Инвентаризация товаров отгруженных
Согласно п. 61 Положения по ведению бухгалтерского учета отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Напомним, что счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.
При оформлении инвентаризации стоимости отгруженных товарно-материальных ценностей применяется Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4).
На отгруженные товарно-материальные ценности, срок оплаты которых не наступил, и на товарно-материальные ценности отгруженные, но не оплаченные покупателями в срок, составляются отдельные акты. Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии и подписывается ими. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица (лиц).
В актах на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в акты на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В актах на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. В случае перехода права собственности на отгруженные товарноматериальные ценности в особом порядке (при использовании балансового счета «Товары отгруженные») данные для заполнения графы 13 пересчитываются в договорные, контрактные цены.
При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации материальных ценностей отгруженных, принятых на ответственное хранение и находящихся в пути, формы № ИНВ-4 формируются средствами вычислительной техники на бумажных и машинных носителях информации.
Задание. Инвентаризация товаров отгруженных
1 октября 2012 г. на основании приказа генерального директора ООО «Звук» г-на Диезова Г. П. от 27 сентября 2012 г. № 16 в бухгалтерии была проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных — дисков MP3 с записью симфонии «Художник Матисс» П. Хиндемита. Код дисков по системе внутренней кодировки — АЗ-15.
Диски для записи приобретены ЗАО «Резонатор» (код по ОКНО — 110797543). Количество отгруженных дисков - 66 шт. на сумму 3960 руб. Диски были отгружены 21 сентября 2012 г. по счету № 25/9.
Инвентаризацию проводила согласно вышеупомянутому приказу инвентаризационная комиссия в составе: зам. директора Камертонова Надежда Дмитриевна (председатель комиссии), коммерческий директор Л и тавров Константин Константинович и инженер Скрипкин Тимофей Николаевич.
При проведении инвентаризации излишков или недостач обнаружено не бьыо. Данные и расчеты проведения инвентаризации проверит бухгалтер Онколева И. С.
Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сроки ее поведения и состав инвентаризационной комиссии.
Действие второе. Проведение инвентаризации.
Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами ведения инвентаризации.
Действие третье. Составление инвентаризационного акта.
В шапке акта инвентаризации необходимо указать:
- полное наименование организации;
- код по ОКПО;
- наименование и код структурного подразделения;
- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;
- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- код операции;
- номер и дату самой описи.
Заполнение таблицы формы № ИНВ-4
В графе 1 «Номер но порядку» указывается порядковый номер инвентаризируемых товарно-материальных ценностей.
Графы 2 и 3 объединены под общим заголовком «Покупатель (плательщик)».
В графе 2 «Наименование» указывают наименование организации, которой отгружены товарно-материальные ценности.
В графе 3 «Код по ОКПО» необходимо записать код этой организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
В графе 4 указывается наименование материальных ценностей, их характеристики (вид, сорт, группа).
В графе 5 «Код (номенклатурный номер)» указывается соответствующий код или номенклатурный номер, который присвоен данным материальным ценностям согласно системе кодирования или номенклатуре, применяемой в организации.
В графе «Единица измерения» указывают наименование единицы измерения и код единицы измерения согласно ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения) или в соответствии с разработанной организацией системой кодирования.
В графу 8 «Дата отгрузки» заносится дата, когда произошла от груз, ка товарно-материальных ценностей.
В графу 9 записывается наименование товарно-транспортных или расчетно-платежных документов.
В графе 10 «дата» указывают дату составления документа, указанного в графе 9.
В графе 11 «номер» необходимо указать номер товарно-транспортного или расчетно-платежного документа.
В графах 12 («количество») и 13 («сумма, руб. коп.») указывают количество и стоимость отгруженных по товарно-транспортным или расчетно-платежным документам товарно-материальных ценностей.
Итоговые суммы по отгруженным товарно-материальным ценностям заносятся в специально предусмотренные графы в конце каждой страницы.
Фактические данные по каждой из таблиц обобщаются в строке «Всего по акту».
Суммы по данным товарно-транспортных или расчетно-платежных документов записываются прописью в конце страницы.
Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии.
Составленный акт заверяют своими подписями члены комиссии. Рядом с подписью каждого члена комиссии должны быть указаны также их должности, расшифровки подписи (фамилии и инициалы) — см. образец на с. 141.
Действие пятое. Бухгалтерское оформление.
В графы 14 («Количество») и 15 («Стоимость, руб. коп.») записываются данные бухгалтерского учета о количестве и стоимости материальных ценностей. В графе 16 «Примечание» на товарно-материальные ценности отуженные, но не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя.
Итоговые суммы по товарно-материальным ценностям, которые числятся по данным бухгалтерского учета, указывают в соответствующих графах в строке «Итого».
Данные бухгалтерского учета, указанные в каждой из таблиц, обобщают в строке «Всего по акту».
В этом примере мы рассмотрели ситуацию, когда не выявлено отклонений от учетных данных.
Результаты инвентаризации товаров отгруженных, по которым явлены излишки или недостачи, отражают в сличительной ведомости (форма № ИНВ-19).
Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу (лицам).
Если при проведении инвентаризации товаров отгруженных выявлены излишки, они приходуются с учетом рыночных цен:
Дебет счета 45 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы»)— отражена рыночная стоимость товаров отгруженных.
В случае выявления недостачи товаров отгруженных результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет счета 94 Кредит счета 45 — отражена в учете недостача, выявленная в результате инвентаризации;
Дебет счета 73 Кредит счета 94 — взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;
Дебет счета 50 Кредит счета 73 - виновным лицом в кассу организации внесена сумма убытка
или
Дебет счета 70 Кредит счета 73 — из заработной платы работника Удержана сумма выявленного убытка;
Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 94 — выявленный убыток списан на финансовые результаты в случае отсутствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.
Инвентаризация кассы
Для выявления ошибок и предотвращения злоупотреблений проводят внезапную инвентаризацию кассы, в ходе которой производится полный пересчет наличных денег и проверка других ценностей, находящихся в кассе. Пересчитанный остаток наличных денежных средств сверяют с данными кассовой книги.
При инвентаризации денежных знаков и других ценностей в кассе пересчитываются:
- наличные деньги;
- ценные бумаги;
- денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и др.), находящихся в кассе организации, применяется акт по форме № ИНВ-15.
Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Результаты инвентаризации оформляются актом, который составляют в двух экземплярах. Каждый экземпляр подписывают все члены комиссии и лица, ответственные за сохранность ценностей. Никаких подчисток и помарок в актах инвентаризации не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.
Результаты инвентаризации доводятся до сведения руководителя организации. Затем один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.
При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся. Проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии не допускается.
Задание. Составление акта инвентаризации денежных средств при выявлении излишка в кассе
По данным бухгалтерского учета в кассе ООО «Звук» к моменту проведения инвентаризации находилось 1560 руб. 00 коп.
Предположим, что при проведении инвентаризации кассы ООО «Звук» был выявлен излишек — 10 руб.
Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавливаются сроки ее проведения и состав инвентаризационной комиссии (подробнее о составлении приказа о проведении инвентаризации читайте на с. 18).
Действие второе. Проведение инвентаризации.
Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации.
Действие третье. Составление акта инвентаризации.
В шапке акта инвентаризации необходимо указать:
- полное наименование организации;
- код по ОКПО;
- наименование и код структурного подразделения;
- код вила деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;
- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- код операции;
- номер и дату самого акта.
До начала инвентаризации от лица, ответственного за сохранность денежных средств, берется расписка, текст которой включен в акт. Подпись материально ответственного лица необходимо расшифровать (указать его должность, инициалы и фамилию).
В строке «наличных денег» необходимо указать сумму наличных денежных средств, которые были в кассе на момент инвентаризации.
В строке «марок» указать стоимость почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, которые были в кассе на момент инвентаризации.
В строке «ценных бумаг» необходимо указать стоимость акций (в том числе и собственных), которые были в кассе на момент инвентаризации.
В следующих строках указывают прочие денежные документы (оплаченные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории и др.), которые могут быть в кассе на момент инвентаризации.
Итоговые суммы записываем в строку «Итого фактическое наличие на сумму» цифрами и прописью.
В следующей строке «По учетным данным на сумму» также цифрами и прописью указывают суммы, которые должны быть в кассе по данным бухгалтерского учета.
Если при проведении инвентаризации были обнаружены отклонения фактических данных отданных бухгалтерского учета, то излишки указывают соответственно в строке «излишек руб. коп.», а недостачу - в строке «недостача______________________ руб.__ коп».
В строке «Последние номера кассовых ордеров» указывают последние номера приходного и расходного кассовых ордеров, проведенных до начала инвентаризации.
Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.
Составленный акт заверяют своими подписями члены комиссии и материально ответственное лицо, указываются также расшифровки подписи (должности, инициалы и фамилии). Затем они ставят дату, когда акт был подписан.
На оборотной стороне акта материально ответственное лицо дает объяснения по выявленному излишку. Объяснительную записку материально ответственное лицо заверяет своей подписью с ее расшифровкой (указанием должности, фамилии и инициалов) и ставит дату.
Действие пятое. Принятие руководителем организации решения об урегулировании выявленного излишка.
Руководитель организации принимает решение об урегулировании выявленного при инвентаризации расхождения фактического наличия денежных средств с данными бухгалтерского учета (строка «Решение руководителя организации»).
Принятое решение руководитель организации заверяет своей подписью с ее расшифровкой (должность, инициалы и фамилия) и ставит дату.
Действие шестое. Бухгалтерское оформление.
В данном примере излишек образовался из-за ошибки банковского работника, и выявленную сумму необходимо вернуть в банк, поэтому делаются следующие проводки:
Дебет счета 50 Кредит счета 76 - отражена задолженность перед банком;
Дебет счета 76 Кредит счета 50 — погашена задолженность перед банком.
В общем случае оприходование излишка отражается проводкой:
Дебет счета 50 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») - выявленный излишек отнесен на финансовый результат.
В случае выявления недостачи денежных средств результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет счета 94 Кредит счета 50 — отражены в учете недостачи, выявленные в результате инвентаризации;
Дебет счета 73 Кредит счета 94- взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;
Дебет счета 50 Кредит счета 73 - виновным лицом в кассу организации внесены суммы убытка;
Дебет счета 70 Кредит счета 73 — из заработной платы работника удержаны суммы выявленного убытка;
Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 94 — выявленный убыток списан на финансовые результаты в случае отсутствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.