Сформулируйте смысловые различия глагольных форм, включите их в словосочетания и предложения.

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. Особенности перехода ударного Е в О в современном русском языке:

произносится [о] произносится [Э] допустимы оба варианта
безнадЁжный гололЁд длинношЁрстный манЁвр никчЁмный новорождЁнный одноимЁнный скабрЁзный углублЁнный   АфЕра гололЕдица дебЕлый опЕка оседлость преемник   белЕсый и белЁсый блЁклый и блЕклый жЁлчный и жЕлчный, жЁлчь и жЕлчь, истЕкший (кровью) и истЁкший (год), решЁтчатый и нов. решЕтчатый

2. Особенности произношения [чн] и [шн]:

[чн] [шн] допустимы оба варианта
античный, конечный, отличник, подсолнечник, полуночный, поточный, сердечный, сливочный горчичник Ильинична конечно Кузьминична нарочно Никитична перечница прачечная пустячный скворечник скучно яичница будничный/ доп. буднишный булошная / доп. булочная двоешник / доп. двоечник копеечный и копеешный молошница / доп. молочница, (болезнь – молочница) порядочный и порядошный спичечный и спичешный троешник и доп. троечник шапочный \ шапошный разбор, шапошное знакомство (шн – доп., устар.)

3. Твердое и мягкое произношение согласных перед [Е] в словах иноязычного происхождения

твердый мягкий допустимы оба варианта
альтернатива антисептик антитеза артерия астероид апартеид бижутерия бизнес деградация демарш де-факто де-юре интерьер интернет лазер менеджер пантеон проект реквием свитер сервис тенденция тендер фейсбук шатен штемпель экспрессия   брюнет демагог крем пресса патент паштет реабилитация рента термин фанера шинель эссенция юриспруденция агрессия бассейн бизнесмен дедукция дезодорант декан демобилизация компетенция кредо нейлон претензия репрессия сессия сонет стратегия тезис терапевт террор фланель цистерна энергия

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. АвансИрование,

2. анАлог,

3. баловАть,

4. бАрмен,

5. бензопровОд,

6. бомбардировАть,

7. бюрокрАтия,

8. валовОй,

9. вероисповЕдание,

10. включИть – включИт,

11. вручИть – вручИт.

12. гЕнезис,

13. диспансЕр,

14. добЫча,

15. договОр – договОры – договОров,

16. донЕльзя,

17. еретИк,

18. жалюзИ,

19. забронИровать (закрепить), забронировАть (покрыть броней),

20. завИдно,

21. закУпорить,

22. заплЕсневеть.

23. избаловАть,

24. Иконопись,

25. Исподволь,

26. исчЕрпать,

27. каталОг,

28. квартАл,

29. костюмирОванный,

30. красИвее,

31. кУхонный,

32. мизЕрный и доп. мИзерный,

33. намЕрение,

34. начАть – нАчал – началА – нАчали – нАчат – начатА

35. некролОг,

36. нормировАние и доп. нормИрование,

37. обеспЕчение,

38. облегчИть,

39. оптОвый,

40. пАмятовать – пАмятуя,

41. партЕр,

42. пАсквиль,

43. подрОстковый,

44. положИть – положИл,

45. предвосхИтить,

46. предложИть,

47. премировАть,

48. принУдить,

49. руднИк,

50. свЁкла,

51. сиротЫ (род. пад), сирОты (мн.ч.),

52. слИвовый,

53. срЕдства,

54. стАтуя,

55. столЯр,

56. танцОвщица,

57. тУфля – тУфли – тУфель,

58. увЕдомить,

59. углубИть,

60. усугубИть,

61. факсИмиле,

62. фенОмен и доп. феномЕн (о человеке),

63. хвОя

64. ходАтайство,

65. христианИн,

66. цеховОй,

67. шассИ,

68. экспЕрт,

69. эскОрт,

70. языкОвая (колбаса) и языковАя (система).

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

1. Определите род существительных:

боа (шарф – сред. род., крупная южноамериканская змея из сем. удавов – м.р.).

депо – ср.р.

шампунь – м.р.

тюль – м.р.

такси – ср.р.

Чили (государство – ср.р., страна – ж.р.)

шимпанзе – м.р.

мозоль – ж.р.

колибри – ж.р.

Капри – м.р.

бра – ср.р.

кофе – м.р., допустимо ср.р.

кафе – ср.р.

какаду – м.р.

пальто – ср.р.

шоссе – ср.р

жюри – ср.р

Сочи – м.р.

Все несклоняемые неодушевленные существительные относятся к среднему роду: надежное алиби, уютное кафе, вкусное рагу, новое бикини и т.п.

Искл.: авеню, бери-бери, салями, колибри, иваси, кольраби, цеце.

арго = жаргон, антраша = прыжок, банджо = инструмент, бенгали = язык, пенальти = удар, сирокко = ветер, эмбарго = запрет.

2. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени, например:ТАСС заявил,вуз принял, СНГ включило, ГРЭС запустилась, МИД сделал заявление, МВФ предоставил.

звуковая аббревиатура: род определяется по конечному звуку основы;

буквенная аббревиатура: род определяется по стержневому слову.

также по стержневому слову часто род определяется в аббревиатурах со стержневым словом ж.р.: ГРЭС (станция), ТЭЦ (централь).

4. Определите нужную форму, согласуя фамилии и имена:1.На торжественном собрании, посвященном 50-летию университета, грамоты вручили преподавателям кафедры химии Олегу Бушкевичу и Инне Кузьменко. 2. В Мраморном зале Кремля прошел вечер памяти поэта Ивана Турган-Поплавского. 3. Доводим до Вашего сведения, что Том и Генрих Торн-дайки являются владельцами фирмы «Спейс». 4. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что Клара и Анна Баклер с 2001 года сотрудничают с компанией «Дельта». 5. Дэвид и Эльза Краузен подтвердили свое участие в международной конференции в Чикаго. 6. В 2002 году студенту 2 курса экономического факультета Ивану Силадию был предоставлен академический отпуск.

Исконные фамилии склоняются, кроме -аго, -ако, -яго, -ых, -их, -ово (Шамбинаго, Плевако, Дубяго, Красных, Долгих, Дурново, Черных, Седых), а также женских фамилий, омонимичных с нарицательными словами или географическими названиями (мужские склоняются).

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный: мужские склоняются, женские нет.

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на гласный:

– е, э, и, ы, у, ю – не склоняются.

– о, в том числе и -ко (-енко) не склоняются.

– а: 1) если а предшествуют гласные (чаще у или и), не склоняется: Галуа, Делакруа; 2) если после согласного а не ударное, склоняется по первому склонению (Сенека – Сенеке, Глинка, Окуджава); 3) с ударным а не склоняются французские фамилии (Дюма, Ферма); 4) с ударным а склоняются фамилии иного происхождения (Сковорода, Кваша);

– я: 1) французские с ударением на я не склоняются (Золя, Труайя); 2) все прочие – склоняются (Головня, Гойя, Берия, Данелия).

Сочетания М+М = мн.ч.; М+Ж, Ж+Ж = ед.ч.

два нарицательных имени, указывающих на разный пол = ед.ч., кроме сочетаний муж и жена, брат и сестра;

супруги = мн.ч.

братья или сестры = ед.ч.

семья = ед.ч.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:

англичане – англичан,

апельсины – апельсинов,

буряты – бурят и бурятов,

вафли – вафель,

гусары – гусар и гусаров,

джинсы – джинсов,

жабры – жабр,

калмыки – калмыков,

килограммы – килограмм и килограммов,

кочерги́ – кочерёг,

носки – носков,

полотенца – полотенец,

помидоры – помидор и помидоров,

рельсы – рельс и рельсов,

свечи – свечей (но игра не стоит свеч),

тапки – тапок,

туфли – туфель,

чулки – чулок,

яблоки – яблок.

ясли – яслей.

6. Образуйте форму именительного падежа множественного числа:

адрес – адреса (местожительство), адреса и адресы (приветствие юбиляру);

брокер – брокеры,

бухгалтер – бухгалтеры,

герб – гербы,

дилер – дилеры,

директор – директора,

договор – договоры,

допуск – допуски,

инструктор – инструктора и инструкторы,

квартал – кварталы,

контейнер – контейнеры,

крем – кремы,

ордер – ордера,

отпуск – отпуска,

паспорт – паспорта,

профессор – профессора,

рапорт – рапорты,

редактор – редактора и редакторы,

ректор – ректоры,

сорт – сорта,

торт – торты,

цех – цеха,

шофер – шоферы.

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

1. Составьте предложения с данными словосочетаниями: улица узкая – улица узка; мысль серьезная – мысль серьезна; малыш больной – малыш болен.

Полные прилагательные Краткие прилагательные
называют постоянный признак   называют временный признак интенсивность признака указывают на относительный признак

2. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных:крупный, ловкий, здоровый, хороший, горький, плохой, деловитый.

Прилагательное Форма степеней сравнения Стили речи
простая составная
крупный Сравнительная крупнее более крупный
Превосходная крупнейший наикрупнейший самый крупный крупнее всех
хороший Сравнительная лучше более хороший
Превосходная лучший наилучший самый хороший лучше всех
плохой Сравнительная хуже более плохой
Превосходная худший наихудший самый плохой хуже всех
здоровый Сравнительная здоровее более здоровый
  Превосходная здоровейший самый здоровый здоровее всех
Деловитый Сравнительная   более деловитый
  Превосходная   самый деловитый

не путать аналитические и синтетические степени (более лучший, менее предпочтительнее, самый сладчайший, наиболее выгоднейший)

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1. Перепишите предложения, заменяя цифровые обозначения словесными вариантами.1. В магазин было поставлено до двухсот шестидесяти четырех килограммов конфет. 2. Депутат встретился с семьюстами тридцатью пятью рабочими завода. 3. Стотысячный турист прилетел в Тунис из России рейсом Аэрофлота. 4. Тридцати одно миллионный зритель посмотрел фильм в нашем кинотеатре. 5. Предложение принято четырьмястами тридцатью семью голосами против пятидесяти четырех голосов. 6. К пятистам тридцати пяти прибавить двести восемьдесят пять. 7. От восьмисот сорока девяти отнять девяносто шесть. 8. Миллионный экземпляр книги был напечатан в нашем издательстве. 9. Длина реки Волги около трех тысяч семисот километров. 10. На ремонт здания затрачено более одной тысячи двухсот рублей.

ГЛАГОЛЫ

1. Образуйте форму прошедшего времени от глаголов:

глохнуть (глохнул, глох),

крепнуть (крепнул, креп),

мокнуть (мок, доп. мокнул),

ослепнуть (ослеп),

отвергнуть (отвернул, отверг),

поникнуть (поник),

постигнуть (постигнул, постиг),

сохнуть (сох, доп. сохнул).

Лексические нормы СРЛЯ

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их: Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

2. Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность. 1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам напрямую. 2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3. Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей. 4. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли. 5. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности. 6. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой сети.

Синтаксические нормы СРЛЯ

1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов:

1. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сваркедоцента Юрьева.

2. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.

3. При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

4. В связи с передачей объекта в ведение МП "Волгопроммаш" и предоставленных расчетов прошу выделить 200 млн. рублей.

5. В свою очередь Подрядчик несет материальную ответственность за повреждения энергосистемы, находящейся в ведении Заказчика в полном объеме.

6. Каждая из сторон имеет право прекратить действие Договора, уведомив не менее чем за 20 рабочих дней другую сторону в письменном виде.

2. Объясните употребление форм сказуемого. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы:

1. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов тратят огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить так называемого "нормального ребенка".

2. В результате неэквивалентного внешнеторгового обмена с более богатыми государствами большинство латиноамериканских стран имеет пассивный торговый баланс.

3. Большинство учреждений, которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, – заводы, школы, средства массовой информации, даже многие политические институты, были созданы социальными новаторами прошлого.

4. Ряд принятых уже законов в области экономики напоминает ведомственные инструкции: длинные, запутанные, двойственные.

5. Большая часть людей, имеющих влияние в городе, стоит на его стороне.

6. Большинство мальчишек укутано в самодельные маскировочные халаты из простыней, наволочек и передников.

7. Сохранился ряд воспоминаний о подвигах комиссара бригады. – инверсия

8. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места.

3. А. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управление в синонимичных конструкциях:1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базироваться, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормозить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность). 9. Оплатить, уплатить (проезд). 10. Отзыв, рецензия (книга). 11. Отличать, различать (звуки). 12. Отметить, остановиться (достижения). 13. Предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность). 14. Презирать, презрение (трусость). 15. Преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент).

Б. В каком словосочетании дано правильное согласование:

три большие дома – три больших дома
четыре высокие горы – четыре высоких горы
каждые два часа – каждых два часа
целые четыре месяца – целых четыре месяца
последние два дня, проведенные… – последних два дня, проведенных…
две новые столовые – две новых столовых
два случайные прохожие – два случайных прохожих
молодые редиска и лук – молодая редиска и лук
в правой и левой руке – в правой и левой руках
вторая и третья группы IV курса – вторая и третья группа IV курса
в конце XV  начале XVI века – в конце XV  начале XVI веков

4. Определите тип нарушения в употреблении однородных членов, напишите исправленный вариант:

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2. Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю: точно знать количество слушателей в группе, помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями, своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей.

3. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

4. В здании проводилась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

5. При обнаружении повышенного уровня радиации в рабочих помещениях приостановить работы с источниками ионизирующих излучений с эвакуацией людей и докладом руководству.

6. Если вы хотите, чтобы ваше торжество, отдых коллектива, свадьба, юбилей прошли празднично и остались в памяти, спешите уже сегодня забронировать места на теплоходе "Полина".

7. Для малоимущих, инвалидов и неторгующих организаций предусмотрены скидки.

5. Напишите как можно больше вариантов предложения Студент прочитал всю нужную литературу и написал хороший реферат,используя параллельные синтаксические конструкции (Например, 1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию. 2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию. 3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию. 4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии. 5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию. 6. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи. и т.д.):

6. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, отредактируйте высказывания.1. Деловые люди, берегя время, четко планируют свой день. 2. Услышав это, у меня подкосились ноги. 3. Пиша тебе об том, жду срочного ответа. 4. Бежа изо всех сил, она споткнулась. 5. Он читает и сижа и лежа. 6. Приехав на вокзал, его никто не встретил. 7. Катаясь с горы, сломалась лыжа. 8. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация.

7. Укажите характер ошибки в каждом предложении, исправьте их:

1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы (что) война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 2. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3. На совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. 5. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 6. Анализ собранных данных, состоящих из показаний обвиняемых и свидетелей, протоколов очных ставок, вещественных доказательств, которые были приобщены к делу как в начале следствия, так и в процессе расследования, а также актов экспертиз, проведенных специалистами, которые были приглашены следствием, показывает, что преступление, инкриминируемое всем обвиняемым, которые объединились в банду, имевшую целью крупные хищения и ограбления, представляет собой цепь преступных деяний, каждое из которых должно квалифицироваться как самостоятельное преступление.

Словарь

Орфоэпический словарь русского языка /под ред. Р. И. Аванесов // http://povto.ru/pr_udar.htm

И. Л. Резниченко Орфоэпический словарь русского языка // http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/reznichenko/orfoepicheskij-reznichenko_17.htm

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. Особенности перехода ударного Е в О в современном русском языке:

произносится [о] произносится [Э] допустимы оба варианта
безнадЁжный гололЁд длинношЁрстный манЁвр никчЁмный новорождЁнный одноимЁнный скабрЁзный углублЁнный   АфЕра гололЕдица дебЕлый опЕка оседлость преемник   белЕсый и белЁсый блЁклый и блЕклый жЁлчный и жЕлчный, жЁлчь и жЕлчь, истЕкший (кровью) и истЁкший (год), решЁтчатый и нов. решЕтчатый

2. Особенности произношения [чн] и [шн]:

[чн] [шн] допустимы оба варианта
античный, конечный, отличник, подсолнечник, полуночный, поточный, сердечный, сливочный горчичник Ильинична конечно Кузьминична нарочно Никитична перечница прачечная пустячный скворечник скучно яичница будничный/ доп. буднишный булошная / доп. булочная двоешник / доп. двоечник копеечный и копеешный молошница / доп. молочница, (болезнь – молочница) порядочный и порядошный спичечный и спичешный троешник и доп. троечник шапочный \ шапошный разбор, шапошное знакомство (шн – доп., устар.)

3. Твердое и мягкое произношение согласных перед [Е] в словах иноязычного происхождения

твердый мягкий допустимы оба варианта
альтернатива антисептик антитеза артерия астероид апартеид бижутерия бизнес деградация демарш де-факто де-юре интерьер интернет лазер менеджер пантеон проект реквием свитер сервис тенденция тендер фейсбук шатен штемпель экспрессия   брюнет демагог крем пресса патент паштет реабилитация рента термин фанера шинель эссенция юриспруденция агрессия бассейн бизнесмен дедукция дезодорант декан демобилизация компетенция кредо нейлон претензия репрессия сессия сонет стратегия тезис терапевт террор фланель цистерна энергия

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. АвансИрование,

2. анАлог,

3. баловАть,

4. бАрмен,

5. бензопровОд,

6. бомбардировАть,

7. бюрокрАтия,

8. валовОй,

9. вероисповЕдание,

10. включИть – включИт,

11. вручИть – вручИт.

12. гЕнезис,

13. диспансЕр,

14. добЫча,

15. договОр – договОры – договОров,

16. донЕльзя,

17. еретИк,

18. жалюзИ,

19. забронИровать (закрепить), забронировАть (покрыть броней),

20. завИдно,

21. закУпорить,

22. заплЕсневеть.

23. избаловАть,

24. Иконопись,

25. Исподволь,

26. исчЕрпать,

27. каталОг,

28. квартАл,

29. костюмирОванный,

30. красИвее,

31. кУхонный,

32. мизЕрный и доп. мИзерный,

33. намЕрение,

34. начАть – нАчал – началА – нАчали – нАчат – начатА

35. некролОг,

36. нормировАние и доп. нормИрование,

37. обеспЕчение,

38. облегчИть,

39. оптОвый,

40. пАмятовать – пАмятуя,

41. партЕр,

42. пАсквиль,

43. подрОстковый,

44. положИть – положИл,

45. предвосхИтить,

46. предложИть,

47. премировАть,

48. принУдить,

49. руднИк,

50. свЁкла,

51. сиротЫ (род. пад), сирОты (мн.ч.),

52. слИвовый,

53. срЕдства,

54. стАтуя,

55. столЯр,

56. танцОвщица,

57. тУфля – тУфли – тУфель,

58. увЕдомить,

59. углубИть,

60. усугубИть,

61. факсИмиле,

62. фенОмен и доп. феномЕн (о человеке),

63. хвОя

64. ходАтайство,

65. христианИн,

66. цеховОй,

67. шассИ,

68. экспЕрт,

69. эскОрт,

70. языкОвая (колбаса) и языковАя (система).

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

1. Определите род существительных:

боа (шарф – сред. род., крупная южноамериканская змея из сем. удавов – м.р.).

депо – ср.р.

шампунь – м.р.

тюль – м.р.

такси – ср.р.

Чили (государство – ср.р., страна – ж.р.)

шимпанзе – м.р.

мозоль – ж.р.

колибри – ж.р.

Капри – м.р.

бра – ср.р.

кофе – м.р., допустимо ср.р.

кафе – ср.р.

какаду – м.р.

пальто – ср.р.

шоссе – ср.р

жюри – ср.р

Сочи – м.р.

Все несклоняемые неодушевленные существительные относятся к среднему роду: надежное алиби, уютное кафе, вкусное рагу, новое бикини и т.п.

Искл.: авеню, бери-бери, салями, колибри, иваси, кольраби, цеце.

арго = жаргон, антраша = прыжок, банджо = инструмент, бенгали = язык, пенальти = удар, сирокко = ветер, эмбарго = запрет.

2. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени, например:ТАСС заявил,вуз принял, СНГ включило, ГРЭС запустилась, МИД сделал заявление, МВФ предоставил.

звуковая аббревиатура: род определяется по конечному звуку основы;

буквенная аббревиатура: род определяется по стержневому слову.

также по стержневому слову часто род определяется в аббревиатурах со стержневым словом ж.р.: ГРЭС (станция), ТЭЦ (централь).

4. Определите нужную форму, согласуя фамилии и имена:1.На торжественном собрании, посвященном 50-летию университета, грамоты вручили преподавателям кафедры химии Олегу Бушкевичу и Инне Кузьменко. 2. В Мраморном зале Кремля прошел вечер памяти поэта Ивана Турган-Поплавского. 3. Доводим до Вашего сведения, что Том и Генрих Торн-дайки являются владельцами фирмы «Спейс». 4. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что Клара и Анна Баклер с 2001 года сотрудничают с компанией «Дельта». 5. Дэвид и Эльза Краузен подтвердили свое участие в международной конференции в Чикаго. 6. В 2002 году студенту 2 курса экономического факультета Ивану Силадию был предоставлен академический отпуск.

Исконные фамилии склоняются, кроме -аго, -ако, -яго, -ых, -их, -ово (Шамбинаго, Плевако, Дубяго, Красных, Долгих, Дурново, Черных, Седых), а также женских фамилий, омонимичных с нарицательными словами или географическими названиями (мужские склоняются).

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный: мужские склоняются, женские нет.

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на гласный:

– е, э, и, ы, у, ю – не склоняются.

– о, в том числе и -ко (-енко) не склоняются.

– а: 1) если а предшествуют гласные (чаще у или и), не склоняется: Галуа, Делакруа; 2) если после согласного а не ударное, склоняется по первому склонению (Сенека – Сенеке, Глинка, Окуджава); 3) с ударным а не склоняются французские фамилии (Дюма, Ферма); 4) с ударным а склоняются фамилии иного происхождения (Сковорода, Кваша);

– я: 1) французские с ударением на я не склоняются (Золя, Труайя); 2) все прочие – склоняются (Головня, Гойя, Берия, Данелия).

Сочетания М+М = мн.ч.; М+Ж, Ж+Ж = ед.ч.

два нарицательных имени, указывающих на разный пол = ед.ч., кроме сочетаний муж и жена, брат и сестра;

супруги = мн.ч.

братья или сестры = ед.ч.

семья = ед.ч.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:

англичане – англичан,

апельсины – апельсинов,

буряты – бурят и бурятов,

вафли – вафель,

гусары – гусар и гусаров,

джинсы – джинсов,

жабры – жабр,

калмыки – калмыков,

килограммы – килограмм и килограммов,

кочерги́ – кочерёг,

носки – носков,

полотенца – полотенец,

помидоры – помидор и помидоров,

рельсы – рельс и рельсов,

свечи – свечей (но игра не стоит свеч),

тапки – тапок,

туфли – туфель,

чулки – чулок,

яблоки – яблок.

ясли – яслей.

6. Образуйте форму именительного падежа множественного числа:

адрес – адреса (местожительство), адреса и адресы (приветствие юбиляру);

брокер – брокеры,

бухгалтер – бухгалтеры,

герб – гербы,

дилер – дилеры,

директор – директора,

договор – договоры,

допуск – допуски,

инструктор – инструктора и инструкторы,

квартал – кварталы,

контейнер – контейнеры,

крем – кремы,

ордер – ордера,

отпуск – отпуска,

паспорт – паспорта,

профессор – профессора,

рапорт – рапорты,

редактор – редактора и редакторы,

ректор – ректоры,

сорт – сорта,

торт – торты,

цех – цеха,

шофер – шоферы.

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

1. Составьте предложения с данными словосочетаниями: улица узкая – улица узка; мысль серьезная – мысль серьезна; малыш больной – малыш болен.

Полные прилагательные Краткие прилагательные
называют постоянный признак   называют временный признак интенсивность признака указывают на относительный признак

2. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных:крупный, ловкий, здоровый, хороший, горький, плохой, деловитый.

Прилагательное Форма степеней сравнения Стили речи
простая составная
крупный Сравнительная крупнее более крупный
Превосходная крупнейший наикрупнейший самый крупный крупнее всех
хороший Сравнительная лучше более хороший
Превосходная лучший наилучший самый хороший лучше всех
плохой Сравнительная хуже более плохой
Превосходная худший наихудший самый плохой хуже всех
здоровый Сравнительная здоровее более здоровый
  Превосходная здоровейший самый здоровый здоровее всех
Деловитый Сравнительная   более деловитый
  Превосходная   самый деловитый

не путать аналитические и синтетические степени (более лучший, менее предпочтительнее, самый сладчайший, наиболее выгоднейший)

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1. Перепишите предложения, заменяя цифровые обозначения словесными вариантами.1. В магазин было поставлено до двухсот шестидесяти четырех килограммов конфет. 2. Депутат встретился с семьюстами тридцатью пятью рабочими завода. 3. Стотысячный турист прилетел в Тунис из России рейсом Аэрофлота. 4. Тридцати одно миллионный зритель посмотрел фильм в нашем кинотеатре. 5. Предложение принято четырьмястами тридцатью семью голосами против пятидесяти четырех голосов. 6. К пятистам тридцати пяти прибавить двести восемьдесят пять. 7. От восьмисот сорока девяти отнять девяносто шесть. 8. Миллионный экземпляр книги был напечатан в нашем издательстве. 9. Длина реки Волги около трех тысяч семисот километров. 10. На ремонт здания затрачено более одной тысячи двухсот рублей.

ГЛАГОЛЫ

1. Образуйте форму прошедшего времени от глаголов:

глохнуть (глохнул, глох),

крепнуть (крепнул, креп),

мокнуть (мок, доп. мокнул),

ослепнуть (ослеп),

отвергнуть (отвернул, отверг),

поникнуть (поник),

постигнуть (постигнул, постиг),

сохнуть (сох, доп. сохнул).

Сформулируйте смысловые различия глагольных форм, включите их в словосочетания и предложения.

брызгает – брызжет (спрыскивать, окроплять – разлетаться каплями, разбрасывать капли, сыпать брызгами);

двигает – движет (перемещать, толкая или таща что-нибудь, двигает мебель – побуждать, руководить, движет чувство сострадания);

капает – каплет (падать каплями, лить по капле, капать лекарство в рюмку – протекать, крыша каплет);

мечет – метает (разбрасывать, направлять, мечет гром и молнии или бросать в спорте, метает копье – прошивать стежками, обшивать петли, метает шов).

Лексические нормы СРЛЯ

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их: Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

2. Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность. 1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам напрямую. 2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3. Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей. 4. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли. 5. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности. 6. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой сети.

Наши рекомендации