Безвозмездная передача основных средств

Расходы, связанные с безвозмездной передачей, ликвидацией при авариях, утраченных в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, списываются в Д 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы». В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухучета порядок отражения в учете безвозмездной передачи основных средств следующий:

1.Списаны основные средства на сумму ранее начисленной амортизации

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства»

2.На величину остаточной стоимости основных средств

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»

К-т 01 «Основные средства»

4.На сумму НДС, исчисленного от остаточной стоимости

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

5.Убыток в результате безвозмездной передачи основных средств

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к сч.90 закрываются.

При безвозмездной передаче объектов основных средств организациям в пределах одного собственника по его решению, а также объектов, находящихся в госсобственности записи производятся в Д сч. 83 «Добавочный капитал» (без последующего налогообложения).

Передача основных средств в уставный фонд другого предприятия отражается в бухучете инвестора следующими записями:

1.На остаточную стоимость основных средств

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»

К-т 01 «Основные средства»

2.На сумму начисленной амортизации

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства»

3.На сумму экспертной оценки основных средств

Д-т 58 «Краткосрочные финансовые вложения»

К-т 98 «Доходы будущих периодов»

4.На сумму финансового результата

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Или

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 5 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки»

  1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам эксплуатации. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Проводит инвентаризацию основных средств комиссия, которая до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов или другой технической документации, документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду.

В ходе инвентаризации комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические (эксплуатационные) показатели. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений) комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и др.объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а амортизация определяется по их действительному тех состоянию. Сведения об оценке и амортизации оформляются соответствующими актами.

Временно отсутствующие основные средства (отправленные на капитальный ремонт и т.п.) инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Отдельная опись также составляется на основные средства, находящиеся на ответственном хранении, и арендованные. В этой описи дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, и передаются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в карточки и регистры учета. При выявлении отклонений от учетных данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость.

Заключение по результатам инвентаризации оформляется протоколом, который утверждается руководителем организации.

В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации как неучтенные объекты основных средств приходуются записью

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

Остаточная стоимость недостающих основных средств для выяснений причин и виновников, отражается записью

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

К-т 01 «Основные средства»

Выявленная недостача взыскивается с виновных лиц

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

При взыскании недостачи основных средств по рыночным ценам разница между стоимостью недостающих ценностей, отнесенной на сч.73.2 и остаточной, отраженной на сч. 94 списываются записью

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению ущерба»

К-т 98 «Доходы будущих периодов»

По мере взыскания с виновного лица указанная разница списывается со счета 98 проводкой

Д-т 98 «Доходы будущих периодов»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

При отсутствии конкретных виновников недостача отражается

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 4 «Прочие расходы»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

Для целей исчисления налога на прибыль излишки и недостачи основных средств (при отсутствии виновных лиц), а также потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций (включая затраты на их предотвращение или ликвидацию), выявленные при инвентаризации, учитываются в составе внереализационных расходов.

ПРИМЕРЫ:

Наши рекомендации