Проблемы формирования учетной политики предприятия. Соотношение учетной и налоговой политики.
Фирма должна утвердить две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Оба документа можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы. На практике удобнее вести две независимые учетные политики. Учетную политику для целей бухгалтерского учета формируют, руководствуясь ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В ней перечисляют все способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша фирма. Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год. Однако ее можно менять, если:
- изменились законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету (например, поменялся порядок учета тех или иных хозяйственных операций);
- фирма разработала новые способы ведения бухучета (например, стала вести бухгалтерию в другой компьютерной программе);
- изменились условия деятельности организации (например, торговая фирма стала заниматься производством).
учетная политика является основой ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
одной из важнейших проблем формирования учетной политики для многих организаций является отсутствие в ней всех необходимых разделов и положений.
В составе учетной политики утвердите:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- образцы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм;
- график документооборота и порядок обработки учетной информации;
- порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов;
- методы оценки активов и обязательств фирмы;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Структуру учетной политики фирма определяет самостоятельно. Можно придерживаться перечисленных пунктов, а можно их объединить в два общих раздела.
Составляет учетную политику главный бухгалтер или человек, на которого возложено ведение бухучета фирмы. Поскольку ответственность за деятельность фирмы несет руководитель, то учетная политика должна утверждаться его приказом (распоряжением).
Учетная политика должна применятся с 1 января того года, который следует за годом ее утверждения. Ее положения должны применяться всеми подразделениями и филиалами фирмы независимо от их места расположения. Обратите внимание: вновь созданнаяфирмадолжна оформить и утвердить учетную политику не позднее чем через 90 дней со дня ее госрегистрации.
Прежде всего запишите в учетной политике: кто будет вести бухгалтерский учет (главный бухгалтер, специализированная компания или директор); будет ли использоваться автоматизированная программа или учет предполагается вести ручным способом; какими документами будут оформляться те или иные хозяйственные операции; какое имущество придется учитывать и на каких счетах. От ответов на эти вопросы зависит, какой план счетов лучше выбрать – расширенный или сокращенный. Если ваша фирма будет проводить те или иные операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичной документации, разработайте их самостоятельно. Эти формы могут выглядеть так, как удобно вашей фирме.
В рабочем плане счетов, который должен приводиться в политике, укажите те счета бухгалтерского учета, которые вы будете использовать. Причем рабочий план должен включать не только синтетические, но и аналитические счета всех уровней.
Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Смысловое отличие заключается в том, что бухгалтерский учет охватывает все виды операций, а налоговый рассматривает их только с точки зрения налогообложения. С этой точки зрения бухгалтерский учет может использоваться для целей анализа хозяйственной деятельности, ее планирования, привлечения кредитных средств, трудовых ресурсов и т. д., тогда как налоговый учет служит нуждам и целям только налогообложения.
По ведению учета бухгалтерский учет ведется через систематизацию, накопление и обработку информации на основании принятых к учету первичных документов, их группировку и оценку фактов хозяйственной деятельности с отражением их на счетах бухгалтерского учета, с применением системы регистров бухгалтерского учета и других способов.
Налоговый учет ведется через систематизацию данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета с применением аналитических регистров налогового учета.
Принципиальное отличие заключается в том, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая налогооблагаемую базу.
В бухгалтерском учете учетная политика применяется последовательно из года в год с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (изменения), возможные изменения оформляются отдельными дополнениями, утверждаемыми приказами руководителя организации, и применяются с 1 января следующего года.
Налоговый учет применяет учетную политику последовательно от одного налогового периода к другому.
По элементам учетной политики бухгалтерский учет обращает внимание на следующие элементы:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета.
Налоговый учет обращает внимание на следующие элементы:
• методы оценки отдельных активов и обязательств;
• методы начисления амортизации;
• применение пониженных и повышенных норм амортизации;
• создание резервов;
• порядок уплаты авансовых налоговых платежей;
• формы аналитических регистров налогового учета;
• другие решения, необходимые для организации налогового учета.
Концептуальные и методологические основы построения применяемого в России Плана счетов бухгалтерского учета.
Российский План счетов строится по модели "кругооборота средств организации". Восемь разделов Плана нумеруются с учетом порядка выполнения этапов производственного цикла. Производственный процесс начинается со взаимодействия внеоборотных активов (разд. I) и производственных запасов (разд. II), которые в процессе обработки (переработки) переходят в стадию незавершенного производства и в учетном процессе представлены в виде произведенных затрат (разд. III).
Далее полученная готовая продукция (разд. IV) при реализации трансформируется в запас денежных средств (разд. V), после произведенных расчетов (разд. VI) средства капитализируются (разд. VII). Затем полученные финансовые результаты (разд. VIII) при расширенном производстве инвестируются во внеоборотные активы, замыкая производственный кругооборот.
Российский План счетов базируется на концепции "права собственности", основу которой составляет положение о том, что на балансе учитываются только те активы и пассивы, право собственности на которые перешло к компании.
План счетов бухгалтерского учета – это утвержденная система бухгалтерских счетов, которая предусматривает их цифровое обозначение, количество и группировку в зависимости от целей и объектов учета.
Бухгалтерские счета могут быть синтетическими или аналитическими. Синтетические счета – это счета первого порядка, а аналитические счета – это счета второго порядка или субсчета, которые непосредственно связаны с синтетическими.
Грамотное построение плана счетов позволяет достичь согласованности учетных показателей и показателей действующей отчетности.
Организации на локальном уровне могут изменять субсчета, вводить дополнительные их виды, объединять или даже исключать отдельные виды аналитических счетов.
план счетов бухгалтерского учета не имеет характера нормативно-правового документа. Но важно отметить, что в практической работе бухгалтерий этот документ имеет первостепенное значение.
Традиционно выделяются такие планы счетов бухгалтерского счета:
1. план счетов бюджетного учета;
2. план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций;
3. общий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Под планом счетов бюджетного учета понимается разновидность плана счетов, которая необходима для отражения операций, сопутствующих ведению бюджетного учета в органах государственной власти, управления внебюджетных фондов, местного самоуправления и бюджетных учреждениях. Кроме того, те финансовые органы и органы управления внебюджетных фондов государственного назначения, которые составляют и исполняют бюджеты, также используют план счетов бюджетного учета.
Для всех предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, в настоящее время действует план счетов бюджетного учета, который утвержден Приказом Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (принят 30.12.2008 года, № 148н).
При формировании номера счета по плану счетов бюджетного учета используется 26-разрядная структура. Разряд с 1 по 17 указывают на код классификации доходов и расходов бюджета, а также код классификации источников финансирования бюджетов.
Разряд 18 характеризует вид деятельности. Разряды с 19 по 21 показывают код синтетического, а с 22 по 23 – код аналитического счета в плане счетов. Код классификации операций сектора государственного управления указан в разряде с 24 по 26. Код счета бюджетного учета образуют разряды с 18 по 26.
При появлении такой необходимости внутренние пользователи финансовых органов, органы и учреждения казначейства могут использовать разряды внутри кода аналитического счета. Помимо этого, если необходимая для правильного отображения операции типовая корреспонденция отсутствует, то можно определить ее самостоятельно по правилам, не противоречащим специальной инструкции по бюджетному учёту.
В кредитных организациях план счетов бухгалтерского учета – это специализированный план счетов, который разрабатывается Центральным Банком России, и является обязательным для использования в кредитных организациях, функционирующих на территории Российской Федерации.
Особыми счетами бухгалтерского учета пользуются все страховые организации. Эти счета были введены дополнительно к общему плану счетов, и они позволяют учесть ключевые особенности работы в отрасли страхования. Общий план счетов, его дополнительные составляющие, а также инструкции по его применению утверждаются Министерством Финансов Российской Федерации и является обязательным для исполнения. План счетов бухгалтерского счета является одним из ведущих средств реализации государственной учетной политики.
Все предприятия и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, которые используют план счетов, ведут учет бухгалтерской деятельности методом двойной записи. Этот способ считается наиболее оптимальным способом группировки и регистрации фактов хозяйственной деятельности на предприятии, в котором участвуют и синтетические, и аналитические счета (субсчета).
План счетов бухгалтерского учета составляет основу для разработки рабочего плана счетов внутри каждой организации. Рабочий план счетов необходим для ведения всестороннего бухгалтерского учета и отчетности, и также составляется из счетов синтетического и аналитического характера.
Действующий ныне план счетов бухгалтерского учета включает 8 разделов синтетических счетов, каждый их которых включает экономически однородные виды обязательств, операций и имущества: внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал и финансовые результаты.
Главным критерием классификации счетов в разделе служат экономические особенность тех объектов, которые должны быть учтены бухгалтерскими проводками. Каждый синтетический счет, за исключением раздела «Расчеты», включает 10 аналитических субсчетов. Раздел «Расчеты» состоит из 20 аналитических субсчетов. Забалансовые счета выделены в обособленную, отдельную группу.