Бухгалтерский и налоговый учет рекламных расходов

В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются следующие расходы:

  • на рекламу, связанные со сбытом (реализацией) продукции, товаров, работ, услуг, включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;
  • стоимость образцов товаров, выставочных буклетов, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями непосредственно покупателям или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату;
  • на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток);
  • на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки;
  • на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению);
  • на световую и иную наружную рекламу;
  • на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей, учитываемых в бухгалтерском учете организации в качестве основных средств или другого имущества, не являющегося амортизируемым;
  • на хранение и экспедирование рекламных материалов;
  • на оформление витрин, выставок-продаж, выставок и ярмарок, комнат образцов;
  • на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
  • на проведение иных рекламных мероприятий.

Для признания налоговыми и другими контролирующими органами произведенных организацией расходов в качестве рекламных расходов необходимо их документальное оформление в соответствии с законодательством.

Документальное оформление рекламных расходов должно включать:

  • договор на оказание рекламных услуг;
  • акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
  • счета-фактуры от исполнителя;
  • экземпляр издания с опубликованным в нем рекламным сообщением - при размещении рекламы в периодической печати;
  • эфирную справку с указанием даты, времени и продолжительности рекламных сообщений, прошедших на радио или телевидении, - при размещении рекламы в электронных средствах массовой информации;
  • приказ руководителя на списание продукции (товаров) и иных материальных ценностей и акт на выбытие продукции (товаров) в рекламных целях, утвержденный руководителем.

Расходы на рекламу при отражении в составе затрат в целях бухгалтерского учета не нормируются.

Однако в целях налогового учета при отражении в составе затрат, участвующих при расчете налога на прибыль, рекламные расходы подлежат нормированию.

В соответствии с подп. 4-2.19 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (в ред. от 13 ноября 2008 г.; далее - Закон о налоге на прибыль) к затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении, относятся затраты на рекламу и маркетинговые услуги в пределах норм, установленных Президентом Республики Беларусь. К расходам на рекламу в целях налогообложения относятся в т.ч. расходы по приобретению и (или) созданию рекламных стендов, муляжей, щитов, указателей, учитываемых в бухгалтерском учете организации в качестве основных средств или другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.

При определении облагаемой налогом прибыли не учитываются расходы на рекламу и маркетинговые услуги, представительские цели, произведенные сверх норм, установленных Президентом Республики Беларусь.

Нормы расходов на маркетинговые услуги установлены Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров» (в ред. от 23 января 2009 г.).

Нормы расходов организаций и индивидуальных предпринимателей на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включаемые в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и учитываемые при налогообложении, представлены в таблице.

  Размер выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), или валового дохода за отчетный период Нормы расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги (общая сумма)
1. Организации и индивидуальные предприниматели (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристическую деятельность, деятельность по организации и проведению театрально-зрелищных мероприятий; основным видом деятельности которых является организация выставок, ярмарок, в части норм расходов на рекламу; при размещении рекламы через государственные телерадиовещательные организации и с долей государственной собственности не менее 51 % в части норм расходов на рекламу; а также государственных телерадиовещательных организаций в части норм расходов на маркетинговые, консультационные и информационные услуги) до 3330 млн руб. включительно 7,5 % от размера выручки (дохода)
свыше 3330 млн руб. до 33 300 млн руб. включительно 250 млн руб. + 3,75 % от размера выручки (дохода), превышающего 3330 млн руб.
свыше 33 300 млн руб. 1374 млн руб. + 1,5 % от размера выручки (дохода), превышающего 33 300 млн руб.
2. Организации и индивидуальные предприниматели:    
2.1. осуществляющие туристическую деятельность, деятельность по организации и проведению театрально-зрелищных мероприятий до 3330 млн руб. включительно 22,5 % от размера выручки (дохода)
свыше 3330 млн руб. до 33 300 млн руб. включительно 750 млн руб. + 11,25 % от размера выручки (дохода), превышающего 3330 млн руб.
свыше 33 300 млн руб. 4122 млн руб. + 4,5 % от размера выручки (дохода), превышающего 33 300 млн руб.
2.2. основным видом деятельности которых является организация выставок, ярмарок фактически полученная сумма в размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на рекламу)
2.3. при размещении рекламы через государственные телерадиовещательные организации и с долей государственной собственности не менее 51 % -"- -"-
3. Государственные телерадиовещательные организации -"- в размерах фактически произведенных расходов (в части расходов на маркетинговые, консультационные и информационные услуги)

Пример 2

Основным видом деятельности ООО «Лето» является оптовая торговля.

Обороты ООО «Лето» с 1 января по 30 июня 2009 г. составили:

  • выручка от реализации - 7400000тыс. руб.;
  • НДС в выручке - 1128813, 559 тыс. руб.;
  • себестоимость реализации - 3830000тыс. руб.;
  • расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включенные в затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль с 1 января по 31 мая 2009 г. (без НДС) - 250000тыс. руб.;
  • расходы на рекламные мероприятия в июне (без НДС) - 5000тыс. руб.;
  • стоимость товара, израсходованного в ходе проведения рекламной акции в июне (без НДС), - 1000тыс. руб.;
  • расходы на маркетинговые мероприятия в июне (без НДС) - 3700тыс. руб.;
  • информационные расходы в июне (без НДС) - 1200тыс. руб.;
  • консультационные расходы в июне (без НДС) - 1100тыс. руб.
  • расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги в июне: 1000 + 5000 + 3700 + 2200 + 1100 = 12 000тыс. руб.;
  • расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включенные в затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль с 1 января по 31 мая 2009 г. (без НДС), - 250000тыс. руб.;
  • валовой доход с 1 января по 30 июня 2009 г.: 7400000 - 1128813,559 - 3830000 = 2441186,441 тыс. руб.;
  • валовой доход с НДС с 1 января по 30 июня 2009 г.: 2441186,441 + 1128813,559 = 3570000тыс. руб.;
  • норматив расходов: 250000 + (3570000 - 3330000) х 3,75 %
  • = 259000тыс. руб.;
  • итого расходов с 1 января по 30 июня 2009 г.: 250000 + 12000 = 262000тыс. руб.;
  • расходы, списываемые на затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль в июне: 259000 - 250000 = 9000тыс. руб.;
  • расходы, произведенные сверх норм в июне: 262000 - 259000 = 3000тыс. руб.

В бухгалтерском учете ООО «Лето» приведенные операции отражаются следующими записями:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Оприходованы рекламные услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ)
Оприходован товар, списанный в ходе проведения рекламной акции (основание (первичный документ) - отчет о проведенной рекламной акции, бухгалтерская справка-расчет) 41/субсчет «Товары, переданные материально-ответственному лицу»
Оприходованы маркетинговые услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ)
Оприходованы информационные услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ)
Оприходованы консультационные услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ)
Списаны расходы в июне в пределах норматива (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка-расчет)

Наши рекомендации