Составьте словосочетания со словами-паронимами.

Абонент – абонемент, адресант – адресат, новинка – новшество, надеть – одеть, основание – обоснование, усвоить - освоить, оплатить – заплатить – выплатить, представить – предоставить, будний – будничный, деловитый – деловой.

10. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов. 1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем — предоставляем). 2. Прошу (оплатить — заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной — гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные — командировочные) должны зарегистрировать свои документы. 5. Совет директоров потребовал (гарантийных — гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 6. Необходимо вести хозяйствование (экономными — экономичными — экономическими) методами.

11. Расставьте соответствующие пометы (торжественное, высокое, поэтическое, шутливое, ироническое, фамильярное, неодобрительное, пренебрежительное, презрительное, уничижительное, просторечное, вульгарное) к следующим эмоционально окрашенным, экспрессивным словам. В каких ситуациях общения они уместны, а в каких – неуместны.

Малевать, подхалим, незабвенный, чаяния, новоиспеченный, выскочка, хлюпик, лазурный, дивный, священный, шествовать, соблаговолить, соратник, глаголить, недурственный, белобрысый, восхитительный, болтун.

Восстановите правильные фразеологизмы.

Голубая кость, гол как орел, биться как вобла об лед, тише воды, ниже земли, кошка наплакала, моя хата с боку, кровь мерзнет, птица высокого пошиба, принять за настоящую монету, кисейная девушка, одержать поражение.

Синтаксические нормы СРЛЯ

1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов:

1. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сваркедоцента Юрьева.

2. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.

3. При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

4. В связи с передачей объекта в ведение МП "Волгопроммаш" и предоставленных расчетов прошу выделить 200 млн. рублей.

5. В свою очередь Подрядчик несет материальную ответственность за повреждения энергосистемы, находящейся в ведении Заказчика в полном объеме.

6. Каждая из сторон имеет право прекратить действие Договора, уведомив не менее чем за 20 рабочих дней другую сторону в письменном виде.

2. Объясните употребление форм сказуемого. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы:

1. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов тратят огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить так называемого "нормального ребенка".

2. В результате неэквивалентного внешнеторгового обмена с более богатыми государствами большинство латиноамериканских стран имеет пассивный торговый баланс.

3. Большинство учреждений, которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, – заводы, школы, средства массовой информации, даже многие политические институты, были созданы социальными новаторами прошлого.

4. Ряд принятых уже законов в области экономики напоминает ведомственные инструкции: длинные, запутанные, двойственные.

5. Большая часть людей, имеющих влияние в городе, стоит на его стороне.

6. Большинство мальчишек укутано в самодельные маскировочные халаты из простыней, наволочек и передников.

7. Сохранился ряд воспоминаний о подвигах комиссара бригады. – инверсия

8. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места.

3. А. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управление в синонимичных конструкциях:1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базироваться, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормозить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность). 9. Оплатить, уплатить (проезд). 10. Отзыв, рецензия (книга). 11. Отличать, различать (звуки). 12. Отметить, остановиться (достижения). 13. Предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность). 14. Презирать, презрение (трусость). 15. Преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент).

Б. В каком словосочетании дано правильное согласование:

три большие дома – три больших дома
четыре высокие горы – четыре высоких горы
каждые два часа – каждых два часа
целые четыре месяца – целых четыре месяца
последние два дня, проведенные… – последних два дня, проведенных…
две новые столовые – две новых столовых
два случайные прохожие – два случайных прохожих
молодые редиска и лук – молодая редиска и лук
в правой и левой руке – в правой и левой руках
вторая и третья группы IV курса – вторая и третья группа IV курса
в конце XV  начале XVI века – в конце XV  начале XVI веков

4. Определите тип нарушения в употреблении однородных членов, напишите исправленный вариант:

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2. Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю: точно знать количество слушателей в группе, помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями, своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей.

3. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

4. В здании проводилась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

5. При обнаружении повышенного уровня радиации в рабочих помещениях приостановить работы с источниками ионизирующих излучений с эвакуацией людей и докладом руководству.

6. Если вы хотите, чтобы ваше торжество, отдых коллектива, свадьба, юбилей прошли празднично и остались в памяти, спешите уже сегодня забронировать места на теплоходе "Полина".

7. Для малоимущих, инвалидов и неторгующих организаций предусмотрены скидки.

5. Напишите как можно больше вариантов предложения Студент прочитал всю нужную литературу и написал хороший реферат,используя параллельные синтаксические конструкции (Например, 1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию. 2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию. 3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию. 4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии. 5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию. 6. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи. и т.д.):

6. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, отредактируйте высказывания.1. Деловые люди, берегя время, четко планируют свой день. 2. Услышав это, у меня подкосились ноги. 3. Пиша тебе об том, жду срочного ответа. 4. Бежа изо всех сил, она споткнулась. 5. Он читает и сижа и лежа. 6. Приехав на вокзал, его никто не встретил. 7. Катаясь с горы, сломалась лыжа. 8. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация.

7. Укажите характер ошибки в каждом предложении, исправьте их:

1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы (что) война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 2. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3. На совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. 5. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 6. Анализ собранных данных, состоящих из показаний обвиняемых и свидетелей, протоколов очных ставок, вещественных доказательств, которые были приобщены к делу как в начале следствия, так и в процессе расследования, а также актов экспертиз, проведенных специалистами, которые были приглашены следствием, показывает, что преступление, инкриминируемое всем обвиняемым, которые объединились в банду, имевшую целью крупные хищения и ограбления, представляет собой цепь преступных деяний, каждое из которых должно квалифицироваться как самостоятельное преступление.

Словарь

Орфоэпический словарь русского языка /под ред. Р. И. Аванесов // http://povto.ru/pr_udar.htm

И. Л. Резниченко Орфоэпический словарь русского языка // http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/reznichenko/orfoepicheskij-reznichenko_17.htm

Наши рекомендации