Показатели прибыли торговых организаций
В статистике товарного обращения предметов потребления изучается два показателя прибыли:
1) прибыль от реализации товаров (торговая прибыль) ;
2) прибыль, полученная от всех видов деятельности торгового предприятия, включая внереализационные доходы и потери. Кроме прибыли от реализации товаров, торговое предприятие может получать прибыль от подсобного транспортного хозяйства и других видов неторговой деятельности. Эту прибыль от всех видов деятельности называют прибылью до налогообложения: , где – внереализационные доходы (потери); – прибыль (убытки) от неторговой деятельности.
Рассмотрим более подробно прибыль от реализации товаров, которая отражает абсолютный эффект, полученный организацией от торговой деятельности: , где ТН – реализованная торговая надбавка; ИО – издержки обращения; Н – уровень торговых, торгово-сбытовых и других надбавок по группам товаров; ТО – объём розничного товарооборота; УИ – относительный уровень издержек обращения на рубль товарооборота, который рассчитывается как отношение: .
Реализованная торговая надбавка (ТН) представляет собой сумму оптовых и розничных надбавок за все реализованные товары. Она зависит от уровня надбавок, состава и размера товарооборота.
Издержки обращения (ИО) характеризуют размер затрат на торговую деятельность. Они состоят из следующих элементов: , где ОП – расходы на оплату труда; А – амортизационные отчисления или расходы на аренду основных фондов торгующих организаций; ТР – транспортные расходы; ДР – другие расходы, связанные с хранением и реализацией товаров.
С другой стороны, сумма издержек обращения складывается под воздействием относительного уровня издержек (УИ), размера товарооборота (ТО) и состава товарооборота по уровню издержек.
Торговая прибыль, таким образом, зависит от четырёх основных факторов:
1) уровня торговых надбавок (Н);
2) относительного уровня издержек обращения (УИ);
3) размера розничного товарооборота (ТО);
4) структуры (состава) товарооборота (СТ).
Изучение влияния этих факторов можно представить следующей схемой:
где – торговая прибыль соответственно в текущем и базисном периодах; – торговая прибыль текущего периода, пересчитанная по уровню надбавок базисного периода; – торговая прибыль базисного периода, пересчитанная по объёму и структуре товарооборота текущего периода.
Тогда влияние указанных факторов в абсолютном значении определяется следующим образом:
а) ;
б)
в) при расчёте влияния объёма товарооборота исходят из того, что объём товарооборота прямо пропорционально влияет на торговую надбавку, а торговая надбавка, в свою очередь, также прямо пропорционально влияет на величину торговой прибыли
, где – индекс объёма товарооборота;
г) при расчёте влияния структуры товарооборота применяют балансовый метод