Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кт 60
Материалы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы считаются неотфактурованными поставками.
Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (ф. М-7). Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.
Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, они учитываются в общеустановленном порядке.
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:
а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;
б) величина налога на добавленную стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;
в) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:
- уменьшение стоимости материальных запасов отражается:
Дт 60 Кт 91 как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.
- увеличение стоимости материальных запасов отражается:
Дт 91 Кт 60 как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
Дт 10 Кт 71
Сдача подразделениями организации на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов и отражается:
Дт 10 Кт 10
При изготовлении материалов собственными силами организации в учете делается запись:
Дт 10 Кт 20, 23
При поступлении материалов в порядке вклада их учредителями в уставный капитал организации:
Дт 10 Кт 75
При поступлении по договорам дарения (безвозмездно):
Дт 10 Кт 98
При выбытии таких материалов их стоимость списывается на доходы отчетного периода:
Дт 98 Кт 91
Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением и заготовлением материалов отражаются в учете:
Дт 10 субсчет «ТЗР»
Кт 23, 60, 66, 70, 69 и др.
Существует и другой способ отражения в учете поступления и заготовления материалов, с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов». При этом способе фактические затраты, связанные с приобретением и заготовлением материалов отражаются в учете:
Дт 15 Кт 60, 71, 20, 23, 70, 69, 75. 98, 66 и др.
На склад материалы приходуются по учетным ценам
Дт 10 Кт 15
Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» сальдо на конец месяца не имеет, за исключением случаев нахождения материалов в пути (материалы, по которым организация акцептовала платежные документы, а материалы на склад не оприходованы), поэтому подлежит закрытию, путем списания разницы на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Дт 16 Кт 15 – фактическая стоимость превышает учетную стоимость;
Дт 16 Кт 15 (сторно) – учетная стоимость превышает фактическую стоимость.
Учет отпуска материалов
Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.
Отпуск материалов на склады подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.
Стоимость материалов, отпускаемых со складов организации в аналитическом учете, определяется по учетным ценам.
По мере отпуска материалов со складов они списываются и отражаются в учете:
Дт 20, 23 Кт 10 – на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг основного и вспомогательного производств;
Дт 25, 26 Кт 10 – на общепроизводственные и общехозяйственные нужды;
Дт 28 Кт 10 – на исправление брака продукции;
Дт 29 кт 10 – на стоимость материалов, отпущенных обслуживающим производствам и хозяйствам;
Дт 97 Кт 10 - на стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам;
Дт 44 Кт 10 - на стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг);
Дт 91 Кт 10 – на стоимость реализованных, на сторону излишних и ненужных материалов.
В конце месяца учетная стоимость израсходованных материалов доводится до фактической, путем списания соответствующей суммы транспортно-заготовительных расходов.
Дт 20,23,25,26,28,29,44,91,97
Кт 10 субсчет «ТЗР», 16
Отпуск материалов со складов организации на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.
Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации.
Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных норм расхода материалов, производственных программ.
Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации являются формы утвержденные, Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а.:
· лимитно – заборная карта (форма N М-8);
· требование – накладная (форма N М-11);
· накладная (форма N М-15).
Исходя из конкретных условий деятельности организации, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материалов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приведены в учетной политике организации.
Лимитно – заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.
Лимитно – заборные карты выписываются в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно – заборная карта.
Один экземпляр лимитно – заборной карты до начала месяца (квартала) передается подразделению организации – получателю материалов, второй экземпляр – соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля.
Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно – заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом. Отпускаются только те материалы, которые указаны в лимитно – заборной карте, и в пределах установленных лимитов.
В конце месяца (квартала) лимитно – заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.
При отпуске материалов сверх лимита, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды оформляется требование-накладная или накладная.
Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации оформляются накладными на внутреннее перемещение.
Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерию организации согласно утвержденному порядку документооборота.
Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты (включая ТЗР) приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них – по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.
Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться также в следующих случаях:
а) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;
б) морально устаревшие;
в) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.
Решение о списании таких материалов принимается специально созданной Комиссией с участием материально ответственных лиц.
Акт на списание материалов утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
При списании в учете делается запись:
Дт 94 Кт 10 – на фактическую стоимость материалов
В зависимости от конкретных причин потерь фактическая себестоимость материалов подлежит списанию:
Дт 25, 26, 73, 91 Кт 94
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей:
Остающиеся от списания материальных ценностей отходы оцениваются стоимости исходя из цены возможного использования на дату списания:
Дт 10 Кт 91