Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве (скачать) - Светлана Михайловна Бычкова - Дина Гомбоевна Бадмаева

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве (скачать) - Светлана Михайловна Бычкова - Дина Гомбоевна Бадмаева

Светлана Бычкова Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве

Предисловие

В настоящее время особое внимание уделяется ведению бухгалтерского учета на предприятиях, ближайшее будущее которого связано с одобрением Министерством финансов Российской Федерации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приказ Минфина России от 10 июня 2004 г. № 180).

В Концепции речь идет об основных событиях, которые ожидают бухгалтеров и связаны с переходом российской системы бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты.

В процессе реформирования существующей системы бухгалтерского учета и отчетности остается неизменным юридическое основание отражения в учете фактов хозяйственной жизни, в качестве которого выступают первичные документы, в которых отражаются (регистрируются) факты хозяйственной жизни. Вместе с тем в этом процессе намечается тенденция сближения бухгалтерского и налогового учета, усиливается значение консолидированной отчетности и законодательного ее регулирования.

В этих условиях повышаются требования к знаниям об организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях, о специфике деятельности сельскохозяйственной организации, порядке отражения хозяйственных операций в свете современных требований к информации.

Данное учебное пособие призвано вооружить специалистов требуемыми качественными теоретическими знаниями и практическими навыками относительно ведения бухгалтерского учета на отдельно взятом сельскохозяйственном предприятии, формирования и представления бухгалтерской отчетности всем заинтересованным пользователям.

Главное достоинство учебного пособия состоит в том, что в нем представлены все основные особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях; рассмотрены порядок и методика закрытия счетов в конце года и правила составления отчетности; сформулированы необходимые положения учетной политики, касающиеся организации учета имущества, обязательств, доходов и расходов и формирования финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия.

Особое внимание уделено документальному оформлению операций, совершаемых сельскохозяйственным предприятием. Приводятся многочисленные примеры расчетов бухгалтерских показателей.

Материал базируется на законодательных и нормативных актах, в том числе методических указаниях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, с последними изменениями.

Авторы надеются на сотрудничество с преподавателями учебных заведений, использующих данное учебное пособие в работе, и с благодарностью примут все замечания и пожелания.

Замечания можно направлять по адресу: Санкт–Петербург, г. Пушкин—196605, Санкт–Петербургское шоссе, д. 2. Санкт–Петербургский государственный аграрный университет. Кафедра экономического анализа и финансов в АПК. Профессору С.М. Бычковой.

ГЛАВА 1 Бухгалтерский учет и учетная политика на сельскохозяйственных предприятиях

После изучения этой главы вы узнаете:

!!! о сущности бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях;

!!! об организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии и о пользователях бухгалтерской информации;

!!! об особенностях бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях;

!!! об обосновании учетной политики;

!!! о рабочем плане счетов и выборе способов ведения бухгалтерского учета; !!! о порядке проведения инвентаризации;

!!! о целях и задачах учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах;

!!! о формах организации бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах;

!!! о преимуществах и недостатках разных форм бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах.

ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика.Главное назначение учетной политики – документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой подразумевается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения и отражения в учете хозяйственных операций.

Каждая организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При разработке учетной политики предприятие имеет право определить политику в области методов списания сырья, материалов и хозяйственного инвентаря в производство, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Основными задачами учетной политики сельскохозяйственного предприятия являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета, создать единую схему документооборота, систему оценки активов предприятия, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение хозяйства. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой на сельскохозяйственном предприятии учетной политике, является то, что она не должна противоречить действующим законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных документов, применяемые для отражения фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики на сельскохозяйственных предприятиях необходимо придерживаться следующих требований и правил:

1) предприятие должно выбирать один способ из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в этих документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает необходимый способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;

2) выбранные способы должны устанавливаться во всех структурных подразделениях предприятия независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головным предприятием;

3) при ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечивать соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) в отношении отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых по правилам, установленным законодательством в зависимости от условий хозяйствования. Значит, принятые предприятием правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и не могут меняться в течение отчетного года;

4) эти правила должны быть закреплены соответствующим внутренним документом (приказом руководителя предприятия, утверждающим Положение об учетной политике);

5) в том случае, когда предприятие не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке.

Конкретный вариант учета нужно выбирать, руководствуясь выгодой для деятельности организации, принимая во внимание объем учетной работы (требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и утвердить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Методология бухгалтерского учета в Российской Федерации предполагает использование Плана счетов, обязательного для применения во всех организациях, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях.

Данный План счетов представляет собой унифицированный список закодированной информации (т.е. такой информации, каждому пункту которой присвоен определенный номер – код), отражающей в определенном списке бухгалтерских счетов положение об имуществе организации и источниках его формирования. Для того чтобы бухгалтерский учет в организации был более эффективен, создают рабочий план счетов. Это план счетов, принятый в организации, в нем указаны необходимые рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных счетов.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики должен быть утвержден рабочий план счетов. Это же требование отражено в п. 5 ПБУ 1/ 98. Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухгалтерского учета, и утверждается на основании типового Плана счетов, принятого Минфином России, а также методических рекомендаций, утвержденных Минсельхозом России.

Если в Плане счетов нет счетов, необходимых для деятельности организации, она может вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. Введение дополнительных счетов должно быть согласовано с Минфином России.

Перечень субсчетов носит рекомендательный характер, поэтому организации могут вводить дополнительные субсчета, исключать и уточнять отдельные.

Все совершаемые хозяйственные операции оформляются первичными (оправдательными) документами, на основании которых и ведется бухгалтерский учет. Применение унифицированной первичной документации позволяет избежать разнобоя на первом этапе организации бухгалтерского учета и облегчает внедрение компьютерного учета.

Общие требования к оформлению документов установлены п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Формы первичных документов, отражающих факты финансово–хозяйственной жизни организации, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности и график документооборота являются обязательными элементами учетной политики.

Для сельскохозяйственных предприятий раздел о формировании перечня первичных документов весьма актуален. Это связано с тем, что, как правило, в хозяйствах, занимающихся производством сельхозпродукции, применяется множество форм первичной документации. Это зависит от вида производимой продукции, способов учета, дифференциации и разобщенности производства и т.д. Минсельхозом России разработан общий перечень форм первичных документов, утвержденных Госкомстатом России[1].

Обращение документов на предприятии происходит в соответствии с утвержденным на предприятии графиком документооборота.

Под документооборотомподразумевается движение документов от момента их составления на данном предприятии или получения со стороны до сдачи в архив после обработки и систематизации.

В графике документооборота указываются сроки составления, представления, также порядок обработки первичных документов, регистрации и группировки учетных данных с указанием ответственных лиц. График документооборота составляется главным бухгалтером сельскохозяйственного предприятия и после утверждения руководителем становится обязательным для исполнения.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты:

• наименование документа;

• дату составления документа;

• наименование организации;

• содержание хозяйственной операции;

• наименования должностей и подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Унифицированные формы утверждены по следующим разделам учета:

• по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;

• по учету труда и его оплаты;

• по учету материалов, основных средств и нематериальных активов;

• по учету работ в капитальном строительстве и автомобильном транспорте;

• по учету работы строительных машин и механизмов;

• по учету результатов инвентаризации;

• по учету кассовых и торговых операций.

Перед записями в регистры синтетического учета первичные документы систематизируют и накапливают.

Под регистром в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые заносят данные из первичной документации. Регистры подразделяют по трем основаниям: назначению (хронологические, систематические и комбинированные), обобщению данных (интегрированные, дифференцированные), внешнему виду (книги, карточки, свободные листы, машинные носители). В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности.

Перечень регистров бухгалтерского учета обусловлен формой бухгалтерского учета, применяемой в организации. Под формой бухгалтерскогоучета понимают совокупность разных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время применяются следующие формы учета, рекомендованные Минфином России:

1) журнально–ордерная;

2) мемориально–ордерная;

3) формы с использованием вычислительной техники;

4) другие формы.

Наибольшее распространение в сельском хозяйстве получила журнально–ордерная форма бухгалтерского учета. При этой форме информацию, отраженную в первичных документах, заносят непосредственно в журнал–ордер либо предварительно группируют в накопительных ведомостях. Журналы–ордера используют в течение месяца для отражения операций по отдельному синтетическому счету либо группе взаимосвязанных счетов. Журналы–ордера являются регистрами хронологического и синтетического учета. По окончании месяца итоги журналов–ордеров переносят в Главную книгу, данные которой используют при составлении отчетности.

Предприятия АПК применяют 17 журналов–ордеров, 52 ведомости сводного аналитического учета (в том числе 36 используются сельскохозяйственными предприятиями), 5 реестров, 4 книги, бухгалтерские справки, листки–расшифровки, лицевые счета (производственные отчеты) подразделений и сводные.

Правильно организованный бухгалтерский учет позволяет пользователям бухгалтерской информации получать данные, адекватно отражающие положение дел на сельскохозяйственном предприятии.

Информация о применяемых в организации регистрах также должна быть отражена в учетной политике. Регистры бухгалтерского учета ведутся:

1) в специальных книгах (журналах), в них все страницы пронумерованы и заключены в переплет, на последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица;

2) в карточках, которые хранят в специальных картотеках. Карточки открывают на год и регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью;

3) на свободных листах (в ведомостях), их хранят в папках–регистраторах;

4) в виде машинограмм, на дискетах и других машинных носителях.

Сформированный таким образом раздел учетной политики о первичных документах и регистрах бухгалтерского учета, применяемых на сельскохозяйственном предприятии, позволит упорядочить движение документов и сократить время на их обработку, что приведет к более эффективному формированию данных бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова

Баланс. Бухгалтерский учет. График документооборота. Журналь–но–ордерная форма учета. Имущество. Инвентаризация. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Мемориально–ордерная форма учета. Объект учета. Обязательство. ПБУ. Первичный документ. Рабочий план счетов. Регистр аналитического учета. Регистр синтетического учета. Учетная политика.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое бухгалтерский учет?

2.Каковы задачи бухгалтерского учета в организации?

3.Что является предметом бухгалтерского учета?

4.Что служит объектом бухгалтерского учета?

5.Назовите нормативные акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

6.Что понимают под документацией?

7.Для чего необходима учетная политика?

8.Назовите способы ведения бухгалтерского учета, которые рассматриваются в учетной политике.

9.Кто должен разрабатывать учетную политику?

10.Что такое инвентаризация и для чего она проводится?

11.В чем заключаются особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях?

12.Каковы цели организации учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах?

13.Как организован учет в КФХ?

14.Назовите учетные регистры при ведении бухгалтерского учета в КФК.

Тесты

1.Что определяет предмет бухгалтерского учета:

а) активы организации и их место в формировании общественного продукта;

б) хозяйственные операции;

в) активы, собственный и заемный капитал, хозяйственные процессы, формирующие учетную информацию о наличии и движении объектов бухгалтерского учета;

г) собственный и заемный капитал организации.

2.Одной из задач бухгалтерского учета выступает:

а) выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;

б) обеспечение повышения профессионализма работников организации;

в) контроль за деятельностью вышестоящих органов управления.

3.Бухгалтерские документы – это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) нет понятия «бухгалтерский документ»;

в) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

4.Регистры бухгалтерского учета по характеру записей подразделяют следующим образом:

а) хронологические, систематические, комбинированные;

б) синтетические, аналитические;

в) хронологические, аналитические.

5.Под инвентаризацией понимается:

а) сверка учетных записей с фактическим наличием средств;

б) проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств;

в) проверка наличия средств с целью выявления хищений;

г) проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов, источников образования средств и определение правильности учетных записей.

6.В основу строения журналов–ордеров положен признак:

а) произвольный;

б) дебетовый;

в) кредитовый;

г) смешанный.

7.Какие способы начисления амортизации по нематериальным активам отражаются в учетной политике организации:

а) линейный, уменьшаемого остатка;

б) кумулятивный (по сумме чисел лет срока полезного использования), пропорционально объему продукции, уменьшаемого остатка;

в) линейный и кумулятивный;

г) линейный, пропорционально объему продукции, способ уменьшаемого остатка.

8.Как списывается результат при закрытии счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно учетной политике:

а) в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

б) в дебет счета 10 «Материалы»;

в) в кредит счета 10 «Материалы»;

г) в дебет или кредит счета 16.

9.Резервы могут формироваться в организации в соответствии с принятой учетной политикой для цели:

а) ремонта основных средств;

б) осуществления капитальных вложений (основных средств);

в) покрытия непредвиденных убытков.

10.В учетной политике утверждаются:

а) должностные права и обязанности работников бухгалтерской службы организации;

б) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

в) список материально ответственных лиц, имеющих право на получение денежных средств из кассы под отчет.

11.Проведение инвентаризации имущества обязательно:

а) при смене руководителя организации;

б) при смене главного бухгалтера организации;

в) при смене материально ответственного лица.

12.Инвентаризация основных средств может проводиться:

а) один раз в год;

б) один раз в три года;

в) один раз в пять лет.

Ключевые слова

Амортизация нематериального актива. Гудвил. Инвентарный объект. Интеллектуальная собственность. Нематериальный актив. Патент. Свидетельство. Финансовые вложения.

Контрольные вопросы и задания

1.Какой документ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах?

2.Что такое нематериальные активы и в чем состоит необходимость выделения нематериальных активов как обособленного объекта учета?

3.Перечислите объекты нематериальных активов.

4.Каким критериям должны отвечать объекты при отнесении их к нематериальным активам?

5.Какие документы подтверждают права на объекты интеллектуальной собственности?

6.Что такое гудвил?

7.Как начисляется амортизация по нематериальному активу и какие факторы влияют на ее величину?

8.Какие направления выбытия нематериальных активов существуют в практике хозяйствования?

Тесты

1.Критериями признания объектов в качестве нематериальных активов являются:

а) наличие материально–вещественной структуры;

б) использование в производстве продукции (работ, услуг);

в) использование в течение ближайших 12 месяцев;

г) принадлежность права собственности на данное имущество организации;

д) возможность идентификации актива от другого имущества.

2.Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит:

а) выполнение объектом самостоятельной функции в производстве продукции;

б) отдельный юридически оформленный документ, подтверждающий право организации на данный актив;

в) возможность распоряжаться данным объектом отдельно от других объектов.

3.В состав фактических расходов на приобретение нематериальных активов включаются следующие элементы:

а) оплата консультативных услуг по организации бухгалтерского учета нематериальных активов;

б) стоимость лицензии на осуществление деятельности, в которой будет использоваться приобретаемый нематериальный актив;

в) патентные пошлины, уплаченные в связи с приобретением исключительных прав правообладателя;

г) невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением объекта нематериальных активов.

4.Организация приобрела патент на производство продукции, но оказалось, что технологию необходимо доработать с учетом особенностей местного сырья. Расходы на оплату труда работников инженерно–технической службы организации следует относить:

а) на увеличение стоимости патента;

б) расходы будущих периодов;

в) текущие расходы организации;

г) прочие расходы организации.

5.При принятии на учет нематериальных активов операция, охарактеризованная в п.4, подлежит оформлению:

а) актом произвольной формы;

б) актом унифицированной формы № ОС–1;

в) инвентарной карточкой;

г) карточкой унифицированной формы.

6.Амортизация нематериальных активов должна начисляться в течение всего срока полезного использования этих активов, кроме случаев:

а) консервации нематериальных активов;

б) консервации организации;

в) неиспользования актива свыше шести месяцев;

г) принятия решения о сокращении срока полезного использования нематериальных активов.

7.В пояснениях к бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007 подлежат раскрытию:

а) источники поступления нематериальных активов за отчетный период;

б) способы оценки нематериальных активов, приобретенных за денежные средства;

в) способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов.

8.В случае какого из видов выбытия нематериальных активов с баланса организации результат от выбытия не относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

а) при продаже;

б) при списании из–за негодности к использованию;

в) при передаче в совместную деятельность.

Ключевые слова

Амортизационная группа. Аренда. Восстановительная стоимость. Инвентарная карточка. Инвентарный объект. Консервация. Лизинг. Лизинговое имущество. Основные средства. Остаточная стоимость. Первоначальная стоимость. Переоценка основных средств. Срок полезного использования.

Контрольные вопросы и задания

1.С какой целью ведется бухгалтерский учет основных средств?

2.В чем заключается особенность имущества, выступающего в качестве основных средств?

3.Назовите способы поступления в организацию основных средств.

4.В какой оценке принимаются к учету основные средства?

5.К каким финансовым последствиям приводит использование разных способов начисления амортизации?

6.Какие расходы включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств?

7.Назовите первичные документы по поступлению и выбытию основных средств.

8.Какие виды ремонта основных средств вы знаете?

9.Когда проводится инвентаризация основных средств и как оформляются ее результаты?

10.В каких случаях может изменяться стоимость основных средств?

11.Чем аренда отличается от лизинга?

12.Зачем нужна переоценка основных средств?

13.Как сказывается на финансовых результатах организации установленный в учетной политике стоимостный лимит основных средств?

Тесты

1.Фактическими затратами на приобретение оборудования, предназначенного для выпуска продукции, признают:

а) суммы, уплаченные поставщику, включая НДС;

б) заработную плату работников отдела материально–технического снабжения;

в) расходы на доставку оборудования.

2.Классификация приобретения комплекта какого–либо имущества, например набора инструментов, как единого объекта основных средств:

а) не допускается;

б) допускается только в случае, если все предметы комплекта имеют одинаковый срок полезного использования;

в) допускается с указанием перечня предметов, входящих в комплект, в инвентарной карточке учета основных средств.

3.Стоимость объекта основных средств, приобретенного за иностранную валюту, определяется путем пересчета его стоимости в иностранной валюте по официальному курсу Банка России на дату:

а) оплаты стоимости поставщику;

б) пересечения границы Российской Федерации;

в) перехода права собственности к покупателю;

г) ввода в эксплуатацию.

4.При безвозмездной передаче основных средств их стоимость облагается НДС:

а) в любом случае;

б) кроме случаев, перечисленных в гл. 25 НК РФ;

в) кроме случаев, перечисленных в ст. 39 и 149 НК РФ.

5.Определение непригодности объектов основных средств к дальнейшей эксплуатации является функцией:

а) главного бухгалтера;

б) главного инженера;

в) главного механика;

г) специально созданной комиссии.

6.Учет арендованных основных средств на счете 001 «Арендованные основные средства» должен быть организован по стоимости:

а) первоначальной, определенной собственником;

б) первоначальной или восстановительной, определенной собственником;

в) указанной в договоре аренды.

7.Организация имеет право переоценивать основные средства один раз в год:

а) на 1 января отчетного года;

б) на любую дату;

в) на 31 декабря отчетного года.

8.Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным:

а) специально созданной в организации комиссией;

б) Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072;

в) главой 25 НК РФ.

9.Амортизация основных средств, сданных в аренду, отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета:

а) учета затрат по основным видам деятельности;

б) операционных расходов;

в) прочих расходов.

10.Если учетной политикой организации предусмотрено создание ремонтного фонда, то ежемесячные отчисления в этот фонд отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета:

а) 82 «Резервный капитал»;

б) 96 «Резервы предстоящих расходов»;

в) 97 «Расходы будущих периодов».

11.По каким объектам основных средств амортизация не начисляется:

а) находящимся в цехе;

б) находящимся на текущем ремонте в течение двух недель;

в) находящимся на консервации более трех месяцев по решению руководителя организации.

12.Какую бухгалтерскую проводку аудитор признает правильной при отражении сумм, уплаченных подотчетным лицом при приобретении основных средств в организации розничной торговли:

а) Дт 01 Кт 71;

б) Дт 08 Кт 71;

в) Дт 08 Кт 71 и одновременно Дт 19 Кт 71.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ

В сельском хозяйстве земля – это универсальное средство производства. Земельные участки относятся к недвижимости и входят в состав внеоборотных активов. Но в отличие от всех прочих внеоборотных активов земельные участки являются объектами, стоимость которых не амортизируется, так как их потребительские свойства с течением времени не меняются, декапитализируются при списании.

В настоящее время земли принадлежат сельскохозяйственным предприятиям на праве собственности, пользования или аренды. Это определяет организацию учета земельных участков и обусловливает их отражение на балансе или забалансовых счетах.

Земельные участки приходуют в состав основных средств в результате их покупки, безвозмездного поступления, вклада в уставный капитал физическими лицами земельных долей и других операций. При этом стоимость земель оценивают следующими способами:

1) при покупке – по суммам фактически произведенных затрат;

2) при обмене на другое имущество – по балансовой стоимости имущества, обмениваемого на земельный участок;

3) при безвозмездной передаче – по рыночной цене на дату оприходования;

4) при внесении в уставный капитал – по обоюдной договоренности сторон.

Если оценка стоимости земли одним из перечисленных способов невозможна, то оценку производят исходя из нормативной цены земли.

Первичный учет земель осуществляется в акте на оприходование земельных угодий (форма № 111–АПК). Аналитический учет ведется по видам угодий:

1) сельскохозяйственные угодья: пашня,

многолетние насаждения,

пастбища,

сенокосы,

залежь;

2) земли, находящиеся на стадии мелиоративного строительства;

3) земли, находящиеся на стадии восстановления плодородия;

4) лесные площади и древесно–кустарниковые насаждения (полезащитные полосы, древесно–кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения);

5) земли под водой (под реками и ручьями, озерами, водохранилищами, прудами и др.);

6) земли под дорогами, прогонами и просеками;

7) земли под общественными дворами, улицами и площадями и прочими общественными постройками;

8) прочие земли.

В сельскохозяйственном производстве детализация учета земель может осуществляться по севооборотам, сенокосооборотам и пастбищеоборотам, полям, участкам, садам, виноградникам, ягодникам и т.д.

Оприходование и выбытие земельных участков отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дт 08–1 Кт 60 – приобретено право собственности на землю на основании договора купли–продажи;

Дт 01 Кт 08–1 – зачислен на баланс по акту участок земли;

Дт 08–1 Кт 76–9 – начислена задолженность физическим лицам, возникшая при приобретении земельных долей;

Дт 01–6 Кт 73–3, – внесены земельные доли в качестве вклада в 75–1 уставный капитал организации;

Дт 01 Кт 98 – оприходованы земельные участки в результате безвозмездной передачи;

Дт 62 Кт 91 – начислена задолженность за реализованное право собственности на земельный участок;

Дт 91–2 Кт 01 – списан на реализацию земельный участок.

Ключевые слова

Вложения во внеоборотные активы. Застройщик. Капитальное строительство. Капитальные вложения. Многолетние насаждения. Нормативная цена земли. Строительство подрядным способом. Строительство хозяйственным способом. Формирование основного стада.

Контрольные вопросы и задания

1.Что относят к вложениям во внеоборотные активы?

2.С какой целью ведут бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы?

3.На каком счете учитываются вложения во внеоборотные активы?

4.Назовите субсчета счета вложений во внеоборотные активы.

5.Где ведется синтетический и аналитический учет по счету вложений во внеоборотные активы?

6.Включаются ли расходы по доставке животных в фактическую стоимость их приобретения?

7.Какими документами оформляется перевод молодняка животных в основное стадо?

8.В чем отличие учета операций по строительству, осуществляемому подрядным способом, от операций по строительству хозяйственным способом?

9.Начисляется ли амортизация по земельным участкам?

10.Как осуществляется учет земель на сельскохозяйственных предприятиях?

Тесты

1.Нормативным документом, регулирующим отражение в бухгалтерском учете операций по учету вложений во внеоборотные активы, выступает:

а) ПБУ 6/01;

б) ПБУ 4/99;

в) ПБУ 2/94.

2.По каким объектам вложений в основные средства амортизация не начисляется:

а) продуктивному скоту;

б) земле;

в) оборудованию к установке.

3.Первоначальная стоимость объектов внеоборотных активов, полученных безвозмездно, формируется:

а) по текуще

Наши рекомендации