Вопрос №2 – Правовые основы организации аудита в Российской Федерации.
Аудиторская деятельность в РФ регулируется: ФЗ от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”; ФЗ от 1 декабря 2007г. № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”; другими федеральными законами, а так же принимаемыми в соответствии с ними иными правовыми актами.
В законе “об аудиторской деятельности” содержатся понятия: “аудиторская деятельность, аудит, закреплены принципы осуществления аудиторской деятельности, требования к профессиональным участникам рынка аудиторских услуг, условия проведения аудита, а так же отражена система аттестации аудиторов и организация регулирования аудиторской деятельности.
С 1 января 2010 года было прекращено лицензирование аудиторской деятельности и введено обязательное членство аудиторских организаций и аудиторов в одном из саморегулируемых организаций аудиторов (СРОА). В то же время государство остается основным звеном в системе регулирования аудиторской деятельности. Функции государственного регулятора рынка аудиторских услуг выполняет уполномоченный орган, который должен:
· Вырабатывать государственную политику в сфере аудиторской деятельности.
· Осуществлять нормативно-правовое регулирование, а так же этот орган ведет государственный реестр СРОА и контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.
· Проводить анализ состояния рынка аудиторских услуг.
Государственный регулятор может осуществлять и иные, предусмотренные законом “об аудиторской деятельности” функции.
Аудиторская деятельность – деятельности по проведению аудита, и оказания сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен Стандартом № 24. К ним относятся:
· Обзорные проверки;
· Согласованные процедуры;
· Компиляции.
Аудиторские организации и ИА наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности (пункт 7 статья 1):
· Постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;
· Налоговое консультирование, постановка, восстановление, ведение нал учета, постановление налоговых расчетов и деклараций;
· Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, экономическое и финансовое консультирование.
Важное место в регулировании аудита отводится саморегулируемым организациям аудита. СРОА создается как некоммерческая организация, в целях обеспеения условий осуществления аудиторской деятельности. Отношения, связанные с приобретением и прекращением некоммерческой организацией статуса СРО, деятельность СРО регламентируется ФЗ № 315-ФЗ. Особенности регулирования отношений с участием СРОА установлены законом об аудиторской деятельности. Так, некоммерческая организация приобретает статус СРОА с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Такое включение производится при соответствии СРОА установленным требованиям:
· Объединение в ее составе в качестве членов не менее 700 ФЛ или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным федеральным законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации.
· Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА, и принятого кодекса профессиональной этики аудитора.
· Обеспечение СРОА дополнительной имущественной ответственности каждого его члена перед потребителями аудиторских услуг, и иными лицами, посредством формирования компенсационного фонда СРОА.
Основными функциями СРОА являются:
· Регулирующая
· Контрольная
· Обеспечительная
Регулирование выражается в разработке и утверждении стандартов СРОА, принятии кодекса профессиональной этики аудитора, разработке проектов федеральных
стандартов аудиторской деятельности в области бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности, организация прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Контрольная функция реализуется через контроль качества работы членов СРОА. В СРОА создаются специальные органы осуществляющие контроль за соблюдением ее членами требований закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организации, кодекса профессиональной этики аудитора и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРОА мер дисциплинарного взыскания.
Обеспечительная функция выражается в образовании компенсационного фонда из средств которого СРОА отвечает по обязательствам своих членов. Формирование указанного фонда и размещение его средств в целях сохранения и прироста осуществляется в порядке установленном законом о СРО. Компенсационный фонд формируется за счет обязательных членских взносов и имеет целевой назначение.
Выплаты из него осуществляются лишь для возмещения ущерба третьим лицам, причиненного действием или бездействием членов соответствующей СРО.
Таким образом, СРОА – особый субъект аудиторской деятельности, наделенный правами и обязанностями в отношении регулирования этой сферы. Эта организация не может заниматься предпринимательской деятельностью в том числе, связанной с основной профессией ее членов.
Государственный контроль за СРОА осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Важной составляющей является стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудитора.
Кодекс профессиональной этики аудиторов – свод правил и ведение обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами правил, при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами и определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности.
Федеральные стандарты являются обязательными для аудиторских организаций и ИА, а так же СРОА и их работников. Действующие федеральные стандарты утверждены приказом Минфина РФ от 20 мая 2010г. № 46-Н (ФСАД – федеральные стандарты аудиторской деятельности), а так же постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696.
(СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ)
Самостоятельное задание – задание касается федеральных правил стандартов (на первых двух листах). Пишем название стандарта и третья графа – краткое содержание – что в этом стандарте отражено (выжимка вроде аннотации). Первые две графы можно делать на компьютере. Третью графу – от руки! Сдать на лекции (следующей или через одну!). Она будет отмечать это!!! Материал взять у старосты. Надо читать консультант +. Стандарты там есть точно. Все реквизиты есть в приложении. ДОПОЛНЕНИЕ: сдать на любой лекции. Работа не единственная! Будут еще работы. Надо скорее сделать.
Стандарты СРОА определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные требования к установленным ФСАД, если это обуславливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. В то же время они не могут противоречить ФСАД, и не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями аудиторской деятельности. Стандарты СРОА являются обязательными для всех членов данной СРОА.
Правовой формой осуществления аудиторской деятельности выступает договор оказания аудиторских услуг. Договорные отношения регулируются гражданским законодательством, в частности главой 39 ГКРФ. Учитывая особенности договора оказания аудиторских услуг в законе об аудиторской деятельности получили развитие нормы гражданского законодательства. Сторонами договора являются исполнитель и заказчик. Аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРОА, и соответствующая определенным признакам. Частью 2 статьи 18 закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что она должна быть создана в любой ОПФ, предусмотренной для коммерческих организаций, за исключением ОАО, ГУП’а или МУП’а. При этом, доля уставного складочного капитала организации принадлежащая аудиторам или аудиторским организациям не должна быть менее 51%, а аудиторов, работающих в организации по трудовому договору должно быть не менее 3 человек.
В коллегиальном исполнительном органе организации, членов являющихся аудиторами, не должно быть менее 50% его состава. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа – должно быть аудитором.
Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРОА.
Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, знаниями в области бухгалтерского учета, финансов, налогообложения. Для проверки указанных знаний лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводится квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора. Претендент должен иметь высшее образование, а так же стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, не менее трех лет. При этом не менее двух последних лет, он должен непосредственно работать в аудиторской организации.
Порядок проведения экзамена, форма квалификационного аттестата, устанавливаются уполномоченным федеральным органом, но проводится экзамен единой аттестационной комиссией, создаваемой совместно всеми СРОА.
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия, при условии что аудитор ежегодно повышает профессиональный уровень, обучаясь по программам, утверждаемым СРОА, членом которых он является.
Заказчиком договора является аудируемое лицо, либо другие лица, заключившие такой договор. В случае если речь идет о проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности организации, в уставном или складочном капитале которой доля государства составляет не менее 25%, договор заключается по результатам конкурса, проводимого в порядке, предусмотренном законодательством.
Предметом договора могут выступать: аудит или оказание сопутствующих аудиту услуг. Права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг прописаны в законе об аудиторской деятельности (статья 13 и статья 14 закона).