Аудит оценочных значений в б/у

Аудиторская выборка

В соответствии с правилом аудиторской деятельности аудиторская выборка- это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета субъекта предпринимательской деятельности не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям правила.

Важнейшим требованием, которое должно быть выполнено при формировании выборки, является обеспечение ее репрезентативности, т.е. представительности. Представительность выборки в аудите- это свойство аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ее основе правильные выводы о всей проверяемой совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется непредставительной. Это требование предполагает, что все элементы проверяемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранным в выборку.

Для обеспечения репрезентативности аудитор должен использовать один из методов:

· Случайный отбор. Он предполагает использование таблиц случайных чисел. Процедура использования таблиц состоит из четырех этапов: установление нумерации для проверяемой совокупности, установление соответствия между таблицей случайных чисел и проверяемой совокупностью; определение порядка чтения и использования таблицы; выбор начальной точки. Каждому случайно выбранному номеру таблицы должен соответствовать конкретный элемент проверяемой совокупности;

· Систематический отбор. Он предполагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов или на стоимостной оценке;

· Комбинированный отбор. Это комбинация различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторская выборка представляет собой метод проверки счетов или классов операций. При котором аудиторский процедуры применяются менее чем к 100% имеющихся в распоряжении аудитора элементов проверяемой совокупности. Для построения выборки аудитору необходимо определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, их которой будет сделана выборка, и объем выборки.

При проведении выборки аудитор может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы, элементы каждой из которых имеют сходные характеристики. Критерии разбиения проверяемой совокупности должны быть такими, чтобы для любого элемента можно было четко указать, к какой подсовокупности он принадлежит.

Данная процедура называется стратификацией. Она позволяет снизить разброс данных, что может облегчить работу аудитора.

При определении размера выборки аудитор должен установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибки.

По окончании выборки аудитор должен:

· Проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

· Экстраполировать, то есть распространить полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;

· Оценить риски выборки.

Оформление результатов инвентаризации кассы

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность наличных денег, берется расписка. Такая расписка включена в заголовочную часть акта инвентаризации наличных денег и других ценностей и акта инвентаризации наличной иностранной валюты и других ценностей, формы которых утверждены вышеназванными правилами (далее - акты инвентаризации).

Результаты инвентаризации отражаются в актах инвентаризации.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй остается у материально ответственного лица.

При обнаружении в кассе недостачи или излишков наличных денег и других ценностей в акте указывается сумма недостачи или излишка и объясняются обстоятельства их возникновения.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные, на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

26.Источники информации, методика ревизии (аудита) кассовых операций и наличных расчетов в белорусских рублях на территории Республики Беларусь. Ответственность хозяйствующих субъектов.

Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершенных операций с денежными средствами организации, правильности отражения их в учете.

· При ревизии (аудите) кассовых операций необходимо проверить:

· обеспечение сохранности денежных средств и денежных документов в кассе организации;

· правильность учетных данных об остатках денег и денежных документов;

· своевременность и правильность документального оформления кассовых операций;

· соблюдение кассовой дисциплины в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь;

· соблюдение установленного порядка расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования,

· соблюдение законности операций, совершаемых с наличными денежными средствами.

Особенностью ревизии денежных средств, правильности, достоверности и законности кассовых операций является сплошная их проверка, осуществляемая в хронологической последовательности с использованием основных приемов документального и фактического контроля: проверка по форме, экспертная проверка, арифметическая проверка, встречная проверка, инвентаризация.

Ревизию кассовых операций проводят в следующей последовательности: 1. Инвентаризация наличных денег и денежных документов в кассе организации.2. Проверка условий, обеспечивающих сохранность денежных средств.3. Проверка соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций.

Источниками информации для проверки кассовых операций являются: кассовая книга; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными и расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями); журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов; корешки чеков использованных чековых книжек; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счету 50; Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

Начинается проверка с установления тождественности остатков по счету 50 «Касса» на начало проверяемого периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, журнале-ордере № 1 или соответствующей машинограмме, Главной книге и балансе организации.

Проверка кассовых операций проводится, как правило, сплошным способом. Проверяя соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций, необходимо обратить внимание на правильность документального оформления операций по кассе.

При этом устанавливаются:

· полнота заполнения реквизитов приходных и расходных кассовых документов;

· обязательная регистрация приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.;

· наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств;

· отсутствие исправлений, подчисток;

· наличие в расходных кассовых ордерах сведений о документе, удостоверяющем или подтверждающем личность получателя денежных средств;

· наличие в качестве приложения к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь доверенности в случае выдачи наличных денег другому лицу;

· наличие штампа или подписи «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год) на документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам

Для подтверждения данных вопросов изучаются отчеты кассира с приложенными документами и кассовая книга.

Далее в ходе проверки ревизор (аудитор) устанавливает достоверность, законность и экономическую целесообразность совершенных кассовых операций. Для этого тщательно анализируются полнота и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов организации в банке. Это устанавливается путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.

Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованные товарно-материальные ценности, продукцию и оказанные услуги работникам организации за наличный расчет. При проверке выплат наличных денег по платежным ведомостям следует выборочно установить, все ли внесенные в расчетно-платежные ведомости лица работали в организации и нет ли среди них подставных лиц, которым выписывалась заработная плата с целью присвоения.

В ходе контроля кассовых операций необходимо убедиться в соблюдении организацией кассовой дисциплины.

Проверяя кассовую дисциплину, следует выяснить соблюдение:

· установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;

· своевременности оприходования в кассу наличных денежных средств;

· установленных сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь;

· сроков возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы;

· целевого использования наличных денежных средств, полученных из касс банков.

Ответственность хозяйствующих субъектов:

Ø Нарушение порядка ведения кассовых операций, - штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Ø Нарушение порядка ведения кассовых операций (несоблюдении установленных банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, либо использование наличных денежных средств в бел. руб. из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка) - штраф в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Ø Штраф до 20 бв

Иные наруш. (несвоеврем оприх нал ден полученных в банке, нецелевое использ нал бел руб)

Выдача нового аванса без отчета по предыдущему.

Ø Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности - штраф в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Ø Уничтожение бухгалтерских документов и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие – штраф в размере от десяти до ста базовых величин.

Ø Нарушение правил хранения бухгалтерских документов и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату- штраф в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин.

Ø Осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства -штраф в размере до ста процентов от суммы таких платежей.

27.Источники информации, методика ревизии (аудита) кассовых операций и наличных расчетов в иностранной валюте на территории РБ. Ответственность хозяйствующих субъектов.

- инстр о порядке ведения кассовых опер в наличной иностр валюте на тер-ии РБ, утв Постан НБ от 28.06.04 №98

В целом проверка операций нал иностранной валюты повторяет методику контроля операций с нал бел руб, тем не менее, возникает необходимость и особенности проверки вопросов:

1. Целевое использование – убедиться, что резидент РБ использует валюту лишь на цели, установл зак-вом (источники проверки: авансовые отчеты, служебные командировки за границу, открытие проездных виз персоналу, выдача под отчет водителям (на оплату вынужденного ремонта, дорожных сборов), ИП – для расчетов за границей по импортным сделкам)

2. Законность реализации за нал валюту, те наличие лицензии, кот выдается НБРБ при условии прохождения руководителями (его замом) и гл бух-ром компьютерного тестирования на знание норм валютного зак-ва

Ответственность субъектов:

1. Нарушение порядка ведения кассовых операций:

− Штраф 10-30 бв (ст 117 ч 1) (для иностр):

− За превышение лимита остатка в кассе

− Несоблюдение сроков возврата неиспольз подотчетных сумм (срок не более 3-х раб дн со дня след за днем окончания срока использования подотчетной суммы, а именно:

- 3 раб дн – при использовании аванса на хоз нужды в том же городе

- 10 раб дн – в случае исп-я аванса на хоз нужды в др городе

- месяца – если аванс не превышает 2 бв

- дата возвращения из командир – если работник рассчит-ся в интересах орг корпоративной карточкой (срок сдачи авансового отчета 15 раб дн)

· Штраф до 20 бв (ст 117 ч 3)

• Иные наруш (несвоеврем оприх нал ден полученных в банке, нецелевое использ нал бел руб)

• Выдача нового аванса без отчета по предыдущему

2. Нецелевое использ и (или) невозвращение в установленный срок средств, в иностр валюте выданных под отчет – штраф на юр лицо до 5-ти кратной суммы тех средств (ст 11.49)

3. Незаконное принятие иностр валюты в кач платёж-го сре-ва – 10-50 бв (ст 11.1)

4. Осуществление наличных платежей с нарушением требования зак-ва, те сверх размеров, установленных обсуж банком(но не более 300 бв ежедневно) – штраф до 100% суммы такого платежа на юр лицо (ст 12.19)

Основными направлениями проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте являются:

• определение полноты и своевременности оприходования валюты в кассу организации и ее сдачи в банк;

• проверка соблюдения лимита остатка кассы в разрезе иностранных валют;

• изучение правильности оформления кассовых документов на поступление и выдачу валюты;

• проверка соблюдения установленного порядка отражения операций с наличной иностранной валютой в кассовой книге;

• определение правильности расчета и отражения в учете курсовых разниц;

• установление полноты и достоверности учета и отчетности по операциям с наличной валютой.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле расчеты по валютным операциям между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичкой форме. Исключение составляют случаи, предусмотренные отдельными законодательными актами республики и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

В Типовом плане счетов бухгалтерского учета для учета кассовых операций в иностранной валюте предусмотрен субсчет 50-4 «Валютная касса». Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» оценка активов н обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должна производиться в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь. Поэтому все операции на данном субсчете отражаются как в иностранных валютах, так и в белорусских ру6лах.

Курсы иностранных валют по отношению к рублю могут в течение месяца неоднократно меняться, что обусловливает необходимость переоценки остатков иностранных валют в кассе. Она должна проводиться на дату совершения приходной или расходной операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности (т.е. в последний день месяца независимо от того, имело ли место движение средств в течение месяца). В процессе проверки следует внимательно изучить достоверность используемых курсов иностранных валют, правильность определения курсовых разниц и составления соответствующих бухгалтерских проводок.

28.29.Источники информации, методика ревизии (аудита) операций по счетам в банках (текущему, транзитному, специальному валютному, за рубежом). Ответственность хоз субъектов.

Источники информации (первичные документы):

1. платеж поручения, плат требования, платеж требования-поручения.

2. чековые книжки, объявления на взнос наличными

3. журнал – ордер №2 (р/с), 2/1 (валют)

4. выписки банка

5. заявления на покупку валюты и на продажу

6. извещения о зачислении иностранной валюты на счетах в банке

7. записи по счетам: 51,52,55,57 в кор соответ счетам. (штраф 4-20 бв)

8. главная книга и баланс

Методика контроля операций по р/с:

ü Получение информации о количестве р/с

ü Установ правильности входящего остатка на 1е число контролируемого периода. Остаток по счету жо №2 на 1-е число сопоставляем с суммами по выписке банка, главной книгой.

ü Сплошная проверка банковских выписок позволяет установить:

− Полноту выписок – контролируем следующим способом:

· По преемственности дат выписок банка

· По переносу остатка средств на счете

− Достоверность выписок определяют по их внешним признакам (формальная, экспертная) – все ли реквизиты в выписках напечатаны, если на них штамп банка, изучить причины не оговоренных исправлений.

− Встречная проверка выписок (в случае сомнения в их подлинности) – запрошены в банке дубликаты выписок сравниваются с выписками хранящимися в деле проверяемого.

Отдельно контролируетсяналичие и правильность оформл плат банковских док кот должны быть приложены к выпискам банка (формальная, экспертная, логическая). Убедиться что в них отсутствуют к-л исправления даже оговоренные.

Методика проверки операций по валютным счетам (52) (транзитный, текущий.специальный):В целом методика дублирует методику проверки по р/с.Однако в некоторых случаях возникает необходимость дополнительно осуществить:

1. Контроль полноты и своеврем обязат продажи валюты – отдельно помечают даты и суммы зачисления валюты на транзит счет, используя данные по кредиту (то что получили) в выписках банка и приложения к ним плат документы. Напротив выписывают даты и суммы фак проданные из поступивших сумм в счет обязательной продажи, дебет выписок банка и прилож к ним док.

Полученную инфо оценивают учитывая что поступившая валютная выручка должна быть продана в размере 30% в теч7 раб дн с даты поступления ее на счет. В том числе и за рубежом.

При этом учитывают, что не подлежит обязат продажи вал-та зачисленная:

− Как взнос в уставный капитал

− Как возврат займа

− Отдельно аккумулированная на спец счете в банке для расчета по лизингу

− Зачисленная на счет транспортной организации осуществляется международные грузоперевозки и пассажирские перевозки – если эта выручка использована ими на уставные цели в течении 30 календ дней.

2.Контроль своевременности и целевого использования валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке.

Контроль своевременности использования валюты. Помечают отдельно инфо о датах (суммах) покупки и использования валюты (т.е. из выписок банка по спец счетам и приложенным к ним док-м), с целью подтверждения , что купленная валюта была использована резидентом в течении7 раб дней со дня след за днем ее зачисления на спец счет.

Контроль целевого использования валюты. Из заявок в банк устанавливают заявленные субъектом цели приобретения валюты и сравнивают с факт целями использования валюты, указанные в платеж док (ПП, РКО, авансовый отчет и т.д.)

Контроль соблюдения сроков внешнеторговых операций. Проследить сравнивая даты (суммы), в выписках банка, платеж док, накладных, что резидент обеспечивал прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме:

· При экспорте – не позднее 90 календ дней с даты отгрузки товаров, р, у. с даты след со дня отгрузки.

· При импорте – не позднее 60 кал дней с даты следующей за днем проведения платежа.

Штрафы

1. Несоблюдение сроков обязат продажи валюты – до 1% (мин 0,1)от непроданной валюты за каждый календар день просрочки,но не более суммы непрод вал сред (ст. 11.3).

2. Несоблюдение установл сроков использования валюты приобретенной на внутр рынке - ровно 1%суммы неиспольз валюты за каждый календарный день просрочки, но не более суммы неиспольз средств (ст. 11.48).

3. Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутр валютном рынке за бел руб – до 100%суммы средств, использованной не по целевому назначению. (ст.11.46)

4. Необеспечение при реализации внешнеторг договоров своеврем поступл ден средств или завершения внешнеторг операции иным способом при экспорте товаров, либо поступл товаров, или заверш-я внешнеторг операции способом по импорту – до 2%от суммы незаверш в установл срок внешнеторг операции за каждый день превыш-я срока, но не более суммы незаверш внешне торг операции.

Проверка отраж в бу курсовых разниц:

А) правильность применения курса валюты – устанавливается с использованием справочника курсов валют

Б) проверяем правильность кор-ции счетов:

- по кредиторской задолженности- убедиться составлении кор счетов (Д 91 –К 60, 62, 71, 76 положит курс разница) (Д 60, 62, 71, 76 – К 91 отрицат курс разницы)

- по дебиторской задолженности валютным ден ср-вам (Д 52, 55, 60, 62, 71, 76 – К 91 положит курс разница) (Д 91 – К 52, 55, 60, 62, 71, 76 отрицат курс разницы)

30.Источники информации , методика ревизии (аудита) денежных средств на специальных счетах в банке и денежных средств в пути.

Ревизия(аудит) денежных средств на специальных счетах в банке:

Приступая к проверке данного вопрос, аудитор должен установить, есть ли операции , которые отражаются на счет 55 «Специальные счета в банках». Источниками для проверки являются аналитические данные по счету 55 «Специальные счета в банках», приведенные в учетном регистре , который используется в организации. В начале проверки надо установить, какие субсчета открыты к данному счету.

При этом аудитор должен знать , что на счете 55 «Специальные счета в банках» учитываются наличие и движение денежных средств, размещенных в банковские вклады (депозиты), наличие и движение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней на счетах в банках, наличие и движение средств целевого назначения.

При наличии денежных средств на депозитных счетах аудитор должен знать, что организация имеет право при наличии свободных денежных средств перечислять их на депозиты банка с целью получения дохода. При проверке данного вопроса надо установить, правильно ли отражены операции на счетах бух. учета при перечислении денежных средств на депозиты. Одновременно необходимо проверить, чтобы перечисленные денежные средства на депозиты банка не оказывала влияние на платежи в бюджет по налогам и сборам и другие расчеты. Могут иметь место случаи , когда организация перечислила денежные средства на депозитные счета и несвоевременно рассчитались по платежам в бюджет и произвели другие расчеты. В данном случае аудитор должна установить, как повлияли такие действия организации на ее финансовое состояние.

При наличии других субсчетов проверяется правильность записей на счетах бух. учета в корреспонденции с другими счетами.

Аудит операций с денежными средствами в пути:

Приступая к проверке данного вопроса , аудитор должен знать, что к денежным средствам в пути относят наличные деньги, внесенные в кассу обслуживающего банка, в организации Министерства связи и информатизации, сданные работником службы инкассации для зачисления их на счет в банке, как правило, в последний день месяца (они в этот день могут быть не зачислены на счета в банке). Для учета денежных средств, находящихся в пути, в бух.учете предназначен счет 57 «Денежные средства в пути». На этом счете учитывают также денежные средства организации в иностранной валюте, списание с транзитного счета иностранной валюты по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату списания валюты со счета организации для ее продажи (30% в течении 7 дней)и перечисленные в банк для покупки иностранной валюты.

При наличии сальдо по этому счету аудитор должен проверить реальность числящихся сумм. При этом надо иметь в виду, что на этом счете могут числиться суммы , не относящиеся к денежным средствам в пути (недостачи наличных денег в кассе, простроченная задолженность заказчиков за выполненные аудируемым лицом работы и др.) поэтому необходимо изучить сплошным порядком все первичные документы ,на основании которых произведены записи по счету 57. К таким документам относятся квитанции учреждений банка, почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассатору банка, выписка банка и др. Аудитор проверяет своевременность и полноту зачисления денежных средств в пути на расчетный счет и другие счета. Следует установить длительность нахождения отдельных сумм на этом счете, оприходование сумм в начале след. месяца ( по первой выписке банка за данный месяц) на счет в банке. При наличии нереальных сумм, числящихся на счете, аудитор должен выяснить причины их появления и изложить их в отчете аудиторской проверки.

31.Источники информации ,инвентаризация расчетов и методика ревизии (аудита)расчетов с поставщиками(подрядчиками), покупателями (заказчиками) по операциям на территории РБ. Ответственность хозяйствующих субъектов.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

Цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерском учете и отчетно-сти.

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:

— проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии этих расчетов;

— проверка соблюдения расчетно-платежной дисциплины и ее влияние ,на финансовое состояние организации;

— установление реальности задолженности.

Источниками информации при проверке данных хозяйственных опера-ций являются: договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии пла-тежных документов, книга покупок, регистры синтетического и аналитиче-ского учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (журнал-ордер № 6 или соответствующая машинограмма), Главная книга, бухгалтер-ская (финансовая) отчетность организации. Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками включает следующие вопросы:

— проверка соответствия учетных и отчетных данных по расчетам с поставщиками, т. е. подтверждение сальдо расчетов с поставщиками и под-рядчиками;

— проверка соблюдения действующего законодательства при осущест-влении государственных закупок;

— оценка правильности оформления заключенных хозяйственных до-говоров;

— проверка своевременности поставок товарно-материальных ценно-стей; — проверка полноты и правильности оприходования полученных ма-териальных ценностей;

— проверка своевременности и правильности оплаты кредиторской за-долженности;

— проверка правильности выделения и возмещения «входного» НДС, налогообложения по расчетам с поставщиками с использованием векселей, взаимозачета и других форм расчета;

— проверка материалов инвентаризации расчетов, обоснованности предъявляемых и уплаченных штрафных санкций за нарушение условий хо-зяйственных договоров;

— проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с по-ставщиками.

Подтвердив достоверность сальдо расчетов с поставщиками и подряд-чиками, ревизор (аудитор) прежде всего изучает договора поставки продук-ции и другие хозяйственные договора на оказанные организации услуги, вы-полненные работы и устанавливает их соответствие требованиям норм Граж-данского кодекса Республики Беларусь. К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависи-мости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РБ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются недействительными. Таким образом, проверяющий должен установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использования проверяемой организацией своих прав в случаях нарушения условий договоров поставки. При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками ревизору (аудитору) необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета.

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах. Для этого ревизор (аудитор) проверяет непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежных документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС. Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проверяющий получает подтверждение о полноте, свое-временности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг). Обоснованность расчетов с подрядчиками за выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур по НДС. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок объемов выполненных работ могут быть проверены при помощи приемов докумен-тального контроля, а так же путем контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта). По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо установить соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности по хозяйственным договорам составляет 3 года). В ходе проверки следует проконтролировать правильность корреспон-денции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счѐтам 08, 10, (15, 16), 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55, (или 62, 76 при неденежной форме погашения обяза-тельств). Данные синтетического учета подтверждаются данными аналитиче-ского учета. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и баланса. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками Целью проверки расчетов с покупателями и заказчиками является ус-тановление полноты, правильности и своевременности данных расчетов. Источниками информации при проверке данных расчетов являются до-говоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные и товарные накладные, копии платежных документов, акты сверки расчетов, акты (протоколы) о зачете взаимных требований, ведомость № 16 «Отгрузка, отпуск и реализация продукции (работ, услуг)», учетные ре-гистры по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга, отчетность организации. Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками включает следующие вопросы: - подтверждение реальности сальдо задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; - установление наличия договоров с покупателями и заказчиками на поставку продукции (работ, услуг) и соответствие их оформления требовани-ям законодательства; - проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ас-сортименту, суммам, инструментам и валютам платежа; - установление достоверности учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками; - установление полноты и своевременности расчетов покупателей за отгруженную продукцию (работы, услуги); - установление правильности формирования отпускных цен на продукцию; - подтверждение правильности ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; — соблюдение предельных сроков исполнения обязательств по расчетам согласно заключенных договоров; - соблюдение установленных в законодательном порядке нормативов неденежной формы прекращения обязательств; - проверка соблюдения принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; - проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками в части общей последовательности, оценки сальдо и методических приемов аналогична проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Оценив состояние учета, контроля, реальности сальдо счета 62 «Расче-ты с покупателями и заказчиками», ревизор (аудитор) выясняет наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. После чего проверяющий по данным первичных рас-четно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных ре-гистров по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» устанавливает достоверность учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками, при этом записи по дебету данного счета сверяются с записями по кредиту счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы». Важным вопросом является проверка полноты и своевременности рас-четов покупателей за полученную продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов. По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по от-дельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливаются правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при взаимозачетах, использовании векселей. Проверяется также правильность ведения аналитического учета по сче-ту 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, причины неплатежей. В ходе ревизии (аудита) расчетов с покупателями и заказчиками также проверяется соблюдение принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва по сомнительным долгам или отнесение их на финансовые результаты хозяйственной деятельности организации. В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учета.

32.Источники информации

Наши рекомендации