Организация внешнего контроля качества работы аудиторских организаций
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют субъекты контроля: саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, функции которого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 исполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
В общем виде порядок организации внешнего контроля качества работы субъектом контроля можно представить следующим образом:
1) планирование внешнего контроля качества;
2) проведение внешних проверок качества;
3) мониторинг осуществления внешнего контроля качества;
4) обобщение результатов мониторинга;
5) составление и публикация отчета о результатах внешнего контроля (в частности, на официальном сайте субъекта контроля).
Систематичность проведения проверок обеспечивается с помощью планирования проведения внешнего контроля качества работы. Соответствующие планы на каждый последующий календарный год составляются и утверждаются субъектом контроля. План внешнего контроля представляет собой перечень внешних проверок, которые планируется осуществить в календарном году. В плане по каждой внешней проверке устанавливается, в частности, объект контроля, проверяемый период, срок проведения внешней проверки.
План внешнего контроля составляется на основе циклического или риск-ориентированного подхода.
Циклический подход предполагает установление максимального периода, по истечении которого внешняя проверка отдельного объекта контроля проводится в обязательном порядке. При этом для разных групп объектов может устанавливаться разная периодичность проведения внешних проверок.
Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов контроля на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски:
- количество клиентов объекта контроля, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- количество иных клиентов объекта контроля, которые считаются общественно значимыми;
- результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.
Оба подхода к планированию должны обеспечивать соблюдение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми:
- плановые внешние проверки качества работы объектов контроля, не проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год;
- плановые внешние проверки качества работы объектов контроля, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляются: саморегулируемыми организациями аудиторов не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год; уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года.
Внешний контроль может также проводиться в виде внеплановых проверок. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.