Финансово-результативные счета

Они предназначены для учета и контроля накопления или потерь финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. К ним относятся счета – 84, 99. Эти счета активно-пассивные. Если в организации прибыль – счет пассивный. Если убыток – счет активный.

6.3. Классификация счетов по отношению
к балансу

По отношению к балансу счета подразделяются на балансовые и забалансовые.

Балансовые счета представляют собой в совокупности строго определенную взаимосвязанную систему, а сама система является развитием, углублением и детализацией баланса.

Забалансовые счета предназначены для получения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся в ее пользовании, распоряжении либо на ответственном хранении. Такие счета можно назвать депозитно-имуществен­ными. К этим счетам относятся:

– арендованные основные средства;

– материалы, принятые в переработку;

– товары, принятые на комиссию, и товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, и т.д.

В составе забалансовых счетов могут открываться счета, предназначенные для дальнейшего контроля за отдельными операциями, которые уже отражены в системе счетов, но могут повлечь за собой негативные или позитивные последствия. К таким счетам относятся бланки строгой отчетности.

Контрольную функцию выполняет также счет «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», на котором в течение пяти лет учитывается списанная с бухгалтерского баланса дебиторская задолженность из-за неплатежеспособности должника. Цель такого учета – наблюдение за возможностью взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должника.

В последнее время возрастает роль забалансовых счетов для учета условных прав и обязательств. Это следующие счета: «Обеспечения обязательств и платежей (полученные)», «Обеспечения обязательств и платежей (выданные)». На этих счетах ведется учет в денежном выражении движения выданных и полученных организацией гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей (залог), а также в обеспечение под товары, переданные для реализации на условиях консигнации и в других аналогичных случаях.

Ведение учета на забалансовых счетах в настоящее время жестко не регламентируется. Записи на счетах ведутся по простой однократной системе. Счета имеют двустороннее деление (условно дебет и кредит). Кроме того, учет должен вестись в синтетическом и аналитическом разрезе.

Записи на счетах осуществляются в натуральном и стоимостном выражении с соблюдением правил подсчета итогов, оборотов и правил выведения остатков, применяемых для балансовых счетов. Несмотря на то что учет на забалансовых счетах не входит в систему бухгалтерского учета, он, тем не менее, является неотъемлемой составной частью системы бухгалтерского учета. Его ведение в организациях в пределах, установленных законодательством, обязательно.

План счетов бухгалтерского учета

Для единообразного обобщения данных о работе организаций различных форм собственности и для удобства работы контрольных органов разрабатывается единый систематизированный перечень счетов и субсчетов, который обязателен для всех субъектов хозяйствования, – Типовой план счетов (см. с. 76–82). Типовой план счетов бухгалтерского учета разрабатывается и утверждается Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством по статистике и анализу Респуб­лики Беларусь.

Субсчета, предусмотренные в Типовом плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные и исключать или объединять отдельные субсчета, что предусматривается рабочим планом счетов в учетной политике организации.

Типовой план счетов имеет восемь разделов, причем разделы сформированы в строго логической последовательности. В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов. Разделы расположены в определенной последовательности, определяемой характером участия имущества в кругообороте средств организации.

Раздел I включает в себя счета, которые связаны с учетом основных средств и других долгосрочных вложений (т.е. связан с учетом орудий или средств труда).

Раздел II включает счета, по которым ведется учет предметов труда (производственные запасы).

Раздел III включает в себя счета, по которым отражаются затраты на производство, когда соединяются вместе орудия труда, предметы труда и рабочая сила (процесс производства).

В раздел IV включены счета, по которым ведется учет готовой продукции и товаров, а также расходы, связанные с реализацией.

В раздел V входят счета, на которых учитываются денежные средства, используемые как эквивалент при обмене.

В раздел VI входят счета, с помощью которых осуществляются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями, с банками по кредитам и займам, с рабочими и служащими, с бюджетом и т.д.

В раздел VII включаются счета, отражающие собственный капитал организации, а также различные фонды и резервы, образуемые, как правило, за счет прибыли.

Раздел VIII включает в себя счета, на которых отражается реализация продукции (работ, услуг), основных средств и других активов организации, различные внереализационные доходы и расходы организации, а также финансовые результаты.

Отдельно предусмотрена группа забалансовых счетов.

Типовой план счетов предусматривает шифровку счетов путем присвоения каждому счету двузначного номера от 01 до 99. Субсчета нумеруются в пределах указанного синтетического
счета.

В случае необходимости (для полного отражения специфики работы того или иного субъекта хозяйствования) план счетов позволяет вводить дополнительные счета, которые зарезервированы в плане без названия.

Типовой план счетов бухгалтерского учета1

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета
Раздел I ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства По видам основных средств
Амортизация основных средств  
Доходные вложения в материальные активы 1. Инвестиционная недвижимость 2. Предметы финансовой аренды (лизинга) 3. Прочие доходные вложения в материальные активы
Нематериальные активы По видам нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов  
Долгосрочные финансовые вложения 1. Долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги 2. Предоставленные долгосрочные займы 3. Вклады по договору о совместной деятельности
Оборудование к установке и строительные материалы 1. Оборудование к установке на складе 2. Оборудование к установке, переданное в монтаж 3. Строительные материалы
Вложения в долгосрочные активы 1. Приобретение и создание основных средств 2. Приобретение и создание инвестиционной недвижимости 3. Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга) 4. Приобретение и создание нематериальных активов 5. Приобретение и создание иных долгосрочных активов
Отложенные налоговые активы  

1 Утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от от 29 июня 2011 г. № 50, с изм. и доп. от 30 апреля 2012 г. № 25, 30 апреля 2012 г. № 26, 20 декабря 2012 г. № 77, 8 февраля 2013 г. № 11, 2 декабря 2013 г. № 71, 30 июня 2014 г. № 46 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 26.12.2011. № 143. 8/24548; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.09.2012, 8/26354, 04.09.2012, 8/26355, 30.12.2012, 8/26723; 30.03.2013, 8/27212; 10.01.2014, 8/28215; 14.11.2014, 8/29244.

  Продолжение табл.
 
Раздел II ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
Материалы 1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запасные части 6. Прочие материалы
    7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Временные сооружения 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации 12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы
Животные на выращивании и откорме  
   
   
Резервы под снижение стоимости запасов  
Заготовление и приобретение материалов  
Отклонение в стоимости материалов  
   
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам  
   
Раздел III ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
Основное производство По видам основного производства
Полуфабрикаты собственного производства  
Страховые выплаты  
Вспомогательные производства По видам вспомогательных производств
   
Общепроизводственные затраты  
  Продолжение табл.
Общехозяйственные затраты  
   
Брак в производстве  
Обслуживающие производства и хозяйства По видам обслуживающих производств и хозяйств
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Раздел IV ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ
   
Товары 1. Товары на складах 2. Товары в розничной торговле 3. Тара под товаром и порожняя 4. Покупные изделия 5. Товары, переданные для подготовки на сторону 6. Предметы проката
Торговая наценка  
Готовая продукция  
Расходы на реализацию  
Товары отгруженные  
   
Долгосрочные активы, предназначенные для реализации  
   
   
Раздел V ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Касса  
Расчетные счета  
  Продолжение табл.
Валютные счета  
   
   
Специальные счета в банках 1. Депозитные счета 2. Счета в драгоценных металлах 3. Специальный счет денежных средств целевого назначения
   
Денежные средства в пути 1. Инкассированные денежные средства2. Денежные средства для приобретения иностранной валюты 3. Денежные средства в иностранных валютах для реализации
Краткосрочные финансовые вложения 1. Краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги 2. Предоставленные краткосрочные займы
Резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений  
Раздел VI РАСЧЕТЫ
Расчеты с поставщиками и подрядчиками  
   
Расчеты с покупателями и заказчиками  
Резервы по сомнительным долгам  
   
Отложенные налоговые обязательства  
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 1. Расчеты по краткосрочным кредитам 2. Расчеты по краткосрочным займам 3. Расчеты по процентам по краткосрочным кредитам и займам
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 1. Расчеты по долгосрочным кредитам 2. Расчеты по долгосрочным займам 3. Расчеты по процентам по долгосрочным кредитам и займам
  Продолжение табл.
Расчеты по налогам и сборам 1. Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг 2. Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 3. Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода) 4. Расчеты по подоходному налогу 5. Расчеты по прочим платежам в бюджет
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению  
Расчеты с персоналом по оплате труда  
Расчеты с подотчетными лицами  
   
Расчеты с персоналом по прочим операциям 1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению ущерба
   
Расчеты с учредителями 1. Расчеты по вкладам в уставный капитал 2. Расчеты по выплате дивидендов и других доходов
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 1. Расчеты по исполнительным документам 2. Расчеты по имущественному и личному страхованию 3. Расчеты по претензиям 4. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 5. Расчеты по депонированным суммам 6. Расчеты по договору доверительного управления имуществом 7. Расчеты, связанные с выбывающей группой
Расчеты по прямому страхованию и перестрахованию  
   
Внутрихозяйственные расчеты  
  Продолжение табл.
Раздел VII СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Уставный капитал  
Собственные акции (доли в уставном капитале)  
Резервный капитал  
Добавочный капитал  
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)  
   
Целевое финансирование  
   
   
   
Раздел VIII ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Доходы и расходы по текущей деятельности 1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 2. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 3. Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 4. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг 5. Управленческие расходы 6. Расходы на реализацию 7. Прочие доходы по текущей деятельности 8. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности 9. Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности 10. Прочие расходы по текущей деятельности 11. Прибыль (убыток) от текущей деятельности
  Окончание табл.
Прочие доходы и расходы 1. Прочие доходы 2. Налог на добавленную стоимость 3. Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов 4. Прочие расходы 5. Сальдо прочих доходов и расходов
   
Страховые взносы (премии)  
Недостачи и потери от порчи имущества  
Страховые резервы  
Резервы предстоящих платежей По видам резервов предстоящих платежей
Расходы будущих периодов По видам расходов будущих периодов
Доходы будущих периодов По видам доходов будущих периодов
Прибыли и убытки  
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
Наименование счета Номер счета  
Арендованные основные средства  
Имущество, принятое на ответственное хранение  
Материалы, принятые в переработку  
Товары, принятые на комиссию  
Оборудование, принятое для монтажа  
Бланки документов с определенной степенью защиты  
Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность  
Обеспечения обязательств полученные  
Обеспечения обязательств выданные  
   
Основные средства, сданные в аренду  
   
   
Потеря стоимости основных средств  
   
Недвижимое имущество, находящееся в совместном домовладении  
Именные приватизационные чеки «Имущество»  
             

Тема 7

Документация
и инвентаризация

7.1. Первичные документы как носители
исходной информации о хозяйственных
операциях

Документ представляет собой письменное распоряжение на совершение хозяйственных операций или письменное подтверждение действительного осуществления этих операций.

Документация – один из элементов метода бухгалтерского учета. Это способ сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения необходимых сведений о совершившихся хозяйственных явлениях, а также осуществления последующих записей в системе счетов бухгалтерского учета.

Независимо от способов записи исходных данных каждая хозяйственная операция должна быть оформлена документом в момент и по месту ее совершения. В этом смысле документация является основой учета, определяет его правильность и достоверность.

Документы как письменное свидетельство совершенных хозяйственных операций приобретают правовое значение, а обоснованные записью в бухгалтерском учете приобретают доказательную силу и привлекаются для рассмотрения в судебных органах при возникновении трудовых или хозяйственных споров.

Бухгалтерским документом следует считать любой материальный носитель информации об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтверждать совершение хозяйственных операций и право на их совершение.

Для придания документам юридической силы они должны быть составлены с соблюдением правил, изложенных в Положении о документах и документообороте. Особое значение приобретают документы при осуществлении контроля за соблюдением государственной дисциплины, за законностью совершаемых операций. Одной из важнейших форм последующего контроля являются документальные ревизии, проводимые систематически. Каждый документ имеет реквизиты, основное назначение которых – индивидуализация хозяйственных операций, устранение возможности их смешивания.

К основным реквизитам относятся:

· номер и название документа;

· дата составления документа (число, месяц, год);

· название организации;

· содержание хозяйственной операции;

· стоимостные и натуральные измерители;

· подписи уполномоченных лиц:

а) дающих указание на совершение хозяйственной операции,

б) проверяющих правильность совершения хозяйственной операции,

в) совершающих хозяйственные операции;

· наименование и адреса сторон, принимающих участие в хозяйственных операциях или сделках (фирма, юридическое лицо).

Классификация документов

В связи с большим разнообразием носителей исходной информации (первичных документов) возникает необходимость в их классификации (рис. 7.1). Классификация документов имеет не только теоретическое, но и практическое значение: зная особенности каждого документа, можно рационально его использовать в управлении хозяйственной деятельностью.

Финансово-результативные счета - student2.ru

7.3. Порядок оформления документов

Бухгалтерские документы оформляются лицами, имеющими на то право. Устанавливается определенный регламент по их заполнению.

Основные требования, предъявляемые к заполнению документов:

1) записи должны быть разборчивы и выполняться любыми чернилами, кроме красных (красным цветом в бухгалтерском учете оформляются отрицательные числа – сторнировочные записи);

2) в документах не должно быть помарок, тем более подчисток;

3) бухгалтерская обработка документов состоит из следующих стадий:

а) контроль документа:

формальная проверка, во время которой проверяют фактическое заполнение реквизитов, чтобы придать документу юридическую силу;

арифметическая проверка, в процессе которой перепроверяют умножение цифр по горизонтали и сумму по вертикали;

проверка по существу, в результате которой определяют правомерность хозяйственной операции и выявляют подлинность подписей лиц, которые дали разрешение на проведение данной операции;

б) таксировка документов. Предусматривает переход от натуральных и трудовых показателей к денежным;

в) группировка показателей и их запись в соответствующие документы.

7.4. Инвентаризация, ее значение
в бухгалтерском учете

Инвентаризация – это проверка на соответствие учетных данных действительному наличию средств в организации и состоянию расчетов на определенный момент времени. Она представляет собой способ дополнительного контроля текущей документации и является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета.

Необходимость инвентаризации вызвана следующими об­стоятельствами:

· фиксирование хозяйственных явлений, не поддающихся повседневному наблюдению в текущем учете (изменения массы или количества материальных ценностей в связи с изменением условий их хранения (усушка, распыл и т.д.);

· устранение расхождений между данными учета и фактическим наличием средств в организации, которые возникают в процессе текущего учета. Они могут быть вызваны ошибками в учете (описки, неправильное отражение на счетах), неточностями при приеме и отпуске средств (просчеты, промеры);

· контроль за материально ответственными лицами. Выявляет расхождения между фактическим наличием товарно-матери­альных ценностей и данными учета, которые возникают в результате обмеров или обвесов при приемке или передаче ценностей, обсчетов при выдаче денег, хищений.

В зависимости от полноты охвата средств инвентаризации подразделяются на полные и частичные.

При полной инвентаризации проверке подвергаются все без исключения средства хозяйства и подразделения, где имеются материальные ценности или денежные средства. Частичная инвентаризация охватывает лишь какую-либо одну часть хозяйственных ресурсов организации, т.е. проверке подлежат материальные или денежные средства, находящиеся в одном из подразделений либо числящиеся за одним материально ответственным лицом.

По периодичности инвентаризации подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки. Организация обязана проводить плановые инвентаризации своих ресурсов в следующие сроки:

· основных средств, капитальных ремонтов, расходов будущих периодов и всех ТМЦ – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов;

· расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее одного раза в год;

· расчетов с банками и финансовыми органами – не менее одного раза в квартал;

· расчетов организации с его хозяйствами, выделенными на самостоятельный баланс, – не менее одного раза в квартал;

· денежных средств и денежных документов – не менее одного раза в месяц.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся в целях контроля за сохранностью ценностей у материально ответственных лиц либо при замене материально ответственных лиц по распоряжению администрации или по требованию ревизора.

Во всех случаях инвентаризация проводится комиссией во главе с председателем. В комиссию, как правило, входят:

– представители администрации;

– работник бухгалтерии;

– материально ответственное лицо;

– представитель собственника.

По итогам инвентаризации составляется инвентаризационная ведомость, куда вписываются фактические остатки материальных ценностей или денежных средств. Ведомость подписывают члены комиссии. Затем ее передают в бухгалтерию, где на ее основе составляется сличительная ведомость, куда кроме данных из инвентаризационной ведомости заносятся данные учетных регистров в бухгалтерии.

После сопоставления данных по каждой позиции выявляются расхождения между учетными данными и фактическим наличием (по данным комиссии). Если обнаружены излишки, они приходуются в организации. При недостаче принимается решение по их списанию.

Примерная форма сличительной ведомости приведена в таблице:

Сличительная ведомость

Наиме-нование Ед. изм. Цена По данным бухгалтерии По данным инвентаризации Выявленные отклонения
Недостачи Излишки
к-во сумма к-во сумма к-во сумма к-во сумма
                     
                     

Результаты инвентаризации – излишки или недостача средств в каждом конкретном случае – тщательно исследуются членами комиссии. Устанавливаются причины и виновники их возникновения. Вырабатываются возможные меры по устранению этих причин.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», излишки выявленного при проведении инвентаризации имущества зачисляются на увеличение прибыли отчетного года. Стоимость недостач, порчи или иной утраты имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения. Недостачи сверх норм возмещаются за счет страховых фондов или организаций, а если известен виновник, то за его счет. Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов, а в бюджетных организациях – за счет источников финансирования.

В бухгалтерском учете выявленные излишки имущества отражают по дебету соответствующих счетов, предназначенных для учета такого вида имущества, и кредиту счетов доходов 90, 91. Недостачи материальных ценностей, выявленные при проведении инвентаризации, предварительно, до установления причин и виновников их возникновения, относят в дебет специального счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

ПРИМЕР

В результате проведенной инвентаризации выявлены неучтенные материалы, стоимость которых, по оценке экспертов, 25 000 руб. Одновременно выявлена недостача запасных частей на сумму 8000 руб., технического спирта на сумму 6000 руб. и полуфабрикатов на сумму 3000 руб. Технический спирт в пределах норм естественной убыли на сумму 3900 руб. списан на издержки производства. Стоимость недостающих запасных частей с НДС и полуфабрикатов с НДС отнесена на материально ответственных лиц и удержана из заработной платы. Оставшаяся недостача списана на уменьшение прибыли (убытки организации).

РЕШЕНИЕ

Счет дебета Счет кредита Сумма, руб. Содержание операции
  10/1 90/7 Оприходование выявленных в результате инвентаризации неучтенных ценностей
  10/5 Списание стоимости недостающих запасных частей
  Увеличение стоимости недостающих запасных частей на сумму НДС (8000 ×20 % = 1600 руб.)
10/1 Списание стоимости недостающего технического спирта
Списание стоимости недостающего технического спирта в пределах норм естественной убыли на издержки производства (в себестоимость)
Увеличение стоимости недостающего сверх норм спирта на сумму НДС (6000 – 3900) ×20 % = = 4200 руб.)
10/2 Списание стоимости недостающих полуфабрикатов
Увеличение стоимости недостающих полуфабрикатов на сумму НДС (3000 ×20 % = 600 руб.)
73/2 Списание стоимости недостающих запасных частей с НДС на счет конкретного виновника
73/2 Списание стоимости недостающих полуфабрикатов с НДС на счет конкретного виновника
90/10 Списание остатка стоимости недостающего технического спирта за счет собственных источ­ников
73/2 Удержание из заработной платы конкретных виновников сумм в счет погашения их дебиторской задолженности (долга по недостаче)

Тема 8

Наши рекомендации