Пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств в ФГУП «Почта России»
Согласно действующей методике учета все расходы, связанные с выбытием основных средств, отражаются на счете 91, субсчет 91/2 «Прочие расходы» и, следовательно, непосредственно влияют на финансовый результат деятельности организации. Неодинаковая роль этих расходов в формировании налогооблагаемой прибыли обуславливает необходимость их раздельного учета для целей налогообложения. В связи с этим считаем целесообразным вести их учет на счете 91 в разрезе субсчетов 91/2/1 «Прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль» и 91/2/2 «Прочие расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль». Согласно требованиям главы 25 Налогового Кодекса на субсчете 91/2 следует отражать стоимость объектов, списываемых в порядке ликвидации, а также расходы, непосредственно связанные со списанием (демонтаж, вывоз, и др.). При безвозмездной передаче и взносе основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации стоимость выбывающих объектов и дополнительные сопряженные с этим расходы предлагаем отражать на субсчете 91/2/2 как расходы, не учитываемые при налогообложении.
В случае реализации объекта основных средств с убытком, расходы в пределах выручки (доходов) должны отражаться на субсчете 91/2/1 как уменьшающие налоговую базу, а остальные расходы - на субсчете 91/2/2 как не учитываемые при налогообложении текущего периода. При этом в регистрах аналитического учета они будут отражены как расходы, принимаемые к расчету налоговой базы в следующих периодах пропорционально количеству месяцев оставшегося срока эксплуатации данного объекта. Это означает осуществление переноса текущих убытков на будущее (прошлых убытков на настоящее) в соответствии с положениями ст. 283 Налогового Кодекса.
Помимо порядка определения амортизационных отчислений для целей налогообложения некоторые изменения произошли и в методике налогового признания расходов на ремонт основных средств. В частности, организации промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, геологии, жилищно-коммунального хозяйства вправе уменьшать налоговую базу на величину фактических затрат на ремонт. В то же время для остальных коммерческих организаций (торговля, бытовые услуги и т.п.) в целях налогообложения указанных расходов установлен лимит в размере 10% от первоначальной (восстановительной) стоимости объектов. Если сумма фактических расходов на ремонт меньше или равна предельной сумме нормативных расходов, то налоговая база подлежит уменьшению на сумму фактических затрат. В случае превышения фактических затрат над нормативной величиной налоговая база уменьшается на сумму нормативных расходов, а разница учитывается для целей налогообложения как расходы будущих периодов с последующим отнесением на уменьшение налогооблагаемой прибыли в следующем порядке:
– для объектов со сроком полезного использования от 1 до 5 лет - равномерно в течение срока их полезного использования;
– для объектов со сроком полезного использования свыше 5 лет - равномерно в течение 5 лет.
Следовательно, в аналитическом учете должно соблюдаться разграничение расходов на ремонт применительно к нормативной их величине и сроку полезного использования соответствующих объектов основных средств.
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Рекомендуется внести в учетную политику предприятия и рабочий план счетов счет 92 «Налогооблагаемая прибыль (убыток)». [18, c. 59]
Все субсчета к счетам 90 и 91 должны быть закрыты заключительными записями года, равно как и счет 92 (в корреспонденции с субсчетами 90/9, 91/9). Но тогда появляется проблема переноса убытков на будущие налоговые периоды. Вместе с тем остается нерешенной и другая, не менее важная задача отражения на бухгалтерских счетах различных корректировок налогооблагаемой прибыли (например, ее единовременное уменьшение на величину сверхнормативных расходов на ремонт, осуществленных в непроизводственных организациях в прошлых периодах)
Таким образом, возникает необходимость отражения операций доначисления или уменьшения налогооблагаемых финансовых результатов против бухгалтерского сальдо доходов и расходов. Для учета подобных корректировок и переноса убытков на будущее (прошлых убытков на текущие периоды) предлагаем использовать отдельные субсчета к счетам 90 и 91 - 90/8 и 91/8 «Доначисление (уменьшение) налогооблагаемой прибыли». Они корреспондируют со счетом 92: по дебету отражается увеличение, а по кредиту - уменьшение налогооблагаемой прибыли. Заключительными записями года субсчета 90/8 и 91/8 закрываются в корреспонденции с субсчетами 90/9 и 91/9. Эти проводки показывают сальдо доначислений и уменьшений налоговой базы в результате осуществления обычной и прочей деятельности.
Таким образом, по своему содержанию субсчета 90/8 и 91/8 аналогичны субсчетам 90/9 и 91/9,однако их использование, во-первых, повысит прозрачность учета реальных и налогооблагаемых финансовых результатов, а во-вторых, позволит сохранить без изменения экономический смысл субсчетов 90/9 и 91/9. Аналитический учет к предложенным субсчетам следует вести по видам производимых убытков.
В заключение следует отметить, что основанием для всех предложенных корреспонденции счетов является информация аналитических регистров налогового учета. Ее подкрепление двойной записью усилит контрольную функцию бухгалтерского учета, повысит прозрачность и достоверность налоговых расчетов.
Активы, в отношении которых выполняются предусмотренные в п.4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Иными словами, организация должна самостоятельно определять, учитывать подобные объекты в составе основных средств на счете 01 или в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы», что нашло отражение в формируемой учетной политике Боровичского почтамта.
Боровичский почтамт решил учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе материально-производственных запасов, в учетной политике организации отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита. Лимит стоимости объекта основных средств определяется организацией самостоятельно, но его размер не может превышать 40 000 рублей за единицу. В Боровичском почтамте лимит составляет максимальную величину – 40 000 руб.
При списании стоимости такого имущества оно перестает числиться в учете Боровичского почтамта. Однако фактически оно имеется. Поэтому организация должна решить вопрос контроля сохранности имущества, которое не числится в учете. Такое имущество, как правило, передается работникам, и оформляется материальная ответственность за его сохранность. В учетной политике Боровичского почтамта (в разрезе ее организационно-технического аспекта) следует предусмотреть процедуры инвентаризации и применения материальной ответственности по отношению к имуществу, не учтенному на счетах бухгалтерского учета. Необходимо построить эти процедуры при условии организации аналитического учета соответствующих объектов на забалансовых счетах по материально-ответственным лицам.
Для организации бухгалтерского учета на забалансовых счетах для объектов основных средств менее 40 000 руб., целесообразно использовать счет 010 «Износ основных средств». К данному счету возможно открыть субсчета 010-1 «Оборудование», 010-2 «Производственный и хозяйственный инвентарь» и т.д.
Для реализации забалансового аналитического учета в Боровичском почтамте имеет смысл разработать систему показателей, по которым этот учет будет осуществляться. Необходимо разработать аналитическую таблицу по учету объектов основных средств по своей стоимости, отнесенных в состав материально-производственных запасов, списанных в производство (Таблица 16).
Необходимо издать внутренний документ на предприятии, в котором будут указаны нормативные сроки использования таких объектов, использующихся в деятельности Боровичского почтамта.
Данная аналитическая таблица позволит быстро и качественно проводить инвентаризацию списанных с учета, но используемых в производстве объектов. Также она даст возможность контролировать наличие и сохранность объектов, переданных в эксплуатацию, по местам их использования и материально–ответственным лицам. При сравнении нормативного и фактического срока использования на дату инвентаризации можно будет определить, какое имущество подлежит списанию с забалансового учета.
Таблица 18 – Аналитическая таблица по учету объектов основных средств, стоимостью ниже установленного лимита в Боровичском почтамте
Состав принадлежностей | Место эксплуатации | Материально-ответственное лицо | Дата передачи в эксплуатацию | Нормативный срок использования, мес. | Фактический срок использования на 01.12.14 | Примечания |
Электродрель BOSH 2000 | Производственная база | Стычкин В.Г. | 14.06.12 | |||
Шкаф-купе | Бухгалтерия | Зацепина Г.Д. | 18.12.13 | |||
И т.д. |
Если организация принимает решение не вводить стоимостной лимит при принятии объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то вне зависимости от их стоимости списание таких объектов должно производиться в общеустановленном порядке.
Сводный эффект от реализации предложенных мероприятий представлен в таблице 19.
Таблица 19 – Эффект от реализации мероприятий, направленных на совершенствование бухгалтерского учета основных средств в Боровичском почтамте
Мероприятия | Ожидаемая экономическая эффективность (экономическая выгода) |
1. Совершенствование учета расходов по эксплуатации и выбытию основных средств | - усиление контрольной функции бухгалтерского учета, - повышение прозрачности и достоверности налоговых расчетов |
2. Введение системы забалансовых счетов по основным средствам, стоимостью менее 40 000 рублей за объект. | - обеспечение контроля за реальным наличием и движением основных средств |
Есть достаточно оснований полагать, что реализация на практике вносимых нами предложений будет полнее удовлетворять запросы современного бизнеса в более качественной информации, необходимой для принятия различных управленческих решений.
Заключение
В современных условиях для успешного функционирования предприятия на рынке, необходимо наличие для руководства предприятия, а также внешних пользователей, точной информации о состоянии имущества и обязательств организации. Информацию, объективно отражающую экономическое положение предприятия, можно получить из данных бухгалтерского учета организации. В связи с расширением прав предприятия в области постановки и ведения бухгалтерского учета (в зависимости от принятой учетной политики) перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета объектов основных средств, капитальных и финансовых вложений и т.д.
Возможность изучения существующих в нашей стане принципов учета основных средств и капитальных вложений, определения направлений развития учетной практики в России в целом, в том числе учета имущества предприятия, анализ возможности использования методов, применяемых в бухгалтериях стран с развитой рыночной экономикой, для более эффективного использования основных средств, все это обусловило выбор темы дипломной работы.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы был изучен порядок и особенности ведения бухгалтерского учета основных средств в Боровичском почтамте, проанализированы основные технико-экономические показатели работы предприятия, произведен анализ основных средств и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что основные средства составляют преобладающую часть имущества предприятия. Поэтому получение достоверной информации об имуществе предприятия приобретает первостепенную важность.
В Боровичском почтамте бухгалтерский учет основных средств ведется с соблюдением всех нормативных требований российского законодательства: наличие необходимой первичной документации; своевременное отражение поступления, выбытия, перемещения основных средств; правильное ведение регистров бухгалтерского учета; контроль за наличием и сохранностью основных средств в местах эксплуатации; своевременное и точное исчисление износа основных средств и правильное его отражение в учете; определение затрат по ремонту; своевременное проведение инвентаризации объектов основных средств, планирование и правильный учет капитальных вложений на предприятии.
Итогом выпускной квалификационной работы являются следующие мероприятия:
– совершенствование учета расходов по эксплуатации и выбытию основных средств;
– введение системы забалансовых счетов по основным средствам, стоимостью менее 40 000 рублей за объект.
Все названные рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств позволят улучшить учетную работу предприятия, организацию оперативно-технического учета, увеличить возможности функционирования основных средств в Боровичском почтамте, а также позволят приблизиться к системе организации бухгалтерского учета, ориентированной на положительный зарубежный опыт и международные стандарты бухгалтерского учета.
Список литературы
1. Бородина В. Бухгалтерский учет амортизации основных средств. Вопросы применения на практике // Финансовая газета. 2015. N 11. С. 10 - 12.
2. Вайтман Е.В. Сложные вопросы налогового учета основных средств: анализ ситуаций из практики // Российский налоговый курьер. 2011. N 9.
3. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы совершенствования бухгалтерского учета основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 14. С. 2 - 13.
4. Гетьман В.Г. Совершенствование методологии учета затрат на НИОКР и восстановление основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 47.
5. Демина И.Д. Особенности учета основных средств в коммерческих организациях в 2015 году // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. N 1. С. 2 - 6.
6. Демина И.Д. Сравнительный анализ учета основных средств в коммерческих организациях в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и МСФО (IAS) 16 «Основные средства» // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 12. С. 2 - 9.
7. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Проблемы применения проекта ПБУ 6 «Учет основных средств» в отечественной практике бухгалтерского учета // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. N 4.
8. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств и их влияние на релевантность отчетной информации // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 33. С. 24 - 33.
9. Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 279 с.
10. Дружиловская Т.Ю., Дрыгинкина В.А. Учет основных средств: нормативное регулирование и российская практика // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 23. С. 2 - 9.
11. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Профессиональное суждение бухгалтера как основа формирования учетной политики // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 20. С. 2 - 10.
12. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н., Ходырев А.А. Принципы учетной политики и достоверность отчетной информации как ее цель // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 24.
13. Дружиловская Э.С. Совершенствование методики бухгалтерской оценки основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 32. С. 8 - 17.
14. Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2014. М.: АйСиГрупп, 2014. 544 с.
15. Куликова Л.И. Основные средства: признание и оценка в соответствии с МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2009. N 7. С. 13 - 23.
16. Куликова Л.И. Признание и измерение убытков от обесценения отдельных активов в соответствии с МБС (IAS) 36 // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 15.
17. Манохова С.В. Амортизация основных средств: налоговый учет // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 12.
18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства»: введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
19. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С. Оценка нефинансовых активов и достоверность финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. 2011. N 3. С. 52 - 56.
20. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
21. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
22. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
23. О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина России от 18.07.2012 N 106н.
24. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
25. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
26. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
27. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
28. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
29. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
30. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
31. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
32. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
33. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
34. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
35. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
36. Проект положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». URL: http://nsfo.ru/.
37. Слободняк И.А., Левченко Н.Е. Сравнительный анализ результатов начисления амортизации в соответствии с требованиями РСБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 14.
38. Фиапшев А.Б., Фиапшева Н.М., Бекшоков Т.В. Амортизационная политика организаций на современном этапе // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 11.
39. Чистяков Ю.Р. Интерпретация основных средств в бухгалтерском учете и экономическом анализе для оценки эффективности их использования // Бухгалтер и закон. 2011. N 11.
40. Ширикова К.С. Вклад в уставный капитал основными средствами - зеркальное отражение операции // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 19.
41. Щадилова С.Н. Различия в учете и отчетности в части основных средств и нематериальных активов по РСБУ и МСФО // Аудитор. 2013. N 12.
Приложения
Приложение 1
Программа аудита основных средств
№ п/п | Перечень аудиторских мероприятий (процедур) | Период проведения | Рабочие документы аудитора |
Аудит наличия и сохранности основных средств | В течение года | ||
1.1 | Проверка создания комиссии по приемке основных средств | Ежеквартально | Приказы, распоряжения |
1.2 | Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств | Ежеквартально | Договоры, соглашения |
1.3 | Проверка оформления протоколов договорной цены | Ежеквартально | Протоколы, соглашения, приказы |
1.4 | Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств | Ежеквартально | Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации |
1.5 | Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов | Ежеквартально | Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации |
1.6 | Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств | Ежеквартально | Первичные документы, учетные регистры, учетная политика |
1.7 | Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств | Ежеквартально | Учетная политика, приказы, сметы, отчеты |
1.8 | Проверка результатов произведенной переоценки основных средств | По мере совершенствования операций | Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры |
1.9 | Проверка результатов последней инвентаризации основных средств | В течение года | Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры |
1.10 | Ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально-ответственным лицам бухгалтерией предприятия | Ежеквартально | Картотека, инвентаризационные документы, приказы, договоры о материальной ответственности |
1.11 | Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами | Ежеквартально | Приказы, распоряжения |
1.12 | Проверка отражения в отчетности наличия основных средств | Ежеквартально | Формы отчетности |
Аудит движения основных средств | В течение года | ||
2.1 | Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал | Ежеквартально | Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета |
2.2 | Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств | Ежеквартально | Методики оценки, протоколы собраний учредителей |
2.3 | Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств | Ежеквартально | Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс |
2.4 | Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями | Ежеквартально | Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс |
2.5 | Проверка отражения в отчетности движения основных средств | Ежеквартально | Формы отчетности |
3. | Аудит проведения инвентаризации | Ежегодно | Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств |
3.1 | Проверка последней инвентаризации и её результаты | Ежегодно | Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств |
3..2. | Ознакомиться с материалами переоценки основных средств и их Отражение в учёте | Ежегодно | Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств |
3.3. | Проверить наличие приказов о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию по списанию основных средств; кто отвечает и заключены ли с ними договора о материальной ответственности. | Ежегодно | Акты, инвентариза ционные описи, ве домости, Приказы договора на мате риальную ответств |
Аудит правильности начисления амортизации | В течение года | Расчеты | |
4.1 | Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения | Помесячно | Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс |
4.2 | Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация | Помесячно | Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы |
4.3 | Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизация | Помесячно | Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы |
4.4 | Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал | По мере внесения в уставный капитал | Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров |
4.5 | Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств | Помесячно | Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств |
4.6 | Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств | Ежеквартально | Формы отчетности |
Проверка правильности налогообложения по основным средствам | В течение года | ||
5.1 | Проверка правильности расчетов по НДО | По срокам налоговых платежей | НКРФ,гл.21, баланс, справки, расчет |
5.2 | Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль | По срокам налоговых платежей | НК РФ, гл. 25, отчет о прибылях и убытках, справки, расчеты |
5.3 | Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц | По срокам налоговых платежей | НК РФ, гл. 23, справки, расчеты, сведения |
5.4 | Проверка правильности расчетов по налогу на имущество юридических лиц | По срокам налоговых платежей | ФЗ «О налоге на имущество предприятий», Инструкция ГНС № 33, справки, расчеты, сведения |
5.5 | Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежам | По срокам платежей | НК РФ, гл. 24, справки, расчеты, сведения |
5.6 | Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств | Ежеквартально | Формы отчетности |
Приложение 2
Схема документооборота по движению основных средств Боровичского почтамта