Материалы, необходимы для производства судебно-бухгалтерской экспертизы
В делах, направляемых на экспертизу, должны содержаться необходимые материалы. В делах о недостачах товарно-материальных ценностей, которые учитываются в количественном суммарном выражении это:
- акты инвентаризации (инвентаризационные описи, протоколы заседаний инвентаризационной комиссии,
- сличительные ведомости, расчёты естественной убыли);
- документы, содержащие учётные остатки на даты проведения инвентаризации (карточки учёта, книги, оборотные ведомости, отчеты материально ответственны лиц);
- накопительные ведомости, приходы и расходы товарно-материальных ценностей;
- протоколы допросов лиц, связанных с передвижением товарно-материальных ценностей.
Если были установлены случаи неоприходования или необоснованного списания:
- документы поставщика, по которым поставлялись ценности;
- ведомости движения недостач и оказавшихся излишков ценностей, которые составляются в период проведения ревизии и которые подписаны материально ответственными лицами, ревизором, работниками бухгалтерии);
- регистры бухгалтерского учёта (главная книга, журналы-ордера, мемориальные ордера, накопительные ведомости);
- протоколы допросов материально ответственных лиц, по вопросам правильности отражения в ведомости движения ценностей данных первичных документов и правильности учёта остатков.
Если возникает недостача денежных средств:
- акт инвентаризации кассовой наличности (1 раз месяц);
- (кассовая книга;
- отчёты кассиров с учётными остатками кассовой наличности, которые, как правило, выводятся на дату проведения инвентаризации и приложенные к ним документы;
- документы, в которых ревизией установлены неоприходованные или несвоевременно оприходованные денежные средства, а также необоснованно или несвоевременно списанные;
- документы, подтверждающие получение неоприходованных или несвоевременно приходованных денежных средств (приходные и расходные кассовые ордера, выписки банка, накладные-требования на товарно-материальные ценности, журналы регистрации ордеров);
- протоколы допросов кассиров, главного бухгалтера и членов инвентаризационной комиссии.
Если учёт денежных средств находится в «запущенном» состоянии, то необходимо иметь журналы-ордера по учёту денежных средств в бухгалтерии, ведомость приходов и расходов наличности, составленная на основании первичных документов за период, в котором установлена недостача и подписанная лицом, её составившим, а также материально-ответственным лицом и бухгалтером. Если возникает расхождение ученых данных и ведомостей, то должны быть объяснения в акте, протоколах допросов кассиров по вопросам полноты отражения в ведомости первичных документов.
Если недостача на предприятии розничной торговли:
- инвентаризация описи товаров за период в котором образовалась недостача;
- товарные отчёты материально ответственных лиц, составленные на дату проведения инвентаризации с приложением первичных документов;
- расчёты естественной убыли;
- сличительные ведомости;
- протоколы допросов по вопросам качества инвентаризации с указанием причин недостач.
Если возникли условия сокрытия недостачи, неоприходования товаров или необоснованного их списания, то:
-товарные отчёты материально ответственных лиц за периоды, в которых ревизией установлены случаи неоприходования или необоснованного списания товара;
- документы, подтверждающие получение неоприходованных товаров (полученные по встречной проверке у поставщика, ТН, ТТН);
- журналы-ордера по учёту товаров в бухгалтерии;
- ведомость поступления товаров и сдачи выручки, составляемая на основании первичных документов.
Для определения результатов инвентаризации в количественно - суммовом выражении производится перерасчёт готовых изделий в сырьё, если это касается предприятий общественного питания. В деле должны быть ведомости перерасчёта готовых изделий в сырьё, ведомости (первичные документы на получение сырья, инвентаризационные описи, заключение эксперта-технолога о возможности замены одних продуктов другими и пропорции замен), отчёты заведующего производством с ведомостями отпуска в продажу блюд.
Если эксперт-бухгалтер устанавливает неполноту или отсутствие необходимых для проведения экспертизы данных, он заявляет об этом органу, назначившему экспертизу о предоставлении дополнительных материалов. Оно должно содержать: дату составления, наименование органа, его назначившего, номер дела, ФИО обвиняемого или истца, номер экспертизы, основания для её производства (постановление) и подпись эксперта. При получении материалов в течение 1 месяца проводится экспертиза либо сообщается о невозможности дачи заключения.