Налоговый учет в организации.
Налоговый учет предприятия производится по упрощенной системе налогообложения (УСН). Особенностей ведения налогового учета на предприятии нет, поэтому ниже представлены основные сведения ведения налогового учета по упрощенной системе:
УСН регламентирована гл. 26.2 НК РФ, введенной Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ, и представляет собой особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
– налога на прибыль организаций,
– налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);
– налога на имущество организаций.
Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
–налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
– налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
– налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
Организации, и индивидуальные предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для применения данной системы налогообложения необходимо соблюдение следующих условий (ст. 346.12 НК РФ):
– размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
– средняя численность сотрудников фирмы за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Эти условия должны быть рассчитаны исходя из средних величин, рассчитанных за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Налоговым периодом при УСН признается календарный год. С 2009 года на основании Федерального законаот 22.07.2008 N 155-ФЗ, декларация предоставляется только по окончании налогового периода, не позднее 31 марта (ИП – 30 апреля). Однако обязанность по уплате авансовых платежей по окончанию каждого квартала у налогоплательщиков остается.
Ставки налога:
– 6% от доходов;
– 15% от разницы между доходами и расходами.
Основные предложения по совершенствованию упрощенной системы налогообложения и ее распространению на средние предприятия сводятся к следующему:
Предельные значения показателей в статье 346.12 Налогового кодекса РФ, ограничивающих применение упрощенной налоговой системы, следует увеличить и дифференцировать в зависимости от средней численности работников.
Для расширения возможности применения упрощенной налоговой системы предприятиями производственной сферы предусмотреть для них вариант сохранения НДС в качестве самостоятельного налога. При этом для плательщиков НДС налоговая ставка единого налога в условиях упрощенной системы может быть уменьшена, если в качестве налоговой базы налогоплательщик использует величину дохода.
Отменить годовой срок возврата на упрощенную систему налогообложения при отказе или утрате права на ее применение, регламентированный статьей 346.13 Налогового кодекса, поскольку на практике такая ситуация в большинстве случаев лишает налогоплательщика возможности вернуться на упрощенную систему в следующем году.
Целесообразно не лишать налогоплательщика права использовать упрощенную систему налогообложения в следующем году, если превышение предельных показателей было допущено однократно в течение календарного года. В этом случае в текущем году делается перерасчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения. При повторном нарушении условий налогообложения в течение двух лет налогоплательщик переводится на общий налоговый режим.
Расширить перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения в статье 346. 16, включив в него ряд необходимых затрат, таких как представительские расходы, на подписку профессиональной периодической литературы, на медицинский осмотр работников и др.
Для средних предприятий с численностью работников более 100 и до 250 человек показатель предельного дохода может быть дифференцирован с помощью коэффициента, учитывающего численность персонала по отношению к цифре 100 человек, установленной для малых предприятий. Тогда, например, при численности 150 человек предельная величина дохода такого предприятия может быть увеличена в 1,5 раза.
Повышенные значения ограничиваемых показателей могут быть установлены для предприятий, производящих и реализующих высокотехнологичную продукцию и осуществляющих инновационную деятельность, если доля доходов от этой деятельности будет не менее 90% общей суммы их доходов. При этом в рамках применения упрощенной системы налогообложения должен быть определен перечень продукции и услуг инновационного характера, который может корректироваться с учетом приоритетов социально-экономического развития страны.
С целью увеличения доходов бюджета целесообразно отменить право налогоплательщиков уменьшать налоговую базу будущих периодов на сумму разницы между минимальным налогом и суммой расчетного налога.
Для активизации применения упрощенной системы налогообложения в виде патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими в своей деятельности наемных работников, обеспечить дифференцированный подход к определению их годового дохода с учетом особенностей и места ведения деятельности.
Предприятие использует упрощенную систему налогообложения, где ставка налога равна 15-ти % от разницы между расходами и доходами.