Виды ЦО. Учет и отчетность по ЦЗ, ЦП, ЦИ.

ЦО по принципу выполняемых ими ф-цийделятся на осн. и вспомогат.

Осн. ЦО непосредственно изготавливают прод-цию, выполняют р., оказ. услуги для потребителей. Их з-ты на прямую относят на с/с прод-ции. В составе осн-х ЦО выделяют матер. (снабжение и складское хоз-во), произв-ные (участки и цехи осн. пр-ва), управленческие (администрация, плановый, фин. отделы) и сбытовые (маркетинг и сбыт).

Вспомогат. ЦО участвуют в пр-ве косвенно, оказывая услуги, выполняя работы или изготавливая прод-ю не для потребителя, а для осн-х ЦО (сущ-ют для обслуж-я осн. ЦО). З-ты вспомогат. ЦО сначала распределяют по осн. ЦО, а уже потом, в составе суммарных з-т осн. центров, вкл-ют в с/с. В составе вспомогат. ЦО выделяют общезаводские (объекты соц. сферы, АХО) и обслуживающие процесс пр-ва (ОТК, РМЦ, инструментальная мастерская).

Пр-е рассм-ся как сов-ть ЦО. Деление пр-й на ЦО осущ-ся на основе орг-ной и произ-ной стр-ры упр-я. Деление пр-я на ЦО позволяет: 1. исп-ть спец. м-ды упр-я з-тами с учетом особ-тей деят-ти кажд. подраз-я; 2. увязать упр-е затратами с орг-ной стр-рой; 3. децентр-ть упр-е з-тами, осущ-яя его на всех ур-нях управления; установить отв-ть за возник-ние затрат выручки и прибыли. ЦО по принципу объема полномочий делятся на центры затрат, прибыли, инвестиций.

ЦО, исходя из объема полномочий и ответств-ти, подразд-ся на: 1. Центр з-т – подразд-е, рук-ль кот. отвечает за з-ты. Здесь орг-ся планир-е, нормир-е, у. з-т. Центром з-т м.б. отдельное раб. место, пр-ная опер-я или неск-ко опер-й, отдельный станок, участок, цех. Осн. цель – min-ция з-т. ЦЗ м. разбить на центры регулируемых (производственные подразд-я, устан-ют опр. соотн-е м/у з-тами и объемом выпуска прод-и), произвольных (отделы и службы пр-я, не могут повлиять на вел-ну з-т) и слабо регулируемых з-т (медпункт). Гл. инструмент контроля за деят-тью ЦЗ – смета з-т, в кот. вкл-ся з-ты, контролир-ые исполнителем или др. ответственным за з-ты. Сравнение факт. рез-тов с запланированными пок-лями отражается в отчете об исполнении сметы. 2. Центр доходов (продаж) – центр отв-ти, рук-ль кот. отвечает только за формир-е дох-ов в установленных объемах, но несет отв-ти за р-ды (н-р, отдел оптовых продаж). Деят-ть рук-лей оцен-ся на основе заработанных ими дох.

3. Центр прибыли – подразд-е, рук-ль кот. отвечает за дох. и з-ты. В кач. ЦП выступает т.ж. орг-я в целом. Это предприятия в составе крупного объединения. Менеджер ЦП контролирует цены, V пр-ва и реализации, з-ты, а след-но прибыль. ЦП может состоять из нескольких ЦЗ. Отчетность ЦП – отчеты ЦЗ (сметы и отчеты об их исполнении) и традиционная б.ф.о. Осн. отчет. док-т – отчет по прибыли

4. Центр инвестиций – подразд-е, рук-ль кот. отвечает не только за выручку и з-ты, но и следят за эф-тью исп-я инвестированных в них ср-в. Рук-ли ЦИ облад. наиб. полномочиями и несут наивысш. отв-ть за принимаемые реш-я. Цель ЦИ – не только получ-е max прибыли, но и достиж-е max рентаб-ти вложенного капитала, ув-е акционерной ст-ти. Упр-е деят-тью ЦИ м. осущ. при пом. операц. бюд-та, отчета о его исполн-и, а т.ж. баланса и отчета о ден. потоках.

Степень ответств-ти рук-лей:

Виды ЦО Пок-ль, контролируемый рук-лем ЦО
ЦЗ расходы
ЦД доходы
ЦП прибыль = дох.-расх.
ЦИ рентаб. Активов = приб./ активы

Деление орг-и на ЦО наз-ют орг-ой стр-рой пр-я. В с-ме у. по ЦО больш. знач. имеет установ-е трансфертных цен.

Пон-е ТЦ. М-ды опр-я ТЦ.

Трансфертная цена ТЦ – цена, по к-й ЦО передает свою пр-цию др. ЦО внутри орг-ции или на сторону, т.е. цена, по кот. центры расчит-ся м/у собой. В эт. случ. ТЦ вып-ют внутри орг-и ф-ции рын. цен. ТЦ примен-ся в ЦП, ЦИ, иногда в ЦЗ. Если прод-ция ЦО потреб-ся в орг-ции, то ТЦ – учетная цена, не оказывает влияния на фин. положение. Если прод-ция реал-ся, то ТЦ – важный пок-ль, оказ-щий влияние на фин. положение. 3 метода опред-ния ТЦ: 1. На основе рын. цен (при наличии выс. степени децентрализации упр-я, при к-й ЦО обладают полномочиями продавать и покупать прод-цию; при наличии устойчивых рыноч. цен). Рын. цены явл-ся достаточно объектив., дают возможн. оценивать деят-ть ЦО на основе фин. рез-тов. 2. На основе затрат (затратные ТЦ): на основе пер. з-т, полных, полных з-т + прибыль. Цены на основе переем. з-т неприемлемы для ЦП и ЦИ, (исп-ся в ЦЗ) т.к. при исп-и в кач. цены переем. з-т цены не возмещают пост з-ты и не предусматривают получ. прибыли. Цены на основе полн. з-т т.ж. не предусматривают получ. прибыли => примен-ся только в ЦЗ. Цены на основе полн. з-т + приб. м. исп-ться во всех ЦО. При опр-и затратных ТЦ за основу приним-ют нормат. з-ты. 3.Договорные ТЦ (на основе переговоров, исп-ют ТНК в их внутрифирменном обмене с целью уменьшения налогов).




51.Осн. принципы форм-я упр. отч-ти. Упр. отчетность - завершающий этап учетного процесса, отражает комплекс данных о деят-ти орг-и и ее стр-ных подразд-й. Основываясь на инф-и учета и отчетности центров ответств-ти, рук-во имеет возможность принимать разнообразные упр. реш-я, оптимизирующие деят-ть пр-я в целом и его подразд-й.

В отличие от б.ф.о. упр. отчетность формируется для внутр. польз-лей – рук-лей различ. ур-ней упр-я орг-ей. Она предназнач. для оц-ки кач-ва работы подразд-й и их вклада в достижение общей эф-ти орг-ции. На основе упр. отч-ти делаются выводы о профес. пригодности того или иного менеджера, разрабатываются критерии оц-ки его деят-ти, формир-ся с-ма матер. и морал. поощрения персонала пр-я.

Осн. цель упр. отч-ти – удовлетворение информ. потребности рук-лей различ. ур-ней упр-я орг-и.=> по отнош-ю к упр. отч-ти (в отл. от фин.) не м.б. установлены общ. правила формир-я и представления, применены единые отчетные формы. Составление упр. отч-ти, как и ведение УУ, з/д не регламентируется и явл-ся внутренним делом самого пр-я.

Принципы орг-и у. отч-ти опр-ся спецификой деят-ти эк. субъекта, а т.ж. особенностями работы конкрет. подразд-я орг-ции, его функциями в сис-ме упр-я. Т.к. у. отч-ть сост-ся одними менеджерами для др. менеджеров, то требуется учитывать индивид. особенности конкретного рук-ля как специалиста в опред. сфере деят-ти и как человека (психологические особ-ти менеджера).

Общ. треб-я к упр. отч-сти Отчеты д.б. адресными и конкретными. Это означает, что пок-ли отч-ти следует довести до сведения ответственного пользователя, учитывая его ур-нь иерархии и профессиональной подготовленности, а т.ж. соблюдая принцип конфиденциальности инф-ции.

Оперативность и своевременность представления данных. Для принятия упр. реш-й необх-мо подготовить инф-ю к тому моменту t, когда в ней возникает потребность.

Удобство отражения и достаточность инф-ции. Это подразумевает мин-ный, но достаточно полно отражающий ситуацию объем хорошо систематизированных данных, отсутствие излишней инф-ции и не несущих смысловой нагрузки расчетов.

Сопоставимость данных отч-ти во времени и по подразделениям орг-и.

Общий и специальный хар-р отч. инф-ции. Данные следует собирать не только для отражения осн. пок-лей деят-ти пр-я в целом, но и для удовлетв-я специфических запросов рук-ля конкретного ЦО.

Относительное постоянство форм отч-ти. Нецелесообразно слишком часто менять формы отчетов, составляемых менеджерами на регулярной основе.

Соответствие принципу управления по отклонениям. Упр. отч-ть д. содержать инф-ю об откл-ях фактических пок-лей от плановых. Это дает возможность оперативно выявлять факторы роста прибыли или причины возникновения убытков по каждому подразд-ю или изделиям, установить ответственность за неблагоприятные откл-я, возникшие по отдельным стр-ным подразд-ям.

Экономичность сис-мы упр. отч-ти. З-ты на подготовку упр. отч-ти не д. превышать эк-го эффекта от ее использования.

Отчеты по ур-ням упр-я. К отчетам разных подраз-й предъяв-ся разл. треб-я, в зав-ти от вида ЦО и ур-ня упр-я. Принцип иерархичности – уменьшение детализ-ти отчетов по мере повышения ранга рук-ля. В основе фор-ния отчетов по уровням управления лежит пр-п контролир-ти затрат. Общие затраты из отчета вышестоящему рук-лю скл-ся из з-т, содер-ся в отчетах нижестоящ-х менеджеров и контролируемых ими. Многоступенчатость отч-ти ЦО предполагает контроль за эффект-тью расх-ния рес-в по МВЗ и ЦО. Отчеты об исполнении сводной сметы з-т. Объединение инф-ции о расходах подраз-й произв-ся в сводной смете з-т, предст-щей матрицу з-т, где расходы ЦО представл-ся в разрезе элементов з-т и мест возник-я. Матрица з-т отдельных подраз-й – низший ур-нь контроля за з-тами. Смета, объединяющая з-ты группы ЦО – средний уровень, матрица з-т по орг-и в целом – высший уровень. В сводной смете з-т м. провести сравнение факт. расходов отч. периода с данными прошлых периодов или плановыми. Отчеты, обусловленные функциями подразделений орг-ции. По произ-м подраз-ям контроль за з-тами м. осущ-ть, основываясь на пр-пах нормативного учета. Целесообразно вести учет и отч-ть по прямым з-там, косвенные учит-ть по МВ. Формир-нием инф-и о деят-ти в сфере снабжения заним-ся материальные ЦО путем ан-за выполнения сметы расходов на функ-ние подраз-я, и бюджета расходов на закупку и хранение ТМЦ. Создаются отчеты о запасах и закупках. Сфера реал-ции – сбытовые ЦО составляют отчет о ком. з-тах, отчеты о продажах пр-ции и заключенных дог-рах. Управленческие ЦО, на к-е возложены обяз-ти по координации всей работы пр-тия, не имеют колич-х показ-лей оценки деят-ти, кач-во работы опред-ют соблюдением устан-х величин расходов на их функ-ние.

52.Способы учета тов. на складе, в бух-рии (сортовой, партионный).

Сортовой способ учета товаров на складе и в бухгалтерии.

Учет товаров на складе оптового предприятия ведет МОЛ в натуральных показателях по номенклатурным номерам товаров (тары). Учет товаров на складе зависит от способа хранения товаров и от частоты поступления, совместимости товаров по условиям хранения и т.д. Возможны партионный, сортовой или партионно – сортовой способы.

Сортовой способ учета возможен в том случае, если хранение товаров организованно по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения (вновь поступившие складируются и учитываются вместе со старыми). При этом материально ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета или отводят несколько страниц в товарной книге кладовщика. Номенклатуры в данном случае различаются не только по марке товара, по сорту, единице измерения, цвету и т. д. (в случае, если по этим признакам необходимо вести отдельный учет). Например, при реализации автомобилей цвет имеет значение, в то время, как цвет пакета молока значения не имеет, поэтому как идентификационный признак не рассматривается.

Так как при сортовом способе учета отдельный аналитический учет по ценам и партиям не ведется, а товар одного сорта может иметь разную цену, то выбор товара для реализации осуществляется произвольно. При этом, можно использовать для оценки товара методы средней цены единицы запасов ФИФО, ЛИФО.

Записи в карточку, книгу, занесение в базу данных, если учет компьютеризирован, делаются на основании любого первичного документа (приходного, расходного) или накопительных ведомостей (при большом объеме записей). Карточки и страницы в товарной книге нумеруются в бухгалтерии и выдаются под расписку в специальном журнале.

На складах с небольшим ассортиментом товаров и незначительным количеством операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки и товарные книги не ведутся).

В бухгалтерии учет товаров ведётся на активном сч. 41 «Товары», кредитовые обороты фиксируются в ж.о., а дебетовые в ведомости. Записи в них ведут на основании товарных отчетов. Аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется отдельно по материально ответственным лицам, наименованиям, сортам.

При сортовом способе учет ведется в карточках количественно – суммового учета, карточки открываются на каждый сорт, артикул и т.д., где отражается приход, расход и остаток товаров, тары в количественном и стоимостном выражении на основании актов приемки, счетов фактур, товаротранспортных накладных и др. документов. По окончании месяца или на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги оборотов за месяц, остатки и составляют оборотную ведомость, при этом переносятся месячные итоги по приходу, расходу товара и остатки на конец месяца из карточек. Итоговая строка оборотной ведомости должна быть равна по сумме оборотам и сальдо сч. 41 по каждому складу в отдельности. С помощью оборотной ведомости сверяют данные бухгалтерского и складского учета, что подтверждается актом сверки или подписями бухгалтера и материально ответственного лица на оборотной ведомости.

Партийный способ учета товаров на складах и в бухгалтерии.

Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу, здесь могут быть товары различных сортов и наименований. При партионном способе учета каждая партия товара на складе хранится отдельно, внутри партии товары разбиваются по сортам. Каждую партию регистрируют в журнале учета поступающих товаров, порядковый номер регистрации является номером этой партии и указывается в расходных документах. На каждую партию материально ответственное лицо открывает партионную карту (или вносит в базу данных, если учет компьютеризирован) в двух экземплярах: одну для склада, вторую для бухгалтерии. Запись на приход ведут на основании сопроводительного документа с указанием его номера, даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества товара, места хранения.

В расходной части партионной карты указывают дату отпуска товара, номер документа, количество отпущенного товара в натуральных показателях, итог за месяц и остатки товара на конец месяца. При этом подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска.

После полной реализации партии партионная карта закрывается материально ответственным лицом, составляется акт, который подписывает товаровед и зав. складом. Акт с партионной картой и отчетом по товарам и таре материально ответственное лицо передает в бухгалтерию для проверки. Если при проверке выявлена недостача в пределах норм естественной убыли, её списывают за счет организации, а недостачи сверх норм взыскивают с виновных. Излишки приходуют.

Партионный учет позволяет определить результаты реализации партии товаров без инвентаризации, он усиливает контроль за сохранностью товаров и снижает потери. Однако при этом способе менее рационально используются складские помещения.

В бухгалтерии партионный учет ведется в партионных картах или на компьютере, в количественно – суммовом выражении. Порядок занесение записей в партионные карты или в базу данных такой же, как на складах. На каждую партию здесь отрывается отдельная карточка, данные бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами материально ответственных лиц и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные при сверке фиксируют в акте. На начало месяца данные из партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целесообразно составлять не по отдельным наименованиям и сортам товара, а по отдельной партии в целом. Итог ведомости должен совпадать с данными синтетического счета 41 «Товары».

По мере реализации партий товара бухгалтер без проведения инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную убыль по нормам при их наличии, засчитывают пересортицы товаров, обнаруженные внутри партии, выявляют окончательные результаты и отражают их на счетах. Недостачи превышающие нормативы подлежат взысканию, излишки приходуются в доход предприятия.


Наши рекомендации