Классификация сопутствующих аудиту услуг
Классификация сопутствующих аудиту услуг
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, оказания сопутствующих услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Сопутствующие аудиту услуги:
1) услуги, обеспечивающие разумную уверенность (выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам; в нефинансовой информации; в предмете, отличном от информации);
2) услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность (обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности; части бухгалтерской (финансовой) отчетности; отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам; части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам; иной финансовой информации прошедших периодов);
3) услуги, не обеспечивающие уверенность (исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур; компиляция информации).
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
6) оценочную деятельность;
7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Нормативно-правовое регулирование аудита в России
Систему нормативно-правового регулирования аудита в России условно можно разделить на пять уровней в соответствии с иерархией нормативных правовых актов, составляющих эту систему (табл.).
Оценка аудиторского риска
Аудиту присущ риск выдачи ошибочного заключения в силу объективных обстоятельств, который может быть существенно снижен только проведением проверки в объеме, совпадающем или большем, чем объем работы, ранее проведенной бухгалтерией клиента.
Аудиторский риск – это вероятность того, что аудиторское заключение может быть неверным по следующим причинам:
- бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности;
- в результате признания того, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.
Аудиторский риск можно рассматривать как взаимодействие нескольких факторов:
- риск наличия в бухгалтерской отчетности существенных искажений;
- риск того, что какие-либо из имеющихся в бухгалтерской отчетности искажений не будут выявлены в ходе проверки.
С практической точки зрения перечисленные факторы вызывают риск, который можно разбить на три компонента:
1) хозяйственный риск;
2) риск контроля;
3) риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков необходимо использовать не менее трех градаций: «высокий», «средний», «низкий риск». Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков, чем три вышеупомянутые, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы).
Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.
На основе оценки хозяйственного риска и риска контроля можно определить допустимый в работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.
Условно аудиторский риск может быть выражен через свои компоненты следующим образом:
АР = ХР ´ КР ´ РН,
где АР – аудиторский риск, ХР – хозяйственный риск, КР – контрольный риск, РН – риск необнаружения. Тогда:
РН = АР / (КР ´ РН).
Следовательно, существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией хозяйственного риска и риска контроля:
1) высокие значения хозяйственного риска и риска контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;
2) низкие значения хозяйственного риска и риска контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.
Если требуется снизить риск необнаружения, то необходимо:
1) модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;
2) повысить объемы аудиторских выборок.
Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Классификация сопутствующих аудиту услуг
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, оказания сопутствующих услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Сопутствующие аудиту услуги:
1) услуги, обеспечивающие разумную уверенность (выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам; в нефинансовой информации; в предмете, отличном от информации);
2) услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность (обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности; части бухгалтерской (финансовой) отчетности; отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам; части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам; иной финансовой информации прошедших периодов);
3) услуги, не обеспечивающие уверенность (исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур; компиляция информации).
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
6) оценочную деятельность;
7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.