Классификация хозяйственных процессов.
В процессе хозяйственной деятельности средства предприятия находятся в непрерывном движении. Их величина и структура изменяются в связи с совершающимися хозяйственными операциями. Основным содержанием каждой хозяйственной операции является движение средств предприятия, смена их форм. К примеру, организация за счет собственных средств (денег) приобретает сырье и материалы для производства готовой продукции, затем в процессе производства это сырье при взаимодействии со средствами производства (основными средствами) видоизменяются, в результате чего образуется готовая продукция. Которая затем реализуется и организация получает выручку, т. е. деньги. В результате приведенного примера можно проследить несколько стадий изменения формы средств организации.
Совокупность однородных операций составляет хозяйственный процесс. Непрерывный кругооборот средств предприятия состоит из хозяйственных процессов:
1. Снабжения;
2. Производства;
3. Реализации.
Кругооборот хозяйственных средств предприятия приведен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Кругооборот хозяйственных средств
Процесс снабженияявляется первой стадией кругооборота хозяйственных средств, когда деньги превращаются в определенные предметы труда, образующие производственные запасы. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства.
Процесс производстваявляется основной стадией кругооборота средств, на которых создаются материальные блага.
Процесс реализации - заключительная стадия кругооборота средств, при котором хозяйственные средства превращаются в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения.
Все процессы (снабжение, производство и реализация)состоят из множества хозяйственных операций, взаимосвязаны и постоянно возобновляются, создавая на предприятии непрерывный кругооборот средств.
Метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью использования информации для управления хозяйственной деятельностью организации. Другими словами можно сказать, что метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов используемая в бухгалтерском учете.
К основным элементам метода бухгалтерского учета относятся элементы, приведенные на рисунке 5.
Документация - это способ первичного наблюдения и контроля за осуществлением хозяйственных операций. В документе фиксируется содержание произведенной операции, приводятся все необходимые сведения о ней. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является фиксирование их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям. От качества первичных документов зависит качество всего первичного учета.
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА | |||||||||||||||||
Документация и инвентаризация | Оценка и калькуляция | Система счетов и двойная запись | Баланс и отчетность | ||||||||||||||
Способы первичного наблюдения и контроля за объектами учета | Способы стоимостного измерения объектов учета | Способы текущей регистрации и группировки хозяйственных средств и источников | Способы итогового обобщения данных учета | ||||||||||||||
Рисунок 5 – Элементы метода бухгалтерского учета
Инвентаризация- способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все его ценности. Она проводится в установленные сроки, в присутствии материально ответственных лиц.
Оценка – представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.
Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости по статьям калькуляции. Применяется для определения фактической себестоимости единицы изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и их источниками, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плана, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств.
В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов осуществляется с помощью специальной системы счетов.
Счет – экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам.
Отражение хозяйственных операций на счетах происходит при помощи двойной записи, вытекающей из двойственности хозяйственной операции. Каждая хозяйственная операция вызывает два хозяйственных явления: изменения в средствах или источниках.
Двойная запись- способ регистрации хозяйственных операций на двух экономически взаимосвязанных счетах в
равных суммах.
Для подведения итогов хозяйственной деятельности возникает необходимость в информации о наличии хозяйственных средств и состоянии их источников на конец отчетного периода. Такие сведения получают при помощи баланса.
Баланс -способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату - первое число месяца. Актив и пассив баланса равны между собой, т.е. средства равны источникам их образования.
Кроме сведений о состоянии ресурсов для оценки итогов хозяйственной деятельности предприятия нужны показатели
по отдельным участкам его работы (данные о выпуске продукции, себестоимости, о финансовых результатах деятельности). Эти показатели получают посредством отчетности.
Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа производственно-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.
Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Перечислите объекты бухгалтерского учета
2. Раскройте сущность классификации средств по составу, видам, по роли в производстве.
3. Раскройте сущность классификации средств по источникам их образования
4. Раскройте сущность классификации хозяйственных процессов
5. Приведите понятие метода бухгалтерского учета.
6. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета.
7. Поясните сущность оценки и калькуляции
8. Поясните назначение элемента документации и инвентаризации
6. В чем заключается сущность понятия – счета и двойная запись
ТЕМА 3: БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ЕГО СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.
Содержание и характеристика актива и пассива баланса.
Для управления предприятием необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещении, источниках образования и целевом назначении, требуется экономическая группировка средств. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе.
Слово баланс происходит от двух латинских слов («bis» – дважды; «lanx» – чаши весов) и означает «равенство», «равновесие».
Бухгалтерский баланс – это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) организации, позволяющий на определенную дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке.
Баланс имеет форму таблицы, состоящей из двух частей – актива и пассива. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по их составу и размещению, называется актив; та часть, где группируется средства по источникам образования и целевому назначению, называется пассив. Актив и пассив баланса выражают одну и ту же совокупность средств организации, но в разных разрезах. Поэтому итоги сумм актива и пассива должны быть равны - это обязательное требование, предъявляемое к балансу.
Баланс делится на разделы и статьи. Статья бухгалтерского баланса- показатель актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации (например, «Основные средства», «Уставный фонд»). Балансовые статьи объединяются в группы, группы - в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания.
Баланс является заключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1 – е число следующего за отчетным месяцем, кварталом, годом). Методика заполнения, содержание и структура бухгалтерского баланса регламентируются законодательством.
Общая сумма имущества в одной из его группировок (по активу или пассиву) называется валютой баланса.
В общем виде бухгалтерский баланс можно представить следующим образом:
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
I. Внеоборотные активы | I. Собственный капитал | ||
II. Оборотные активы | П. Долгосрочные обязательства | ||
III. Краткосрочные обязательства | |||
Баланс | Баланс |