Использование закона рыночного равновесия Дж. Хикса для разработки механизма реализации товара длительного пользования в кредит
Дальнейшее развитие и конкретизацию идеи В. Парето получили в работах Дж. Хикса. Цель многих исследований Хикса - изучение поведения потребителя, определение его реакции на изменение рыночных условий. Развивая открытое В. Парето свойство кривых безразличия, и отталкиваясь от его доказательства неизмеримости полезности, он пересмотрел весь существовавший на тот момент понятийный аппарат теории потребительского поведения.
В частности, Дж. Хикс утверждал, что если полезность в целом количественно не определима, то тоже самое можно сказать и о предельной полезности. Теория ценности, как ранее доказал В. Парето, не нуждается в каком-то точном определении предельной полезности. Если в чем она и нуждается, по мнению Хикса, то «…только в следующем: когда дана система потребностей индивидуума и он владеет данным рядом товаров X, Y, Z…, мы можем узнать его предельную норму замены между любыми двумя товарами. Предельная норма замены неким товаром Y какого-то другого товара Х определяется, как количество товара Y, которое может компенсировать индивиду утрату предельной единицы Х. Если он получит меньшее, чем это количество Y, то окажется беднее, чем был до замены; если же он получит более, то окажется богаче. Таким образом, должна быть некоторая величина, которая оставила бы его в том же состоянии, в каком он находился до замены » [71 стр. 121].
Таким образом, Дж. Хикс вывел основное рабочее понятие порядковой теории полезности: отношение двух предельных полезностей, выраженное наклоном кривой безразличия, Дж. Хикс назвал предельной нормой замещениядвух товаров. Предельной нормой замещения благом Y блага Х (MRSxy) называют количество блага Х, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага Y, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным. То есть предельная норма замещения измеряет желание индивида обменять единицу одного товара на другой товар, при этом, не теряя и не приобретая полезность. Хикс считал, что если индивидуум намерен находиться в равновесии относительно системы рыночных цен, его предельная норма замещения между любыми двумя товарами должна быть равна отношению их цен. «Иначе он смог бы, несомненно, извлечь выгоду, заменяя некоторое количество одного товара на равную ценность (по рыночной норме) другого. Это те рамки, в которые сейчас мы должны вписать закон: пропорциональность между предельными полезностями и ценами» [71 стр. 122]. Если количества Х и Y представить на карте кривых безразличия, то предельная нома замещения Х на Y будет измеряться наклоном кривой безразличия.
Из логики рассуждений Дж. Хикса следует также, что принцип убывающей предельной полезности должен уступить место возрастающей предельной норме замещения [69,70]. Если заменить предельную единицу товара Х таким количеством Y, которое точно восполнит ее, а затем вторую предельную единицу товара Х таким количеством Y, которое точно восполнит ее, то, чтобы потребитель остался на прежнем уровне удовлетворения потребности, второе количество товара Y должно быть больше первого. Следовательно, чем больше мы замещаем Х Y-ком, тем большей будет предельная норма замещения.
Это объясняет кривизну кривых безразличия, вернее их выпуклость по отношению к осям. Кроме того, кривые безразличия должны иметь отрицательный наклон, если оба товара имеют положительный спрос
. (1.3)
Увеличение предельной нормы замещения Х на Y– важная предпосылка к форме кривой безразличия, так как из этого, по мнению Хикса, следуют два основных условия, на основании которых вычерчиваются кривые безразличия [23,37,64,65]:
1) отрицательный наклон;
1) выпуклость.
Эти условия дали ученым возможность в дальнейшем выявить, при анализе потребительского поведения, существование различных форм, которые могут быть созданы кривыми. Если потребитель имеет дело с товарами, которые не обладают совершенной взаимозаменяемостью, то кривая безразличия будет иметь вид плавной линии, слегка вогнутой к началу координат. По мере того как Х замещает Y вдоль кривой, она становится менее крутой. Следовательно, предельная норма замещения Х на Y имеет тенденцию к возрастанию по мере того, как все большее количество Y замещает Х при движении вдоль кривой безразличия. Это достаточно наглядно видно из следующего примера. Следует предположить, что у потребителя имеется месячный запас продуктов питания (и только их). Ему приходится обменивать продукты на другие блага, только если он не проигрывает от такого обмена. Если человек будет голым, но может вдоволь есть, он откажется от определенного количества пищи, чтобы достать себе одежду. Однако по мере того, как истощался бы месячный запас продуктов, и он получал бы все больше других благ, потребитель все меньше хотел бы отказываться от еды ради этих благ.
Если в качестве примера взять товары – совершенные субституты (полностью взаимозаменяемые товары), то кривая безразличия будет иметь линейный вид. Такая конфигурация объясняется тем, что у потребителя совершенно одинаковые предпочтения по отношению к товарам Х и Y. В данном случае для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const.
В случае товаров – совершенных комплементов потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут потребляться лишь в постоянной, строго определенной пропорции и не могут заменять друг друга, (как правый и левый ботинок). Товары – совершенные комплементы жестко дополняют друг друга в строго определенных пропорциях. Кривая безразличия в таком случае вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка и имеет L–образный вид. В случае, когда потребления обоих товаров должно увеличиваться в пропорции 1:1, чтобы обеспечить прирост полезности, вершины углов кривых безразличия лежат на луче, выходящем из начала координат под углом в 450.
В случае нулевой предельной нормы замещения, кривые безразличия являются вертикальными линиями. Это означает, что потребитель не желает отказываться от товара Х ради товара Y. Потребитель может иметь горизонтальные кривые безразличия. Этот человек имеет бесконечную предельную норму замещения при всех наборах. Равновесие для такого человека всегда будет достигаться в точке, где товар Х вообще не потребляется.
Эти примеры иллюстрирую важность предпосылки об увеличении предельных норм замещения товаров. Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и возрастающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию, так как потребители, как правило, не расходуют все свои средства на один товар.
Вне зависимости от того, какой вид имеет кривая безразличия, если речь идет об экономических благах или нормальных товарах, то любой набор, содержащий большее количество хотя бы одного из товаров, будет предпочитаться набору с меньшим его количеством. Исключение составляет ситуация, когда речь заходит об «антиблагах».
Экономические «антиблага» (антитовары) таковы, что потребитель предпочел бы их иметь меньше, чем больше. Потребитель никогда не откажется от товара ради антитовара. Кривые безразличия в данном случае будут иметь положительный (восходящий) наклон. Х ухудшает состояние потребителя. Он может удержаться на данном уровне полезности, только если увеличение количества товара Х в наборе сопровождается увеличением товара Y. Потребитель будет находиться в состоянии углового равновесия, при котором покупаются нулевые количества антитовара. Анализ подтверждает, что потребитель никогда добровольно не купит антитовар: только за какое-либо вознаграждение.
После определенной точки антиблагом может стать и нормальный (экономический) товар. Точка, в которой человек прекращает рассматривать дополнительное потребление товара, как приносящее ему пользу, называется точкой насыщения. В точке насыщения товаром Х предельная норма замещения Y на Х должна быть нулевой. Потребление товара Х за точкой насыщения привело бы к тому, что предельная норма замещения Y на Х стала бы отрицательной. Это проявится в том, что кривая безразличия приобретет положительный наклон после точки насыщения. Поскольку потребитель никогда добровольно не выбрал бы товар за пределами насыщения, только выпуклые участки с отрицательным наклоном имеют отношение к теории выбора.
То, какую форму имеют кривые безразличия, и то, как изменяется предельная норма замещения товаров, дает информацию о вкусах различных потребителей. Различия в предпочтениях подразумевают различия в количествах одного товара, которые они хотели бы обменять на другой, не теряя и не приобретая при этом полезности. Предположим, что потребитель А предпочитает товар Х в гораздо большей степени, чем товар Y, тогда как потребитель В – в большей степени предпочитает товар Y. Анализ кривых безразличия показывает, что если оба потребителя имеют дело с одними и теми же ценами и имеют одинаковый бюджет, то кривые безразличия потребителя В будут более крутыми, чем потребителя А при любом данном наборе. Это означает, что потребитель А имеет более низкое значение МRSху, чем потребитель В для любых потребляемых количеств Х и Y и наоборот.
Исходя из выведенного определения предельной нормы замещения и изучения ее свойств, Дж. Хикс сформулировал принцип рыночного равновесия. Суть его в следующем: чтобы между индивидом и системой рыночных цен сложилось равновесие, предельная норма замещения любой пары товаров для него должна равняться отношению цен. Иными словами, цена товара должна быть равной предельной норме замещения [69,70].
Модель поведения потребителя базируется на предпосылке, что индивид стремится получить наивысший уровень полезности, расходуя свой доход на товары и услуги, имеющиеся на рынке. Это подразумевает, что потребитель добивается как можно большего чистого выигрыша от обмена дохода на товары в течение каждого периода. Таким образом, задачей модели поведения потребителя является объяснение того, как потребитель из всех доступных вариантов выбирает оптимальный.
Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении. Это есть равновесие в том смысле, что при известных предпосылках модели, как только потребитель получает такой набор, у него нет больше стимула менять его на другой.
Геометрически равновесие может быть описано как комбинация товаров, соответствующая точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей из достижимых кривых безразличия на карте кривых. В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Тогда условие равновесия может быть записано как
. (1.4)
Выполнение этого условия подразумевает, что потребитель максимизирует полезности в рамках бюджетного ограничения.
Предельная норма замещения указывает количество Y, от которого потребитель готов отказаться ради дополнительной единицы Х при текущих ценах на эти товары. Поэтому условие равновесия предполагает, что потребитель покупает товар Х до тех пор, пока эти величины не уравняются. Изменяя покупаемые количества альтернативных товаров, потребитель может регулировать предельные нормы замещения до тех пор, пока не будет достигнуто условие равновесия.
Оптимальное решение, представленное в Приложении П 8, часто называют внутренним, поскольку точка оптимума лежит «внутри» двумерного пространства товара, точнее в его первом квадранте. Однако в некоторых ситуациях бюджетная прямая и кривая безразличия имеют разный наклон на всем своем протяжении, и, значит, точки их касания вообще не существует. В этом случае оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой, одной из осей координат и кривой безразличия (Приложении П9).
Таким образом, Дж. Хикс разобрал такой вид обмена, когда один товар заменяется другим, то есть индивидуум перемещается из одного положения в другое, оставаясь на той же самой кривой безразличия. Но так бывает не всегда. Человек может становиться богаче или беднее, поэтому в данном случае он не перемещается вдоль одной кривой, а переходит от одной линии безразличия к другой. Следовательно, необходимо разобраться не только относительно форм отдельных кривых, но и относительно их взаимного расположения. Описывает взаимоотношение одной кривой безразличия с другой кривая расходов (линия доход-потребление). Кривая доход–потребление имеет положительный наклон, так как с ростом дохода растет потребление обоих товаров. Если речь идет о товарах, которые в экономике называют «некачественными», то кривая доход – потребление имеет отрицательный наклон.
Теория полезности и потребительского поведения Дж. Хикса достаточно просто и доходчиво излагается «языком кривых безразличия». Проблема измерения полезности, выражается наклоном кривой безразличия, темп убывающей полезности выступает в виде кривых, вогнутых к осям координат, где скольжение вниз соответствует угасанию возможных замещений одного товара другим, а множество всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода и неизменном соотношении цен иллюстрирует кривая расходов (бюджетная линия, линия цен).
Таким образом, из принципа убывающей нормы замещения ДЖ. Хикс вывел закон рыночного равновесия, управляющий реакцией потребителя на изменение рыночной ситуации. Закон этот оказал огромное влияние на экономическую мысль двадцатого века, так как возможностей его применения «… обнаружиться очень много, как только мы примем во внимание, насколько велико для человека разнообразие вариантов выбора, которые можно учесть при помощи паретовской шкалы предпочтений. То, что в начале выглядит, как анализ выбора покупателем потребительских товаров, в конечном счете, оказывается теорией экономического выбора вообще. Перед нами вырисовывается обобщающий принцип всей экономической теории» [71 с. 117].
Не смотря на то, что сформулированный Дж. Хиксом закон рыночного равновесия позволяет исследовать поведение потребителя и обосновать его выбор, он не вполне подходит для разработки механизма реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит. Связано это с тем, что также как и В. Парето Дж. Хикс рассматривал оптимальный вариант приобретения не одного, а пары товаров, тогда как объектом исследования данной работы является дорогостоящий товар длительного пользования. Кроме того, Хикс анализировал поведение потребителей, тогда как предмет диссертационной работы – отношения, возникающие между продавцом и потребителем дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, результатом которых является сделка (купля-продажа). Помимо этого Дж. Хикс рассматривал поведение потребителей товаров в определенный момент времени - момент приобретения товаров, тогда как реализация товаров в кредит – это процесс, длительно протекающий во времени, который может растягиваться на срок от двух месяцев до двух лет. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в качестве основы для разработки механизма реализации дорогостоящих товаров в кредит следует использовать другую теорию или модель.