Сопоставление некоторых статей Баланса, ОПиУ, сash-flow
При проведении анализа деятельности клиента много информации кредитный эксперт получает со слов клиента. Чтобы уметь оценить реальность ОПиУ и баланса, некоторые статьи этих отчетов необходимо сопоставлять со словами клиента. От клиента мы узнаем периодичность закупа и сумму разового закупа. Из ОПиУ – выручку за анализируемый период. Следовательно, сумма закупа за n – период не должна превышать выручку за n – период.
ЗАКУП за счет собственных средств = ВЫРУЧКА х кол-во месяцев – текущие расходы
ПРИМЕР № 1
Клиент закупает товар 2 раза в месяц в Турции. Средняя выручка составляет 3500, ежемесячные текущие расходы по бизнесу и семье 700 (из ОПиУ). Какой может быть размер разового закупа товара в Турции?
Решение
Выручка х 2 мес. – текущие расходы = 3500 х 2 мес. – 700 х 2 мес. = 5600, значит, закуп товаров может быть не больше 5600 один раз в два месяца.
ПРИМЕР № 2
Данные по бизнесу клиента: средняя выручка в месяц 2600, текущие расходы по бизнесу 400, на семью 200, количество рабочих дней в месяц – 26 дней. Закуп товаров производится один раз в месяц. Последний закуп товаров был 16 августа на сумму 3000 в Китае. Какая должна быть сумма сбережений на день проведения анализа 05 сентября?
Решение:
Средняя выручка / 26 х кол-во рабочих дней со дня последнего закупа – расходы по бизнесу – расходы на семью = 2600 / 26 х 15 дней – 400 – 200 = 900 – это сумма денег, которая может быть на руках у клиента.
ПРИМЕР № 3
Предпоследний закуп был в конце мая на сумму 3000, последний закуп в конце июля – начале августа на 5000. Анализ был проведен в конце августа. Средняя выручка в месяц 1500, текущие расходы по бизнесу и на семью – 600. Каким мог быть размер максимального закупа в июле за счет собственных средств?
Решение:
1500 х 2 мес. – 600 х 2 мес. = 1800 – размер возможного закупа за счет собственных средств
5000 – 1800 = 3200 – размер заемных средств для июльского закупа.
ПРИМЕР № 4
Предприниматель занимается оптовой и розничной торговлей. Из 7000$ продуктов питания в общем объеме ТМЗ на день проведения анализа было 5 600$. Оптом продает напитки с маржой 5 %, в розницу – продукты с маржой 15 %. Кроме этого, клиент сказал, что в среднем напитки он закупает 4 раза в месяц и каждый раз на сумму 6 000$, а продукты питания 2 раза в месяц по 3 000$. На день проведения анализа средневзвешенная маржа по остаткам товаров составила 13 %. Может ли эта маржа использоваться при составлении ОПиУ? Какой размер сбережений (накопленной выручки) или предоплаты поставщикам может быть у клиента?
Решение:
Максимальная сумма закупа за месяц 4 х 6 000 + 2 х 3 000 = 30 000 $
Доля в закупе напитков 24 000 / 30 000 х 100 = 80 %
Доля в закупе продуктов 12 000 / 30 000 х 100 = 20 %
Маржа по реализованным товарам
5 % х 80 % = 4 %
15 % х 20 % = 3 %
Итого 3 + 4 = 7 % - средняя маржа по реализации (согласно условию задачи)
Так как соотношение напитков и продуктов не соответствует структуре реализации, то, возможно, у клиента есть деньги для разового закупа напитков или сделана предоплата за товар в сумме 6000$.
Таким образом,
для принятия решения по кредиту, кредитному эксперту следует руководствоваться как результатами финансового анализа, так и результатами беседы с клиентом
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
В результате финансового анализа должно быть принято решение о возможности кредитования и оптимальных условиях кредита: сумма, срок, процентная ставка.
На условия по кредиту влияет ряд факторов:
- результаты финансового анализа
- цель кредита
- источники финансирования
- организация бизнеса
- социальные факторы
- психологический портрет заемщика
Результирующие показатели финансового анализа:
Сколько денег работает в бизнесе (валюта баланса) | |
Сколько собственных средств вложено в бизнес (СК) | |
Сколько денег крутится в бизнесе (оборотный капитал) | |
Регулярность закупа | |
Сумма разового закупа | |
Месячная выручка | |
Себестоимость продаж в месяц | |
Чистая прибыль | |
Рентабельность продаж, % | |
Рентабельность собственного капитала для производства | |
Накопленная прибыль (Чистая прибыль х срок) |
Результирующие факторы, влияющие на размер по кредиту:
Цель кредита: пополнение оборотных средств
Кредит должен быть не больше(указаны по мере значимости)
1. Собственного капитала
2. Оборотного капитала, финансируемого за счет собственных средств (Об.ср.- Кред.з.)
3. Себестоимости продаж в месяц (в том числе по услугам)
4. Размера разового закупа
5. Чистой прибыли[2]
Взнос по кредиту
По Small – кредитам должен быть от 30 до 50 % от размера чистой прибыли. Это зависит от целей кредита. По инвестиционным проектам взнос составляет около 30 %, по кредитам на пополнение оборотных средств около 50 %.
По Micro – кредитам взнос составляет от 50 до 70 % от размера чистой прибыли.
Целесообразность меньшей суммы кредита: