Журнал учета хозяйственных операций

Операция Сумма Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Поступили от поставщика материалы
2. Перечислены налоги в бюджет
3. Со склада отпущены материалы в основное производство
и т.д.      

Рис. 8.1. Журнал учета хозяйственных операций

Затем осуществляются регистрация и экономическая группировка данных в системе синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета.

Для этого сведения об остатках имущества, хозяйственных средств и источниках их формирования, а также данные о хозяйственных операциях из первичных документов переносятся в учетные регистры.

Учетные регистры – это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

В зависимости от строения учетные регистры делятся на хронологические и систематические. В хронологических регистрах информация о хозяйственных операциях записывается в хронологической последовательности их совершения. В систематических учетных регистрах хозяйственные операции группируются по установленным признакам.

Учетные регистры ведутся в виде книг, журналов, ведомостей, карточек, машинограмм, отдельных листов и др.

Синтетический учет осуществляется в так называемых синтетических регистрах, т.е. группировка осуществляется по синтетическим счетам, а аналитический – в аналитических регистрах. Записи в регистрах производятся вручную, а также с использованием средств вычислительной техники.

Записи по синтетическим счетам, как правило, ведут в журналах-ордерах и Главной книге или в заменяющих их машинограммах-ведомостях, а по аналитическим счетам – в книгах, машинограммах-ведомостях или на карточках. При ведении аналитического учета на карточках каждая вновь открываемая карточка регистрируется в особом реестре карточек, который дает возможность следить за их сохранностью. Классификация учетных регистров приведена на рис. 8.2.

Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru

8.2. Способы исправления ошибочных
записей в учетных регистрах

При выполнении записей, связанных с отражением хозяйственных операций или составлением отчетов, могут быть допущены ошибки – от описок до неправильных корреспонденций счетов. Китайский мыслитель Конфуций говорил: «Лишь та ошибка, что не исправляется».

В бухгалтерском учете существуют документы, в которых исправление не допускается. Это банковские и некоторые кассовые документы (приходный и расходный кассовые ордера).

Для исправления ошибок в других бухгалтерских документах существуют различные способы. Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» предусмотрено два метода исправления ошибок: дополнительной или сторнировочной записью. Однако на практике используется еще и метод корректуры.

Метод корректуры применяется в тех случаях, когда ошибка допущена в первичном учетном документе и не затрагивает корреспонденцию счетов.

Суть данного метода заключается в том, что ошибочная запись зачеркивается тонкой линией таким образом, чтобы под зачеркнутым можно было прочесть написанное. После этого сверху или сбоку (на полях) пишется правильное число, и делается запись с оговоркой об исправлении следующего содержания: «Исправленному верить. Исправлено (число прописью) на (число прописью)». Одновременно лицом, осуществившим исправление, производится оговорка «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.

Как правило, этот метод используется в бланках строгой отчетности и первичных учетных или документах-основаниях.

ПРИМЕР

При получении товара грузополучателем обнаружено, что организация-грузоотправитель указала неверные сведения в строке «Пункт разгрузки» товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 (далее – ТТН-1). В этом случае водитель организации-грузоотправителя, указавшей неверные сведения в строке «Пункт разгрузки» ТТН-1, вправе осуществить исправление ошибочных записей «Исправленному верить. Исправлено (число прописью) на (число прописью)». «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов водителя

Метод дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда при правильно выбранной корреспонденции счетов сумма операции преуменьшена (преувеличена).

Суть этого метода заключается в том, что при исправлении ошибки делают дополнительную проводку по тем же счетам, т.е. в той же корреспонденции, на сумму разницы между правильной цифрой и той, которая записана.

ПРИМЕР 1

От поставщика поступили материалы на сумму 8000 у.е. В бухгалтерском учете данное поступление материалов ошибочно отражено на сумму 6000 у.е. Для исправления ошибки необходимо сделать дополнительную проводку на сумму 2000 у.е.

  60
Дебет Кредит Дебет Кредит
Сн = 0   Сн = 0
1) 6000   1) 6000
2) 2000   2) 2000
Ск = 8000   Ск = 8000

1. Отражение поступления материалов.

2. Исправление ошибки методом дополнительной проводки (в том случае, если правильная сумма больше, чем та, которую записали).

Метод «красного сторно», или метод отрицательных чисел, применяется в тех случаях, когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция.

При исправлении такой ошибки неправильная запись повторяется по тем же счетам, т.е. повторяется неправильная корреспонденция в той же сумме, только в круглых скобка «( )», которая означает вычитание в бухгалтерском учете. После этого обычными чернилами отражается запись по соответствующим счетам в соответствующей сумме.

ПРИМЕР

С расчетного счета получены денежные средства в размере 12 000 руб. для выдачи заработной платы. При отражении операции, связанной с получением из банка в кассу денежных средств для выдачи заработной платы, допущена ошибочная запись (операция № 1 по счету Д-т 70 и К-т 51). При выявлении ошибки неправильная запись повторяется красными чернилами (операция № 2 по тем же счетам), затем отражается правильная запись по поступлению средств на предприятие (операция № 3 по Д-т 50 и К-т 51 счетов). После выдачи денежных средств из кассы в виде погашения задолженности по заработной плате в бухгалтерии отражается запись (операция № 4 по счетам Д-т 70 и К-т 50).

  50   70
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Сн = 20000   Сн Сн = 15000
  1) 12000 3) 12000 4) 12000 1) 12000  
  2) (12000)     2) (12000)  
  3) 12000     4) 12000
Ск = 8000   Ск     Ск = 3000
           

Ск51 = 20 000 + 0 – (12 000 + (-12 000) + 12 000) = 20 000 –
– 12 000 = 8000.

Ск70 = 15 000 + 0 – (12 000 + (-12 000) + 12 000) = 15 000 –
– 12 000 = 3000.

При исправлении ошибки следует учитывать дату, когда она была допущена и дату ее исправления.

Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года.

Сдана отчетность
Ошибка допущена
Начало отчетного периода
Конец отчетного периода
Ошибка выявлена и исправлена
Сдана отчетность

время

Рис. 8.3. Исправление ошибки текущего периода, выявленной
до окончания отчетного года

Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная после его окончания, но до даты утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется в декабре отчетного года дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года.

Сдана отчетность
Ошиб- ка допу-щена
Начало отчетного периода
Конец отчетного периода
Ошиб- ка исправ-лена
Ошибка выявлена

Время

Рис. 8.4. Исправление ошибки отчетного года, выявленной до утверждения годовой бухгалтерской отчетности

Ошибка, допущенная в году (годах), предшествующем (предшествующих) отчетному году, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов и кредиту (дебету) соответствующих счетов. При этом в бухгалтерской отчетности корректируется вступительное сальдо каждой связанной с этой ошибкой статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этой ошибкой статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период

Ошибка допущена
Начало отчетного периода
Конец отчетного периода
Ошибка выявлена и исправлена
Сдана отчетность

время

Рис. 8.5. Исправление ошибки прошлых лет, выявленной после утверждения
годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год

Формы бухгалтерского учета

Созданные в организации и поступившие от сторонних лиц первичные учетные документы фиксируются в регистрах бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета – это регистр, в котором производится накопление и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральном и (или) стоимостном выражении. Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей.

В нашей стране наиболее распространенными формами бухгалтерского учета являются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная.

В зависимости от особенностей отрасли народного хозяйства и организационно-правовой формы организации применяются несколько вариантов мемориально-ордерной формы учета. Общая схема документооборота при мемориально-ордерной форме учета (на примере кассовых операций) приведена на рис. 8.6.

Первичные документы
Кассовая книга
Журнал регистрации мемориальных ордеров
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Оборотная ведомость по аналитическим счетам  
Регистры аналитического учета
Группировочные накопительные ведомости
Мемориальный ордер
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Главная книга

Рис. 8.6. Документооборот при мемориально-ордерной форме учета

Основным регистром при данной форме является мемориальный ордер. Вначале в хронологическом порядке группируются первичные учетные документы по определенным видам хозяйственных операций (кассовые, банковские, расчеты по заработной плате), в которых зафиксированы хозяйственные операции. В некоторых случаях информация может накапливаться в накопительных ведомостях. Затем на основании данных ведомостей формируется мемориальный ордер. Например, сводные ведомости по начислениям и распределению начисленных сумм по заработной плате. На основании данных мемориального ордера составляется регистрационный журнал, а данные переносятся в Главную книгу, по данным которой составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, а по итоговым данным карточек – оборотные ведомости по счетам аналитического учета. Синтетический учет ведется в книгах или многографных ведомостях.

Итог журнала регистрации мемориальных ордеров сверяется с общим итогом оборотной ведомости по синтетическим счетам, а обороты и сальдо по счетам аналитического учета – с оборотами и сальдо соответствующих синтетических счетов.

Формы бухгалтерской отчетности формируются (заполняются) на основании данных оборотных ведомостей по синтетическим счетам и оборотных ведомостей аналитических счетов и карточек аналитического учета.

Мемориально-ордерная форма учета наряду с достоинствами имеет ряд недостатков (рис. 8.7).

Недостатки
Разделение труда учетных работников
Простота в связях между регистрами
Раздельное ведение синтетического и аналитического учета
Большая трудоемкость учетных работ
Достоинства и недостатки мемориальной формы учета
Достоинства

Рис. 8.7. Достоинства и недостатки мемориальной формы учета

Мемориально-ордерная форма учета получила свое активное развитие в нашей стране в 1932–1950 годах. Однако в настоящее время имеет ограниченное применение.

В процессе совершенствования мемориально-ордерной формы учета постепенно отказались от составления мемориальных ордеров и регистрационного журнала, разработав регистры, основанные на группировочных и накопительных ведомостях, и, заменив книги свободными листами, создали более прогрессивную форму – журнально-ордерную. Ее развитие в нашей стране пришлось на 1950–1980 годы. Было разработано 23 журнала-ордера, вспомогательные ведомости и листки-расшифровки. В учетной практике журнально-ордерная форма учета используется в двух вариантах:

– полная (16 журналов-ордеров) применяется в крупных организациях;

– сокращенная (86 журналов-ордеров) применяется в малых и средних организациях.

Журнально-ордерная форма счетоводства, введенная письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства», предназначена для применения во всех отраслях народного хозяйства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля и др.). Однако переход на план счетов 1992 года, а затем 2003 года привели к тому, что ее применение в нашей стране значительно сократилось.

В единой журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Общая схема документооборота при журнально-ордерной форме учета (на примере кассовых операций) приведена на рис. 8.8.

Первичные документы к кредиту счета 50 «Касса»
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Оборотные ведомости по аналитическим счетам
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Накопительные ведомости
Журнал-ордер № 1
Главная книга
Карточки аналитического учета
Кассовая книга

Рис. 8.8. Документооборот при журнально-ордерной форме учета

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Мемориально-ордерная форма учета наряду с достоинствами имеет ряд недостатков (рис. 8.9).

Разделение труда учетных работников
Сокращение объема учетных работ и повышение уровня организации учетного процесса
Сложность заполнения многих журналов-ордеров
Ручная обработка учетной информации
Достоинства и недостатки журнально-ордерной формы учета
Достоинства
Недо-статки
Повышение производительности труда учетных работников

Рис. 8.9. Достоинства и недостатки журнально-ордерной формы учета

Исходя из принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.

Дебетовые обороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведется объединенно, в единых регистрах, также находят отражение в журналах-ордерах, предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы-ордера, в которых наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один – для записи операций по кредиту счета (собственно журнал-ордер), другой – для отражения показателей аналитического учета.

В настоящее время упрощенная форма учета регламентируется Методическими рекомендациями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 15-3/1026/2/415 «О порядке упрощенного ведения бухгалтерского учета в рамках упрощенной системы налогообложения». Методические рекомендации разработаны в целях единого применения порядка упрощенного ведения бухгалтерского учета организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, малыми организациями (со средней численностью работающих в месяц до 15 человек) и средними организациями (со средней численностью работающих от 15 до 100 человек), в том числе частными унитарными предприятиями.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» и освобожденные от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности, ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма книги учета доходов и расходов и порядок ее заполнения утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, Министерства статистики и анализа от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом № 119, вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, вправе вести учет предпринимательской деятельности в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 50/45.

Организации со средней численностью работников в месяц от 15 до 100 человек ведут бухгалтерский учет с использованием регистров учета (ведомостей). Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Для учета финансово-хозяйственных операций организации могут применять следующие регистры бухгалтерского учета:

– Ведомость учета основных средств, нематериальных активов, начисленных амортизационных отчислений – форма В-1;

– Ведомость учета производственных запасов, товаров, НДС, уплаченного по приобретенным ценностям – форма В-2;

– Ведомость учета затрат на производство – форма В-3;

– Ведомость учета денежных средств – форма В-4;

– Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма В-5;

– Ведомость учета реализации – форма В-6 (оплата) и форма В-6 (отгрузка);

– Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма В-7;

– Ведомость учета оплаты труда – форма В-8;

– Ведомость (шахматная) – форма В-10;

– Оборотная ведомость – форма В-11.

Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.

В ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности организации, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматная) по форме В-10, на основании которой составляется оборотная ведомость по форме В-11.

Оборотная ведомость формы В-11 является основанием для составления бухгалтерского баланса организации.

В последнее время в организациях малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, предусматривающую ведение учета в Главной книге по специальной форме (описанной ниже, рис. 8.10). Применение упрощенной формы позволяет значительно уменьшить трудоемкость бухгалтерского учета. Это достигается за счет объединения записей в книге предлагаемой формы информации регистрационных журналов-ордеров (учета хозяйственных операций) и ведения Главной книги. При регистрации каждой хозяйственной операции применяется метод двойной записи, т.е. отражение операции производится по дебету одного счета с указанием кредитуемого счета и по кредиту второго счета с указанием корреспондирующего с ним дебетуемого счета. В обоих счетах в графе «Наименование документа» делается ссылка на первичные документы, на основании которых производится запись. На основании данных Главной книги предложенной формы можно определить наличие в организации хозяйственных средств и источников их образования, составить бухгалтерский баланс и отчетность.

Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru

Книга заводится в расчете на год. Ежемесячно в книге подсчитывают обороты по счетам и выводят конечные остатки. Ежемесячно по данным Главной книги составляют оборотную ведомость, которая, по сути, является оборотным бухгалтерским балансом, а также составляют отчеты в налоговую инспекцию, статистическое управление и Фонд социальной защиты населения. Оборотные ведомости и формы бухгалтерской отчетности подписываются лицами, их заполнявшими.

Если по отдельным группам совершается значительное количество операций, то их можно записывать вначале по соответствующим карточкам-счетам, а итоговые данные за месяц записывать в Главную книгу.

Исправление ошибок в Главной книге и ведомостях производится по правилам и с применением способов бухгалтерского учета.

Все поступающие в организацию документы, на основании которых производятся записи в Главную книгу, подшиваются в папки и хранятся в организации в течение сроков, определяемых финансовыми органами. Для удобства хранения и использования документов при их ревизии рекомендуются следующие папки – накопители документов:

1. Основные средства.

2. Материалы.

3. Заработная плата.

4. Затраты на производство.

5. Касса.

6. Расчетный счет.

7. Реализация продукции, услуг.

8. Расчеты по распределению прибыли.

9. Расчеты налогов.

Документы в накопители подшиваются в хронологической последовательности.

Общая схема документооборота при упрощенной форме учета приведена на рис. 8.11 и 8.12.

Первичные документы
Кассовая книга
Ведомость оплаты труда
Книга учета хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Первичные документы
Кассовая книга
Ведомость оплаты труда
Книга учета хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Первичные документы
Кассовая книга
Ведомость оплаты труда
Книга учета хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru Журнал учета хозяйственных операций - student2.ru

Рис. 8.11. Документооборот при упрощенной форме учета

(вариант 1)

Первичные документы
Кассовая книга
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Ведомости текущего учета (В1-В8)
Шахматная ведомость (В9)

Рис. 8.12. Документооборот при упрощенной форме учета
(вариант 2)

Упрощенная форма учета наряду с достоинствами имеет ряд недостатков (рис. 8.13).

Сочетание синтетического и аналитического учета
Ручной труд
Рассчитана на небольшой объем учетной информации
Достоинства и недостатки упрощенной формы учета
Достоинства
Простота регистров учета, их наглядность
Недостатки

Рис. 8.13. Достоинства и недостатки упрощенной формы учета

Со второй половины прошлого столетия активно развивается автоматизированная форма ведения учета. В настоящее время на отечественном рынке используется значительное количество программных продуктов, которые учитывают объемы учетных работ конкретной организации, отраслевой признак и др. Наиболее популярными являются «1-С бухгалтерия» различных модификаций, «Галактика», «Гедемин», «Нива – СХП» и др.

Общая схема документооборота при автоматизированной форме учета приведена на рис. 8.14.

Автоматизированная форма учета наряду с достоинствами имеет ряд недостатков (рис. 8.15).

Применение компьютеров, относительно простых в эксплуатации, позволяет создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. Автоматизация учетного процесса позволяет обеспечивать высокую точность учетных данных, оперативность учета. Исчезают многие трудоемкие операции по систематизации, кодированию, обобщению и выверке информации. Отпадает необходимость в выводе на бумажные носители большинства учетных регистров, поскольку печатаются только те из них, которые необходимы для текущей работы и заполнения форм отчетности.

ЭВМ
Автоматическое печатающее устройство
Учетные регистры
Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Дисплей
Периферийные устройства сбора и передачи информации
Машинные носители информации
Устройство для ручной записи на машинный носитель
Нормативно-справочная информация
Первичные документы

Рис. 8.14. Документооборот при автоматизированной форме учета

Недостатки
Повышение оперативности и аналитичности учетной информации
Регулярное создание резервных копий учетной и отчетной информации
Возможность несанкционированного доступа к учетной и отчетной информации
Достоинства и недостатки автоматизированной формы учета
Достоинства
Повышение производительности труда учетных работников
Недостатки

Рис. 8.15. Достоинства и недостатки автоматизированной формы учета

Широко используются возможности диалогового общения с ЭВМ, получения по запросу необходимых данных. Труд бухгалтера становится более интеллектуальным и творческим.

Автоматизированная форма учета основывается на методологическом, информационном, техническом и организационно-правовом единстве обработки информации по различным участкам, включая получение бухгалтерского баланса и форм отчетности.

В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, соблюдая общие методологические принципы, такие как:

· документальное отражение хозяйственных операций, в том числе и на машинных носителях, имеющих юридическую силу первичных документов;

· стандартизация и унификация документов;

· стоимостная оценка объектов учета;

· экономическая группировка объектов бухгалтерского учета на основе системы счетов;

· обеспечение взаимосвязи между учетными показателями на основе двойной записи и балансового обобщения;

· формирование и составление форм отчетности по единой методике для всех структурных подразделений организации и организации в целом;

· возможность развития системы.

Тема 9

Бухгалтерская отчетность

9.1. Бухгалтерская отчетность,
ее состав и значение

Отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период. Отчетность предоставляется ее пользователям. Под пользователем (потребителем) отчетности понимается субъект (физическое или юридическое лицо или соответствующий государственный орган), обращающийся к ней за получением необходимой информации. Пользователи могут быть внешними и внутренними (рис. 9.1). К пользователям отчетности относятся имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие торговые кредиторы, покупатели, органы государственного управления, общественность. Они пользуются отчетностью, чтобы удовлетворить свои различные информационные потребности.

Инвесторы, вкладывающие капитал, и их консультанты беспокоятся о риске, связанном с инвестициями и о доходе на него. Данной группе пользователей нужна информация, которая помогла бы им определиться, покупать, держать, или продать ценные бумаги. Акционеры также заинтересованы в информации, позволяющей им оценить способность компании выплачивать дивиденды.

С косвенным интересом
С прямым интересом
Внешние
Внутренние
Владелец (собственник)
Учредитель
Администрация
Работники организации
Акционеры
Потенциальные партнеры
Реальные партнеры
Поставщики
Подрядчики
Покупатели
Заказчики
Инвесторы
Кредиторы
Органы государственного управления
Страховые компании
Биржи
Брокеры
Дилеры
Аудиторы
Арбитраж
Средства массовой информации
Общественные организации
Пользователи

Рис. 9.1. Пользователи отчетности

Работники и представляющие их группы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании об

Наши рекомендации