Классификация источников средств предприятия
В зависимости от источников образования и целевого назначения объекты бухгалтерского учета организаций разделяют на собственные (собственный капитал), заемные и привлеченные:
Собственные хозяйственные средства:
− уставный капитал,
− собственные акции, выкупленные у акционеров,
− переоценка внеоборотных активов,
− добавочный капитал,
− резервный капитал,
− нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций). Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива баланса.
Добавочный капитал в отличие от уставного капитала не разделяется на доли, внесенные конкретными участниками, – он показывает общую собственность всех участников. Добавочный капитал формируется за счет: эмиссионного дохода акционерного общества; прироста стоимости внеоборотных активов; положительной курсовой разницы по вкладам иностранной валюты в уставный капитал.
Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытка, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.
Нераспределенная прибыль – прибыль распределяется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет.
Вместе они составляют третий раздел баланс – «Капитал и резервы».
Заемные и привлеченные средства (обязательства):
− долгосрочные обязательства (кредиты и займы сроком более 1 года);
− краткосрочные обязательства, в т.ч. кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками, персоналом, бюджетом и пр.; доходы будущих периодов и др.
Заемные и привлеченные средства составляют четвертый и пятый раздел баланса – «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».
Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета – система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение и контроль средств организации, их источников и хозяйственных процессов.
В этой системе ряд способов, присущих бухгалтерскому учету:
1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами, в противном случае она не считается хозяйственной операцией в хозяйственном учете. Документ служит основанием для фиксирования операции и способом регистрации.
2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйства документальному. Средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением к документации.
Инвентаризация и документация – приемы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
3. Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции, работ, услуг, приобретенных материальных ценностей.
4. Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Основывается на фактической себестоимости и проводится единообразно на всех предприятиях.
5. Система счетов – экономическая группировка объектов бухгалтерского учета с целью текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. Счета позволяют получать обобщение и делать выводы в целом об имуществе организации.
6. Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.
7. Баланс или балансовое обобщение. Контроль за всей совокупность объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования – балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы средств и суммы их источников. Это равенство сохраняется постоянно.
8. Бухгалтерская отчетность. Результат хозяйственной деятельности содержится в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.
Оценка и калькуляция
Оценка хозяйственных средств – способ выразить их в денежном измерении. От правильности оценки зависит объективность характеристики ресурсов организации, а также точность определения финансовых результатов, так как искажение величины затрат на производство искажает и прибыль.
Способы оценки имущества, поступающего в собственность организации, определяются Законом «О бухгалтерском учете». В соответствии с ним выделяется три способа оценки имущества в зависимости от источника поступления: приобретение имущества, его производство и безвозмездное получение.
1. Имущество, приобретенное организацией за плату, отражается по фактической себестоимости приобретения. В ее состав входят затраты на приобретение самого объекта имущества, транспортировку силами сторонних организаций, а также таможенные пошлины и иные аналогичные платежи.
2. Имущество, произведенное в самой организации, отражается по фактической себестоимости его изготовления. Под стоимостью изготовления понимаются фактически произведенные расходы, связанные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных средств, сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов и других затрат, имеющих отношение к объекту производства.
3. Имущество, полученное организацией безвозмездно, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по рыночной стоимости на дату оприходования. Определение рыночной цены объекта осуществляется по документально подтвержденным данным или экспертным путем.
В текущем бухгалтерском учете оценка объектов по фактической себестоимости практически невозможна, так как полную информацию о кругообороте имущества организации можно получить только по истечении отчетного периода. В то же время текущий учет необходимо вести повседневно. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки различных условных способов оценки, обеспечивающих ведение текущего учета.
Так, например, основные средства учитываются по фактической себестоимости их приобретения, т.е. по первоначальной стоимости. Их же амортизация в процессе эксплуатации учитывается отдельно. Поэтому только сопоставление первоначальной стоимости объекта и сумм начисленной амортизации по нему даст реальную оценку объекта основных средств на конкретный момент.
Для текущего учета расхода материалов могут применяться способы оценки (учетные цены), в основе которых лежат внутрихозяйственные стоимостные нормативы. По истечении отчетного периода учетные цены на израсходованные материалы с помощью специального расчета доводят до уровня их фактической себестоимости.
Таким образом, независимо от того, какие способы оценки объектов бухгалтерского учета выбраны в данной организации, в их основе лежит реальность стоимость учитываемого объекта.
Система бухгалтерского учета преследует в своей основе главную цель: выявление конечного финансового результата хозяйственной деятельности конкретной организации. Без выявления себестоимости объектов бухгалтерского учета эта цель становится неосуществимой.
Калькуляция –способ исчисления себестоимости единицы продукции.
Для установления себестоимости объекта бухгалтерского учета необходимо определить предмет калькулирования и все затраты, связанные с ним. Под предметом калькулирования понимается тот объект бухгалтерского учета, себестоимость которого необходима для управления организацией. Одновременно с этим следует установить калькуляционную единицу, т. е. измеритель калькуляционного объекта.
В современном бухгалтерском учете себестоимость объектов должна выявляться на всех стадиях кругооборота имущества. Соответственно, калькулированию подлежат все процессы. В процессе создания и приобретения средств производства определяется себестоимость отдельных объектов внеоборотных активов. В процессе производства определяется производственная себестоимость различных видов продукции, а в процессе продаж – полная себестоимость проданной продукции.
Установлена типовая(применяемая во всех организациях)номенклатура статей калькуляции:
1. Сырье, материалы
2. Возвратные отходы (вычитаются)
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятия
4. Топливо и энергия на технологические цели
5. Заработная плата производственных рабочих
6. Отчисления на социальные нужды
7. Расходы на подготовку и освоение производства
8. Общепроизводственные расходы
9. Общехозяйственные расходы
10. Потери от брака
11. Прочие производственные расходы
ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ
12. Коммерческие расходы
ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ