I. Возможности (резюме) проекта

I. Возможности (резюме) проекта

Резюме формируется по итогам разработки всех разделов бизнес–проекта и рассматривается как визитная карточка проекта.

В рамках расчетной работы студент должен кратко описать идею (ситуацию) бизнес–проекта, исходя из содержания индивидуального задания и дать характеристику основным параметрам бизнес–проекта по следующим позициям:

1. идея проекта;

2. инициатор проекта;

3. потребность в ресурсах (инвестициях);

4. потребность в кредитных ресурсах;

5. ожидаемая прибыль;

6. конкурентоспособность проекта;

7. экономическая эффективность проекта:

– горизонт расчета;

– норма дисконта;

– период окупаемости;

– ЧДД;

– IRR (внутренняя норма доходности);

–уровень риска.

Значения показателей по позициям определяется в каждом разделе работы и затем отражается в резюме.

II. Исследование факторов риска рыночной конкуренции

В рамках курсовой работы следует проанализировать слабые и сильные стороны основной идеи бизнес–проекта, оценить потенциальные возможности и угрозы по методике SWOT–анализа и сформировать конкурентную карту бизнеса.

Приёмы маркетингового SWOT–анализ и формирование конкурентной карты бизнеса позволяют оценить наиболее рисковые стороны проекта и выбрать наиболее приемлемые условия ведения бизнеса, обосновать наиболее востребованные рынком виды продукции (работ, услуг), которые может предложить инициатор проекта в рамках ситуации обоснованной индивидуальным заданием.

Содержание конкурентной карты бизнеса и результаты SWOT – анализа представить в виде таблиц 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1 – Конкурентная карта бизнеса

Признаки Характеристики
1. Объем продаж  
2. Ассортимент  
3. Цены и цеповой сегмент  
4. Рынки  
5. Целевые сегменты потребителей  
6. Конкурентоспособность продукта  
7. Имидж на рынке  
8. Состояние сбытовой сети  
9. Коммуникация  
10. Основные потребители  

Таблица 2.2 –SWOT – анализ бизнеса

Сильные стороны Слабые стороны
   
Возможности Угрозы
   

III. Расчет инвестиций и источников их покрытия

Принимаются по данным индивидуального задания. При недостатке собственных средств привлекаются кредиты банков (ставки и условия погашения – в соответствии с индивидуальным заданием).

IV. Расчет операционных затрат и объёмов чистой прибыли. Оценка операционных (производственного и финансового) рисков

Расчет представлен в таблице 4, разделы которой включают в себя данные о планируемых показателях:

Таблица 4 – Расчет операционных (текущих затрат) и объема чистой прибыли

№ п/п Показатели, тыс. руб. Значение показателей по периодам
месяц I квартал II квартал III квартал IV квартал V квартал VI квартал
Объем продаж              
Операционные (текущие) расходы з/п предпринимателя з/п грузчика Эксплуатац. расходы Аренда гаража Страховые. взносы Прочие              
Итого затрат без амортизации              
Амортизация              
Сумма % за кредит              
Итого затрат с учетом аморт. и % за кредит              
Налог на доход              
Прибыль операционная п.1–п.6              
Чистая прибыль п.8–п.7              
Сумма погашения кредита              
Накопленная прибыль п.9–п.10              
Накопленная прибыль нарастающим итогам              

П.1 –объём продаж работ (услуг, работ).

Объем продаж (работ, услуг) задаётся в индивидуальном задании.

П.2 –операционные затраты (материальные затраты, затраты на топливо (энергию), заработная плата с отчислениями в страховые фонды, прочие затраты).

Перечень и значения операционных затрат приводятся в индивидуальном задании.

Итоговое значение операционных затрат формируется по двум вариантам:

–без включения в состав затрат амортизации

–с учетом в составе затрат сумм амортизации

П.3 – итого затрат без учета амортизации

П.4 – сумма амортизации.

Рассчитывается: сумма ежемесячных амортизационных отчислений (Амес.) = Стоимость основных средств / амортизационный период;

Амортизационный период задается в индивидуальном задании.

П.5 – сумма процентов за кредит.

Рассчитывается из условий кредитования, заданных в индивидуальном задании.

П.6–сумма затрат с учетом амортизации и процентов за кредит (п.3 + п.4+ п.5).

П.7 –сумма налога на прибыль (доход).

Индивидуальный предприниматель имеет право применять упрощенную систему налогообложения (УСН) при соблюдении следующих условий:

– лимит суммы доходов в год –120 млн.руб.

–среднегодовая (остаточная) стоимость основных средств ,не более – 150 млн.руб.

– среднесписочная численность работающих в год, не более – 100 чел.

Индивидуальный предприниматель имеет право выбрать приемлемый вариант объекта налога и соответствующей ставки налога:

1. "Доход" – 6 %

2. "Доход минус расходы" – 15 %. (Если величина данного объекта налога по расчетам будет равна 0 или принимает отрицательное значение ,то налоговая ставка принимается равной 1 % от дохода).

При этом при выборе объекта налога "Доход" рассчитанный налог на доход может быть уменьшен на сумму уплаченных страховых взносов на фонд оплаты труда, но итоговая сумма налога при этом не может быть меньше 50% от первоначально исчисленной суммы налога.

П.8 – операционная прибыль (п.1 – п.6)

П.9 –чистая прибыль. Рассчитывается как разница значений операционной прибыли и налога на прибыль (доход) (п.8 – п.7)

П.10 –отражает суммы погашения кредитных (заёмных) средств, которые рассчитаны, исходя из условий погашения, и прописаны в индивидуальном задании.

П.11 – приводится сумма накопленной прибыли, которая рассчитывается как разница чистой прибыли и суммы погашения кредита. (п.9 – п.10).

П.12 – целесообразно сформировать значение прибыли к накоплению нарастающим итогом.

Величина, которая будет отражена в последнем столбце таблицы по строке п.12,сформирует сумму накопленной прибыли за планируемый период (горизонт) расчета деятельности организации в рамках разрабатываемой идеи (задания) проекта.

Величина чистой прибыли, рассчитанная без учета амортизации (п.1–п.3 –п.7) будет использована как значение кэш–флоу в расчетах экономической эффективности проекта.

Структура операционных затрат оказывает влияние на величину прибыли, которая зависит от соотношения переменных (зависящих от объема продукции) затрат и постоянных затрат (независящие от объема продукции). Получение прибыли обеспечивается покрытием переменных и постоянных затрат достаточным объемом продаж.

Производственный риск определяется показателем критического объема продаж, обеспечивающего покрытие затрат, но не приносящего прибыль.

Критический объем продаж в стоимостном и натуральном выражении рассчитывается по формулам:

В стоимостном выражении:

I. Возможности (резюме) проекта - student2.ru (4.1)

В натуральном выражении:

I. Возможности (резюме) проекта - student2.ru (4.2)

Цi – цена единица продукта, руб.

S – себестоимость единицы продукции, руб.

Привлечение заемных средств (кредитов банков) оказывает влияние на уровень финансового риска (недостаточность операционной прибыли для покрытия процентов за кредит).

Оценку финансового риска оценивают соотношением величины чистой прибыли и прибыли до уплаты налогов и процентов за кредит.

Данное соотношение оценивается величиной финансового рычага (Lф) по формуле:

I. Возможности (резюме) проекта - student2.ru (4.3)

ОП – величина прибыли до уплаты налогов и суммы %% за кредит, руб.;

%–процентная ставка за привлечение кредитных ресурсов, %;

I з – сумма кредита, руб.

Значение Lф определяет величину относительного роста (снижения) показателя чистой прибыли при росте (снижении) показателя операционной прибыли (прибыли до уплаты налогов и % за кредит) на 1%.

Пример

Выполнения варианта курсовой работы: «Обоснование бизнес–проекта предпринимательской деятельности».

Исходные данные:

1. Идея проекта: Оказание услуг по внутригородским перевозкам грузов.

2. Предварительный анализ рынка показал, что возможно оказание услуг перевозок по тарифу 1,0 тыс. руб. за 1 астрономический час (с включением услуг грузчика).

3. Необходимо определить:

3.1 – планируемый объем работ:

режим работы 12 часов в сутки, 26 рабочих дней в месяц;

3.2 – конкурентоспособность бизнеса:

описание рыночной ситуации;

3.3 – инвестиционные затраты:

1 – приобретение автомобиля, стоимостью 1млн.руб. (полезный срок использования 5 лет); 2 – первоначальная сумма оборотных средств– 100 тыс. руб.; 3 – Собственных инвестиционных средств – 500 тыс. руб.

Необходимо привлечь заемных средств в размере –

1 100 тыс. руб. – 500 тыс. руб. = 600 тыс. руб.

Ставка за кредит составляет 20%, выплаты процентов ежемесячно, срок погашения кредита – 18 месяцев равными долями, начиная со 2 квартала.

Текущие затраты

Аренда гаража тыс. руб.
Эксплуатационные затраты тыс. руб.
Прочие затраты тыс. руб.
Горюче–смазочные материалы (ГСМ) тыс. руб./мес.
Заработная плата бизнесмена тыс. руб./мес.
Заработная плата грузчика тыс. руб./мес.
Страховые взносы от ФЗП 20% Рассчитать

I. Резюме

1. идея проекта: Оказание услуг по внутригородским перевозкам грузов.

2. инициатор проекта: индивидуальный предприниматель

3. потребность в ресурсах: 1 100 тыс. руб.

4. потребность в кредитных ресурсах: 600 тыс. руб.

5. ожидаемая прибыль: 1 398,52 тыс. руб.

6. конкурентоспособность проекта: проект окупается и имеет перспективы развития

7. экономическая эффективность проекта:

– горизонт расчета: 18 месяцев

– норма дисконта: 23,2 %

– период окупаемости: 7 мес.

– ЧДД: 876 тыс. руб.

– IRR (внутренняя норма доходности): 112%

– уровень риска: приемлемый

Таблица П–1 – SWOT – анализ бизнеса

Сильные стороны Слабые стороны
Низкая себестоимость услуги; Высокое качество оказываемых услуг; Мобильность и оперативность; Приемлемая стоимость услуги. Недостаточные масштабы бизнеса; Высокий уровень конкуренции; Увеличение издержек.
Возможности Угрозы
Увеличение количества клиентов; Расширение видов, оказываемых услуг; Расширение бизнеса. Изменение законодательства; Изменение правил налогообложение малого бизнеса; Появление на рынке более выгодных предложений; Снижение платежеспособности клиентуры.

В таблице П–2 представлена форма конкурентной карты бизнеса для отражения характеристик бизнеса по приведенным признакам.

Таблица П–2–Конкурентная карта бизнеса

Признаки Характеристики
1. Объем продаж 312 тыс. руб./мес.
2. Ассортимент Транспортные услуги
3. Цены и ценовой сегмент Средний ценовой сегмент, гибкое ценообразование
4. Рынки Город и пригород
5. Целевые сегменты потребителей Потребитель со средним уровнем доходов
6. Конкурентоспособность продукта средняя
7. Имидж на рынке Не определен
8. Состояние сбытовой сети формирующееся
9. Коммуникация Интернет, клиент–клиент
10. Основные потребители Физические и юридические лица

III. Для организации бизнеса необходимы следующие единовременные (инвестиционные) затраты:

– приобретение автомобиля – 1000 тыс. руб.

– первоначальные оборотные средства – 100 тыс. руб.

ИТОГО………………………………………………………..1100 тыс. руб.

Собственные средства предпринимателя–500 тыс. руб.

Необходимо привлечь кредитные средства в размере–600 тыс. руб.(1100 – 500)

Планирование текущих затрат:

Аренда гаража тыс. руб.
Эксплуатационные затраты тыс. руб.
Прочие затраты тыс. руб.
Горюче–смазочные материалы (ГСМ) тыс. руб./мес.
Заработная плата бизнесмена тыс. руб./мес.
Заработная плата грузчика тыс. руб./мес.
Страховые взносы от ФЗП – 20% тыс. руб.  

Планирование средств на погашение и обслуживание кредита

Банк предоставляет кредит на 18 месяцев под 20% годовых.

Выплата процентов – ежеквартально равными долями.

Погашение кредита – равными долями, начиная со 2 квартала деятельности.

Таблица П–4– Схема погашения кредита

Период (квартал) Сумма % в квартал, тыс. руб. Сумма возврата кредита, тыс. руб.
I
II
III
IV
V
VI
ИТОГО

Горизонт расчета – период погашения кредита 18 месяцев (6 кварталов).

20% ∙ 1,5 года (18 мес.: 12 мес.) = 30%

Сумма % за кредит = (600,0 тыс.руб. х30%)/6 =30 тыс. руб./квартал

Сумма возврата кредита = 600 тыс. руб./(6–1) кварт. = 120 тыс. руб./квартал

Исходные данные позволяют сделать вывод о том, что индивидуальный предприниматель имеет право применять УСН, так как все значения основных показателей ниже установленных лимитов.

1. Расчет налога при объекте «доход»:

6% х 312 тыс. руб. = 18 720 руб./мес. или 56 160 руб./квартал

Сумма страховых взносов по расчету составит:

ФОТ ∙ 20%

ФОТ = 50 тыс. руб. +35 тыс. руб. = 85 тыс. руб.

85 тыс. руб. ∙ 20% = 17 тыс. руб.

Сумма налога может быть уменьшена на сумму уплаченных страховых взносов:

18 720 руб. – 17 000 руб.=1 720 руб.

Но, в итоге она не может быть менее 50% от первоначально рассчитанной суммы:

18 720 ∙ 50% = 9 360 руб.

Следовательно, сумма налога к уплате 9360 руб./ мес.

2. Расчет суммы налога при объекте (доход минус расход):

15%∙(312–198,5)=17 025 руб., где

198,5– общая сумма расходов, включая сумму амортизации и %% за пользование кредитом. (п.6 таблицы «Расчет операционных расходов и чистой прибыли).

Расчеты показывают, что целесообразнее уплачивать налог на «доход», т.к. он значительно меньше, чем при объекте «доход минус расход».

Т.о. в табл. 4 п. 7 вносим значение 9 360 руб. в месяц.

Таблица П–4 – Расчет операционных затрат и суммы чистой прибыли.

№ п/п Показатели, тыс. руб. Значение показателей по периодам
месяц I квартал II квартал III квартал IV квартал V квартал VI квартал
Объем продаж 312х3936
Операционные (текущие) расходы: з/п предпринимателя з/п грузчика Эксплуатац. расходы Аренда гаража Страхов. взносы(20%) прочие   50,0 35,0 35,0 15,0 10,0   17,0 10,0                        
Итого затрат
Амортизация 16,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5
Сумма % за кредит 10,0 30,0
Итого затрат с учетом аморт. и %за кредит 198,5 595,5 595,5 595,5 595,5 595,5 595,5
Налог на доход 9,36 28,08 28,08 28,08 28,08 28,08 28,08
Прибыль налогообложения п.1–п.6 113,5 340,5 340,5 340,5 340,5 340,5 340,5
Чистая прибыль п.8–п.7 140,14 312,42 312,42 312,42 312,42 312,42 312,42
Сумма погашения кредита 40,0
Накопленная прибыль п.9–п.10 77,14 231,42 231,42 231,42 231,42 231,42 231,42
Накопленная прибыль нарастающим итогам 77,14 231,42 462,84 694,26 925,68 11671,0 1398,52

Величина производственного риска проекта:

Расчеты показывают, что проект становится убыточным, если критический объем продаж падает до величины, равной сумме постоянных затрат, то есть 188,5 тыс. руб. в месяц

[(П.1 – (П.3 + П.4)]

Величина финансового риска в условиях проекта оценивается показателем Lф:

Lф= I. Возможности (резюме) проекта - student2.ru = 1,087

Следовательно, при росте показателя прибыли до выплаты налогов и процентов за кредит на 1% величины чистой прибыли возрастает на 1,087%.

Расчеты показывают, что производственный и финансовый риск проекта могут быть признаны приемлемыми.

Список литературы

1. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. Издательство: "Дашков и К" 2009 год, 152 стр.

2. Романов А.А., Басенко В.П., Жуков Б.М. Маркетинг. Издательство "Дашков и К", 2012 г., 440 стр.

3. Мушкарова О.М., Михеева М.Ф. Экономические риски. Методические указания для выполнения расчетной работы http://spbftu.ru/academy/institutes/IUELS/cafedra/derev_proiz/study/

I. Возможности (резюме) проекта

Резюме формируется по итогам разработки всех разделов бизнес–проекта и рассматривается как визитная карточка проекта.

В рамках расчетной работы студент должен кратко описать идею (ситуацию) бизнес–проекта, исходя из содержания индивидуального задания и дать характеристику основным параметрам бизнес–проекта по следующим позициям:

1. идея проекта;

2. инициатор проекта;

3. потребность в ресурсах (инвестициях);

4. потребность в кредитных ресурсах;

5. ожидаемая прибыль;

6. конкурентоспособность проекта;

7. экономическая эффективность проекта:

– горизонт расчета;

– норма дисконта;

– период окупаемости;

– ЧДД;

– IRR (внутренняя норма доходности);

–уровень риска.

Значения показателей по позициям определяется в каждом разделе работы и затем отражается в резюме.

Наши рекомендации