Тема 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Содержание
Введение
Тема 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета, историческое развитие
1.2. Виды хозяйственного учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Измерители, применяемые в учете
1.3. Задачи бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования
1.4. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
1.5. Функции бухгалтерского учета
Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1. Объекты бухгалтерского наблюдения. Понятие о предмете бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств и источников их образования.
2.2. Понятие о методе бухгалтерского учета. Основные методические приемы и правила
Тема 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
3.1. Балансовое обобщение. Бухгалтерский баланс и его строение. Структура актива и пассива баланса
3.2. Характеристика видов балансовых изменений, их влияние на бухгалтерский баланс. Капитальное (основное) уравнение.
3.3. Виды баланса. Статические и динамические балансы
Тема 4.СИСТЕМА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
4.1 Понятие о бухгалтерских счетах. Назначение и строение бухгалтерских счетов. Счета активные, пассивные, активно-пассивные
4.2 Двойная запись на счетах бухгалтерского учета. Корреспонденция между счетами. Простые и сложные бухгалтерские проводки
4.3 Счета синтетического и аналитического учета. Субсчета
4.4 Обобщение данных текущего бухгалтерского учета. Оборотные ведомости простой и шахматной формы. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам
Тема 5. КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
5.1 Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре
5.2 Понятие, сущность и назначение основных счетов
5.3 Значение и порядок применения регулирующих счетов
5.4 Операционные счета
5.4.1. Калькуляционные счета
5.4.2. Собирательно-распределительные и отчетно-распределительные счета
5.4.3. Сопоставляющие (операционно-результатные) счета
5.5 Финансовые счета
5.6 Забалансовые счета
5.7 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению
Тема 6. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
6.1. Документальное оформление хозяйственных операций. Классификация документов.
6.2. Инвентаризация, ее значение и виды.
Тема 7. УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
7.1. Учет процесса заготовления материально-производственных запасов.
7.2. Учет процесса производства.
7.3. Учет продажи продукции, работ, услуг и определение финансового результата.
Тема 8. ТЕХНИКА И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
8.1 История развития учетных регистров
8.2 Учетные регистры. Их классификация, способы записи в них
8.3 Ошибки в учетных записях и способы их исправления
8.4 Формы ведения бухгалтерского учета
Тема 9. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
9.1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности
9.2. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
9.3. Реформация баланса
9.4. Особенности составления и значение Пояснительной записки
9.5. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности организации
Тема 10. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА
10.1. Понятие учетной политики и методика ее формирования
10.2. Формирование и изменение учетной политики
10.3. Структура учетного аппарата организации
10.4. Права и обязанности главного бухгалтера
10.5. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика
Список использованных источников
Приложение 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Приложение 2. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Введение
Учет возник одновременно с появлением человеческой цивилизации тысячи лет тому назад. Первые его шаги имели огромное значение для истории развития человечества. Развитие учета было вызвано потребностями жизни, а он в свою очередь стимулировал формирование письменности и математики. Первая книга об учете написана более пятисот лет назад выдающимся итальянским математиком, профессором университетов Перуджи, Милана, Флоренции, Боливии, Римской Академии – Лукой Пачоли.
С течением времени бухгалтерский учет изменялся и становился более совершенным. Возникали новые регистры, последовательности работы с ними, а также способы записи в них. Применение компьютерной техники и других технических средств приводит к образованию различных форм бухгалтерского учета, отражающих особенности учетных регистров, складывающихся в данных условиях. На смену книгам были выдвинуты новые формы регистров – карточки и свободные листы, которые облегчили учетный труд и позволили применить раскладку и копирование, весьма упростившие многие трудоемкие работы, устранившие многократность переписывания и создавшие условия для использования в учете машинной техники.
Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. В последнее десятилетие бухгалтерский учет в России подвергся коренному изменению. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет в настоящее время, были учтены многие положения и стандарты международного учета.
Тем не менее, настоящая система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, и сводятся лишь к различию терминов и понятий.
Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Наконец, российская система бухгалтерского учета ещё не получила законченного оформления в законодательстве, нет единых методологических основ, на которых базировалось бы регулирование учета.
Квалифицированный экономист, бухгалтер, аудитор, финансист должен владеть всеми приемами и способами ведения бухгалтерского учета, своевременно и всесторонне применять их в практической деятельности, во избежание ошибок в управлении предприятием.
Теория бухгалтерского учета является базой по приобретению практических навыков ведения сплошной и непрерывной регистрации хозяйственных операций и хозяйственных явлений. Теория бухгалтерского учета – это наука о задачах, предмете, методе и организации бухгалтерского учета. Предметом изучения бухгалтерского учета являются хозяйственные средства, источники их формирования (собственные и заемные) а также хозяйственные процессы, вызывающие изменение стоимости имущества, и финансовые результаты.
В учебное пособие по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» включено 10 тем, в центре внимания которых находятся методы организации и ведения бухгалтерского учета, его документального оформления, составления проводок, оборотных ведомостей, баланса. Преподавание данной дисциплины имеет целью решить следующие основные задачи:
- изучить задачи и основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету; состав и размещение хозяйственных средств и источников их формирования;
- ознакомиться с совокупностью приемов и способов (элементов метода) ведения бухгалтерского учета; а также строением, назначением и видами изменений бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций;
- рассмотреть понятия «бухгалтерский счет», «активные счета», «пассивные счета», назначение и строение бухгалтерских счетов; сущность двойной записи и др.
В результате изучения дисциплины должны быть приобретены навыки применения на практике Инструкции к Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности; составления бухгалтерских проводок (корреспонденций счетов); оформления схем синтетических и аналитических счетов; составления оборотной ведомости; владения способами исправления ошибочных записей в учете, а также навыки составления журналов регистрации хозяйственных операций, простых и сложных бухгалтерских проводок; ведения журналов-ордеров; составления баланса; оформления результатов инвентаризации.
Для успешного руководства предприятием необходимо постоянно изучать и контролировать хозяйственные процессы, при этом важно знать все способы и приемы с помощью которых, производится количественное отражение хозяйственных средств и процессов общественного воспроизводства.
Хозяйствования
Для рациональной и правильной организации хозяйственного учета к нему предъявляют следующие основные требования:
а) своевременность – максимальное сокращение времени между совершением хозяйственной операции и ее документальным оформлением.
б) точность и объективность – учетная информация должна соответствовать документально подтвержденным величинам.
в) ясность и доступность характеризуется прозрачностью информации и необходимостью публикации годовой отчетности.
г) экономичность, которая заключается не только в экономии материальных и финансовых ресурсов, но и экономии труда.
Задачи и требования к бухгалтерскому учету определены Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» [1]. Основные задачи бухгалтерского учета можно сформулировать следующим образом:
- Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерского отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;
- Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;
- Оценка фактического использования внутренних резервов.
- Основные требования к ведению бухгалтерского учета:
- Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте российской федерации - в рублях;
- Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
- Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством российской федерации;
- Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий;
- В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
В организации бухгалтерского учета важную роль играют общепринятые принципы, выражающие основные положения изучаемой теории. Рассмотрим некоторые из них.
1. Принцип целостности.
2. Принцип самостоятельности.
3. Принцип регистрации.
4. Принцип непрерывности.
5. Принцип идентификации (отчетного периода).
6. Принцип соответствия (увязки). Автор этого принципа – немецкий экономист Э. Шмаленбах (1873-1955) – исходил из того, что актив – это расходы, кроме денежных средств, которые должны стать доходами в будущем.
8. Принцип относительности.
9. Принцип дополнительности.
10. Принцип контроля учетных данных.
11. Принцип непротиворечивости. В системе учета не может быть норм, противоречащих друг другу.
12. Принцип ясности. Информация бухгалтерского учета должна быть проста и понятна тем, кто ее будет использовать.
13. Принцип интерпретируемости (информация, зафиксированная на каких-либо носителях, должна быть истолкована так, чтобы была возможность принять управленческое решение).
14. Принцип консерватизма.
Закрепление принципов бухгалтерского учета частично произошло в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», в котором принципы выступают в виде допущений и требований – это допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности; требования: полноты, своевременности, непротиворечивости, приоритета содержания перед формой, рациональности.
Учета в России
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень – законы Российской Федерации и указы Президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
К данному уровню относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, в части первой которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составление аудиторского заключения и др.
Основополагающим нормативным документом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Также к документам данного уровня можно отнести Федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и другие федеральные законы.
Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. При разработке ПБУ учитываются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также национальные особенности в бухгалтерском учете. Особое место в системе нормативного регулирования занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов от 29 июля 1998 г. № 34н.
Третий уровень – методические указания по ведению бухгалтерского учета. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Методические указания по учету основных средств, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами. К важнейшим документам этого уровня относится План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающего задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения его третьего и четвертого уровней. В первую очередь необходима разработка отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат отрасли или виде деятельности.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» от 19 августа 1994 г. № 984 Министерство финансов: осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию; утверждает план счетов; утверждает типовые формы бухгалтерского учета и отчетности; утверждает инструкции по применению и порядку составления отчетности и др.
Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» за Министерством финансов закреплено право согласования с иными органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, нормативных актов и методических рекомендаций.
В бухгалтерском балансе
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая это в бухгалтерском балансе, данные о нематериальных активах, основных средствах производится по остаточной стоимости (за исключением нематериальных активов, основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизации не начисляется).
В графе “На начало отчетного года” показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы “На конец отчетного периода” предыдущего года (заключительный баланс) с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности, связанных с применением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (с изм. и доп. от 30.12.1999 г., 24.03.2000 г.) и ПБУ “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.).
В графе “На конец отчетного периода” показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).
В разделе “Внеоборотные активы” по группе статей “Нематериальные активы” показывается наличие нематериальных активов по остаточной стоимости.
По группе статей “Основные средства” приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе по остаточной стоимости.
По статье “Незавершенное строительство” показываются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты.
По группе статей “Финансовые вложения” данные должны быть представлены в бухгалтерском балансе с подразделением на долгосрочные и краткосрочные.
В разделе “Оборотные активы” по соответствующим статьям группы “Запасы” показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организаций, для продажи или перепродажи.
МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01”.
По группе статей “НДС по приобретенным ценностям” отражается сумма НДС по приобретенным материально-производственным запасам, материальным активам и т. п. работам и услугам.
По группе статей “Дебиторская задолженность” данные о дебиторской задолженности долгосрочной и краткосрочной приводятся раздельно.
По группе статей “Денежные средства” по статьям “Касса”, “Расчетные счета”, “Валютные счета” показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах предприятия.
По группе статей “Прочие оборотные активы” показываются суммы, не нашедшие отражения по другим группам статей раздела “Оборотные активы” бухгалтерского баланса.
В разделе “Капитал и резервы” бухгалтерского баланса в группе статей “Уставный капитал” показывается величина уставного капитала организации, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям – величина уставного фонда.
В группе статей “Нераспределенная прибыль” показывается остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию, а также в течение отчетного года показывается нераспределенная прибыль отчетного периода в сумме нетто.
В группе статей “Займы и кредиты” раздела “Долгосрочные обязательства” показываются непогашенные суммы полученных кредитов и займов, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
В разделе “Краткосрочные обязательства” отражаются суммы кредиторской задолженности, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
В группе статей “Кредиторская задолженность” по статье “Поставщики и подрядчики” показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказываемые организации услуги и т. д.
В группе статей “Прочие краткосрочные обязательства” показываются суммы краткосрочных обязательств, не прошедших отражения по другим группам статей раздела “Краткосрочные обязательства”.
Организациям рекомендуется справочно в форме № 1 “Бухгалтерский баланс” за итогами данных об активах организации, капитала и резервов обязательств организации приводить данные о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Данные заполняются на основе указаний, приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета, а также с учетом конкретного перечня забалансовых счетов, используемых организацией.
В процессе хозяйственной деятельности на предприятии происходит множество хозяйственных операций, которые вызывают изменения в статьях бухгалтерского баланса. Для удобства введем условные обозначения:
А – актив баланса
П – пассив баланса
å- определенная сумма, на которую происходит увеличение или уменьшение хозяйственных средств или перемещение источников их образования.
|
под воздействием хозяйственных операций, делятся на четыре группы.
1. Изменения происходят только в составе хозяйственных средств (пассив не затрагивается)
2. Изменения происходят только в составе источников образования хозяйственных средств (актив не затрагивается)
3. Изменения происходят в сторону увеличения в составе хозяйственных средств и источников образования одновременно (это происходит при поступлении имущества на предприятие – увеличивается имущество, например, сырье, и одновременно, увеличивается задолженность перед поставщиком)
4. Изменения происходят в сторону уменьшения в составе хозяйственных средств и источников образования одновременно (это происходит при выбытии имущества с предприятия или погашении обязательств – например, при выплате заработной платы уменьшаются деньги в кассе и одновременно уменьшается задолженность перед работниками по оплате труда.
Классификационные признаки всех этих изменений представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. - Виды изменений бухгалтерского баланса, происходящие под влиянием хозяйственных операций
Виды изменений | Характеристика изменений |
I. А – å + å = П | Изменения происходят в составе хозяйственных средств (только на статьях актива). Например: с расчетного счета в кассу перечислены деньги 500 руб. При этой операции в кассе деньги увеличиваются на 500 руб., а на расчетном счете уменьшаются на эту же сумму - 500 руб. Вывод: итог актива и пассива не изменяется и равенство между ними сохраняется. |
II. А = П + å – å | Изменение происходит в составе источника образования хозяйственных средств (только на статьях пассива). Например: часть нераспределенной прибыли зачислена в резервный капитал – 2000руб. При этой операции нераспределенная прибыль уменьшается на сумму - 2000 руб., а резервный капитал увеличивается 2000 руб. Вывод: итог баланса не изменяется, равенство сохраняется. |
Продолжение табл. 3.1. | |
III. А + å = П + å | Увеличение актива и пассива на одну и туже сумму (затрагиваются статьи актива и пассива одновременно) Например: поступили материалы от поставщиков на сумму 10000 руб. При этом происходит увеличение материалов на счете «Материалы» и одновременно увеличивается задолженность перед поставщиком на эту сумму. Вывод: актив и пассив увеличиваются на одну и ту же сумму, но равенство при этом сохраняется |
IV. А – å = П – å | Уменьшение актива и пассива на одну и ту же сумму (затрагиваются статьи актива и пассива одновременно). Например: оплачены счета поставщиков с расчетного счета за поступившие материалы - 10000руб. При этой операции происходит уменьшение денег на расчетном счете предприятия и уменьшение задолженности перед поставщиком на сумму 10000 руб. Вывод: актив и пассив уменьшаются на одну и ту же сумму, и равенство при этом сохраняется. |
В мировой практике чаще всего встречаются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный и вертикальный. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, пассивы – в правой.
Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее – статьи пассива. В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами.
Независимо от избранного варианта применяется основное балансовое уравнение:
Активы = Капитал + Обязательства
Балансовые статьи объединяются в три группы, а группы – в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определен вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи (“нематериальные активы”, “основные средства”, “долгосрочные инвестиции” и т. п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, денежные документы, краткосрочные финансовые вложения).
Виды баланса. Требования, предъявляемые
К бухгалтерскому балансу
В зависимости от времени функция предприятия организационно-правовой формы и других условий хозяйствования существует различные виды балансов, которые классифицируются по следующим признакам:
1. По времени составления;
2. По степени достоверности источников информации;
3. По объему информации;
4. По характеру деятельности организации;
5. По формам собственности организации;
6. По объекту отражения;
7. По способу «очистки».
1. По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:
1) вступительные;
2) текущие;
3) ликвидационные;
4) разделительные;
5) объединительные.
2. По степени достоверности источников информации балансы подразделяется на инвентарные, книжные и генеральные:
а) книжный баланс (составляется на основе данных Главной книги);
б) инвентарный (составляется по результатам сплошной инвентаризации, как правило, проводимой перед составлением годовой отчетности);
в) генеральный баланс (составляется на основе информации двух предыдущих балансов и является наиболее достоверным по степени реальности данных).
3. По объему информации баланс подразделяется на единичные и сводные.
4. По характеру деятельности организации балансы могут быть основной и не основной деятельности.
5. По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных предприятий, общественных организаций.
6. По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.
7. По способу «очистки»могут быть: а) баланс-«брутто»; б) баланс-«нетто». Расшифруем: а) составляются для нужд самого предприятия и содержат регулирующие статьи такие, как амортизация, суммы переоценки, суммы оплаченных налогов; б) «чистый» баланс, не содержит регулирующих статей.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделениями в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев, и долгосрочные. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под «Балансовым обобщением»?
2. Структура актива баланса. Назовите статьи, включаемые в актив
3. Структура пассива баланса. Назовите основные статьи, включаемые в пассив
4. Охарактеризуйте виды балансовых изменений, разъясните их влияние на бухгалтерский баланс.
5. Раскройте экономическое значение капитального (основного) уравнения.
6. Назовите основные виды баланса. Укажите отличие статических балансов от динамических.
Тема 4.
ДЕБЕТ КРЕДИТ
Начальное сальдо (остаток на начало отчетного периода) | – Уменьшение |
+ Увеличение | |
Оборот | Оборот |
Конечное сальдо |
Конечное сальдо активного счета определяется по формуле:
|
|
|
| ||||||||||
|
|
| |||||||||||
К активным счетам относятся: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 58 «Финансовые вложения», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и др.
Охарактеризовать активные счета можно следующим образом:
1) на активных счетах отражается наличие и движение хозяйственных средств предприятия;
2) остаток средств на счете (начальное сальдо) всегда дебетовое и показывает наличие средств на начало отчетного периода;
3) оборот по дебету показывает поступление (получение) средств за месяц;
4) оборот по кредиту показывает выбытие средств;
5) конечное сальдо всегда дебетовое и показывает остаток средств на конец отчетного периода.
Пассивные счета – открываются в развитие пассивных статей баланса для отражения информации о наличии и движении источников образования хозяйственных средств. Схему пассивного счета можно представить так:
ДЕБЕТ Схема пассивного счета. КРЕДИТ
– Уменьшение | Начальное сальдо (остаток на начало месяца) |
+ Увеличение | |
Оборот | Оборот |
Конечное сальдо |
Конечное сальдо пассивного счета определяется по формуле:
|
|
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
К пассивным счетам относятся счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал» и др. Но, например, счета 60 и 70 в исключительных случаях могут иметь противопо