метод не делает различий м/д проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но различным распределением её по годам.; для исчисления этого показателя использ-ся бух.прибыль, в то время как в процессе долго/срочн инвестирования более обоснованными яв-ся решения, принятые на основе анализа ден. потоков.

3) Коэф. сравнительной эк-ой эф-сти(КЭ) КЭ=(С12)/(К12) С12 - с/с прод-ции до и после осуществления кап. вложений. К12 : объем кап. влож. по старым и планируемым к вводу активам. Этот пок-ль исп-ся для обоснования инвестиц. Мероприятия по замене изношенного и морально устаревшего оборудования (К1) более производительными новыми ОФ (К2). При этом предполагается что с/с на старом оборудовании будет больше чем на новом (С12) а объем старых кап.влож. будет меньше новых инвестиций (К12). Пример :обосновать замену устар-го оборуд новым, если известно, что нормативный пок-ль эф-сти кап.влож 15%.

Исх.данные. Старое оборуд-ние Новое обор.
1.затраты на приоб-ние и установку -
2.Кап.ремонт -
3.С/с прод-ции

КЭ=(7500-7000)/(12000-9500)=0,2=20% ЭН-15%-эффект-сть нормативная. Под нормат-м пок-м эф-ти понимают или значение цены инвестир-го в проект капитала или мин прием-ю ставку рент-ти в соот-ии с инв-й пол-й орг-ии. Если Кэ>Эн, то проект целесообр.

92. Система фин. контр. в РФ и её клас. Контроль (К)– неотъемл. часть управ-я, кот. обеспеч. проверку выполнения упр-ких решений, соблюдение нормативов и усл. хозяйс-я. Он служит важ. способом обеспеч. закон. и целесообр. проводим. фин. деят. Фин. к. подразд. на неск. видов по разным основ. По организац. формам: 1) гос. К. – осущ. гос. органами и органами закон. власти. Он сост. из общегос. и ведомст. Общегос. осущ. бюдж. контр. (Счет. палата РФ, Фед. казнач-во), нал. конт. (Мин. РФ по нал. и сб.), банк. к. (ЦБ РФ), валют. к. (ЦБ РФ, уполн. банки, Мин. фин. РФ, Гос. там. комит. РФ, Мин. по нал. и сб. РФ, Фед. служба по вал. и экспор. Конт.). С пом. гос. к. контрол-ся полнота выпол. обяз-в физ. и юр. л. перед. гос., провер. соблюд. органами гос. власти, юр. и физ. л. треб. фин. закон.; осущ. контроль за цел., эффек. и рац. испол. гос. ср-в 2) Ведомствен. К. – осущ. гос. орг. отдел. ведомств, минист-в, комитетов за деятел. подведомственных им пред-й. Осущ. путем провдения ревизий и тематич. проверок. Для его провед.м. привлек. ревизоры КРУ МФ РФ и его подразд. Цель: установление законности расх-ия гос-х ср-в, полноты и своеврем. исполн. обязат-в прерд бюд-м и внебюдж. фондами, правильн. вед. бу, рацион. ипол. рес-сов. 3) Вневедом. К. – осущ. уполномоч. органами (н-р, Комит. гос. К, МФ РФ, Мин. по нал. и сб., Гос. там. Ком.) в отнош. различ. орг-ций в виде ревизий произв-но-хоз. деят. Особ. - он пров. контролир. орг. на каждом пред. организ. незав. от ОПФ. Пр-м К. явл-ся суд.-бух. экспертиза, осущ. правоохран. орг-ми при рассмотр. уголов. и гр-х дел. Аудит – форма вневед-го К, но он независ. Отлич. от СБЭ. 4) Аудит. К. (независ.) – независ. проверка фин-х отч. и относ-ся к ним фин. инф. хоз. субъекта, осущ. аудит-ми орг., имеющ. лицензию на право заним. аудит. деят. Ауд. деят. включ. различ. услуги: вед. бу, воссстанов. уч., нал-я, обуч-е. 5) Внутрихоз. К. – пров. произв. и хоз. деят. пред, а именно, за деят. филиалов, цехов, участков, орг-ся хоз-ми субъ. самост. Его особ. опред-ся спецификой фин.-хоз. деят. пред. Ответ. за его разраб. несет руков., м.б. создана ревиз. комиссия, отдел «внутр. а-та», назначен ревизор. Осущ. бухгалр., фин. отделом. По времени провед.: 1) Предвар. – до принятия упр-х реш. и соверш. хоз. опер. Носит профилакт.й хар-р. Субъекты: бизнес-планы, проектно-смет. док., док. на выдачу ДС, отпуск продук. и тд. Цель: предупредить незак. действие должн. лиц. Он способ. предотвращ. неправ., нерац. расхожд. матер., труд. и финан. рес., а т.ж. отриц. фин. рез. деят. пред. в целом. С его пом. м. б. выявл. доп. рес. 2) Текущ. (оператив.) – орган-ся в процессе соверш. различ. хоз. опер. (соблюд. норм расх. ТМЦ, испол. ден. ср.), в процесс. вып. фин. планов. Цель: выявить наруш., незакон. действия в процесе соверш. хоз. опер. 3) Последующий – осущ. после заверш. отч. пер. и фин. года в целом. Он применяется при проведени ревизии, при орг-ции ауд. проверки. Пров. целесообр. расх. гос. ден. ср. при исполн. бюд-в, выпол. фин. планов пред. на основе проверки отч. бухг. и расх. док., конеч. фин. рез. Субъекты: фин-е и нал. органы, органы валютного и таможенного К., внешние ауд. и др. В зав. от источ. инф.: 1) Документ. К. – провер. различ. фин. док., предусматривает исп-е первич-х док. для установл. законности совер. хоз опер., составл. уч. регистров и БФО. На осн. их ан. м. опр. расх. ден. ср. 2) Фактич. К – к. при кот. кол-е и кач-е состояние проверяемого об. устанавл. путем обслед., осмотра, пересчета, и др. способов проверки фактич. сост. об. Об. фак-го К.: нал. деньги в кассе, ОС, ТМЦ, ГП, вып-е раб., у. Док-й и фак-ий К. взаимоствяз. и исп-ся совместно

93. Норм. регулир. ауд. деят. в РФ. Уровни норм. регулир.4 ур: 1 ур. – ФЗ «Об ауд. деят» № 307фз с 1.01.09. – опред. место а-та в ФХД. 2ур. –ФП(С)АД всего 33 стандарта, опред. ощие вопр. регул. ауд. деят, нормы а-та. Законод. и подзак. норм. акты – устан. общие полож. по регул. ауд. деят. для ауд. орг. и инд. ауд-в. постановления, приказы: «О лицен. ауд. деят.», «Об утвер. формы бланка лицен.», «Об утвержд. врем. полож. о сист. аттестации…», «О пор. аккредит. пров. ауд. объедю», закон. акты регул. аттестац. 3ур. – Внутр. прав. станд. аккредитов. проф. объед. – регул. специф. вопросов ауд. деят. на ур. проф. объед. – разраб-ся аккредитов. проф. объед. Норм. док. мин-в и вед-в - регул. специф. особ. а-та по видам: общий, страх., инвестиц. инст., банк. 4ур. – Внутр. ауд. станд. – при провед. а-та и сопут. услуг, разраб. ауд. орг. и инд. а-ми на базе фед. прав. станд. ауд. деят. Правовые формы предприн. деят. в а-те: ФЗ «Об ау. деят.» ст. 3,4.: ауд. деят. м. заниматься физ. л.– ау-ры и юр. л. – ау-е орг. Она м. иметь любую ОПФ, кроме ОАО, ГУП (МУП), некомерч. орг. Не < 50% состава орг. д.б. гражд. РФ, если руков. ин, то не < 75% гр. РФ. В штате орг. д.б. не < 5 а-в. Не м. заниматься др. предпр. деят. Аттестация и квалиф. – это проверка квалиф. физ. лиц, желающих заним. ауд. деят. Аттестация осущ. в форме квалифик. экз. Перед экзм. А-ры проходят обучен.в медодич. центрах (УМЦ). Обработ. рез-в экзамена заним-ся меж региональая аттестац-но лицензионная ауд-ая комиссия под рук-м центр. комитета. Атт-т А-ра не огран-ся сроком. Для подтвержд. Атт-та ежегодно обучение по повыш. квалиф. Ликв-я атт-та если он не востребован в теч 2 л. К атт. допуск. имеющ. высш. эк. или юр. образ-е, стаж не < 3 л. Не допуск-ся – отбыв. уг-е наказание, лишенные права занимать долж. в сфере фин-эк отнош. Атт регул-ся приказом МинФина. Лицензир. осущ. МФ РФ. Треб. к осущ. ауд. деят.: 1) не < чем у 5 сотрудников б. квалиф. Атт-ты 2)осущ предпр. деят-ть только по А. и сопут-х услуг. 3) соблюдение правил внут-го конт-ля кач. А-х проверок с предоставлением в уст-м порядке всей необх. док. в соответствии с з/д ; 4) обеспеч-е сохр-ти сведений, сост-щих А-ю тайну; 5) предостав. ау-м лицам инф-и об обстоят-х, исключ-х проведения А-та; 6) участие в обязательном А кредитных орг, банк-х групп не < 2 А-в, имеющих Атт-ты на право осущ-я А. кред-х оргй; 7) наличие у а-ой орг при проведении обяз. А стажа не < 2 л. Выдается на 5 лет, потом продлев. Ответст-ть а-в и А-х орг: Ауд. орг., инд. ауд-ры несут угол., админ. и гражд.-прав. ответ. 1 За ведение А-й деят-ти без лицензии. штрафа от 100 до 300 МРОТ. 2 При получения атт-та с использ. подложных док (аннулир-ие аттестата). 3 Разглаш. ауд-ой тайны (лишение атт-та). 4 нарушение при проверках ФСАД и нормат. акты (аннулир-ию Атт-та). 5 ат-т анн-ся - подписание а-го заключ. без ауд-ой проверки. 6. Сост-е лож. закл-я 7. Злоупотреб. полномоч. от 500 до 800 МРОТ. 8. В теч. 2 лет не осущ. ауд. деят. Страх-ие проф. ответст. а-в: а-е орг. обязаны закл. дог. страх. гражд-правов. ответств-ти, они не вправе работать без такого дог., при обяз. ау-те обязател. страх-е риска ответств. а-ра за наруш. дог. при провед. обяз. А. Страх. случай – признание в суд. порядке обяз-в а-х орг. по возмещ. ущ., понес-го клиентом из-за того, что А. б. проведен с наруш-ми. Объект страх: А-е проверки БФО, нал. деклар.; консультирование по фин., нал. з/д; постановка и ведение бу. Цели и осн. принципы станд. а-та. П (С) А Д - един. треб. к порядку осущ. АД, оформ. и оценке кач. а-та и сопут. услуг, порядку подготовки а-в и оценке их квалиф. Они дел. на фед. (явл. обяз. для ауд. орг. и ИА.), внутр., дейст. в проф. ауд. объед., П (С) ауд. орг. и инд. а-в. ФП(С)АД утвер. Прав. РФ. на 01.01.09 дейст. 33 ФП(С)АД.

Внутрифирм. станд. – это часть ОРД и СВК ауд. орг. – это Интел. собс. ауд. орг., или ноу-хау. Они дел. на внут. п(с) ад, дейст. в аккред-х проф. ауд. объед. разраб. Ауд. палата Рос., ИПБР) и внут. п(с)ад ауд. орг. и инд. ауд-в. Они включ. сл. блоки: 1. стр. фирмы, технол. орг-и, вып. финк. 2. станд., расшифров. и доп. полож. рос. прав. станд. 3. мет-ки ауд. проверок по разделам и сч. бу. 4. орг. сопут. услуг.

94. Сущность, виды и цели аудита. История развит. и станов. а-та – (лат.) - слышать Истор. начил. в 14 в., когда бух. книги стали фигур-ть в кач. вещес. док-в в суде. А с 16 в. во мн. отрасях Европы был введен спец. конр. уч. книг и для обознач. людей, кот. заним. провер. слал. испол. термин «а-т». Родина А. -Великобр. 1-ые упомин. – нач. 14 вв, широкое распр. в 17-19 вв возникают и акцион. комп. Б. принят закон об «АО» - обязывал их ежег. проходить проверку бух книг и счетов с послед. отчетом перед акционерами. 1862г - закон «об обяз-м А в АО». В 1896г в штате Ньюйорк з/дно регламентир. А-я деят-ть. В Гер. 1870 нач. А б. принято дополнение к закону об АО - обязало проверять ББ и отчеты по распредел. прибыли и сооб-ть о резервах на собрании акцион-в. 1931г в Гер. А обязат. для всех пред. 1867г Фран. принят Закон об А действует в 2 формах орг-ии: 1 – бухг-эксперты кот объед. спец. палатой (приглаш. для проверки); 2 - комиссары по счетам (назнач.) кот объед-ет об-во Комиссаров по счетам. Толчок в развитии А - кризис 30-х г (массовое банкрот. АО потребовало ужесточения контроля сост-я отчета независим. а-ми. В Росс. 1 Этап: 1987-1993 – созд. ауд. орг-й: 1-я ау-я орг. «Интераудит», т.ж. подготовка кадров, неупорядоч-я выдача первых сертиф. и лиценз. 2Эт: 1993-2001 – период станов. рос. а-та, в процессе кот. бол. роль сыграли Временные правила а-й деят-ти. в 1993 г. 94-2001 гг. – Централ. аттест-лицен. ауд. комис. МФ РФ, выдано ею 23600 лицензий, в т.ч. ауд. орг. и ИА., выдача квалиф. аттест. 96-2000 гг. разраб. и одобр. 37 П(С)АД. 3Эт: начался после 2001г ФЗ «Об АД». сейчас вступил в силу новый з-н об адит деятельности № 307 фз.

Аудит деят-ть - (аудит услуги) – деят-ть по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудит орг-ями и индивид аудиторами.

Аудит – независимая проверка БФО аудируемого лица в целях выражения мнения о достоврности такой отч-ти.

Цель А – выражение мнений о достовер. БФО во всех сущест. отнош. и соответ-ие порядка ведения БУ с з/д РФ. Глав. задача а-та – предоставл. обществу инф. о степени возмож. доверия к различ. БФО орг. Задачи а-та: -оценка уровня орг. БУ и внут. контроля; -оценка правил. и законности соверш. бух­. записей;-оказ. помощи управляющ. органам орг. путем выработки рекоменд. по устране­нию недост. и наруш.; -ориентир. орг-ции на буд. события, кот. м. повлиять па хоз. деят-ть; -выявление резервов роста фин. рес-в орг; -проверка соблюд. действ. з/д в обл.налог-я; -подтвержд. достовер. отчетов, констатация их недостовер. Принципы а-та: независ., как бы ни был компетентен а-р, его мнен. о кач бо м б оспорено если он зависят от клиента, А-р не д иметь имущ-х и иных интересов в проверяемом пр-ии., честность следование к общим треб. и морали; объект-ть примен-ие непривзятого, беспристраст. и самостоят. подхода к рассмотр. решения проф. формир. заключений.; профес. компет-ть Ат д б выполнен лицами имеющ-ми проф-ю подготовку и опыт подтверж-ся квалиф-м атт-м.; добросов-ть тщательность, внимат. и ответств. отнош. к работе; конфиденц-ть ауд-ие орг.и ИА обязаны хранить тайну об операциях аудир. лиц и лиц кот оказ-ли сопут. а-у услуги.; профес. поведение. соблюдение приоритета общест. интересов, поддерж. выс. репутации профессии.

Виды а-та 1. По отнош. к треб. зак-ва.

Обязат. А. Д26 (44) К76 – ст-ть услуг обяз. а-та.провод. в соот. с ФЗ «Об АД».–ежег. обяз. ауд. проверка вед. бу и фбо орг. или ИП. Он осущ, когда 1) орг. имеет ОПФ ОАО, 2) орг. явл. кредит. орг-й, страх., товар. или фондовой биржей, гос. внебюд. фондом, источником образ. ср-в кот. явл. обяз. отчис., произв. физ. и юр. л., 3)V выруч. орг. или ИП от реализ. прод. за 1 год превыш. в 50млн р. или ∑ активов бб превыш. на конец отчб года в 20 млн руб. 4) иные случаи, установленные федер з-нами (например, с/х кооперативы, негос. ПФ).

Иниц. А. Д91/2 К76 – сть услуг иниц. а-та. провод. по иниц. эк. суб. 2. По объектам а-та:- общий аудит; - банк. аудит; - страх. а-т; - аудит бирж, внебюд. фондов и инвестиц. институтов.

3. По назнач.: а-т фин. отч., нал. а-т, а-т на соот. треб.– а-з опред. хоз. деят., для опред. ее соответ. треб., правилам, законам, ценовой а-т – пров. обоснов. установ. цены на заказ, управленч. а-т, специал. а-т(н-р, эколог.). 4. По х-ру проверки.: - подтвержд. (проверка достовер. док. БУ и О); -системно-ориентир. а-т (ауд-ая экспертиза на основе ан-за СВК); -а-т, базир-ся на риске (концентрация а-кой работы в обл. с более выс. риском, что значит. упрощает А в обл. с низким риском).

5. По отнош. к пользов. инф. – внеш. а-т. провод. на договор. основе а-ми фирмами или индив. а-ми для оценки достовер. БУ и ФО хоз. субъекта. Его цели опред. законом. внутр. а-т - состав. часть СВК, опред. исходя из потреб. пред. Осущ. штатными сотруд.

Сопутст. услуги –поним. пред. деят. осущ. ауд. орг-ми помимо провед. ауд. проверок: - постановка, восст. и вед. БУ, составл. БО, консультирование; ан. ФХД, эк. и фин. консультирование; - управлен. консультир., в т ч связанное с реструктуриз. орг;- прав. консульт., представительство в суд-х и нал-х органах по нал и таможенным спорам, - обучение в установленном з/д РФ порядке специалистов в обл, связанных с а-й деят-ю; - оказание др услуг, связанных с а-й деятельностью. А-м запрещ. заниматься иной предпр. деят-ю. Услугим на 2 гр.: 1 Услуги совместим. с проведением А. 2 Услуги не совместим. с обяз. А-ом (ведение БУ, его востанов., составление БО).


95. Внутр. п (с) ауд. объедин., ау-х орг и ИА (понятие , состав, классиф., назнач). Внутр (Внутрифир). а-е ст-ты (ВС) –док., детализир. и регламентир. ед. треб. к осущ. и оформл. а-та, утвержд. а-ой орг. для обеспеч. эффек-ти практич. работы и ее адекватн. треб. ФСАД. Ауд. орг. д. сформир. пакет ВС, отраж. ее собств. подход к проводимым проверкам и составляем. заключениям, исходя из общеустан. принципов орг. и провед. аудита. Они не д. противоречить национ. и междунар. станд. ВС – это часть ОРД и СВК ауд. орг. – это Интел. собс. ауд. орг., или ноу-хау. Виды: Они дел. на внут. п(с) ад, дейст. в аккред-х проф. ауд. объед. (разраб. Ауд. палата Рос., ИПБР) и внут. п(с)ад ауд. орг. и ИА. Они заним. 3 и 4 уровни в сист. норм. регул. АД. 3ур. Внутр. прав. станд. аккредитов. проф. объед. – регул. специф. вопросов ауд. деят. на ур. проф. объед. – разраб-ся аккредитов. проф. объед. 4ур.Внутр. ауд. станд. – при провед. а-та и сопут. услуг, разраб. ауд. орг. и инд. а-ми на базе фед. прав. станд. ауд. деят. Знач. ВС: В наст. время внутриф. стандарт а-та имеют круп. рос. фирмы. Сред. и мелкие фирмы не м. позволить себе созд. внутр. стандарта а-та соб. ср-ми в силу дорогов. процесса. Наличие внутриф.станд. у ауд. фирм явл. залогом их конкурен. и выхода на выс. профес. уровень оказ. услуг. Роль ВС в СВК: Н-р, для вып. контр. функций в ходе практ. осущ. а-та ауд. орг. м.создать службу контр. кач. провед. аудита. Внутр. треб. к уровню проф. подготовки спец., выпол. контр. функции в составе службы контр. качества провед. аудита, м. б. установлены внутр. стандар. По назнач. выдел. Группы внут. ст-тов: 1. содержащие общие полож.по А (описыв. подход к разработке внут. ст., регламент-е этику поведения А-ра, ст-ты внутр. стр-ры и орг. деят-ти ау-ой орг., реглам-зие порядок внутрифирм контроля и кач. А. 2. устанавл. порядок провед. А (реглам-щие: ответственность А-ра,порядок планирования а-ра, порядок изучения и оценки внутр. контр.,получение ауд. док-в) 3. Устанавлив. порядок формир. выводов и заключений (описывающие концепцию и подход к порядку составления ау-х закл, реглам-е подгот. письм инф. а-ра руководству эк-го суб.,иных а-х отчетов. 4. Специализир. ст-ты (отражающие спец-е аспекты проведении А кред. учрежд, страх-х орг.,бирж, внебюдж фондов и инвестиц. институтов, др. эк. суб.) 5. устанавл. порядок оказания сопутств-х услуг (реглам-е подготовку заключений А-ра по спец а-м заданиям,описывающие изучение прогнозной фин. информации.) 6. по образов. и подготовке кадров. Требования: 1. целесообр. – иметь практ. базу. 2. Преемствен. и непротивореч. – последующ. ст-т д. опират.на ранее принятый. 3. Логич. стройности – обеспеч. четкость формулировок, целостн. и ясность. 4. Полноты и детализации – д. полность. охватывать значимые ? дан. ст-та, развивать и доп. излагаемые принципы и полож. 5. Единства терминолог. базы – д. содержать одинаковую трактовку терминов во всех ст-х и док. Стр-ра ВС: 1. Регламент. параметры: ссылка на рос. или МСА 2. Общие полож.: необх. ст-та, определ. его осн-х терминов и понятий, сферы примен., описание об. стандартизации. 3. Цель и задачи ст-та: назнач. ст-та и конкр-е проблемы, решение кот. обеспеч-ся его примен. 4. Взаимосв. с др. ст-ми: ссылка на др. ст-ты 5. Определ. осн-х принципов и методик: описание подходов ауд-ой орг.,принятых методик и приемов решения проблем, рассматр-х ст-м. 6. Оформление: перечень док, кот. А-р д. составить согласно треб. ст-тов.. 7.Перечень нормат. актов, кот-ми А-ры д. руковод. при вып-нии треб. внутр. ст-та. Они сод-т методики и требования проведения аудита на всех его этапах и вкл-ют след. эл-ты: 1) опр-ние целей соглашения –каж. проверка д. б. спланирована, это говорит о том, что она проведена квалифицированно и проф-но;2)обзор бизнеса – проверка нач-ся со знакомства с клиентом и получение знаний о нем и отслеживаются изм-ния в законодательстве и бизнесе, и те к-е имеют отн-ние к клиентам и ауд. проверке;3)оценка возможного риска-опр-ся риск мошенничества и обыч. ошибок и оценивается их значимость;4)оценка СВК для разраб-ки стратегии а-та –оцен-ся с-ма к-ля за хоз. деят-ю, затем с-ма б.у. и к-ля. На этой стадии оценивается лишь инф-ция, необхмая для разраб-ки стратегии проверки; 5)опр-ние стратегии ауд. проверки-опр-ся ауд. процедуры и обобщаются част. оценки ауд. рисков; 6)оценка эф-ти с-мы к-ля-дается расширеная оценка СВК для разработки плана проверки и клиент став-ся в известность о ходе проверки;7)план независ. обследований-в нем опр-ся сущность, прим-ние и прод-ть наиб. эфек. незав. обследований; 8)независ. обследования- они проводятся в соотв-вии с планом и в план м. вноситься , наиб. важ. моменты обсуждаются с клиентом;10)представление заключения-кроме мнения о фин. отч-ти клиенту дается отчет о рез-тах проверки, при этом преследуется цель дать обобщающ. оценку соответствия СВК предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эф-ти с-мы учета. Они включ. сл. блоки:1. стр. фирмы, технол. орг-и, вып. финк. 2. станд., расшифров. и доп. полож. рос. прав. станд. 3. мет-ки ауд. провер

Наши рекомендации