Тема 2. особенности учета в оптовой торговле

Учет товаров в местах хранения

Учет товара на складе оптовой торговой организации ведет материально- ответственное лицо в натуральных, стоимостных показателях по номерам това- ров (тары).

Порядок учета товаров на оптовом складе может быть различен в зависимо-

сти от способа хранения товаров и некоторых факторов, таких как: частота по-

ступления товаров на склад, совместимость товаров по условиям хранения, особенностей натуральных характеристик, объемов и ассортимента товаров и т.д. Возможные способы хранения товаров таковы: партионный, сортовой, пар- тионно-сортовой.

Большое количество торговых организаций, по тем или иным причинам не имеющих собственных складских помещений, для хранения товаров пользуют-

ся услугами товарных складов.

В соответствии с п. 1 ст. 907 Гражданского кодекса товарным складом при- знается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской дея- тельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги. В

основе деятельности товарных складов лежит договор складского хранения, ко- торый является одним из видов договоров хранения, поэтому, его форма, поря- док заключения, исполнения и прекращения регулируются общими нормами

ГК РФ о договоре хранения.

Согласно статье 907 ГК РФ по договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные

ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранно-

сти.

Хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданны-

ми на хранение материальными ценностями и предоставлять возможность пользоваться ими третьим лицам, за исключением случаев, когда пользование

хранимыми ценностями необходимо для обеспечения их сохранности, что обу-

словлено условиями договора хранения (ст. 892 ГК РФ).

Согласно статье 899 ГК РФ поклажедатель обязан забрать переданные на хранение ценности по истечении обусловленного срока хранения. При этом

хранитель обязан возвратить поклажедателю или его поверенному те ценности, которые были переданы на хранение, если договором не предусмотрено хране- ние с обезличиванием. Ценности должны быть возвращены хранителем в том

состоянии, в котором они были приняты на хранение, с учетом их естественно-

го ухудшения, естественной убыли или иного изменения в результате происхо-

дящих физико-химических процессов. Плоды и доходы, полученные за время хранения вещей, возвращаются хранителем одновременно с возвратом вещи,

если иное не предусмотрено договором хранения (ст. 900 ГК РФ).

При осуществлении договора хранения собственником сданного на хране-

ние имущества остается организация-поклажедатель, следовательно, передан-

ное на хранение имущество должно отражаться на его балансе, на счетах 10

«Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» в разрезе субсчетов.

Применение в учете организации-поклажедателя счета 45 «Товары отгру- женные» при передаче имущества на хранение не допускается, поскольку в данном случае нет отгрузки товаров покупателю (комиссионеру, поверенному), предполагающей дальнейшую их продажу (переход права собственности к по- купателю).

Право владения полученным на хранение имуществом возникает у второй стороны договора – организации-хранителя. Хранитель, получивший имущест-

во от поклажедателя, обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для обеспечения переданных для хранения вещей. При отсутствии в дого- воре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен для

сохранения вещей принять такие меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданных на хра- нение вещей, если только необходимость принятия этих мер не исключена до-

говором.

Естественная убыль товаров

При приобретении, хранении и (или) реализации определенных видов това- ров могут образоваться потери и недостачи, причиной которых является есте- ственная убыль.

Определение естественной убыли дано в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли (утв. Приказом Минэкономразвития Рос- сии от 31.03.2003 г. № 95). Согласно этому документу под естественной убы-

лью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), уста- навливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием ес-

тественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств то-

варов.

Допустимая величина безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи то-

варов определяется нормой естественной убыли, которую следует определять:

– при хранении товаров – за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение;

– при транспортировке товаров – путем сопоставления массы товара, ука-

занной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.

Естественная убыль товаров образуется вследствие:

– усушки и выветривания;

– раструски и распыла;

– раскрошки;

– утечки (таяние, просачивание);

– розлива при перекачке и продаже жидких товаров;

– расхода веществ на дыхание (мука, крупа).

Не всякие потери товаров можно отнести к естественной убыли. Так, к есте-

ственной убыли не относятся:

– технологические потери и потери от брака;

– потери товаров при их хранении и транспортировке, вызванные наруше- нием требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств за- щиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического обору- дования;

– потери товаров при ремонте и (или) профилактике применяемого для хра-

нения и транспортировки технологического оборудования, при операциях, со-

вершаемых внутри склада;

– все виды аварийных потерь.

Порядок разработки и утверждения норм естественной убыли определен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 г. № 814 «О порядке утвер- ждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно- материальных ценностей».

Согласно этому документу разработка и утверждение норм естественной убыли осуществляются федеральными органами исполнительной власти по от- раслям, отнесенным к сфере их ведения. Нормы утверждаются по согласова-

нию с Минэкономразвития России.

Бухгалтерский учет естественной убыли осуществляется по правилам, уста-

новленным Законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Ме-

тодическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-

производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от

28.12.2001 г. № 119н.

Положениями Закона о бухучете установлено, что недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки произ- водства или обращения. Недостача сверх норм естественной убыли относится

на счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены или суд отказал

во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на прочие расходы организации.

Для учета недостач Планом счетов бухгалтерского учета финансово-

хозяйственной деятельности организаций предусмотрен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выявленные в процессе заготовления, хранения или продажи недостачи то-

варно-материальных ценностей списываются в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 41 «Товары».

Со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» суммы потерь в пре- делах норм естественной убыли списываются в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Списание недостачи товаров сверх норм естественной убыли на счет винов-

ных лиц отражается записью в дебете счета 73 субсчет 2 «Расчеты по возмеще-

нию материального ущерба» и кредите счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При отсутствии виновных лиц (или если суд отказал во взыскании убытков

с них) убытки от недостачи имущества и его порчи списываются в дебет счета

91-2 «Прочие расходы» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи цен-

ностей».

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач (п. 30 Методических указаний по учету МПЗ, п. 5.1 Методических

указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвер-

жденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49).

Фактические недостачи выявляются либо при приеме материально- производственных запасов, либо при их инвентаризации. Проведение инвента- ризации является обязанностью организации (п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтер- ском учете). Основными целями инвентаризации являются: выявление факти- ческого наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обяза- тельств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обя- зательно.

Проведение инвентаризации обязательно в случаях, предусмотренных Зако-

ном о бухгалтерском учете:

– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобра-

зовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

– при смене материально-ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуа-

ций, вызванных экстремальными условиями;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом нали-

чии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвента-

ризации в двух и более экземплярах.

Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли оп-

ределяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице (п. 30 Ме- тодических указаний по учету МПЗ и п. 5.1 Методических указаний по инвен- таризации).

В том случае, если после зачета по пересортице, произведенного в установ- ленном порядке, все же оказалась недостача запасов, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которо-

му установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как сверхнормативная недостача.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может про- изводиться по решению руководства организации только за один и тот же про- веряемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах (п. 32 Методи-

ческих указаний по учету МПЗ).

О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стои- мость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, указанная разница относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники недостачи не установлены, то разницы рас- сматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты организации.

Согласно п. 31 Методических указаний по учету МПЗ в материалах, пред- ставленных руководству организации для оформления списания недостач запа- сов и порчи сверх норм естественной убыли, должны содержаться документы,

подтверждающие обращения в соответствующие органы (органы МВД России, судебные органы и т.п.) по фактам недостач и решения этих органов, а также заключения о факте порчи запасов, полученные от соответствующих служб ор- ганизации (отдела технического контроля, другой аналогичной службы) или

специализированных организаций.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхожде-

ний фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представ-

ляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

По результатам инвентаризации бухгалтерией организации (при участии ма- териально-ответственных лиц) составляется расчет естественной убыли, кото- рый должен быть утвержден руководителем организации. В п. 9.6 Методиче- ских рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и от- пуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Комитета РФ по торгов-

ле от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5) приведена следующая формула расчета вели-

чины потерь вследствие естественной убыли (Е):

Е = Т x Н : 100,

где: Т – стоимость (масса) проданного товара; Н – норма естественной убы-

ли, в процентах.

Оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период умножается на норму естественной убыли и определяется сумма естест- венной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по ка- ждому товару можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвента- ризации – в годовой бухгалтерской отчетности. Данные результатов проведен- ных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результа- тов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26, утвержденная Постановле- нием Госкомстата России от 27.03.2000 г. № 26).

В ведомости приводится следующая информация:

– результаты, выявленные инвентаризацией (излишки, недостача);

– установленная порча имущества.

Из общей суммы недостач и потерь от порчи имущества выделяются недос-

тачи и потери:

– зачтенные по пересортице;

– списанные в пределах норм естественной убыли;

– отнесенные на виновных лиц;

– списанные сверх норм естественной убыли.

Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инст-

рукции по их применению утверждены Приказами Министерства торговли

СССР от 02.04.1997 г. № 88 и от 26.03.1980 г. № 75.

1. В отношении продовольственных товаров в розничной торговой сети нормы установлены на реализуемые вразвес стандартные товары в процентах к

их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в подсобном помещении и на прилавках, а также при подготовке к про- даже и продаже товаров вследствие:

– усушки;

– распыла;

– раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением караме-

ли обсыпной и сахара-рафинада;

– утечки (таяние, просачивание);

– розлива при перекачке и продаже жидких товаров;

– расхода веществ на дыхание (мука, крупа).

Кроме того, в нормы включена масса полимерной пленки, фольги и перга- мен-та, удаляемых при продаже сыров, поступивших упакованными в указан- ные материалы, а также концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, уда-

ляемые при подготовке к продаже колбасного копченого сыра.

В норму естественной убыли не включены:

– нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас,

мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;

– зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продаже карамели обсыпной и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на перера-

ботку по указанию торговой организации, в которую входит данное предпри-

ятие, и списываются согласно накладным, по которым эти отходы были сданы;

– всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, поврежде- ния тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафа- рету (завес тары);

– фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм.

Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за от-

четный период, независимо от срока хранения их в розничном торговом пред-

приятии.

К штучным товарам, а также товарам, поступающим в розничные торговые предприятия в фасованном виде, нормы естественной убыли не применяются.

К товарам, фасуемым в магазинах, нормы естественной убыли применяются

в таком же размере, как и к нефасованным товарам.

2. Для складов и баз розничной торговли и общественного питания нормы установлены на отпускаемые по фактической массе стандартные товары на

возмещение потерь этих товаров, образующихся вследствие:

– усушки и выветривания;

– распыла;

– утечки (просачивание) и розлива при перекачке и отпуске жидких товаров.

В нормы естественной убыли не включены:

– потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары);

– потери, связанные с дополнительной технологической обработкой товаров

(замораживание с целью длительного хранения и т.п.).

Нормы естественной убыли не применяются:

– по товарам, которые принимаются и отпускаются складом без взвешива-

ния (счетом или по трафарету);

– по товарам, которые учтены в общем обороте склада, но фактически на складе не хранились (транзитные операции);

– по товарам, списанным вследствие лома, крошения, порчи, снижения ка-

чества, завеса и повреждения тары.

Нормы естественной убыли применяются к товарам, отпущенным со склада

за период между двумя смежными инвентаризациями с учетом срока их хране-

ния.

Размер естественной убыли определяется по каждому товару в отдельности

в соответствии с фактическим сроком хранения. Начисление естественной убы-

ли должно производиться из расчета суточной нормы путем суммирования на- численного количества убыли за каждые последующие сутки (кроме кондитер- ских и бакалейных товаров).

3. Нормы естественной убыли лекарственных средств и изделий медицин-

ского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-

правовой формы и формы собственности и Инструкция по их применению ут-

верждены Приказом Минздрава России от 20.07.2001 г. № 284.

Нормы установлены для возмещения стоимости потерь в пределах норм ес- тественной убыли при изготовлении лекарственных средств по рецептам вра- чей и требованиям учреждений здравоохранения, внутриаптечной заготовке и фасовке в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и применяются только в случае выявления не- достачи товарно-материальных ценностей при проведении инвентаризации.

Указанные нормы естественной убыли не применяются к готовым лекарст-

венным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фаб- ричной, складской) упаковке.

Согласно п. 4 Инструкции по применению данных норм исчисление суммы потерь от естественной убыли в пределах установленных норм производится на основе данных первичных учетных документов по отпуску (реализации) лекар-

ственных средств, индивидуально изготовленных по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения, внутриаптечной заготовки и фасовки, а также при отпуске в массе с нарушением оригинальной упаковки.

Нормы естественной убыли применяются лишь к лекарственным средствам

и изделиям медицинского назначения, реализованным за межинвентаризацион-

ный период. Бой, брак, порча, потери за счет истечения срока годности лекар-

ственных средств не списываются по нормам естественной убыли.

4. Приказом Министерства торговли СССР от 27.11.1991 г. № 95 утвержде-

ны Нормы потерь (боя) строительных материалов при транспортировании авто-

транспортом, хранении и реализации и Инструкция по их применению. Эти нормы не распространяются на строительные материалы, имеющие производ-

ственные дефекты, указанные в соответствующей нормативно-технической до-

кументации (ГОСТы, ОСТы, РТУ и ТУ).

При применении указанных норм следует иметь в виду, что норма потерь

(боя) при хранении и реализации установлена для предприятия в целом. В слу-

чае, когда в подсобном помещении и в торговом зале имеются самостоятельные бригады материально-ответственных лиц, распределение предельной суммы

списания потерь (боя) между ними производится на местах приказом руководи-

теля предприятия. Общий размер списания потерь (боя) по предприятию в це-

лом не должен превышать установленных норм.

Потери (бой) строительных материалов, образующиеся при хранении и реа-

лизации, оформляются актами типовой формы по мере их выявления. Потери

(бой) уничтожаются комиссией после утверждения акта о наличии потерь (боя).

Акты хранятся у материально-ответственных лиц и сдаются в бухгалтерию вместе с инвентаризационными описями. По итогам инвентаризации общая сумма потерь (боя), зафиксированная в актах, в пределах установленных норм списывается в процентах, от суммы реализованных за межинвентаризационный период строительных материалов соответствующего наименования. В табл. 3.7 отражена корреспонденция счетов по учету естественной убыли товаров.

Корреспонденция счетов по учету естественной убыли товаров

Таблица 3.7


  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
Недостача товаров отражена в учете 41-1
Недостача товаров отнесена на виновное лицо   73-2  
Недостача товаров списана на прочие расходы орга- низации   91-2  
Недостача товаров в пределах норм естественной убыли списана на расходы организации    
Недостача товаров сверх норм естественной убыли списана на расходы организации (с последующим начислением постоянного налогового обязательства)    

Пример 3.2. В результате инвентаризации материальных ценностей на скла-

де оптовой организации выявлена недостача товаров в количестве 40 кг. (ябло-

ки «Фуджи» по цене 60 руб./кг) и излишки товаров в количестве 30 кг. (яблоки

«Грени Смит» по цене 68 руб./кг). Согласно приказу руководителя следует произвести зачет излишек недостачей.

Отразить факты хозяйственной жизни оптовой организации.

Бухгалтерские записи к примеру:

1. Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 41-1 «Товары» – факти-

ческая себестоимость излишков товаров – 2400 руб. (60 х 40);

2. Д 41-1 «Товары» К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – факти-

ческая себестоимость недостающих товаров – 2040 руб. (68 х 30);

3. Д 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – фактическая себестоимость недостающих това-

ров, в результате проведенного зачета излишек недостачей, отнесена на винов-

ное лицо – 360 руб. (2400 – 2040).

ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

1. Документальное оформление торговых операций

2 Учет товаров в местах хранения

3 Учет операций по договору комиссии

4 Реализация товаров по договору купли-продажи

5 Естественная убыль товаров

6. Учет финансового результата в организациях оптовой торговли

Организации оптовой торговли специализируются на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между организациями- производителями товаров и розничными торговыми организациями (или другими оптовыми покупателями) а также на закупке и продаже товаров и оказании сопутствующих услуг.

Таким образом, организациями оптовой торговли осуществляются:

– поиск поставщиков товаров;

– закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

– формирование торгового ассортимента в соответствии с требованием покупателя;

– обеспечение предприятиям-изготовителям сбыта их готовой продукции;

– маркетинговые исследования для производителей товаров;

– информационное и консультационное обслуживанием.

Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием. Цель деятельности оптовой организации – получение прибыли.

Состав и виды услуг, оказываемых организациями оптовой торговли, классифицируются по их функциональному назначению:

– технологические услуги – услуги по хранению, сортировке, фасовке, упаковке, маркировке товаров;

– коммерческие услуги – помощь в рекламировании товаров, информационные комиссионные, посреднические услуги;

– организационно-консультативные – помощь в организации розничной продажи товаров, изучение спроса, консультации по вопросам ассортимента товаров, их качества и др.

Таким образом, доходы и расходы по обычным видам деятельности в организациях оптовой торговли складываются из доходов и расходов не только от продажи товаров, но и от продажи оптовых торговых услуг.

Задачами бухгалтерского учета в торговой организации являются:

1. Учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении, то есть по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имущества обеспечивает его сохранность и рациональное использование.

2. Учет источников формирования имущества организации (обязательств организации).

3. Описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации. Это описание производится с помощью бухгалтерских проводок: каждому хозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок.

Хозяйственными основными процессами в торговле является приобретение товаров и их дальнейшая реализация.

Управление торговой организацией невозможно без постановки эффектив-

ной системы бухучета, основанной на соблюдении:

– единства порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобрете- ния товаров (с использованием или без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»);

– единства оценки товаров от оприходования до выбытия;

– единства признания доходов от реализации товаров и торговых услуг.

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговой организации могут быть выполнены при правильно организованном учете, обеспечении достоверности данных бухгалтерской информации путем проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и обязательств и разграничении материальной ответственности при своевременном заключении договоров о такой ответственности.

1. Документальное оформление торговых операций

Движение от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводитель- ными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и прави- лами перевозки грузов.

Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна подписываться материально-

ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при приня-

тии товаров торговой организацией от поставщика.

При доставке товаров автомобильным транспортом выписывают товарно-

транспортную накладную, которая состоит из двух разделов: товарного и транспортного. К товарно-транспортной накладной, в зависимости от особен-

ностей товаров, могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров железнодорожным транспортом сопроводительным документом является железнодорожная накладная, к которой могут быть при-

ложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в наклад-

ной. Товар, отправленный по железной дороге в контейнерах, сопровождается накладной на перевозку груза в универсальном контейнере.

Счет-фактура поставщика может являться для торговой организации при-

ходным товарным документом и выступает основанием для оплаты поступив-

шего товара. Счет, содержание которого аналогично счету-фактуре выписыва- ется поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Доверенность на получение товара выдается материально-ответственному

лицу, получающему товары вне склада покупателя, она подтверждает право ма-

териально-ответственного лица на получение товара.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от мес-

та приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности, сорт- ности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным доку- ментам (наличие или отсутствие) и т.д.

В торговой организации приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных, расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности проверку соответствия требованиям к качеству това- ров, предусмотренным в договоре.

Если количество и качество товара соответствует указанным в товаросопро- водительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет- фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и дру- гие документы) накладывается штамп организации, что подтверждает соответ- ствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

При закупке товара и его приемке руководителям торговых организаций не-

обходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавли- ваются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки при- емки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руко- водствоваться «Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров

по количеству, составления и направления рекламационных актов», утвер-

жденной Госарбитражем.

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного по- ставщика, осуществляется в общеустановленном порядке, как и приемка това- ров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количест-

ва или качества товара договору, составляется рекламационный акт. Акт дол-

жен составляться в присутствии материально-ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов торгово-промышленной па- латы. Если невозможно присутствие представителей торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересо- ванных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после при-

емки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары принимаются к учету в день окончания их приемки по

фактическому количеству и сумме.

Порядок приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-

оборудовании, регулируется «Инструкцией об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании».

Оформление и учет реализации и отпуска товаров в торговой организации зависит от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и про-

давцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету. Безналичные расчеты регулируются «Положе- нием о безналичных расчетах в Российской Федерации». При оптовых постав- ках возможны как поступления наличных денег в кассы (до предельной суммы

по одному платежу, ограниченной в установленном порядке), так и перечисле-

ния средств безналичным путем на счета в банке.

Стороны, заключившие договор, вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов.

В организациях торговли денежные расчеты с населением ведутся с приме-

нением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Расчеты без применения

ККТ оформляются с применением бланков строгой отчетности.

Отпуск товаров оформляется расходной накладной. Данные об отпуске то-

варов и получении выручки отражаются в книге по совершению операций на основании приходно-расходных документов с выводом каждый раз нового ос- татка товаров. Записи в книге производятся материально-ответственными ли- цами, отпускающими товар или принимающими выручку.

Если товары отпускаются на один день работы материально-ответственным лицам, то отпуск оформляется расходно-приходной накладной формы

№ 16-ОН.

В объем розничного товарооборота предприятия оптовой торговли включа-

ется сумма выручки, сданная материально-ответственным лицом по окончании рабочего дня в кассу организации. Номер, дата приходного ордера и сумма, на

которую продан товар, указывается в расходно-приходной накладной. Количе- ство и сумма не реализованных за день товаров указываются в соответствую- щих графах расходно-приходной накладной. Затем суммы выручки, получен-

ной кассой, сверяются с суммой проданных товаров. Полный отчет материаль-

но-ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.

Реализация товаров мелким оптом осуществляется на основании письма-

требования от покупателя на отпуск товара, счета на оплату товара, а отпуск товаров осуществляется после оплаты счетов и оформляется расходной наклад- ной, в которой делается отметка об отпуске и получении товара и ставится круглая печать организации.

Руководителям и главным бухгалтерам организаций предоставляется право устанавливать по мелкооптовой торговле стоимостной, количественно-

стоимостной или оперативно-бухгалтерский методы учета товаров, исходя из конкретных условий хозяйствования (объема товарооборота, товарных запасов, ассортимента реализуемых товаров и т.п.) и при условии обеспечения сохран- ности товарно-материальных ценностей.

При покупке товаров в кредит заполняется поручение-обязательство в двух экземплярах по типовой форме. Первый экземпляр поручения-обязательства пересылается организации, где работает (учится) покупатель, а тем, кто пога-

шает кредит лично (наличными или безналичными взносами) выдается на руки. Второй экземпляр поручения-обязательства остается в торговой организации и регистрируется в ведомости-описи поручений-обязательств.

Расчеты за товары, проданные в кредит, ведутся наличными денежными средствами через контрольно-кассовые машины или с оформлением приходно-

го ордера (квитанции) либо в порядке безналичных расчетов через банки, либо

с помощью кредитных карт.

При осуществлении расчетов по кредитным картам покупатель предвари-

тельно заключает договор на обслуживание с кредитной организацией и полу-

чает от нее пластиковую карту, которую использует при покупках.

Эмитенты кредитных карт (кредитные организации) заключают с торговыми организациями договор о продаже т

Наши рекомендации