Тема 11. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопросы для обсуждения

1. С какой целью осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета?

2. В чем преимущества и недостатки государственного регулирование бухгалтерского учета?

3. Какова роль Министерством финансов в регулировании бухгалтерского учета?

4. Какой важнейший нормативный документ определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета?

5. Какие государственные органы осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью?

6. Какие другие организации участвуют в регулировании методологии бухгалтерского учета?

7. Кто осуществляет руководство бухгалтерским учетом в организации?

8. Какие права и обязанности имеет главный бухгалтер организации?

9. В чем отличие централизованной организации бухгалтерского учета от децентрализованной?

10. Что такое учетная политика?

11. Каково значение учетной политики для предприятия?

12. Какие основные положения и подходы должны быть отражены в учетной политике?

13. В каких случаях допускается изменение учетной политики?

14. Какие требования предъявляются к учетной политике предприятия?

15. Что подразумевается под «выбором способов ведения бухгалтерского учета»?

Практические задания

1. Рассмотрите приведенный ниже приказ «Об утверждении учетной политики на 2015 год» и укажите, какие нормативные документы являются основанием для его составления.

_______________________________

(наименование организации)

Приказ

"__" ____________ 2014 г. N ___

Об утверждении учетной политики

на 2015 год

Во исполнение ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, и на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Учетную политику (наименование организации) на 2015 год.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2015.

Руководитель организации Подпись Расшифровка подписи

2. Рассмотрите приведенный ниже фрагмент примера оформления учетной политики на 2015 год, обсудите и выберите один из предложенных вариантов учетной политики по каждому пункту из пунктов, где предусмотрен такой выбор.

3. Обоснуйте ваш вариант выбора. На пример, по «7. Бухгалтерская отчетность» учетной политики обоснование выбора может быть следующим:

В статье 14 Закона N 57-З указано, что бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Формы бухгалтерской отчетности, а также Инструкция по их заполнению утверждены Постановлением N 111, при этом пунктом 8 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной Постановлением N 111, определено, что при внесении дополнительных реквизитов и сведений в бухгалтерскую отчетность должна быть соблюдена структура (коды строк и граф) форм бухгалтерской отчетности.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА 2015 ГОД

I. Организационно-технический аспект

1. Форма бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет осуществляется по ___________________.

Варианты:

- автоматизированной форме учета с использованием программы (название программы);

- журнально-ордерной форме учета;

- мемориально-ордерной форме учета;

- комбинированной форме учета.

2. Рабочий план счетов

Ведение бухгалтерского учета осуществляется на основании рабочего плана счетов (приложение 1 к Учетной политике).

3. Первичные учетные документы

Хозяйственные операции, по которым законодательством не предусмотрены формы первичных учетных документов, оформляются самостоятельно разработанными первичными учетными документами (приложение 2 к Учетной политике).

4. Документооборот

Создание исполнителями и поступление в бухгалтерию первичных учетных документов регламентируется графиком документооборота (приложение 3 к Учетной политике).

5. Регистры бухгалтерского учета

Применяются регистры бухгалтерского учета по перечню согласно приложению 4 к Учетной политике.

6. Инвентаризация

Инвентаризация проводится в соответствии с Планом проведения инвентаризаций (приложение 5 к Учетной политике).

7. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность составляется ___________________.

Варианты:

- по формам, утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 N 111 "Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. N 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. N 187" (далее - Постановление N 111), с дополнительными показателями (приложение 6 к Учетной политике);

- по формам, утвержденным Постановлением N 111.

II. Методический аспект

1. Текущая деятельность

К текущей деятельности организации относятся: ___________________ (перечисление).

Дата признания выручки и доходов от реализации определяется как дата ___________________.

Варианты:

- дата начала транспортировки;

- иные варианты.

3. Дата принятия имущества на учет

Датой принятия имущества на учет является ___________________.

Варианты:

- дата его фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах, которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок;

- дата помещения имущества под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;

- дата принятия имущества к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом;

- дата принятия имущества к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату его услуг производит организация - получатель имущества;

- иная дата.

4. Основные средства и нематериальные активы

4.1. Отнесение инвентаря, хозяйственных принадлежностей,

инструмента, оснастки и приспособлений к основным средствам

Инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструмент, оснастка и приспособления относятся к основным средствам в случае (указывается критерий признания).

4.2. Амортизация объектов основных средств и нематериальных активов

4.2.1. Определение амортизируемой стоимости

По объектам, вводимым в эксплуатацию, ___________________.

Варианты:

- амортизируемая стоимость может приниматься за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости (АЛС) объектов (для нематериальных активов - при выполнении хотя бы одного из условий ее определения);

- решение о применении амортизируемой стоимости за вычетом АЛС принимается комиссией по проведению амортизационной политики;

- амортизируемая стоимость определяется без уменьшения ее на АЛС.

4.2.2. Способ начисления амортизации

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности, производится ___________________.

Варианты:

- способом, определенным комиссией по проведению амортизационной политики;

- линейным способом;

- прямым методом суммы чисел лет (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

- обратным методом суммы чисел лет (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

- методом уменьшаемого остатка (кроме объектов, по которым невозможно применение нелинейного способа начисления амортизации);

- производительным способом.

Способы (методы) начисления амортизации ___________________.

Варианты:

- пересматриваются на начало отчетного года;

- не пересматриваются на начало отчетного года.

4.2.3. Норма амортизации

Амортизация рассчитывается исходя из ___________________.

Варианты:

- месячной нормы;

- месячной суммы.

4.3. Пересмотр нормативных сроков службы объектов основных средств

Комиссия по проведению амортизационной политики ___________________.

Варианты:

- вправе осуществлять пересмотр нормативных сроков службы и / или сроков полезного использования объектов основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в п. 25, 45 и 46 Инструкции N 37/18/6;

- не вправе осуществлять пересмотр нормативных сроков службы и / или сроков полезного использования объектов основных средств;

- вправе осуществлять пересмотр нормативных сроков службы и / или сроков полезного использования объектов основных средств в следующих случаях: (перечисление случаев).

4.4. Учет затрат на техническое диагностирование и освидетельствование объектов основных средств

Затраты на техническое диагностирование и освидетельствование объектов основных средств ___.

Варианты:

- могут относиться на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств. Целесообразность изменения амортизируемой стоимости объекта основных средств на сумму затрат, понесенных на техническое диагностирование и освидетельствование, определяется комиссией по проведению амортизационной политики при каждом случае проведения технического диагностирования, освидетельствования;

- относятся на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств;

- не относятся на увеличение амортизируемой стоимости объектов основных средств.

4.5. Списание курсовых разниц

Курсовые разницы, учитываемые на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" и возникшие после ввода в эксплуатацию объектов основных средств и нематериальных активов, относятся на увеличение стоимости объектов основных средств и нематериальных активов в конце отчетного ___________________.

Варианты:

- года;

- квартала.

4.6. Списание расходов, связанных с покупкой иностранной валюты

Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов по объектам капитальных вложений, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Национального банка Республики Беларусь на момент покупки, возникшие после ввода в эксплуатацию объектов основных средств и нематериальных активов и учитываемые на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы", относятся на увеличение стоимости объектов основных средств и нематериальных активов в конце отчетного ___________________.

Варианты:

- года;

- квартала.

5. Производственные запасы

5.1. Оценка производственных запасов при поступлении

Запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части и т.д.) при поступлении отражаются на счете 10 «Материалы» ___________________.

Варианты:

- по фактической себестоимости;

- по учетным ценам с использованием сч. 15 "Заготовление и приобретение материалов" и сч. 16 "Отклонение в стоимости материалов";

- по учетным ценам с использованием сч. 16 "Отклонение в стоимости материалов".

5.2. Учетные цены на материалы

В качестве учетных цен на материалы использовать ___________________.

Варианты:

- цены приобретения;

- фактическую себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода;

- планово-расчетные цены;

- среднюю цену группы;

- среднюю цену каждого наименования материалов.

5.3. Оценка производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии

При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по ___________________.

Варианты:

- себестоимости каждой единицы;

- средней себестоимости исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка);

- средней себестоимости путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка);

- себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).

5.4. Погашение стоимости отдельных предметов

в составе средств в обороте

Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, по которым законодательством не установлены способы списания, переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию ___________________.

Варианты:

- в размере 70% стоимости предметов при их передаче со складов в эксплуатацию и 30% стоимости при их выбытии из эксплуатации в связи с непригодностью;

- учетной политикой могут быть установлены иные способы списания стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте.

Тема 12.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопросы для обсуждения

1) Перечислите основные черты учета в Дремнем Ире.

2) Как осуществлялся учет в Древнем Египте?

3) Что такое «трапеза» и как она повлияла на учет в Древней Греции?

4) Какие учетные регистры использовались в Древнем Риме?

5) Где появился денежный измеритель и по какой причине?

6) Какие основные недостатки простой бухгалтерии можно выделить?

7) В чем отличие простой бухгалтерии от камеральной?

8) Что способствовало появлению двойной бухгалтерии?

9) Кто был автором первого письменного труда по двойной бухгалтерии?

10) Назовите основные постулаты бухгалтерии, описанные Лукой Пачоли.

11) Чем отличается староитальянская форма счетоводства от новоитальянской?

12) Назовите основные правила Ж.Савари, которые были им сформулированы в его труде «О совершенном купце».

13) В чем сущность юридической теории бухгалтерского учета, и чем она отличается от экономической и балансовой?

14) Каковы тенденции развития бухгалтерского учета на современной этапе?

Наши рекомендации