Адаптация ограничения по заимствованию применительно к реализации товаров в кредит
Выше отмечалось, что реализация дорогостоящего товара длительного пользования в кредит связана с двумя временными периодами: первый – период накопления покупателем денежных средств, необходимых для внесения первоначального взноса, второй – период погашения задолженности по кредиту. Следовательно, при приобретении товара в кредит, потребитель сталкивается с межвременным выбором, вычисляя для себя наилучший вариант приобретения товара в кредит: он соотносит возможности и потребности настоящего периода с будущими. Величина денежных средств, которые индивид может позволить себе израсходовать на приобретение товара в кредит, напрямую связана с его уровнем дохода и потребления и представляет собой сумму, которая остается от его совокупного дохода после удовлетворения совокупных первоочередных потребностей.
В отличие от модели межвременного выбора И. Фишера, где рассмотрению подлежат периоды накопления и расходования пенсионных начислений потребителя и его личные предпочтения, для данной модели принципиальным является необходимость соотнесения финансовых возможностей потребителя с возможностями производителей по оказанию услуги розничной торговли в кредит. Связана данная необходимость с тем, что в кредитные отношения вовлечены две стороны: продавец и покупатель. И те условия, на которых хочет приобрести дорогостоящий товар длительного пользования покупатель, должны быть приемлемыми для продавца, и наоборот. Выше доказано, что возможности потребителя иллюстрирует бюджетная линия, а возможности продавца отражает кривая безразличия, имеющая, применительно к данной модели, линейный вид.
Вторая существенная особенность купли-продажи дорогостоящего товара длительного пользования в кредит заключается в том, что моментом реализации (совершения кредитной сделки) является момент внесения покупателем первоначального взноса и передачи данного товара покупателю. Если потребитель по каким-либо причинам не захочет внести оговоренную сумму или предложенные продавцом условия покажутся невыгодными покупателю, реализация дорогостоящего товара в кредит не состоится, ликвидность товара будет равна нулю. Следовательно, величина первоначального взноса должна быть такой, чтобы отвечать интересам продавца и покупателя одновременно, только тогда купля-продажа дорогостоящего товара в кредит произойдет.
Очевидным является, что покупатель из всех предложенных вариантов приобретения товаров в кредит, выберет такой, который предполагает, при прочих равных условиях, минимальный размер первоначального взноса. Объясняется это тем, что чем меньше его величина, тем меньших усилий потребуется от потребителя для накопления требуемой суммы. Такая особенность поведения требует определения наибольшей величины первоначального взноса, который приемлем для потребителя при приобретении товара в кредит. Такой максимум можно представить в виде:
Р1max = Pт * kmax , (1.31)
где Р1max – максимальная величина первоначального взноса, kmax – максимально возможная часть стоимости товара, которая должна быть внесена в виде первоначального взноса.
Графически ограничение по ликвидности относительно финансовых возможностей потребителей строится как перпендикуляр к оси P1, опущенный к точке К2 с координатами (Р1max;0). Пересечение этого перпендикуляра с линией цен, точка M, разграничивает приемлемые и неприемлемые для покупателя варианты приобретения товаров в кредит. Отрезок ВМ, образован совокупностью точек, представляющих приемлемые для покупателя величины первоначального взноса P1. Часть бюджетной линии, лежащая ниже точки М (отрезок МА) иллюстрирует те варианты приобретения товара в кредит, которые потребитель отвергает вследствие значительной величины первоначального взноса, неприемлемой для него.
Р2
А
L
M
К2 (P1max;0) В
Рис. 1.8 Максимальное ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит
С другой стороны, продавец стремится снизить риски неплатежей и ускорить оборачиваемость своих активов, поэтому старается достичь максимальной величины первоначального взноса. Этот максимум в значительной мере определяется состоянием рыночной конъюнктуры. Например, на сегодняшний момент Калининградскую область охватил «кредитный бум», и поэтому многие продавцы не только снижают до минимума первоначальный взнос, но и предоставляют товар в кредит вообще без последнего. Однако, в том случае, когда рыночная конъюнктура благоприятна для предприятия, осуществляющего реализацию продукции в кредит, оно стремится до максимума увеличить размер первоначального взноса. Следовательно, еще одним условием, необходимым для осуществления кредитной сделки, является достижение первоначальным взносом величины, не только меньше того максимума, который не заинтересует покупателя (Р1max), но и больше того минимума, за пределами которого в кредитной сделке теряет заинтересованность продавец (Р1min). Значение данной минимально приемлемой для продавца величины можно выразить следующим образом:
Р1min = Pт * kmin , (1.32)
где Р1min – минимальная величина первоначального взноса, Рт – стоимость товара, kmin – минимально возможная часть стоимости товара, которая должна быть внесена в виде первоначального взноса.
Графически ограничение по ликвидности относительно возможностей продавца строится как перпендикуляр к оси P1, опущенный к точке К1 с координатами (Р1min;0). Пересечение этого перпендикуляра с кривой безразличия, отражающей интересы продавца (точка L) разграничивает приемлемые и неприемлемые для продавца варианты реализации своего товара в кредит (рис. 1.9). Отрезок СL образован совокупностью точек, представляющих приемлемые для продавца величины первоначального взноса P1. Часть кривой безразличия, лежащая выше точки L (отрезок DL) иллюстрирует те варианты приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, которые продавец рассматривает как неприемлемые для него.
L
Р2
L
К1 (0;P1min )
D
С D CP1
Рис. 1.9 Минимальное ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит
Из вышеизложенного следует, что если величина первоначального взноса настолько мала, что не сможет быть предложена продавцом, или настолько велика, что не заинтересует покупателя, сделка по реализации дорогостоящего товара в кредит не состоится.
Таким образом, в отличие от работ И. Фишера и Р.Левиной, применительно к стратегии реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, существенным является введение двух ограничений по ликвидности: минимального и максимального. Минимальное ограничениепоказывает минимальную величину первоначального взноса, при которой заключение кредитной сделки возможно, исходя из возможностей и интересов продавца. Максимальное ограничение - максимальную величину первоначального взноса, при которой покупатель согласится на приобретение предложенного товара в кредит. Причем, оба этих ограничения являются активными, так как в случае их несоблюдения кредитная сделка не состоится.
Таким образом, в данном пункте было определено и сформулировано ограничение по ликвидности применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
Однако, как бы не стремился потребитель выбрать наиболее предпочтительный для себя вариант приобретения товара в кредит, помимо своих вкусовых предпочтений он вынужден считаться и со своими финансовыми возможностями, которые не безграничны, и с возможностями и интересами продавца. Из этого можно сделать вывод, что оптимальный вариант приобретения изделий в кредит должен удовлетворять и бюджетному ограничению, и ограничениям по ликвидности, и запросам продавца, относительно выбора условий предоставления кредита, одновременно.