Е.Н. МАХОТА, финансовый директор ООО «ЮЖЭЛИ-ПАРФЮМ»
Пример 1
1 июня 2009 г. руководством ООО «Лето» принято решение о проведении рекламной акции «Ягодная улыбка» с целью увеличения объема продаж своего товара - зубной пасты торговой марки «Ягодка».
Этап 1.ООО «Лето» издало приказ по предприятию о проведении рекламной акции «Ягодная улыбка».
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕТО»
ПРИКАЗ
01.06.2009 № 1
г. Минск
О проведении рекламной акции
«Ягодная улыбка»
Согласно стратегии сбытовой политики в 2009 г. в целях увеличения объема продаж зубной пасты торговой марки «Ягодка», сохранения и расширения традиционных и освоения новых рынков сбыта
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести рекламную акцию «Ягодная улыбка» в срок со 2 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г. на территории УП «Минский Комаровский рынок».
2. Назначить материально ответственным лицом за проведение рекламной акции Листок Евгения Николаевича, специалиста отдела маркетинга.
3. Специалисту отдела маркетинга Листок Евгению Николаевичу разработать порядок проведения рекламной акции «Ягодная улыбка».
4. Материально ответственному лицу Листок Евгению Николаевичу получить товар по учетной цене, который будет использован в ходе проведения рекламной акции
Наименование товара | Количество, шт. | Учетная цена, руб. | Сумма без НДС, руб. |
Зубная паста торговой марки «Ягодка» | 190 000 | ||
ИТОГО | 190 000 |
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на Пуговкина Евгения Александровича, начальника отдела маркетинга ООО «Лето».
Директор Подпись А.А. Иванова
Этап 2. Разработан и утвержден порядок проведения рекламной акции.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ ООО «Лето»
от 1 июня 2009 г. № 1
Подпись А.А. Иванова
М.П.
ОТЧЕТ
о проведении рекламной акции «Ягодная улыбка»
от 15 июня 2009 г., г. Минск
Наименование организатора рекламной акции: ООО «Лето», в лице директора Ивановой Анны Александровны на основании приказа от 1 июня 2009 г. № 1.
Название рекламной акции: «Ягодная улыбка».
Цель: согласно стратегии сбытовой политики в 2009 г. - увеличение объема продаж зубной пасты торговой марки «Ягодка» в целях сохранения и расширения традиционных и освоения новых рынков сбыта, а также стимулирование спроса на товары ООО «Лето».
Дата проведения рекламной акции: со 2 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г.
Место проведения рекламной акции: УП «Минский Комаровский рынок».
Рекламодатель (организатор рекламной акции): ООО «Лето».
Рекламораспространитель (материально ответственное лицо, назначенное приказом предприятия, осуществляющее бесплатную раздачу товаров в рекламных целях): на основании приказа от 1 июня 2009 г. № 1 - Листок Е.Н.
Потребители рекламы - неопределенный круг лиц.
Рекламная информация - упаковка товаров торговой марки «Ягодка» содержала информацию о самом товаре, торговой марке, изготовителе, качественных характеристиках товара.
В соответствии со ст. 2 Закона о рекламе* в компании ООО «Лето» в период со 2 июня 2009 г. по 12 июня 2009 г. была проведена рекламная акция товаров торговой марки «Ягодка» для неопределенного круга лиц.
* Согласно ст. 2 Закона о рекламе реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Порядок проведения рекламной акции
1.1. Назначенное приказом от 1 июня 2009 г. № 1 материально ответственное лицо Листок Е.Н. на складе получило товары по ТН № 0777117 от 2 июня 2009 г.:
Наименование товара | Количество, шт. | Учетная цена, руб. | Сумма без НДС, руб. |
Зубная паста торговой марки «Ягодка» | 190 000 | ||
ИТОГО | 190 000 |
ИТОГО: количество 100 (сто) штук, на общую сумму 190 000 (Сто девяносто тысяч) руб.
1.2. Для минимизации расходов на проведение и в целях экономической целесообразности рекламная акция «Ягодная улыбка» согласно распоряжению руководителя была проведена силами отдела маркетинга без привлечения специализированных организаций.
1.3. Проведение рекламной акции на территории УП «Минский Комаровский рынок» позволило масштабно воздействовать на аудиторию для эффективной реализации конечной цели рекламной акции.
1.4. В ходе рекламной акции начальником отдела маркетинга были озвучены рекламные сообщения на темы:
- основные достоинства и высокое потребительское качество товаров торговой марки «Ягодка»;
- достоинства и высокие потребительские качества товаров других торговых марок, реализуемых предприятием ООО «Лето»;
- преимущества на внутреннем и внешнем рынке товаров, реализуемых предприятием ООО «Лето».
1.5. С целью демонстрации достоинств, преимуществ и высоких потребительских качеств товаров торговой марки «Ягодка», а также для привлечения внимания их возможных покупателей в ходе рекламной акции неопределенному кругу лиц были распространены товары:
Наименование товара | Количество, шт. | Учетная цена, руб. | Сумма без НДС, руб. |
Зубная паста торговой марки «Ягодка» | 190 000 | ||
ИТОГО | 190 000 |
Итого: количество 100 (сто) штук, на общую сумму 190 000 (Сто девяносто тысяч) руб.
Остаток товара, числящегося за материально ответственным лицом Листок Е.Н., по состоянию на 15 июня 2009 г. составляет 0 (ноль) руб.
Подпись лица, составившего отчет Подпись Е.Н. Листок
Подпись лица, проверившего отчет Подпись Е.А. Пуговкин
Пример 2
Основным видом деятельности ООО «Лето» является оптовая торговля.
Обороты ООО «Лето» с 1 января по 30 июня 2009 г. составили:
- выручка от реализации - 7400000тыс. руб.;
- НДС в выручке - 1128813, 559 тыс. руб.;
- себестоимость реализации - 3830000тыс. руб.;
- расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включенные в затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль с 1 января по 31 мая 2009 г. (без НДС) - 250000тыс. руб.;
- расходы на рекламные мероприятия в июне (без НДС) - 5000тыс. руб.;
- стоимость товара, израсходованного в ходе проведения рекламной акции в июне (без НДС), - 1000тыс. руб.;
- расходы на маркетинговые мероприятия в июне (без НДС) - 3700тыс. руб.;
- информационные расходы в июне (без НДС) - 1200тыс. руб.;
- консультационные расходы в июне (без НДС) - 1100тыс. руб.
- расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги в июне: 1000 + 5000 + 3700 + 2200 + 1100 = 12 000тыс. руб.;
- расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включенные в затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль с 1 января по 31 мая 2009 г. (без НДС), - 250000тыс. руб.;
- валовой доход с 1 января по 30 июня 2009 г.: 7400000 - 1128813,559 - 3830000 = 2441186,441 тыс. руб.;
- валовой доход с НДС с 1 января по 30 июня 2009 г.: 2441186,441 + 1128813,559 = 3570000тыс. руб.;
- норматив расходов: 250000 + (3570000 - 3330000) х 3,75 %
- = 259000тыс. руб.;
- итого расходов с 1 января по 30 июня 2009 г.: 250000 + 12000 = 262000тыс. руб.;
- расходы, списываемые на затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль в июне: 259000 - 250000 = 9000тыс. руб.;
- расходы, произведенные сверх норм в июне: 262000 - 259000 = 3000тыс. руб.
В бухгалтерском учете ООО «Лето» приведенные операции отражаются следующими записями:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс. руб. |
Оприходованы рекламные услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ) | |||
Оприходован товар, списанный в ходе проведения рекламной акции (основание (первичный документ) - отчет о проведенной рекламной акции, бухгалтерская справка-расчет) | 41/субсчет «Товары, переданные материально-ответственному лицу» | ||
Оприходованы маркетинговые услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ) | |||
Оприходованы информационные услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ) | |||
Оприходованы консультационные услуги (основание (первичный документ) - договор, акт выполненных работ) | |||
Списаны расходы в июне в пределах норматива (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка-расчет) |
Пример 3
Компания, реализующая компьютеры, проводит рекламную акцию. Согласно условиям рекламной акции каждый, кто купит компьютер, получает «мышку» в подарок. Является ли стоимость «мышки», переданной покупателю в ходе рекламной акции, объектом обложения НДС?
В соответствии со ст. 2 Закона об НДС объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При определении налоговой базы согласно п. 2 ст. 6 Закона об НДС оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.
Если какие-либо товары передаются без их оплаты конкретным организациям (индивидуальным предпринимателям) либо физическим лицам для их собственного использования, то такая безвозмездная передача является объектом обложения НДС.
Таким образом, безвозмездная передача «мышки» конкретному покупателю является объектом обложения НДС.
Пример 4
Компания, реализующая компьютеры, проводит рекламную акцию. Согласно условиям рекламной акции каждый, кто купит компьютер, получает «мышку» в подарок, при этом стоимость «мышки» включена в стоимость компьютера. Является ли в данном случае стоимость «мышки» объектом обложения НДС?
Операции по передаче «мышки» покупателям при условии приобретения ими компьютера, в случае если стоимость указанной «мышки» включается в общую стоимость компьютера, не признаются безвозмездной передачей, поскольку такая передача имеет возмездный характер.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона об НДС налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исчисляется исходя из применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС, а также регулируемых розничных цен (тарифов), включающих в себя НДС.
Таким образом, начисление сумм НДС производится со всей стоимости реализации компьютера, включая стоимость «мышки».
Пример 5
Компания, реализующая компьютеры, проводит рекламную акцию, согласно условиям которой каждому участнику акции дарится «мышка». Является ли стоимость «мышки», переданной неопределенному кругу лиц в ходе рекламной акции, объектом обложения НДС?
Для целей применения Закона об НДС под безвозмездной передачей понимаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
Согласно ст. 2 Закона о рекламе реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Списание расходов на рекламу (передача объектов субъектам хозяйствования для распространения либо демонстрации среди неопределенного круга лиц как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами) на затраты организации, как участвующие, так и не участвующие при исчислении облагаемой налогом прибыли, не облагается НДС.
Таким образом, стоимость «мышки», переданной в ходе проведенной рекламной акции неопределенному кругу лиц, не является объектом обложения НДС.
Аналогичные нормы приведены в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 марта 2008 г. № 2-1-9/236 «Об актуальных вопросах по исчислению НДС».
Налог на прибыль
Объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль, которая определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (п. 1-1 ст. 2 Закона о налоге на прибыль).
Безвозмездная передача денежных средств, товаров (работ, услуг) и иных ценностей, имущественных прав в пределах одного собственника по решению собственника или уполномоченного им органа в объем реализации и в состав доходов от внереализационных операций не включается (п. 2 ст. 2 Закона о налоге на прибыль).
Таким образом, у передающей стороны безвозмездная передача имущества, за исключением безвозмездной передачи имущества в пределах одного собственника, является объектом обложения налогом на прибыль.
В состав доходов от внереализационных операций включается стоимость (суммы) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежных средств, иных ценностей, имущественных прав, если иное не установлено (п. 2 ст. 2 Закона о налоге на прибыль).
Пример 6
ООО «Лето» приняло решение о проведении рекламной акции с целью стимулирования спроса на свой товар торговой марки «L» и увеличения объема продаж.
ООО «Лето» приобретен у поставщика «А» и передан по накладной материально ответственному лицу для проведения рекламной акции:
- товар торговой марки «L» в количестве 50 штук по цене 10000 руб. за 1 штуку на общую сумму 590000 руб., в т.ч. НДС по ставке 18 % - 90000 руб.;
- упаковочные пакеты в количестве 50 штук по цене 800 руб. за 1 штуку на общую сумму 47200 руб., в т.ч. НДС по ставке 18 % - 7200 руб.
У поставщика «В» была приобретена одна торговая стойка для выкладки товара в ходе рекламной акции на общую сумму 354 000 руб., в т.ч. НДС по ставке 18 % - 54 000 руб., и безвозмездно передана по ТТН-1 магазину, в котором проводилась рекламная акция. По условиям договора торговая стойка возврату не подлежит и после проведения рекламной акции остается в магазине.
При этом поступление товара в бухгалтерском учете отражается следующими записями:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получен товар от поставщика «А» (основание (первичный документ) - договор, приказ руководителя, накладная на внутреннее перемещение, акт о передаче товара, товарная накладная) | 41/1 | 500 000 | |
Отражена сумма НДС по полученному товару (основание (первичный документ) - товарная накладная) | 18/4 | 90 000 | |
Получены упаковочные пакеты от поставщика «А» (основание (первичный документ) - договор, приказ руководителя, накладная на внутреннее перемещение, акт о передаче товара, товарная накладная) | 10/6 | 40 000 | |
Отражена сумма НДС по полученному товару (основание (первичный документ) товарная накладная) | 18/4 | ||
Получена торговая стойка от поставщика «В» (основание (первичный документ) - договор, приказ руководителя, накладная на внутреннее перемещение, акт о передаче товара, товарная накладная) | 10/6 | 300 000 | |
Отражена сумма НДС по полученному товару (основание (первичный документ) - товарная накладная) | 18/4 | 54 000 | |
Перечислена оплата поставщику «А» за товар и упаковочные пакеты (основание (первичный документ) - платежное поручение) | 637 200 | ||
Перечислена оплата поставщику «В» за торговую стойку (основание (первичный документ) - платежное поручение) | 354 000 | ||
Отражена сумма НДС по полученному товару, оприходованная в книге покупок (основание (первичный документ) - товарная накладная) | 68/2 | 18/4 | 151 200 |
Рекламная акция в бухгалтерском учете отражается следующими записями:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходован товар, переданный на проведение рекламной акции (основание (первичный документ) - договор, приказ руководителя, накладная на внутреннее перемещение, акт о передаче товара, товарная накладная) | 41/субсчет «Товары, переданные материально ответственному лицу» | 41/1 | 500 000 |
Оприходованы упаковочные пакеты, переданные на проведение рекламной акции (основание (первичный документ) - договор, приказ руководителя, накладная на внутреннее перемещение, акт о передаче товара, товарная накладная) | 10/12 | 10/6 | 40 000 |
Отражено в составе будущих расходов списание товара, использованного в ходе проведения рекламной акции (основание (первичный документ) - приказ руководителя, акт на списание товара) | 41/субсчет «Товары, переданные материально ответственному лицу» | 500 000 | |
Отражено в составе будущих расходов списание упаковочных пакетов, использованных в ходе проведения рекламной акции (основание (первичный документ) - приказ руководителя, акт на списание товара) | 10/12 | 40 000 | |
Списаны затраты на рекламу в пределах норм (основание (первичный документ) - приказ руководителя, акт на списание товара, бухгалтерская справка-расчет) | 540 000 |
Безвозмездная передача стойки в бухгалтерском учете отражается следующими записями:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Безвозмездная передача стойки магазину, в котором проводится рекламная акция (основание (первичный документ) - приказ руководителя, договор, накладная) | 92/2 | 10/6 | 300 000 |
Начислен НДС на стоимость безвозмездно переданной стойки (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка-расчет) (300 000 х 18 / 100) | 92/3 | 68/2 | 54 000 |
Отражено сальдо доходов и расходов (без учета других операций) (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка-расчет) | 92/9 | 354 000 |
Е.Н. МАХОТА, финансовый директор ООО «ЮЖЭЛИ-ПАРФЮМ»
В современных условиях хозяйствования трудно найти организацию, которая не заинтересована в продвижении на рынке своей продукции (товаров, работ, услуг) и увеличении объема продаж. Одним из наиболее распространенных способов выделить свой бизнес на фоне конкурентов и привлечь внимание потребителей к своей продукции, а также эффективно воздействовать на потребительский спрос являются рекламные акции.
Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес как к самой организации, так и к товарам, способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний.
Рекламная акция - это рекламное мероприятие, призванное повысить покупательский спрос на продукцию рекламодателя, направленное на увеличение объемов продаж, привлечение внимания потребителей к продукции, упрочение положения организации на рынке.
Основные цели рекламных акций:
- помогают рекламодателю эффективнее реализовывать свой товар и услуги;
- продвигают продукт на рынке;
- мотивируют потребителя на совершение пробной покупки;
- повышают доверие покупателей к продукту или торговой марке.
Виды проведения рекламных акций довольно разнообразны:
- рекламные акции товаров, работ, услуг компании с бесплатной раздачей этих товаров, оказанием работ, услуг;
- рекламные акции товаров, работ, услуг компании с бесплатной раздачей других товаров, оказанием сопутствующих работ, услуг;
- промоакции - рекламные мероприятия, в ходе которых потенциальным покупателям предлагается продегустировать (применить) реализуемый товар, работы, услуги. Промоакции проводятся для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому продукту.
Подвидами промоакций являются:
- сэмплинг - промоакция, представляющая собой раздачу пробных образцов;
- дегустации - промоакция, в ходе которой промоутеры предлагают продегустировать продукт;
- промоакции с демонстрацией технических свойств. Данные промоакции проводятся в случае, когда необходимо показать преимущества товара, продемонстрировав в действии;
- распространение рекламных листовок, каталогов, визиток, флаеров, бонусов, пригласительных билетов посредством раздачи их в публичных местах. Это может быть как самостоятельная рекламная акция, так и одна из составляющих перечисленных выше видов акций;
- рекламные акции в Интернете (рассылка писем, промосайт, web-баннеры);
- рекламные акции в наружной рекламе (на бигбордах, постерах, в интерьере, на транспорте, в метро, расклейка постеров или объявлений);
- почтовая рассылка неопределенному кругу лиц;
- рекламные акции в СМИ (на телевидении, радио);
- рекламные акции в печатных изданиях (газеты, журналы);
- рекламные акции, связанные с уменьшением цены товара, дисконтными карточками и другими льготами и выгодными условиями для покупателя или пользователя услугами;
- развлекательные мероприятия - рекламная акция, связанная с проведением музыкальных концертов, шоу, театральных представлений и др.
Самостоятельной формой проведения рекламных акций является реклама длительного действия.
Реклама длительного действия - это реклама, воздействующая на потребителя в течение определенного времени, о ходе проведения рекламной акции. Виды рекламы длительного действия: наружная, световая реклама, вывески, реклама в справочных изданиях, на транспорте, рекламные ролики (клипы), транслируемые по радио, телевидению или в Интернете.
При всем многообразии рекламных акций существуют определенные правила, которые необходимо строго соблюдать для правильного документального отражения проведения рекламных акций на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
Чтобы у контролирующих, налоговых органов не возникало вопросов к организации в отношении того, что была проведена именно рекламная акция, необходимо в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (в ред. от 5 августа 2008 г.; далее - Закон о рекламе) обязательное наличие следующих участников рекламной акции:
- рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
- рекламораспространитель - организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в т.ч. технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами;
- потребитель рекламы - организация или гражданин, до сведения которых реклама доводится.
Рекламная акция в обязательном порядке должна одновременно удовлетворять требованиям:
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- решать задачу формирования и поддержания интереса к рекламодателю и/или товарам, работам, услугам;
- способствовать реализации товаров, работ, услуг.
Проведение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем рекламной акции в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), как и проведение рекламной игры* на территории Республики Беларусь, осуществляется без наличия специального разрешения (лицензии).
* Подробнее читайте в журнале «Бухучет» № 24, статья Е.Н. Махоты «Организация рекламной игры на территории Республики Беларусь», с. 37-65.
В отличие от рекламной игры для проведения рекламной акции на территории Республики Беларусь государственная регистрация рекламной акции не требуется, что значительно упрощает процедуру проведения рекламной акции.