Факторы, влияющие на использование различных видов учета на современном предприятии

Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство РФ. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.
На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих предприятиях, учреждениях, организациях и др.

В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Он создан при комитете Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации: ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ, ассоциация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ, Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ, который оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгалтерскому учету и аудиту в условиях рыночной экономики, содействует в гармонизации отечественных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии:
- формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия;
-разнообразие видов предпринимательской деятельности;
-отраслевая специфика;
-структура предприятия и др.

-многообразие форм собственности;
-отраслевую специфику;
-уровень внешнеэкономических связей.

Факторы, влияющие на организацию бухгалтерской службы, проистекают из ее функций. Различают9 основных функций бухгалтерской службы:

1. Организационная :

a) разработка и актуализация организационной структуры бухгалтерской службы ;

b) распределение полномочий и ответственности в системе бухгалтерского учета;

2. Методологическая :

a) разработка учетной политики организации ;

b) разработка плана счетов и системы аналитического учета с целью адекватного отражения хозяйственных операций, осуществляемых организацией ;

c) разработка первичных учетных бухгалтерских документов и регистров учета с целью формирования информации об объектах учета ;

d) разработка требований к другим подразделениям организации с целью формирования информации, необходимой для ведения бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской отчетности;

e) разработка схем отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с начислением и уплатой налогов ;

f) постановка задач для автоматизации бухгалтерского учета и отчетности ;

g) разработка требований к контрольной среде ;

h) разработка контрольных процедур в отношении фиксации, сбора и обработки информации .

3. Аналитическая :

a) контроль за договорной работой общества с целью своевременного выявления норм, создающих новые или изменяющих прежние нормы учета, принятые в организации ;

b) постоянный мониторинг бухгалтерского законодательства с целью своевременного выявления норм, создающих новые или изменяющих прежние нормы учета, принятые в организации ;

4. Учетная :

a) ведение бухгалтерского учета (фиксация, сбор и обработка информации) ;

b) внесение изменений в бухгалтерский учет по актам проверки внутренних и внешних контролирующих органов.

5. Контрольная :

a) контроль соблюдения порядка документооборота ;

b) осуществление контрольных процедур, позволяющих выявлять ошибки на стадиях фиксации, сбора и обработки информации ;

c) контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденным бюджетом, бизнес-планом ;

d) принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений. Участие в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей. Обеспечение законности списания с бухгалтерских счетов недостач, потерь, дебиторской и кредиторской задолженности ;

6. Расчетная- осуществление расчетов с контрагентами, персоналом организации, учредителями.

7. Отчетная :

a) формирование бухгалтерской отчетности ;

b) предоставление бухгалтерской отчетности в сроки и адреса, предусмотренные законодательством, учредительными документами ;

8. Исполнительская - исполнение обязательств организации (в том числе налоговых) по расчетам с третьими лицами.

9. Архивная - обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в установленном порядке, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

Наши рекомендации