Инвентаризация товаров отгруженных

Согласно п. 61 Положения по ведению бухгалтерского учета отгру­женные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по факти­ческой (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, вклю­чающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связан­ные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с дру­гими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Напомним, что счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продук­ции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не мо­жет быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте про­дукции). На этом счете учитываются также готовые изделия, передан­ные другим организациям для продажи на комиссионных началах.

При оформлении инвентаризации стоимости отгруженных товар­но-материальных ценностей применяется Акт инвентаризации товар­но-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4).

На отгруженные товарно-материальные ценности, срок оплаты которых не наступил, и на товарно-материальные ценности отгру­женные, но не оплаченные покупателями в срок, составляются от­дельные акты. Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии и подписывается ими. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у мате­риально ответственного лица (лиц).

В актах на товарно-материальные ценности, отгруженные и не опла­ченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценно­стей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в акты на основании документов, подтверж­дающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В актах на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. В случае перехода права собственности на отгруженные товарно­материальные ценности в особом порядке (при использовании балан­сового счета «Товары отгруженные») данные для заполнения графы 13 пересчитываются в договорные, контрактные цены.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации материальных ценностей отгруженных, принятых на ответственное хранение и находящихся в пути, формы № ИНВ-4 формируются средствами вычислительной техники на бумажных и ма­шинных носителях информации.

Задание. Инвентаризация товаров отгруженных

1 октября 2012 г. на основании приказа генерального ди­ректора ООО «Звук» г-на Диезова Г. П. от 27 сентября 2012 г. № 16 в бухгалтерии была проведена инвентариза­ция товарно-материальных ценностей отгруженных — дисков MP3 с записью симфонии «Художник Матисс» П. Хиндемита. Код дисков по системе внутренней коди­ровки — АЗ-15.

Диски для записи приобретены ЗАО «Резонатор» (код по ОКНО — 110797543). Количество отгруженных дис­ков - 66 шт. на сумму 3960 руб. Диски были отгружены 21 сентября 2012 г. по счету № 25/9.

Инвентаризацию проводила согласно вышеупомянутому приказу инвентаризационная комиссия в составе: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна (председатель комиссии), коммерческий директор Л и тавров Кон­стантин Константинович и инженер Скрипкин Тимофей Николаевич.

При проведении инвентаризации излишков или недостач обнаружено не бьыо. Данные и расчеты проведения ин­вентаризации проверит бухгалтер Онколева И. С.

Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавли­ваются сроки ее поведения и состав инвентаризационной комиссии.

Действие второе. Проведение инвентаризации.

Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами ведения инвентаризации.

Действие третье. Составление инвентаризационного акта.

В шапке акта инвентаризации необходимо указать:

- полное наименование организации;

- код по ОКПО;

- наименование и код структурного подразделения;

- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;

- дату начала и дату окончания инвентаризации;

- код операции;

- номер и дату самой описи.

Заполнение таблицы формы № ИНВ-4

В графе 1 «Номер но порядку» указывается порядковый номер инвентаризируемых товарно-материальных ценностей.

Графы 2 и 3 объединены под общим заголовком «Покупатель (пла­тельщик)».

В графе 2 «Наименование» указывают наименование организации, которой отгружены товарно-материальные ценности.

В графе 3 «Код по ОКПО» необходимо записать код этой органи­зации по Общероссийскому классификатору предприятий и органи­заций (ОКПО).

В графе 4 указывается наименование материальных ценностей, их характеристики (вид, сорт, группа).

В графе 5 «Код (номенклатурный номер)» указывается соответству­ющий код или номенклатурный номер, который присвоен данным материальным ценностям согласно системе кодирования или номенклатуре, применяемой в организации.

В графе «Единица измерения» указывают наименование единицы измерения и код единицы измерения согласно ОКЕИ (Общероссий­ский классификатор единиц измерения) или в соответствии с разра­ботанной организацией системой кодирования.

В графу 8 «Дата отгрузки» заносится дата, когда произошла от груз, ка товарно-материальных ценностей.

В графу 9 записывается наименование товарно-транспортных или расчетно-платежных документов.

В графе 10 «дата» указывают дату составления документа, указан­ного в графе 9.

В графе 11 «номер» необходимо указать номер товарно-транспор­тного или расчетно-платежного документа.

В графах 12 («количество») и 13 («сумма, руб. коп.») указывают количество и стоимость отгруженных по товарно-транспортным или расчетно-платежным документам товарно-материальных ценностей.

Итоговые суммы по отгруженным товарно-материальным ценнос­тям заносятся в специально предусмотренные графы в конце каждой страницы.

Фактические данные по каждой из таблиц обобщаются в строке «Всего по акту».

Суммы по данным товарно-транспортных или расчетно-платеж­ных документов записываются прописью в конце страницы.

Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии.

Составленный акт заверяют своими подписями члены комиссии. Рядом с подписью каждого члена комиссии должны быть указаны так­же их должности, расшифровки подписи (фамилии и инициалы) — см. образец на с. 141.

Действие пятое. Бухгалтерское оформление.

В графы 14 («Количество») и 15 («Стоимость, руб. коп.») записыва­ются данные бухгалтерского учета о количестве и стоимости матери­альных ценностей. В графе 16 «Примечание» на товарно-материальные ценности от­уженные, но не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя.

Итоговые суммы по товарно-материальным ценностям, которые числятся по данным бухгалтерского учета, указывают в соответствую­щих графах в строке «Итого».

Данные бухгалтерского учета, указанные в каждой из таблиц, обоб­щают в строке «Всего по акту».

В этом примере мы рассмотрели ситуацию, когда не выявлено отклонений от учетных данных.

Результаты инвентаризации товаров отгруженных, по которым явлены излишки или недостачи, отражают в сличительной ведомо­сти (форма № ИНВ-19).

Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземп­лярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу (лицам).

Если при проведении инвентаризации товаров отгруженных выяв­лены излишки, они приходуются с учетом рыночных цен:

Дебет счета 45 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы»)— отра­жена рыночная стоимость товаров отгруженных.

В случае выявления недостачи товаров отгруженных результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следую­щим образом:

Дебет счета 94 Кредит счета 45 — отражена в учете недостача, выявленная в результате инвентаризации;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 — взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;

Дебет счета 50 Кредит счета 73 - виновным лицом в кассу органи­зации внесена сумма убытка

или

Дебет счета 70 Кредит счета 73 — из заработной платы работника Удержана сумма выявленного убытка;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 94 — вы­явленный убыток списан на финансовые результаты в случае отсут­ствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.

Инвентаризация кассы

Для выявления ошибок и предотвращения злоупотреблений про­водят внезапную инвентаризацию кассы, в ходе которой производит­ся полный пересчет наличных денег и проверка других ценностей, находящихся в кассе. Пересчитанный остаток наличных денежных средств сверяют с данными кассовой книги.

При инвентаризации денежных знаков и других ценностей в кассе пересчитываются:

- наличные деньги;

- ценные бумаги;

- денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санато­рии, авиабилеты и др.).

Для отражения результатов инвентаризации фактического нали­чия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и др.), находящихся в кассе организации, применяется акт по форме № ИНВ-15.

Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и доку­ментов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Результаты ин­вентаризации оформляются актом, который составляют в двух экземп­лярах. Каждый экземпляр подписывают все члены комиссии и лица, ответственные за сохранность ценностей. Никаких подчисток и помарок в актах инвентаризации не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным ли­цом.

Результаты инвентаризации доводятся до сведения руководителя организации. Затем один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственно­му лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся. Проведе­ние инвентаризации при неполном составе инвентаризационной ко­миссии не допускается.

Задание. Составление акта инвентаризации денежных средств при выявлении излишка в кассе

По данным бухгалтерского учета в кассе ООО «Звук» к моменту проведения инвентаризации находилось 1560 руб. 00 коп.

Предположим, что при проведении инвентаризации кас­сы ООО «Звук» был выявлен излишек — 10 руб.

Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавли­ваются сроки ее проведения и состав инвентаризационной комиссии (подробнее о составлении приказа о проведении инвентаризации читайте на с. 18).

Действие второе. Проведение инвентаризации.

Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации.

Действие третье. Составление акта инвентаризации.

В шапке акта инвентаризации необходимо указать:

- полное наименование организации;

- код по ОКПО;

- наименование и код структурного подразделения;

- код вила деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;

- дату начала и дату окончания инвентаризации;

- код операции;

- номер и дату самого акта.

До начала инвентаризации от лица, ответственного за сохранность денежных средств, берется расписка, текст которой включен в акт. Подпись материально ответственного лица необходимо расшифровать (указать его должность, инициалы и фамилию).

В строке «наличных денег» необходимо указать сумму наличных денежных средств, которые были в кассе на момент инвентаризации.

В строке «марок» указать стоимость почтовых марок, марок государ­ственной пошлины, вексельных марок, которые были в кассе на мо­мент инвентаризации.

В строке «ценных бумаг» необходимо указать стоимость акций (в том числе и собственных), которые были в кассе на момент инвентаризации.

В следующих строках указывают прочие денежные документы (опла­ченные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории и др.), которые могут быть в кассе на момент инвентаризации.

Итоговые суммы записываем в строку «Итого фактическое наличие на сумму» цифрами и прописью.

В следующей строке «По учетным данным на сумму» также цифра­ми и прописью указывают суммы, которые должны быть в кассе по данным бухгалтерского учета.

Если при проведении инвентаризации были обнаружены отклоне­ния фактических данных отданных бухгалтерского учета, то излишки указывают соответственно в строке «излишек руб. коп.», а недо­стачу - в строке «недостача______________________ руб.__ коп».

В строке «Последние номера кассовых ордеров» указывают после­дние номера приходного и расходного кассовых ордеров, проведен­ных до начала инвентаризации.

Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.

Составленный акт заверяют своими подписями члены комиссии и материально ответственное лицо, указываются также расшифров­ки подписи (должности, инициалы и фамилии). Затем они ставят дату, когда акт был подписан.

На оборотной стороне акта материально ответственное лицо дает объяснения по выявленному излишку. Объяснительную записку ма­териально ответственное лицо заверяет своей подписью с ее расшиф­ровкой (указанием должности, фамилии и инициалов) и ставит дату.

Действие пятое. Принятие руководителем организации решения об урегулировании выявленного излишка.

Руководитель организации принимает решение об урегулировании выявленного при инвентаризации расхождения фактического нали­чия денежных средств с данными бухгалтерского учета (строка «Ре­шение руководителя организации»).

Принятое решение руководитель организации заверяет своей под­писью с ее расшифровкой (должность, инициалы и фамилия) и ста­вит дату.

Действие шестое. Бухгалтерское оформление.

В данном примере излишек образовался из-за ошибки банковско­го работника, и выявленную сумму необходимо вернуть в банк, по­этому делаются следующие проводки:

Дебет счета 50 Кредит счета 76 - отражена задолженность перед банком;

Дебет счета 76 Кредит счета 50 — погашена задолженность перед банком.

В общем случае оприходование излишка отражается проводкой:

Дебет счета 50 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») - выяв­ленный излишек отнесен на финансовый результат.

В случае выявления недостачи денежных средств результаты инвента­ризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет счета 94 Кредит счета 50 — отражены в учете недостачи, выявленные в результате инвентаризации;

Дебет счета 73 Кредит счета 94- взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;

Дебет счета 50 Кредит счета 73 - виновным лицом в кассу органи­зации внесены суммы убытка;

Дебет счета 70 Кредит счета 73 — из заработной платы работника удержаны суммы выявленного убытка;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 94 — вы­явленный убыток списан на финансовые результаты в случае отсут­ствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.

Наши рекомендации