Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике

В процессе прохождения практики контролируются и оцениваются преподавателем следующие учебные действия студентов:

– полнота и оформление предоставляемых документов;

– качество предоставляемого отчета;

– характер и содержание отзыва руководителя практикой от организации;

– уровень теоретических и практических знаний, продемонстрированных студентом при защите отчета.

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации студентов

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы:

Студенты должен обладать:

-владением знаниями о современных методологических принципах и методических приемах правового и экономического исследования в сфере государственного и муниципального контроля и аудита (ПК - 3);

- способностью анализировать и объяснять правовые, экономические, политические, социокультурные факторы развития государства и общества, а также роль человеческого фактора и цивилизованной составляющей, их влияние на развитие государственного аудита (ПК-7);

-способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в процессе осуществления государственного и муниципального финансового контроля и аудита (ПК-10).

Выполненный студентом отчет по производственной практике регистрируется на кафедре.

Отчет рецензируется руководителем производственной практики от учебного заведения. В случае неудовлетворительной оценки отчет к защите не допускается и возвращается студенту на доработку. Студент должен устранить отмеченные в рецензии руководителя недостатки и возвратить работу для повторного рецензирования. При этом предыдущая рецензия обязательно прилагается.

Если работа допущена к защите, студент должен ознакомиться с рецензией и подготовить ответы на вопросы, упомянутые в рецензии, и показать исправленные в работе недостатки, отмеченные рецензентом.

Защита работы проводится в сроки определенные кафедрой, но не позже, чем 10 календарных дней по окончанию срока практики или с начала семестра, который начинается после ее прохождения (для практики, которую выполняют студенты летом). Защиту принимает комиссия в составе не менее двоих преподавателей кафедры. Норма времени на проведение защиты отчета по производственной практике устанавливается из расчета 0,33 час. (45 х 0,33= = 14,85 мин.) на одного студента. За 7 - 10 минут студент должен кратко изложить цель, содержание и выводы по проведенному исследованию и выполненных учетных работ, потом ответить на вопросы комиссии.

Во время защиты отчета по производственной практике студент должен продемонстрировать:

- теоретические знания по финансовому и налоговому учету;

- практические материалы конкретного предприятия по вопросам документального оформления организации и техники синтетического и аналитического учета, отчетность, выполненная самостоятельно студентом во время производственной практики, согласно рабочей программы и календарно-тематическим планом, утвержденными руководителями производственной практики от предприятия (организации) и учебного заведения.

- элементы научных исследований, поиска самостоятельного подхода к решению учетных задач;

- выводы и предложения относительно совершенствования учета на предприятии.

Критерии оценки результатов практики во время защиты отчета по практике приведены в таблице.

Таблица

Критерии комплексного оценивания результатов практики

Уровень компетент-ности     Оценка   Критерии оценки
Высокий (творческий) отлично Студент: - свободно владеет учебным материалом на основании всего комплекса изученной специальности учетно-экономической литературы и законодательно нормативной базы; - глубоко и полно завладел понятийным аппаратом; - демонстрирует культуру специальной речи и использует современную терминологию; - свободно и аргументировано выражает собственные мнения, определяет программу личной познавательной деятельности, умеет самостоятельно получать знание; - целостно, системно, в логической последовательности дает ответ на поставленные вопросы; - демонстрирует способности аналитического рассуждения, умения делать сравнение, моделировать действия и события, анализировать разную информацию по вопросу и находить верное решение проблемы; - умеет связывать теорию с практикой: решает практические задачи, производственные ситуации; самостоятельно оценивает разнообразные производственные учетные ситуации, использует приобретенные знания и умения в нестандартных ситуациях, убедительно аргументирует личное решение; - обнаруживает творческий подход к выполнению индивидуальных и коллективных заданий во время самостоятельной работы; без помощи преподавателя находит источники информации и использует полученные сведения в соответствии с целью и заданиями собственной познавательной деятельности; - использует свои знания в научной работе, обнаруживает творческие способности; - студент понимает экономическое содержание хозяйственных операций, пользуется бухгалтерским понятийным аппаратом, в совершенстве владеет профессиональными навыками и умениями, умеет безошибочно организовать первичный учет, составить необходимые расчеты, осуществить проверку, бухгалтерскую обработку документов, составлять и читать регистры бухгалтерского учета, формы отчетности и справки управлением, собирать и систематизировать результаты собственных наблюдений; - отчет по производственной практике составлен и оформлен соответственно с требованиями (отчет имеет все структурные элементы, дневник содержит описания выполненные студентом во время практики учетных работ, их выполнения подтверждено прилагаемыми бухгалтерскими документами и расчетами), аккуратно, представлено для проверки своевременно, имеет позитивные отзыв руководителя практики от базового предприятия и рецензию руководителя практики от учебного заведения; - студентом выполнены 100% программы практики; - на основании проведенного исследования и выполненных во время практики учетных работ студентом, сделанные и представленные в отчете обстоятельные выводы и разработаны не меньше чем 3 предложения относительно повышения качества и эффективности учетных работ на базовом предприятии.
Достаточный (конструк тивно- вариативной) хорошо Студент: - свободно владеет учебным материалом в полном объеме, на основании всего комплекса изученной специальной литературы и законодательно нормативной базы; свободно (самостоятельно) применяет его при решении стандартных практических учетных ситуаций и профессиональных заданий; - демонстрирует способности аналитического рассуждения, умения делать сравнение, анализировать разную информацию; - может выполнять необходимые расчеты; -демонстрирует целостность, системность, логическую последовательность выполнения задания; - допускает одну-две несущественные (не принципиальные) ошибки, самостоятельно исправляет их, добирая убедительные аргументы в подтверждение своих действий; - форма и содержание ответа имеют отдельные неточности; - студент понимает экономическое содержание хозяйственных операций, пользуется бухгалтерским понятийным аппаратом, демонстрирует культуру специальной экономической речи и использует современную терминологию, хорошо владеет профессиональными навыками и умениями, умеет организовать первичный учет, осуществить проверку, бухгалтерскую обработку документов, составлять и читать регистры бухгалтерского учета, формы отчетности и справки управленцам, собирать и систематизировать результаты собственных исследований; - отчет по производственной практике составлен и оформлен соответственно с требованиями (отчет имеет все структурные элементы, дневник содержит описания выполненные студентом во время практики учетных работ, их выполнения подтверждено прилагаемыми бухгалтерскими документами и расчетами), аккуратно, представлено для проверки своевременно, имеет позитивный отзыв руководителя практики от базового предприятия и рецензию руководителя практики от учебного заведения; - студентом выполнено не менее 90% программы практики; - на основании проведенного исследования и выполненных во время практики учетных работ студентом сделанные и представленные в отчете обстоятельные выводы и разработанные не меньше чем 2-3 предложения относительно повышения качества и эффективности учетных работ на базовом предприятии.
Средний (репродуктивный) удовлетворительно Студент: - владеет учебным материалом на репродуктивном уровне; обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои мнения; - задание выполняет, но допускает 1-2 методологические ошибки; - с помощью преподавателя может анализировать учебный материал, сравнивать и делать выводы, исправлять припущенные ошибки; - студент понимает экономическое содержание не всех хозяйственных операций, пользуется бухгалтерским понятийным аппаратом, владеет методикой выполнения учетных работ, но не достаточно понимает содержание бухгалтерских документов; - отчет по производственной практике составлен и оформлен соответственно с требованиями (отчет имеет все структурные элементы, дневник содержит описания выполненные студентом во время практики учетных работ, их выполнения подтверждено прилагаемыми бухгалтерскими документами и расчетами), аккуратно, представлено для проверки своевременно, имеет отзыв руководителя практики от базового предприятия, замечания, отмеченные в рецензии руководителя практики от учебного заведения к защите студентом устранено; - студентом выполнено не менее 70% программы практики; - на основании проведенного исследования и выполненных во время практики учетных работ студентом, сделанные и представленные в отчете выводы и разработано не меньше чем 1 предложение относительно повышения качества и эффективности учетных работ на базовом предприятии.
Низкий (репродук- тивный) Неудовлетворительно Студент: - имеет разрозненные бессистемные знания; - владеет учебным материалом на элементарном уровне усвоения, излагает его беспорядочно, отрывочными предложениями; - допускает ошибки в определении сроков, которые приводят к искажению их содержания; - практические задания выполняет при нарушении методологической (логической) последовательности, допускает ошибки, которые приводят к нарушению действующего законодательства, не владеет методикой составления форм отчетности предприятия и не понимает содержания учетных регистров; - допускает принципиальные ошибки при решении типичных ситуаций, не правильно выполняет необходимые расчеты; - студент не отвечает (или дает неполные, неправильные ответы) на основные и дополнительные вопросы преподавателя; - отчет по производственной практике составлен и оформлен с нарушением требований (отчет имеет не все структурные элементы, дневник содержит перечень выполненных студентом во время практики учетных работ без их описания, их выполнения, не в достаточном количестве, подтвержденное прилагаемыми бухгалтерскими документами и расчетами), представлено для проверки своевременно, имеет отзыв руководителя практики от базового предприятия, который содержит существенные замечания относительно знаний и умений студента, его профессиональных навыков, отмеченные в рецензии руководителя практики от учебного заведения недостатки к защите студентом не устранены; - студентом выполнено больше 50% программы практики; - на основании проведенного исследования и выполненных во время практики учетных работ студентом не сделанные и не представленные в отчете выводы, отсутствующие какие-либо предложения относительно повышения качества и эффективности учетных работ на базовом предприятии.

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

Нормативные документы

1. О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ. (ред. от 04.11.2014).

2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1. Федеральный закон от 31.07.98 № 146-ФЗ (с изм. и доп.). Ч. 2. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ (с изм. и доп.).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержд. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. (ред. от 24.12.2010).

4. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/2008) Приказ МФ РФ от 06.10.08 № 106 н. (ред. от 06.04.2015).

5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет строительного подряда” (ПБУ 2/2008). Приказ МФ РФ от 24.11. 08 № 116 н.

6. Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/2006). Приказ МФ РФ от 27.11.06 № 154н. (ред. от 24.12.2010).

7. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). Приказ МФ РФ от 06.07.99 № 43 н. (ред. от 08.11.2010)

8. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01). Приказ МФ РФ от 09.06.01 № 44 н. (ред. от 25.10.2010).

9. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01) Приказ МФ РФ от 30.03.01 № 26 н. (ред. от 24.12.2010).

10. Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98). Приказ МФ РФ от 25.11.98 №56 н. (ред. от 06.04.2015).

11. Положение по бухгалтерскому учету “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ” (ПБУ 8/2010). Приказ МФ РФ от 13.12.10 №167 н. (ред. от 06.04.2015).

12. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99). Приказ МФ РФ от 06.05.99. № 32 н. (ред. от 06.04.2015).

13. Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99). Приказ МФ РФ от 06.05.99 № 33 н. (ред. от 06.04.2015).

14. Положение по бухгалтерскому учету “Информация о связанных сторонах” (ПБУ 11/2008). Приказ МФ РФ от 29.04.2008 № 48 н.

15. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2010). Приказ МФ РФ от 08.11.2010 № 143н

16. Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000). Приказ МФ РФ от 16.10.2000 № 92 н. (ред. от 18.09.2006).

17. Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2007). Приказ МФ РФ от 27.12.2007 № 153 н. (ред. от 24.12.2010).

18. Положение по бухгалтерскому учету “Учет расходов по займам и кредитам” (ПБУ 15/2008). Приказ МФ РФ от 06.10.08 № 107 н.

19. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по прекращаемой деятельности” (ПБУ 16/02). Приказ МФ РФ от 02.07.02 № 66 н. (ред. от 06.04.2015).

20. Положение по бухгалтерскому учету “Учет расходов на НИОКР” (ПБУ 17/02). Приказ МФ РФ от 19.11.02 № 115 н. (ред. от 18.09.2006).

21. Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” (ПБУ 18/02). Приказ МФ РФ от 19.11.02 № 114 н. (ред. от 06.04.2015).

22. Положение по бухгалтерскому учету “Учет финансовых вложений” (ПБУ 19/02). Приказ МФ РФ от 10.12.02 № 126 н. (ред. от 06.04.2015).

23. Положение по бухгалтерскому учету “Информация об участии в совместной деятельности” (ПБУ 20/03). Приказ МФ РФ от 24.11.03 № 105 н. (ред. от 06.04.2015)

24. Положение по бухгалтерскому учету “Изменения оценочных значений” (ПБУ 21/2008). Приказ МФ РФ от 06.10.2008 № 106 н. (ред. от 06.04.2015).

25. Положение по бухгалтерскому учету “ Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности ” (ПБУ 22/2010). Приказ МФ РФ от 28.06.2010 № 63 н.

26. Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011). Приказ Минфина от 02.02.11 г. № 11н

27. Положение по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011). Приказ Минфина от 06.10.2011 N 125н

28. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94 н. (ред. от 08.11.2010).

29. Об особенностях направления работников в служебные командировки. Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (ред. от 29 декабря 2014 г № 1595)

30. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13.06.95 №49. (ред. от 08.11.2010)

31. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 02.07.10 г. № 66н. (ред. от 06.04.2015).

32. Указания ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и в упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и СМП от 11.03.14г № 32/У. (ред. от 03.02.2015).

33. Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.

34. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист казначейства банка" Приказ Минтруда и социальной защиты России от 29.07.2015 № 525 н.

Основная литература:

1. Бехтурина Ю.И., Дедова Т.В. Бухгалтерский финансовый учет - М,: ИНФРА-М, 2013.

2. Карпова Т.П. Карпова В.В. Бухгалтерский учет: упражнения, тесты, решения и ответы - М. Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА - М, 2013.

3. Куликова Л.И. Финансовый учет. - Москва, Бухгалтерский учет - 2012.

4. Погорелова М.Я. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: Учебное пособие. -М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 328.

5. Соколов Я.В. Бухгалтерский финансовый учет - М.: Магистр, 2012.

Наши рекомендации