Сопоставление некоторых статей Баланса, ОПиУ, сash-flow

При проведении анализа деятельности клиента много информации кредитный эксперт получает со слов клиента. Чтобы уметь оценить реальность ОПиУ и баланса, некоторые статьи этих отчетов необходимо сопоставлять со словами клиента. От клиента мы узнаем периодичность закупа и сумму разового закупа. Из ОПиУ – выручку за анализируемый период. Следовательно, сумма закупа за n – период не должна превышать выручку за n – период.

ЗАКУП за счет собственных средств = ВЫРУЧКА х кол-во месяцев – текущие расходы

ПРИМЕР № 1

Клиент закупает товар 2 раза в месяц в Турции. Средняя выручка составляет 3500, ежемесячные текущие расходы по бизнесу и семье 700 (из ОПиУ). Какой может быть размер разового закупа товара в Турции?

Решение

Выручка х 2 мес. – текущие расходы = 3500 х 2 мес. – 700 х 2 мес. = 5600, значит, закуп товаров может быть не больше 5600 один раз в два месяца.

ПРИМЕР № 2

Данные по бизнесу клиента: средняя выручка в месяц 2600, текущие расходы по бизнесу 400, на семью 200, количество рабочих дней в месяц – 26 дней. Закуп товаров производится один раз в месяц. Последний закуп товаров был 16 августа на сумму 3000 в Китае. Какая должна быть сумма сбережений на день проведения анализа 05 сентября?

Решение:

Средняя выручка / 26 х кол-во рабочих дней со дня последнего закупа – расходы по бизнесу – расходы на семью = 2600 / 26 х 15 дней – 400 – 200 = 900 – это сумма денег, которая может быть на руках у клиента.

ПРИМЕР № 3

Предпоследний закуп был в конце мая на сумму 3000, последний закуп в конце июля – начале августа на 5000. Анализ был проведен в конце августа. Средняя выручка в месяц 1500, текущие расходы по бизнесу и на семью – 600. Каким мог быть размер максимального закупа в июле за счет собственных средств?


Решение:

1500 х 2 мес. – 600 х 2 мес. = 1800 – размер возможного закупа за счет собственных средств

5000 – 1800 = 3200 – размер заемных средств для июльского закупа.

ПРИМЕР № 4

Предприниматель занимается оптовой и розничной торговлей. Из 7000$ продуктов питания в общем объеме ТМЗ на день проведения анализа было 5 600$. Оптом продает напитки с маржой 5 %, в розницу – продукты с маржой 15 %. Кроме этого, клиент сказал, что в среднем напитки он закупает 4 раза в месяц и каждый раз на сумму 6 000$, а продукты питания 2 раза в месяц по 3 000$. На день проведения анализа средневзвешенная маржа по остаткам товаров составила 13 %. Может ли эта маржа использоваться при составлении ОПиУ? Какой размер сбережений (накопленной выручки) или предоплаты поставщикам может быть у клиента?

Решение:

Максимальная сумма закупа за месяц 4 х 6 000 + 2 х 3 000 = 30 000 $

Доля в закупе напитков 24 000 / 30 000 х 100 = 80 %

Доля в закупе продуктов 12 000 / 30 000 х 100 = 20 %

Маржа по реализованным товарам

5 % х 80 % = 4 %

15 % х 20 % = 3 %

Итого 3 + 4 = 7 % - средняя маржа по реализации (согласно условию задачи)

Так как соотношение напитков и продуктов не соответствует структуре реализации, то, возможно, у клиента есть деньги для разового закупа напитков или сделана предоплата за товар в сумме 6000$.

Таким образом,

для принятия решения по кредиту, кредитному эксперту следует руководствоваться как результатами финансового анализа, так и результатами беседы с клиентом

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

В результате финансового анализа должно быть принято решение о возможности кредитования и оптимальных условиях кредита: сумма, срок, процентная ставка.

На условия по кредиту влияет ряд факторов:

- результаты финансового анализа

- цель кредита

- источники финансирования

- организация бизнеса

- социальные факторы

- психологический портрет заемщика

Результирующие показатели финансового анализа:

Сколько денег работает в бизнесе (валюта баланса)  
Сколько собственных средств вложено в бизнес (СК)  
Сколько денег крутится в бизнесе (оборотный капитал)  
Регулярность закупа  
Сумма разового закупа  
Месячная выручка  
Себестоимость продаж в месяц  
Чистая прибыль  
Рентабельность продаж, %  
Рентабельность собственного капитала для производства  
Накопленная прибыль (Чистая прибыль х срок)  

Результирующие факторы, влияющие на размер по кредиту:

Цель кредита: пополнение оборотных средств

Кредит должен быть не больше(указаны по мере значимости)

1. Собственного капитала

2. Оборотного капитала, финансируемого за счет собственных средств (Об.ср.- Кред.з.)

3. Себестоимости продаж в месяц (в том числе по услугам)

4. Размера разового закупа

5. Чистой прибыли[2]

Взнос по кредиту

По Small – кредитам должен быть от 30 до 50 % от размера чистой прибыли. Это зависит от целей кредита. По инвестиционным проектам взнос составляет около 30 %, по кредитам на пополнение оборотных средств около 50 %.

По Micro – кредитам взнос составляет от 50 до 70 % от размера чистой прибыли.

Целесообразность меньшей суммы кредита:

Наши рекомендации