Безвозмездная передача основных средств
Расходы, связанные с безвозмездной передачей, ликвидацией при авариях, утраченных в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, списываются в Д 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы». В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухучета порядок отражения в учете безвозмездной передачи основных средств следующий:
1.Списаны основные средства на сумму ранее начисленной амортизации
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства»
2.На величину остаточной стоимости основных средств
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»
К-т 01 «Основные средства»
4.На сумму НДС, исчисленного от остаточной стоимости
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
5.Убыток в результате безвозмездной передачи основных средств
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к сч.90 закрываются.
При безвозмездной передаче объектов основных средств организациям в пределах одного собственника по его решению, а также объектов, находящихся в госсобственности записи производятся в Д сч. 83 «Добавочный капитал» (без последующего налогообложения).
Передача основных средств в уставный фонд другого предприятия отражается в бухучете инвестора следующими записями:
1.На остаточную стоимость основных средств
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»
К-т 01 «Основные средства»
2.На сумму начисленной амортизации
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства»
3.На сумму экспертной оценки основных средств
Д-т 58 «Краткосрочные финансовые вложения»
К-т 98 «Доходы будущих периодов»
4.На сумму финансового результата
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Или
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»
К-т 99 «Прибыли и убытки»
- ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам эксплуатации. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Проводит инвентаризацию основных средств комиссия, которая до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов или другой технической документации, документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду.
В ходе инвентаризации комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические (эксплуатационные) показатели. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений) комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и др.объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а амортизация определяется по их действительному тех состоянию. Сведения об оценке и амортизации оформляются соответствующими актами.
Временно отсутствующие основные средства (отправленные на капитальный ремонт и т.п.) инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Отдельная опись также составляется на основные средства, находящиеся на ответственном хранении, и арендованные. В этой описи дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, и передаются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в карточки и регистры учета. При выявлении отклонений от учетных данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость.
Заключение по результатам инвентаризации оформляется протоколом, который утверждается руководителем организации.
В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации как неучтенные объекты основных средств приходуются записью
Д-т 01 «Основные средства»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»
Остаточная стоимость недостающих основных средств для выяснений причин и виновников, отражается записью
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»
К-т 01 «Основные средства»
Выявленная недостача взыскивается с виновных лиц
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»
При взыскании недостачи основных средств по рыночным ценам разница между стоимостью недостающих ценностей, отнесенной на сч.73.2 и остаточной, отраженной на сч. 94 списываются записью
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба»
К-т 98 «Доходы будущих периодов»
По мере взыскания с виновного лица указанная разница списывается со счета 98 проводкой
Д-т 98 «Доходы будущих периодов»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»
При отсутствии конкретных виновников недостача отражается
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»
Для целей исчисления налога на прибыль излишки и недостачи основных средств (при отсутствии виновных лиц), а также потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций (включая затраты на их предотвращение или ликвидацию), выявленные при инвентаризации, учитываются в составе внереализационных расходов.
ПРИМЕРЫ: