Порядок уплаты налога на имущество
В течение года юридические лица уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество за каждый отчетный период. По итогам года юридические лица окончательно рассчитываются с бюджетом по налогу. Сумма налога, которая уплачивается в бюджет по итогам отчетного периода (I квартала, полугодия и 9 месяцев), определяется в порядке, приведенном в следующем примере.
Пример. Организация уплачивает налог на имущество по ставке 2,2%.
Налоговая база за I квартал отчетного года равна 200 000 руб.
По итогам квартала организация должна уплатить в бюджет 1100 руб. (200 000 руб. x 2,2% : 4).
Налоговая база за полугодие составила 150 000 руб.
По итогам полугодия организация должна уплатить в бюджет 825 руб. (150 000 руб. x 2,2% : 4).
Налоговая база за 9 месяцев равна 157 500 руб.
По итогам 9 месяцев организация должна уплатить в бюджет 866 руб. (157 500 руб. x 2,2% : 4).
Сумма налога, которую организация должна уплатить в бюджет по итогам года, рассчитывается следующим образом.
Налоговая база организации по итогам года равна 210 000 руб.
Организация должна уплатить в бюджет за отчетный год 1829 руб. (210 000 руб. x 2,2% - 1100 руб. - 825 руб. - 866 руб.).
Всего за год организация должна уплатить налог на имущество в сумме 4620 руб. (1100 руб. + 825 руб. + 866 руб. + 1829 руб.).
Субъекты Российской Федерации могут установить иной порядок уплаты налога на имущество.
32. Документальное оформление и учет поступления товаров в оптовой торговле.
Книга покупок. Синтетический учет поступления, характеристика счетов. НДС при
оприходовании. Оприходование товаров в случае недостачи, отражение на счетах
бухгалтерского учета.
Документальное оформление поступления товаров
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются условиями поставки, договорами купли – продажи, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности. Порядок формирования договора купли-продажи, договора поставки регулируется главой 30 "Купля-продажа" ГК РФ
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями договоров поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом и счетом-фактурой).
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной.
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно - транспортной накладной, счете - фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен "Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно - материальных ценностей и отпуска их по доверенности", утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 N 17 и Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 185 - 189).
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) скрепляются подписями лиц, получивших ценности, штампами (печатями) с указанием даты приемки, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. По результатам приемки может составляться акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1
При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику (форма № ТОРГ-2 для отечественных товаров, форма № ТОРГ-3 для импортных товаров). В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
При поступлении товаров от поставщиков без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара по форме № ТОРГ-4.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Здесь вы можете ознакомится с порядком учета поступления товаров по договору поставки.
Книга покупок предназначена для регистрации документов (счетов-фактур), подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в целях определения суммы налога, подлежащей вычету (возмещению) в порядке, установленном Налоговым Кодексом.
Счета-фактуры, полученные организацией, должны быть зарегистрированы в книге покупок по мере возникновения права у налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС. Форма книги покупок и порядок её заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года № 914.
В книге покупок не регистрируются счета-фактуры:
§ полученные при безвозмездном получении товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;
§ полученные при купле/продаже иностранной валюты, ценных бумаг участником биржи (брокером);
§ полученные при получении комиссионером (агентом) товара от комитента (принципала) для реализации;
§ полученные при получении комиссионером (агентом) денежных средств от продавца при выполнении договора комиссии (агентского) на приобретение товара;
§ оформленные поставщиком на суммовую разницу
Покупатели, перечисляющие денежные средства продавцу в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры на аванс в книге покупок не регистрируют (см. п.13 Правил), так как согласно п.8 Правил «счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируются налогоплательщиком в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты». А таковое право возникает у налогоплательщика не ранее, чем соответствующие товары, работы, услуги, имущественные права) будут этим налогоплательщиком приняты к учету.
Установить связь между аналитическим и синтетическим учетом
В зависимости от степени детализации учетной информации выделяют синтетические и аналитические счета.
Счета, которые дают вводную характеристику учитываемых объектов в обобщенном денежном выражении, называются синтетическими счетами (синтез от лат. - собирание). Эти счета содержат необходимые данные для составления баланса предприятия. Однако синтетические счета не обеспечивают получение данных, необходимых для оперативного руководства предприятием и контроля за его хозяйственной деятельностью.
Счета, открываемые вразрез синтетических счетов для детализированного учета, называются счетами аналитического учета. Детализация показателей аналитического учета устанавливается на каждом предприятии в зависимости от конкретных условий его работы. Аналитические счета непосредственного отражения в балансе не имеют. Они связаны с балансом через синтетические счета. Итоговые данные аналитического учета всегда соответствуют данным синтетического учета, в разрезе которого они открываются.
Синтетический счет один, а аналитических - много.
Кроме синтетических и аналитических счетов, в практике бухгалтерского учета применяются и субсчета, которые являются промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами. При их помощи осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета с целью получения обобщенных сведений об отдельных объектах внутри синтетического счета.
Пример: синтетический счет 20 "Производственные запасы" имеет следующие аналитические счета:
счет 201 "Сырье и материалы";
счет 202 "Покупные полуфабрикаты";
счет 203 "Топливо" и т.д.
2. Правильное определение сальдо по активно-пассивным счетам на уровне аналитического учета
Строение активно-пассивного счета показано в таблице 1
Таблица 1 Схема активно-пассивного счета
Дебет | Кредит | |
Остаток (сальдо) на начало месяца дебиторской задолженности | Остаток (сальдо) на начало месяца кредиторской задолженности | |
Увеличение дебиторской задолженности | Увеличение кредиторской задолженности | |
Уменьшение кредиторской задолженности | Уменьшение дебиторской задолженности | |
Оборот | Оборот | |
Остаток (сальдо) на конец месяца дебиторской задолженности | Остаток (сальдо) на конец месяца кредиторской задолженности | |
На основании таблицы 1 можно сделать вывод, что активно-пассивный счет включает в себя два счета: активный и пассивный. В практике бухгалтерского учета активно-пассивные счета обычно разделяются.
Конечное сальдо по активно-пассивным счетам рассчитывается следующим образом:
Рассчитывается свернутое (дебетовое или кредитовое) сальдо по каждому аналитическому счету.
Рассчитывается развернутое сальдо по синтетическому счету путем раздельного суммирования всех дебетовых и кредитовых исходящих сальдо по каждому аналитическому счету.
Выделяют активно-пассивные счета двух типов:
активно-пассивные счета со свернутым сальдо;
активно-пассивные счета с развернутым сальдо.
Активно-пассивные счета со свернутым сальдо - это счета бухгалтерского учета, которые на отчетную дату могут иметь либо дебетовое, либо кредитовое сальдо. Но только одно из них.
Например. Классическим примером активно-пассивного счета со свернутым сальдо является счет <Прибыли и убытки>. В течение отчетного периода по дебету этого счета записываются все убытки, а по кредиту - прибыли от хозяйственных различных операций. По окончании отчетного периода рассчитываются дебетовый и кредитовый обороты. Если дебетовый оборот (сумма убытков) больше кредитового оборота (сумма прибылей), это значит, что предприятие работает с убытком, что отражается дебетовым сальдо по счету <Прибыли и убытки>. Если же кредитовый оборот больше дебетового оборота, то предприятие получило прибыль в отчетном периоде, что отражается кредитовым сальдо по счету <Прибыли и убытки>. То есть, на отчетную дату счет <Прибыли и убытки> может иметь либо дебетовое, либо кредитовое сальдо. Но только одно из них, так как предприятие за отчетный период может получить либо убыток, либо прибыль.
Конечное сальдо по таким счетам рассчитывается путем отдельного суммирования всех записей по дебету и кредиту (включая входящее сальдо) и вычитанием меньшей суммы из большей. Конечное сальдо записывается на стороне большей суммы.
Активно-пассивные счета с развернутым сальдо - это счета бухгалтерского учета, на которых на отчетную дату может быть одновременно зафиксировано как дебетовое, так и кредитовое сальдо. К таким счетам, как правило, относятся счета расчетов.
Например, предприятие <Мелькомбинат> имеет кредиторскую задолженность перед Мосэнерго в размере 50000 рублей, и дебиторскую задолженность Мостеплоэнерго - 2000 рублей. Очевидно, что <Мелькомбинат> должен учитывать расчеты с этими двумя контрагентами обособленно, поэтому в развитие счета <Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами> открыто два субсчета - <Расчеты с Мосэнерго> и <Расчеты с Мостеплоэнерго>. По субсчету <Расчеты с Мосэнерго> отражена кредиторская задолженность <Мелькомбината> перед Мосэнерго (кредитовое сальдо) - 50000 рублей, по субсчету <Расчеты с Мостеплоэнерго> отражена дебиторская задолженность Мостеплоэнерго перед <Мелькомбинатам> (дебетовое сальдо) - 2000 рублей. Вопрос заключается в том, какое сальдо должно быть отражено по синтетическому счету <Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами>? Часто говорят, что следует отразить итоговое кредитовое сальдо - 48000 рублей (т. е. сальдо <сворачивают>). В этом случае <Мелькомбинат> вводит в заблуждение своих пользователей, так как в балансе будет сказано: <Мы должны лишь 48000 рублей>. На самом деле <Мелькомбинат> должен 50000 рублей, а ему должны 2000 рублей. И если Мостеплоэнерго не погасит свою задолженность в 2000 рублей <Мелькомбинату>, это не значит, что <Мелькомбинат> не должен полностью заплатить 50000 рублей Мосэнерго. Следовательно, на отчетную дату по синтетическому счету <Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами> должно быть отражено <развернутое> сальдо - 2000 рублей дебетовое сальдо и 50000 рублей кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо будет отражено в активе баланса как дебиторская задолженность в сумме 2000 рублей, а кредитовое сальдо - как кредиторская задолженность 50000 рублей.
3. Правильное определение сальдо по активно-пассивным счетам на уровне синтетического учета
Помимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных), в бухгалтерском учете существуют также счета, на которых одновременно отражаются и имущество, и источники его формирования. Такие счета называются активно-пассивными.
Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (либо с дебетовым, либо с кредитовым) и с развернутым (и дебетовым, и кредитовым одновременно). Например, если на счете «Прибыли и убытки» дебетовый оборот превышает кредитовый, то конечное сальдо будет записано на дебете счета (это означает, что предприятие в данном отчетном периоде получило убыток). Если же наоборот, расходы предприятия были меньше его доходов (получена прибыль), то на счете «Прибыли и убытки» кредитовый оборот будет больше дебетового и соответственно, конечное сальдо на этом счете будет отражено по кредиту (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Из этого можно сделать вывод, что счет «Прибыли и убытки» является активно-пассивным с односторонним сальдо.
В качестве примера активно-пассивного счета с развернутым сальдо можно привести счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по дебету этого счета отражает дебиторскую задолженность, сальдо по кредиту - кредиторскую задолженность. Записи на дебете могут иметь разное значение - либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. На кредите отражается либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской. Структуру активно-пассивного счета с развернутым сальдо можно представить в таблице №2.
Таблица 2. Структура активно-пассивного счета. | ||
Дебет | Кредит | |
Сальдо начальное дебетовое | Сальдо начальное кредитовое | |
Хозяйственные операции, увеличивающие дебиторскую, либо уменьшающие кредиторскую задолженность. | Хозяйственные операции, увеличивающие кредиторскую, либо уменьшающие дебиторскую задолженность. | |
Дебетовый оборот дебиторской задолженности (+). Дебетовый оборот кредиторской задолженности (-) | Кредитовый оборот кредиторской задолженности (+). Кредитовый оборот дебиторской задолженности (-) | |
Сальдо конечное дебетовое | Сальдо конечное кредитовое | |
Для учета материальных ценностей пользуются счетом другой формы, в который помимо денежных измерителей вносят натуральные показатели. Такая форма применяется в основном на аналитических счетах.
Аналитические - счета, которые используются для детальной характеристики объекта наблюдения. Они открываются в развитие каждого синтетического счета
Синтетический учёт товаров и их реализации
Для организаций торговли доходом от реализации товаров является валовая прибыль (торговая наценка, торговое наложение). В соответствии с Планом счетов валовая прибыль определяется как разница между продажной и покупной и покупной стоимостью товаров. Полная стоимость товаров в продажных ценах определяется как выручка от реализации товаров или товарооборот. Различают оптовую и розничную торговлю. ФЗ от 02.01.2000 г. №36-ФЗ внесены существенные изменения в порядок исчисления НДС. Заготовительные, снабженческо-сбытовые и другие торговые организации товар на балансе ч.41 приходуют без НДС. НДС, по этим товарам, в балансе отражается по счету 19.
При оптовой торговле:
Задача. Организация приобрела товар у поставщика за 120000, в т.ч. НДС 18305,08. Товар продан покупателям за 180000/безнал./ погашена задолженность поставщику с р/сч. В конце месяца списаны издержки обращения -35000
Дт | Кт | 101694,92 | Оприходован товар от поставщика | ||
Дт | 19/3 | Кт | 18305,08 | Отражён НДС по оприходованному товару | |
Дт | Кт | 90/1 | 180000,00 | Отражена выручка от продажи товара | |
Дт | 90/2 | Кт | 41/1 | 101694,92 | Списан реализованный товар по покупной цене |
Дт | 90/3 | Кт | 68/2 | 27457,63 | Начислен НДС по реализованный товар по покупной цене |
Дт | Кт | 180000,00 | Получена оплата от покупателей | ||
Дт | Кт | 120000,00 | Оплачено поставщику за поставленный товар | ||
Дт | 68/2 | Кт | 19/3 | 18305,08 | Возмещен НДС по оприходованному, оплаченному товару согласно счету-фактуре |
Дт | 90/7 | Кт | 35000,00 | В конце месяца списаны издержки обращения | |
Дт | 90/9 | Кт | 16694,92 | В конце месяца формируется финансовый результат |
ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ НЕДОСТАЧ
Значительно чаще, чем излишки, при инвентаризациях выявляются недостачи.
Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Эти документы предусматривают списание недостач имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства или обращения, а сверх норм - за счет виновных лиц. В случаях когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты.
Согласно п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации предложения о регулировании всех выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о списании недостач на финансовые результаты или на счета виновных лиц принимает руководитель организации.
Как видим, отражение в учете недостач ценностей зависит от величины недостачи конкретного имущества организации, от того, имеются ли по данному виду имущества установленные нормы естественной убыли, а также установлены ли конкретные виновные лица.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция" и т.п.).
Недостающие товарно-материальные ценности отражаются по фактической себестоимости, а основные средства - по остаточной.