Тема 7. Организация бухгалтерского учета и аудит коммерческих банков
Тема 7. Организация бухгалтерского учета и аудит коммерческих банков
Вопрос. Основные задачи бухгалтерского учета в коммерческом банке и требования к нему
Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:
1.Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным лицам.
2.Ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов.
3.Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.
4.Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть полезна всем заинтересованным лицам, которые могут ее понять, оценить и использовать. Для этого она должна отвечать требованиям уместности, надежности, сравнимости и нейтральности.
Информация уместна, если ее наличие или отсутствие способно оказать влияние на принимаемые решения и помогает оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные выводы. На уместность информации влияет ее содержание и существенность. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты хозяйственной деятельности. Сравнимость информации обеспечивается возможностью для пользователей, ознакомленных с особенностями учетной политики, принятой банком, проводить сравнительный анализ работы банка за различные периоды, а также с деятельностью других банков. Нейтральность информации может быть нарушена в случае специального подбора фактов для достижения определенных результатов. Кроме того, польза, извлекаемая из бухгалтерской информации должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Вопрос. План счетов бухгалтерского учета и принципы его построения
Банковский баланс строится по унифицированной форме в соответствии с Планом счетов, представляющим собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Методологическую разработку счетного плана осуществляет Банк России, который составляет инструкции по его применению и указания о порядке учета банковских операций в соответствии с этим планом. При разработке Плана счетов учитывался накопленный опыт деятельности коммерческих банков в нашей стране и сложившаяся практика зарубежного бухгалтерского учета. Его основу составляют принципы, соответствующие международным стандартам учета.
В соответствии с этими принципами предполагается, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность и в будущем. Информация о предполагаемом сокращении банковских операций, свертывании работы филиалов или ликвидации должна быть изложена в финансовом отчете. При ведении бухгалтерского учета банк должен руководствоваться одними и теми же правилами. Изменения в правовом механизме кредитной системы или государства могут оказывать влияние на бухгалтерский учет. В этом случае должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с предыдущими периодами, разъяснены происходящие изменения и их влияние на результаты деятельности банка.
Банковский учет придерживается консервативных и последовательных позиций с целью обеспечения принятия правильных решений и их объективной характеристики. Консерватизм предполагает осторожную оценку активов и пассивов, чтобы не переносить уже существующие риски на последующие периоды. Учетная политика обеспечивает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных активов и доходов. Резервы создаются по возникающим рискам независимо от наличия или достаточности прибыли, не допуская скрытого необоснованного резервирования (требование осмотрительности).
Все операции отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с их экономической сущностью, а не юридической формой в день совершения. Входящий баланс является незыблемым, при этом остатки на начало текущего периода на балансовых и внебалансовых счетам должны соответствовать остаткам на счетах на конец предшествующего периода. Счета активов и пассивов оцениваются отдельно и показываются в развернутом виде.
В качестве единицы измерения для объектов учета используется первоначальная стоимость в валюте Российской Федерации на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством (например, переоценка для некоторых видов активов и обязательств).
В основе построения нового Плана счетов лежит иерархическая структура, где каждый последующий уровень детализирует предыдущий с использованием таких признаков, как резидентность, форма собственности, тип организации, вид операции, срок проведения операции и т. д. Номенклатура счетов бухгалтерского учета классифицирована по экономическому содержанию с целью группировки и обобщения информации в разделах, на счетах первого и второго порядка исходя из единых правил и принципов учетной политики.
Систематизация балансовых статей проводится по следующим критериям:
1.По экономическому содержанию счета подразделяются на депозитные , ссудные, расчетные и т. д.
2.По контрагентам – ведутся отдельные счета для резидентов и нерезидентов, физических и юридических лиц, коммерческих, некоммерческих и финансовых предприятий и организаций.
3.По срокам проведения операций принята единая классификация активных и пассивных счетов.
4.С точки зрения формирования доходно- расходной базы пассивные счета оцениваются по стоимости проводимых операций, а активные подразделяются на доходные, ликвидные, иммобилизованные.
План счетов позволяет составлять бухгалтерский баланс, реально отражающий проводимые банком операции и содержащий легко читаемую информацию для подготовленного пользователя.
Вопрос. Банковская прибыль
Прибыль является финансовым результатом деятельности кредитной организации (банка). Она определяет ее финансовую устойчивость и служит источником роста собственного капитала банка.
Прибыль образуется в результате превышения доходов банка над его расходами, и наоборот, превышение расходов над доходами приводит к убыткам.
Принято выделять балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль. Балансовая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и расходами до уплаты налогов.
Классификация доходов согласно нормативным документам по составлению публикуемой отчетности банков:
1.Проценты, полученные и аналогичные доходы от:
1.1. Размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов и на счетах в других банках;
1.2. Ссуд, предоставленных другим клиентам;
1.3. Средств, переданных в лизинг;
1.4. Ценных бумаг с фиксированным доходом;
1.5. Других источников.
2.Комиссионные доходы.
3.Прочие операционные доходы:
3.1. Доходы от операций с иностранной валютой и с другими валютными ценностями, включая курсовые разницы;
3.2. Доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества;
3.3. Доходы, полученные в форме дивидендов;
3.4. Другие текущие доходы.
4.Непредвиденные доходы.
Общая сумма полученных банком доходов образует совокупный доход, который (в соответствии с перегруппировкой статьей отчета) можно представить в следующем виде:
Совокупный доход = Процентные доходы + Непроцентные доходы
К процентным доходам относятся проценты, полученные и аналогичные доходы.
К непроцентным доходам — комиссионные доходы, прочие операционные доходы и непредвиденные доходы.
Расходы банка представляют собой затраты денежных средств на выполнение операций и обеспечение функционирования банка.
Классификация расходов согласно нормативным документам по составлению публикуемой отчетности банков:
1.Проценты, уплаченные и аналогичные расходы по:
1.1. Привлеченным средствам других клиентов, включая займы и депозиты;
1.2. Выпущенным долговым ценным бумагам;
1.3 Арендной плате.
2.Комиссионные расходы.
3.Прочие операционные расходы:
3.1. Расходы по оплате труда;
3.2 Эксплуатационные расходы;
3.3. Расходы от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, включая курсовые разницы;
3.4. Расходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, операций РЕПО, отрицательные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг;
3.5. Другие текущие расходы;
3.6. Непредвиденные расходы.
Расходы, как и доходы банка (в соответствии с перегруппировкой статей отчета) можно представить в следующем виде:
Расходы = Процентные расходы + Непроцентные расходы.
Процентные расходы - это проценты, уплаченные и аналогичные расходы.
Непроцентные расходы – это комиссионные расходы, прочие операционные расходы, а также непредвиденные расходы
С учетом специфики банковской деятельности источники доходов, формирующих прибыль банка, можно сгруппировать следующим образом:
Ø учетно-ссудные операции (учет векселей, кредитование юридических и физических лиц);
Ø фондовые операции (операции с ценными бумагами, выпущенными как самим банком, так и другими эмитентами);
Ø расчетно-кассовые операции (операции с безналичными и наличными денежными средствами клиентов);
Ø нетрадиционные операции (траст, факторинг, форфейтинг, лизинг, консалтинг, агентские услуги и др.).
Все вышеперечисленные доходы должны возмещать издержки банка, покрывать риски и формировать прибыль.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Чистая прибыль образуется после уплаты из налогооблагаемой прибыли законодательно установленных налогов. Чистая прибыль, в свою очередь, делится на распределяемую, т. е. выплачиваемую акционерам банка в качестве ежегодных дивидендов по принадлежащим им акциям, и капитализируемую, направляемую на увеличение собственного капитала банка и резервов. От размера чистой прибыли зависит дальнейшее развитие коммерческого банка, поддержание его капитала и резервов на уровне, соответствующем объему проводимых операций.
Формирование прибыли банка определяется спецификой этого коммерческого предприятия, а также действующей системой учета и отчетности.
Распределение чистой прибыли, остающейся в распоряжении коммерческих банков, осуществляется по индивидуальным пропорциям на основании решения ежегодного собрания акционеров (пайщиков) банка. Однако общим для всех является использование прибыли для формирования различных фондов и выплаты дивидендов на паи или акции учредителям банка. За счет прибыли образуется резервный фонд банка, путем отчислений в размерах, установленных уставом (как правило, до достижения его не менее 15% уставного капитала). Резервный фонд является источником покрытия возможных убытков банка. Чистая прибыль коммерческих банков может направляться на создание различных фондов производственного и социального развития.
Нераспределенная чистая прибыль служит источником финансирования других расходов и затрат, не включаемых в состав расходов банка.
Нераспределенная прибыль и созданные фонды специального назначения оказывают положительное влияние на удешевление ресурсной базы, являясь составной частью собственных средств кредитной организации.
Вопрос. Понятие и содержание учетной политики коммерческого банка
При осуществлении бухгалтерского учета каждая кредитная организации опирается на Положение об учетной политике.
Учетная политика предполагает целостность ведения бухгалтерского учета и охватывает его основные составляющие:
· организационная,
· техническая,
· методологическая
· налоговая.
Организационный аспект определяет структуру и место бухгалтерской службы в системе управления банком.
Технический аспект – это способ работы с документацией и информацией.
Методологический аспект устанавливает способы оценки имущества, обязательств и других объектов учета.
Налоговый аспект позволяет систематизировать данные бухгалтерского учета для правильного исчисления налогооблагаемой базы и конкретизировать варианты расчетов с бюджетом по налогам и сборам, по которым предусмотрен выбор альтернативного решения в рамках действующего законодательства.
Учетная политика должна обеспечить выполнение следующих требований:
1.Полноты отражения всех фактов банковской деятельности в бухгалтерском учете.
2.Своевременности отражения.
3.Осмотрительности, выражающейся в большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, а также в недопущении создания скрытых резервов.
4.Приоритета экономического содержания и условий хозяйственной деятельности над юридической формой.
5.Непротиворечивости (соответствия) данных аналитического и синтетического учета.
6.Рациональности ведения бухгалтерского учета исходя из размеров банка и условий хозяйственной деятельности.
Учетная политика формируется под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем кредитной организации.
В Положении об учетной политике должны быть раскрыты следующие вопросы:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов;
-формы первичных учетных документов применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Госкомстата России не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
-порядок расчета со своими филиалами (структурными подразделениями);
-порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству РФ м нормативным актам Банка России;
-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
-порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.);
-лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;
-способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
-порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;
-правила документооборота и технология обработки учетной информации;
-порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
-порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;
-другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные при формировании учетной политики, применяются с первого января, следующим за годом утверждения положения об учетной политике.
Тема 7. Организация бухгалтерского учета и аудит коммерческих банков
Вопрос. Основные задачи бухгалтерского учета в коммерческом банке и требования к нему
Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:
1.Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным лицам.
2.Ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов.
3.Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.
4.Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть полезна всем заинтересованным лицам, которые могут ее понять, оценить и использовать. Для этого она должна отвечать требованиям уместности, надежности, сравнимости и нейтральности.
Информация уместна, если ее наличие или отсутствие способно оказать влияние на принимаемые решения и помогает оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные выводы. На уместность информации влияет ее содержание и существенность. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты хозяйственной деятельности. Сравнимость информации обеспечивается возможностью для пользователей, ознакомленных с особенностями учетной политики, принятой банком, проводить сравнительный анализ работы банка за различные периоды, а также с деятельностью других банков. Нейтральность информации может быть нарушена в случае специального подбора фактов для достижения определенных результатов. Кроме того, польза, извлекаемая из бухгалтерской информации должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.