Некоторые мысли о лагерях и вокруг них.

Некоторые мысли о лагерях и вокруг них.

Не знаю, может, кто-нибудь и занимался проблемой загородных лагерей гораздо серьезней, чем я. Но опыт работы в лагерях позволяет мне высказать несколько мыслей. Вначале о причинах, побуждающих детей ехать в лагерь, а родителей отправлять их туда.

Родители. Я, причины отправки ребенка в загородный лагерь специально не исследовал. Хотя, могу предположить:

1. Отдохнуть от ребенка.

Это понятно. Надоели эти дети, хочется тишины и покоя, а так же… ну… сами понимаете.

2. Чтобы ребенок отдохнул от школы (да и от родителей);

Признаемся честно, уважаемые родители, что иногда дети устают от нашего пристального внимания к их скромной персоне. Эти наши бесконечные «урокисделал- посудупомыл-неходивгрязныхкроссовах-вымойруки-идиспать» выведут из состояния душевного равновесия даже самого спокойного ребенка.

А кроме родителей ещё школа! Мы же искренне верим, что в школе «задолбали» (простите за выражение) и дети нуждаются в срочном отдыхе. Так вот отдыха этого получается: каждое воскресенье (их около 30 в учебном году), неделю в осенние каникулы, две недели в Новый год и Рождество, а еще весенние каникулы, майские праздники, 23 февраля, 8 Марта, майские праздники и почти три месяца летом. Итого отдых от школы занимает примерно 140 дней из 365. (Приезжаете в летний лагерь, посмотрите на этих «уставших детей»… ночью особенно.)

3. «Выгулять» на свежем воздухе (если это, экологически не благоприятный город, да если и благоприятный всё равно за городом лучше, чем в городе).

Это на случай если нет дачи или бабушки-дедушки-тёти-дяди в деревне.

4. Оздоровить своё чадо.

Есть такие санатории-профилактории-курорты, где процедуры, витамины, врачи и медсестры. Туда едут больные или ослабленные дети и пусть им там будет хорошо.

Дети.Опять же, я специально не исследовал, почему дети едут (и ездят) в загородные лагеря. Попробуем где-то обобщить, а где-то предположить.

1. Родители отправили;

Тут уж никуда не деться – отправили и отправили, «хошь-не-хошь, а поедешь»;

2. Отправили от школы (кружка, секции и т.п.);

Здесь, все свои, коллеги, так сказать. Как правило, едут не по одному, а кучкой – всё ж веселей.

3. Уже был и понравилось, там «клёво» и «супер». А вот что понравилось? Это о-о-о-очень интересный вопрос! Понравилось, потому что это действительно «продвинутый» лагерь, где работают профессионалы и детям там интересно, познавательно и полезно? А ежели «клёво» и «супер», потому что там можно покурить и выпить, ночью сбегать за территорию по окрестным дачам?.. Понятно, что ребенок ребенку рознь, равно как и лагерь лагерю (да уж и родитель родителю), поэтому пункт следующий

Лагеря.

Они бывают разные. Фантазия наша безгранична, но тем не менее:

а) лагеря актива.

Сам по себе лагерь актива, безусловно, хорош. Но… Что мы подразумеваем под активом? Если лагерь актива проводит некая организация или объединение для своих активистов, то вероятно – люди воспитывают свои кадры. А если ребят собирают в отовсюду и заявляют, что у них профильная смена и что они обучают актив, то хочется узнать: что это за актив, актив чего? Чему его будут обучать, и как? Давать традиционный набор штампов («Веревочный курс», игры на общение, занятия «как вести за собой», изображать в лагере самоуправление, которое никак не влияет на жизнь и деятельность ребят и т.д.) И как же тогда отследить результат, если у нас лагерь актива вообще? За 21 день вряд ли можно научить лидерству, из не активного сделать активного, разобраться, кто есть кто и кому что надо? И когда дети разъедутся, кто их «подхватит» на месте, кто продолжит с ними начатое в лагере. Ребенок, безусловно, получит массу интересных впечатлений, узнает и получит много нового, интересного и полезного, но у каждой, даже самой маленькой организации есть свои цели, задачи, своё мироощущение и миропонимание. А отдельный ребенок – это целый мир и сколько детей, столько целей! И кому в лагере до этого дело? У нас же программа, планы у нас, профильная у нас смена! И всех под одну гребенку! Обучаем актив всему и сразу, а что будет после – не наше дело! Вероятно я сгущаю краски, но вот не получается по-другому…

б) тематические лагеря.

В зависимости от фантазии начальника и его замов тематика направлена в первую очередь на некую оригинальность, чтобы выглядеть не так как все и что бы за это «не как все» дали денег («В гостях у Гарри Поттера», например.) В общем, форма новая, а содержание, вероятно, старое.

в) лагеря трудовые.

Ездим на море, трудимся и купаемся.

г) оздоровительные лагеря.

Имеются в ввиду санатории-профилактории. Там медики, процедуры и т.д. Для

здоровья понятно, а всё остальное как?

Программы.

а) Главные вопросы программы:

- Цель;

- Задачи;

- Конечный результат, т.е. каким ребенок приехал в лагерь и каким он уедет из него.

К сожалению, как мне кажется, многие программы не отвечают на эти вопросы. А если и отвечают, то ставят во главу угла, как правило, оздоровление и досуг. Это, конечно не плохо, но неужели вся смена сводится только к этому?

б) Многие программы не учитывают контингент детей, их возраст, количество и т.д., то есть программа не адресная; Как можно сочинять программу, не видя ни детей, ни вожатых? Концепция, основные намётки – да, но не готовая, расписанная по дням программа. Думаю, здесь уместно обратить внимание на мобильность педколлектива, на его способность импровизировать и менять ситуацию по ходу, в зависимости от обстоятельств. И педколлективу нужно быть готовым к тому, чтобы перестроиться в зависимости от приехавших детей. Тогда скажите мне, уважаемые коллеги, где готовят таких высококлассных воспитателей, готовых отступить от заранее намеченного плана, готовых импровизировать, отталкиваясь от детей и от ситуации?

в) Как правило, в лагере дети от 7 до 16 лет. А программа одна на всех или слегка подправлена с учетом возраста. Может целесообразней придумать три программы, рассчитывая хотя бы на три возрастные категории: младшие, средние и старшие? И в зависимости от того, сколько приехало детей определенного возраста вносить коррективы.

г) Педагогический коллектив. Как правило, вожатые и воспитатели видят друг друга непосредственно перед открытием смены, равно как и программу (в лучшем случае за два-три дня). Ни о какой серьезной подготовке к лагерю не может быть и речи. А ведь в лагере работать с детьми – не каждому педагогу под силу, не говоря уже о студентах. Если для подготовки учителя русского языка и литературы в ВУЗе тратится пять лет и педагог работает, скажем, двадцать четыре часа в неделю (это полторы ставки), то на подготовку вожатого тратится несколько десятков часов, в лучшем случае, а работает он по четырнадцать часов семь дней, т.е. – девяносто восемь часов в неделю (это 5,4 ставки).

д) Специфика лагеря в том, что дети и взрослые находятся вместе вне дома, вне города, круглые сутки, в течение нескольких недель. Это не школа и не кружок – здесь традиционная педагогика не всегда применима. А мы тащим в лагерь школьную, «домпионеровскую», дворовую педагогику. Лагерь – это отдельная система со своей спецификой. Здесь вожатый становится не только педагогом и воспитателем, но и родителем, бабушкой, дедушкой, братом или сестрой.

Нужна государственная поддержка педотрядов, ибо это тоже воспитание, образование и т.д. Это та же школа, только почти без профессионалов. И естественно, не плохо бы обобщить опыт лагерей, педотрядов на Всероссийском уровне (прекрасная база ВДЦ «Орленок» - и опыт, и сотрудники, и методическая кладовая).

I.

Ну вот. А сейчас переходим непосредственно к сборнику и для начала познакомимся, как это принято в приличном обществе, то есть несколько игр и упражнений на знакомство.

1. «Снежный ком».Группа встает в круг, и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

Мы, когда проводили эту игру, вместе с именем называли предмет, который можно взять с собой в поход. Предмет этот должен начинаться на ту же букву, что и имя (поэтому игра называется «Я беру с собой в поход…») Конечно фантазия у ребят бурная и в поход мы брали кровати, пистолеты, бейсбольные биты. А девочка Маша взяла с собой маму. (Очень нужный в походе предмет, надо вам сказать.)

2. «Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя». Люди с уникальными именами (или просто с одинаковыми именами) объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

3. «Рассказать о себе в трех словах».Причем это понимается в буквальном смысле – дать себе характеристику только тремя словами.

Казалось бы, простенькое упражнение, да не тут-то было. Весьма не просто дается это задание ребятам. Сразу сыплются вопросы: а можно больше слов? Ну, хотя бы четыре или пять? Думаю, что здесь будет, что обсудить после упражнения. В чем трудность? В маленьком словарном запасе или в не знании себя? Одним словом, краткость сестра таланта, извините за избитую банальность.

4. «Построиться по именам в алфавитном порядке». Хорошо при первой встрече. Упражнение не представляет особой трудности, даже если вы попросите выполнить его молча.

Трудность возникает в связи с не знанием детьми алфавита, поэтому повторите или захватите его с собой, мало ли что…

5. «Животные на спину». Каждому человеку на спину прикрепляется картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Нужно отгадать, какое животное у меня на спине задавая вопросы окружающим, на которые те отвечают «да» или «нет». (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее.

Конечно, если вы повесите на спину табличку с животным свинья или козел, то рискуете услышать: «А за козла ответишь!», поэтому загляните в словарик и заготовьте более «приличных» животных.

6. «Поздороваться за руку с максимальным количеством людей».

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших. Как правило, дети увлекаются сбором рукопожатий и перестают считать и возникает сложность при определении победителя. Тогда обсудите качество выполнения упражнения: кто здоровался искренне, кто формально, кто действительно здоровался, а кто собирал рукопожатия?

7. «Мое имя и как я к нему отношусь».

Каждый участник группы называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите. Нам это интересно.

Упражнение позволяет полностью снять напряжение первых минут тренинга, уйти в

воспоминания и расслабиться. Как правило, люди вспоминают смешные ситуации и

забавные истории.

Прохор. Когда я был маленький, папа называл меня Проха, а я плохо выговаривал букву «р», вместо нее говорил «л». И если меня спрашивали «как тебя зовут?», я отвечал: «Плоха». Люди очень удивлялись, как же так меня «плохо» назвали, что я сказать не могу. А теперь, когда я выговариваю все буквы проблем с именем не меньше. Когда в ответ на вопрос ребят «как зовут?», я отвечаю – «Прохор», то возникает пауза, после которой следует реплика, что-то вроде: «Ну ладно, а настоящее-то имя как?» Я отвечаю, что Прохор – это не прозвище, а мое имя. И здесь обычно следует вопрос, который меня добивает: «Ну, ладно, а полное имя как?»

Полина. Когда меня в детстве назвали Полина, то в те времена, это было редкое имя, а мне как раз хотели дать имя не часто встречающееся… А сейчас этих Полин развелось, как собак нерезаных!

8. «Опиши себя незнакомцу».

Предлагаемое упражнение проводится после того, как все члены группы и ведущие

представились, называя свои имена.

Ведущий. Вам предстоит встреча с незнакомым человеком. Заранее по телефону вы

договариваетесь о месте и времени. «А как я смогу узнать вас?» — спрашивают на

том конце провода. Ваша задача описать себя так, чтобы человек не ошибся и ему

не трудно было понять, что это именно вы.

В упражнение можно добавить несколько дополнительных условий. Например, описать себя не только внешне, но и сказать о каких-то своих чертах характера или достоинствах. После 30-секундного обдумывания участники включаются в работу. Опыт показывает, что упражнение вызывает интерес у группы и проходит с определенной долей юмора. Люди описывают себя по-разному: кто-то старается подчеркнуть свои внешние достоинства, кто-то достаточно подробно останавливается на своих человеческих

качествах, а кто-то создает карикатурный портрет. Ведущий принимает все варианты. Конечно, возникают варианты, когда подростки говорят, что я буду в красной куртке и с плакатом, что ж тогда предложите провести это упражнение в игровой или реальной ситуации и посмотрите, что произойдет…

9. «Мяч»

Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение.

Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча). Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все ученики еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны партнера. Засеките время, за которое мяч обошел всех игроков. После второго раунда предложите придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила: мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз. Обратите внимание на то, чтобы ни одно предложение не отметалось без проверки, поощряйте и подбадривайте

учеников. Если у вас есть время, вы добьетесь фантастического результата. На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен одноклассников, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности. Обязательно оставьте время для короткого обсуждения процесса и результата игры.

10. «Кельтское колесо».

Группе предлагается разделиться на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Люди Севера – это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди сЗапада – это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

Люди с Востока – люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга – обеспечивают теплые отношения в каждой группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.

Участники разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Затем каждая сторона:

а) представляет себя, делает рекламу своих качеств;

б) рассказывает отрицательные стороны других частей света, и выслушивает про свои негативные черты;

в) отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.

Затем вся группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад) людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнить ее функцию для решения проблем в группе.

II.

Игра «Кельтское колесо, как мне кажется, выходит за рамки только знакомства. Здесь начинается процесс самопознания и подросток задумывается «Кто я?» И мы переходим к играм, в которых подросток пытается познать себя, открыть в себе нечто новое, либо убедиться в том, что я представляю себя таким, какой есть на самом деле.

«Веревочный курс».

Возможно вы, уважаемые коллеги, знакомы с тренингом, который называется «Веревочный курс». Тем не менее, предлагаем несколько упражнений из этого тренинга. Как показывает практика, после веревочного курса подростки ближе узнают друг друга, в группе определяются лидеры, происходит начало формирования группы. Особо обращаем ваше внимание на то, что очень важным этапом в этом тренинге является обсуждение каждого упражнения, анализ действий и полученных результатов.

Хотя я очень осторожно отношусь к веревочному курсу, ибо видел и проводил некоторые упражнения, но это было с чужих слов, так сказать, в пересказе. Думаю, что пока сам не пройдешь настоящий курс у настоящих инструкторов, которые изучали первоисточник, понять ВК трудно. Поэтому рекомендую проводить ВК уж точно не в первый день, а в середине смены. И очень аккуратно, с внимательнейшим обсуждением каждого упражнения.

Веревочный курс – это специально разработанный, американской фирмой «Barron Adventures» тренинг.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе» ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. “Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели “веревочного курса - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

· выработку стратегии группой;

· творческий подход;

· самовыражение;

· результативное лидерство;

· уверенность в себе;

· решение проблем;

· преодоление себя.

На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период смены.

Необходимо соблюдать все условия выполнения “Веревочного курса”.

1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.

2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с “курсом.

3. Время на подготовку задания не ограничено.

4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере.

Узелки”.

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

Электрическая цепь”.

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов, вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Биг-мак”.

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: “Биг”, - другой: “Мак”; один: “Ореховые”, - другой: “Масло” и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Сидячий круг”.

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

Отжимания”.

Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* Подсказка: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Все на борт”.

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

Бревно”.

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).

Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

· Подсказка руководителю: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

Тролли”.

Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

Прогулка слепых”.

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

* Подсказка руководителю: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

Паутина”.

Оборудование: заранее сплетенная из веревок “паутина”. Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

Переправа”.

Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится “маятник” (канат крепится к опоре).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.

Обязательна страховка!

Электрическая изгородь”.

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

* Подсказка руководителю: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

Траст - фол”.

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя “колыбель” для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.

Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).

Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.

* Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

* Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;

* Голова немного откинута назад;

* Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

1) ПАДАЮЩИЙ: “Готовы страхующие?”

2) СТРАХУЮЩИЕ: “Страхующие готовы”

3) МАЭСТРО: “Падай”.

После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку.

Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего “Я”. Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:

- Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?

- Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?

Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.

Паровозик».

Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего, и он говорит первому и всей группе, куда идти.

Стена».

Человек с закрытыми глазами быстрым шагом идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать "Стоп", чтобы человек остановился.

Техника безопасности:

  • Обеспечить физическую безопасность.
  • Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.

Во время проведения «Веревочного курса» могут возникнуть ситуации, когда кто-то из ребят не желает работать вместе со всеми (хотя такое бывает крайне редко). Одна группа легко выполняет упражнения, другая – продвигается по тем же заданиям с огромным трудом. Во время упражнений, к сожалению, неизбежны микротравмы, ребята могут порвать одежду или обувь, будьте к этому готовы и подготовьте детей. Объясните, что «Веревочный курс» - это не демонстрация дорогих моделей одежды и обуви, не спортивные соревнования, не борьба за золотые медали и призы. Это, в первую очередь, тренинг! И еще попробуйте проанализировать каждое упражнение с точки зрения его полезности в реальных условиях. Однажды в летнем лагере, где-то в середине смены мы проводили ночную игру, и ребята передвигались по лесу без фонариков и каких либо источников света, да еще в достаточно быстром темпе. Бежавшие в цепочке последними, натыкаясь на деревья и ветки, кричали впереди бегущим о том, что бы те вспомнили «Прогулку слепых» из «Веревочного курса». Честно говоря, они много еще чего кричали, но этих слов я не разобрал…

От веревочного курса перейдем к другим, не менее интересным (на мой взгляд), играм этого раздела.

«Запомни и передай»

Предложите группе разбиться на две команды. Хорошо, если в каждой из них окажется по семь-восемь человек. Члены одной из команд на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены другой — наблюдателями и экспертами. На втором этапе роли меняются. Хотя вы можете провести эту игру и с одной командой, тогда те, кто вышел из игры становятся экспертами.

Один из игроков первой команды остается в этой комнате, а остальные выходят за дверь. Тот, кто останется здесь, получает небольшой текст, написанный на карточке. На изучение этого текста дается столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. После этого приглашается один из участников, находящихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У воспринимающего информацию будет возможность задать первому игроку три уточняющих вопроса. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока. Задача наблюдателей — внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать искажения и трансформацию сведений на разных этапах игры. Участники первой команды договариваются, кто из игроков начнет игру, и покидают тренинговую комнату. В случае, когда вы играете с одной командой – участники остаются в роли экспертов и не вмешиваются в ход игры. (Хотя это сделать безумно сложно, ибо информация искажается на глазах у игроков, и сдержать эмоции просто нет сил.)

Текст карточки:

Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников седьмого «В» класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из шестого «Б» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения.

Запомнить этот текст, несмотря на вроде бы небольшой объем, оказывается не очень-то просто. Почему — это и станет предметом обсуждения по окончании игры. Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (кстати, имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов. Лучше всего поставить в центре комнаты четыре стула — по два напротив друг друга: это нужно для того, чтобы при необходимости можно было приглашать не одного, а двух участников. Очень хорошо, если ассистент ведущего будет снимать все происходящее на видеокамеру. Тогда споры о том, кто, где и какие ошибки допустил, быстро прекращаются. Когда первый игрок сообщит о своей готовности, ведущий забирает у него карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков. Заметим, что на первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Начиная со второго этапа ведущему следует быть более строгим. По двое участников можно приглашать один или два раза. Пяти-шести ступеней при передаче информации бывает достаточно, чтобы продемонстрировать все необходимые закономерности, связанные с забыванием и искажением информации. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст из карточки — под дружный хохот участников.

Обсуждение.

Можно дать несколько минут на выплеск эмоций, а потом предложить просмотреть видеозапись упражнения (если она велась). В процессе просмотра видеозаписи анализируются те моменты, когда информация забывалась и искажалась. Если видеосъемка не велась (к сожалению, наиболее частый вариант), ведущий апеллирует к результатам наблюдений, сделанных членами второй команды. Участники группы отвечают на следующие вопросы.

- На каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Почему?

- Что «выпало», забылось, прежде всего? Почему?

- Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?

- Удалось ли сохранить основной смысл текста?

- Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?

- Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?

- Какие приемы могут быть полезны в реальной жизни в подобных ситуациях, чтобы лучше запомнить нужную информацию?

Вторая часть игры проводится со второй командой, а участники первой становятся наблюдателями. Сама процедура игры аналогична описанной, но теперь информация передается только невербальными средствами. Первый игрок получает карточку с текстом, который он должен перевести на язык невербалики. В этой ситуации текст должен быть достаточно коротким, например, таким: «У меня сгорел дом. Дедушка ушел за молоком и забыл выключить телевизор, который взорвался».

Последний игрок озвучивает полученную информацию от конца к началу. Это позволяет увидеть трансформацию смыслов и прояснить значение тех или иных жестов.

Еще один вариант подобной игры, когда в карточке сдержится задание, которое должен выполнить последний участник. Например, такое: «передайте последнему участнику, что он

Наши рекомендации