Указания для лабораторной работы выполняемой вручную.
1. Возьмите в бухгалтерии по месту работы бланк Бухгалтерского баланса или в приложении к работе.
2. Заполните бланк баланса, вписывая в графу «На 31. 12. 16 года» сальдовые величины, приведенные в разделе А условия задачи №1. При поиске нужных статей баланса учтите, что их названия не всегда дословно совпадают с названиями счетов или субсчетов, поэтому ищите не дословное, а смысловое совпадение. Кроме того, при выборе балансовой статьи, подлежащей заполнению, руководствуйтесь дополнительными сведениями, изложенными в конце раздела А после числовых данных.
3. В заполненном бланке баланса подсчитайте и запишите итоги групп и разделов, а также общие итоги актива и пассива. При правильном составлении баланса последние должны оказаться равными.
4. Начертите в тетради схемы счетов (субсчетов) и впишите на них начальное сальдо, исходя из данных, приведенных в разделе А условия задачи №1. При этом для субсчетов 76-3 отводится одна схема, на которой следует записать оба сальдо.
5. Начертите в тетради одну форму журнала регистрации операций и проводок (образец формы приведен в прил. 1).
6. Зарегистрируйте в журнале хозяйственный операции, приведенные в разделе Б условия задачи №1. Одновременно с регистрацией операций оформляйте в журнале бухгалтерские проводки, присваивая каждой из них очередной порядковый номер. До перехода к следующей операции сразу же разнесите числовые данные на те счета (субсчета), которые указаны в проводке (образцы записей на счетах приведены в прил. 2-3). Шифры счетов бухгалтерского учета прил.15.
7. По окончании оформления и разноски проводок по всем операциям подсчитайте и запишите в журнал итог, а на счетах (субсчетах) – обороты и конечное сальдо.
Указание. На субсчетах 76-3 полагалось бы записать два конечных сальдо, как это делалось и на начало месяца. Однако подсчитать раздельно, сколько предприятий к концу месяца имеют перед нами дебиторскую и сколько кредиторскую задолженность, невозможно, не располагая данными аналитического учета. Поэтому временно (до выполнения контрольного задания №2) запишите на субсчете 76-3 одно конечное сальдо. При его вычислении примите во внимание оба начальных сальдо и, разумеется, обороты этого счета. После выполнения контрольного задания №2 в эти данные придется внести поправку.
8. Начертите в тетради форму оборотного баланса (образец формы приведен в прил. 4). Предусмотрите в ней строки для счетов и субсчетов (для субсчета 76-3 в оборотном балансе отводится только одна строка, в которую записываются оба начальных сальдо и остальные данные).
9. Пользуясь записями на счетах (субсчетах), составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам за январь. Проверьте, имеется ли попарное равенство итогов в графах оборотного баланса, и совпадают ли итоги оборотов с итогами журнала. При наличии расхождений найдите и устраните ошибки.
10. Возьмите в бухгалтерии по месту работы бланки Отчета о финансовых результатах и Отчета о движении денежных средств (ОДДС) или в приложении к работе. Пользуясь оборотной ведомостью, заполните Бухгалтерский баланс графу «на 31.01.17», Отчет о финансовых результатах и ОДДС за январь 2017 года.
Выполнение контрольного задания №1 на этом закончено.
Следует иметь в виду, что цель контрольного задания №1 заключается в том, чтобы студент практически освоил принципы ведения синтетического учета, применение правил двойной записи, методики проверки его соблюдения, уяснил взаимосвязь между счетами и финансовой отчетностью, получил общее представление о разнообразии назначения синтетических счетов (субсчетов).
Задание не предусматривает цель изучить приемы отражения всех (хотя бы и очень важных) операций, схватывающих квартальный цикл полагающихся бухгалтерских записей. В связи с этим конечное сальдо ряда счетов (субсчетов), сформировавшиеся после учета операций, включенных в содержание задачи №1, имеют не окончательный характер, а поэтому задание не предусматривает использования этих сальдовых величин для составления Бухгалтерского баланса.
ЗАДАЧА №1
УЧЕТ НЕКОТОРЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Раздел А. Начальное сальдо синтетических счетов и субсчетов на 1 января 20 _г. – для всех вариантов.
№ счета или субсчета | Наименование счета или субсчета | Сумма, руб. |
10/1 10/5 10/6 10/9 76/2 68/1 68/2 69/1 69/2 69/3 76-3 | Основные средства Амортизация основных средств Сырье и материалы Запасные части Прочие материалы Спецодежда Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям Основное производство (изделие А) Вспомогательное производство Готовая продукция Расходы на продажу Касса Расчетный счет Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо) Расчеты по претензиям (дебетовое сальдо) Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль (кредитовое сальдо) Расчеты по социальному страхованию Расчеты по пенсионному обеспечению Расчеты по медицинскому страхованию (кредитовое сальдо) Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с подотчетными лицами (дебетовое сальдо) Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами дебетовое сальдо кредитовое сальдо Прибыль и убытки Уставной капитал Нераспределенная прибыль Резервный капитал Краткосрочные кредиты банков | – – – – |
При занесении этих сальдо в бланк баланса примите во внимание следующую информацию:
- вся дебиторская и кредиторская задолженность относится к краткосрочной, т.е. платежи по ней ожидаются в течение отчетного года.
Раздел Б. Описание состоявшихся в январе хозяйственных операций (суть операций и ее числовая мера в рублях, если не указана иная единица измерения).
1. От ООО «Стройиндустрия» на склад поступил сплав. Согласно накладной поставщика № 001 от 5.01.17:
а) вес – 1500 кг;
б) цена 1 кг – 20 руб.(без НДС);
в) стоимость – ? руб.;
г) Счет-фактура № 001 от 5.01.17 НДС 18% ‑ ? руб.;
д) итого к оплате – ? руб.
Сплав полностью оприходован.
Указание. Заполните накладную и счет-фактуру. Воспользуйтесь приложением 11и 12.
2. От ООО «Механический завод» на склад поступили заклепки. Согласно накладной № 101 от 6.01.17:
а) количество заклепок – 1600 шт.;
б) цена 1 шт. – 0,5 руб (без НДС).;
в) стоимость заклепок – 800 руб.;
г) Счет фактура 101 от 6.01.17. НДС 18% ‑ 144 руб.;
д) итого к оплате – 944 руб.
Заклепки оприходованы полностью.
Указание. Заполните накладную и счет-фактуру. Воспользуйтесь приложением 11и 12.
3. С расчетного счета по платежному поручению № 001 от 06.01.17, оплачен счет № 3 от 5.01.16 ООО «Механический завод» за заклепки на сумму 944 руб.
Зачтен НДС в размере 144 руб.
Указание. Заполните бланк платежного поручения. Воспользуйтесь приложением 11и 12.
4. Платежным поручением № 002,003 и 004 от 11.01.17 с расчетного счета перечислены отчисления на социальное страхование и обеспечение, в том числе:
в пенсионный фонд – 1885 руб.;
в фонд обязательного медицинского страхования – 234 руб.;
в ФСС – 104 руб.
5. Склад материалов, накладная № 001 от 6.01.17, отпустил основному цеху для производства изделия А сплав по цене 10 руб. за килограмм:
0) 3960 кг 3) 3900 кг 6) 3980 кг 9) 3930 кг
1) 3950 кг 4) 3930 кг 7) 3960 кг
2) 3940 кг 5) 3830 кг 8) 3960 кг
6. Склад материалов, накладная № 002 от 6.01.17, отпустил основному заклепки по цене 0,5 руб. за штуку:
0) 300 шт. 3) 310 шт. 6) 302 шт. 9) 308 шт.
1) 305 шт. 4) 301 шт. 7) 306 шт.
2) 303 шт. 5) 308 шт. 8) 304 шт.
7. На расчетный счет поступил платеж поставщика ООО «Стройиндустрия» по предъявленной ранее претензии 600 руб.:
8. Склад материалов, накладная № 003 от 6.01.17, отпустил складу готовых изделий картонные коробки для упаковки продукции по цене 1 руб. за штуку:
0) 400 шт. 3) 405 шт. 6) 435 шт. 9) 444 шт.
1) 410 шт. 4) 415 шт. 7) 430 шт.
2) 420 шт. 5) 425 шт. 8) 440 шт.
9. Цех сдал складу готовых изделий, отчет производства № 001 от 13 января 2017, 700 кастрюль емкостью 3 литра (изделие А).
Указание. Готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, а ее можно определить только после того, как станут известны все затраты на производство продукции, т.е. по истечении месяца.
Учетная цена изделие А 90 руб за единицу, изделие Б 120 руб за единицу.
Доп. указание (работа выполняется вручную). Проводки по этой операции не составляйте, а зарегистрируйте ее в натуральных единицах измерения в ведомости выпуска готовых изделий (прил. 5).
10. Склад готовых изделий отправил базе «Наша посуда», накладная № 004 от 16 января 650 кастрюль емкостью 3 литра.
Указание. Воспользуйтесь разъяснением к операции 9, но зарегистрируйте эту операцию в натуральных единицах в ведомости отгрузки и реализации (прил. 6).
11. С расчетного счета, платежное поручение № 005 от 10. 01.2017, уплачено железнодорожной товарной станции за перевозку кастрюль, отгруженных базе «Наша посуда» 708 руб., в т.ч. НДС 108 руб.
12. Бухгалтер получил в банке наличные деньги для выдачи заработной платы 26500 руб. Чек № 100202 от 10.01.2017.
Мемориальным ордером № 207 от 10, 1.2017, списаны услуги банка за обналичивание денежных средств 1%. Сумма - ? руб.
13. 10.01. 2017 выдана заработная плата за 2-ю половину декабря – 26500 руб.
Список сотрудников и рабочих:
- Лебедеву 4000руб.;
- Горохову 4000 руб.;
- Тарасовой 5000.руб.;
- Попову 4000 руб.;
- Романову 6000руб.;
- Иванову 3500 руб.
14. Уплачено с расчетного счета, платежное поручение № 006 от 11.01.2017, по счету № 555 от 25.12.2016 ОАО «Пермэнерго» за электроэнергию, потребленную в декабре 826 руб. Зачтен НДС в размере 126 руб.
15. От ООО «Стройиндустрия» по накладной № 0105 от 10.01.17 на склад поступил сплав. Согласно счету поставщика:
а) вес – 2500 кг
б) цена 1 кг – 22 руб (без НДС).
в) стоимость сплава – ? руб.
г) НДС 18% – ? руб.
д) итого к оплате – ? руб.
16. От ООО «Механический завод» по накладной № 123 от 12.01.2017 поступили на склад запасные части. Согласно счету поставщика:
а) количество запчастей – 600 шт.
б) цена 1 шт. – 6 руб (без НДС).;
в) стоимость запчастей – ? руб.;
г) НДС 18% - ? руб.;
д) итого к оплате – 4? руб.
17. С расчетного счета, платежное поручение № 007 от 12.01.2017, оплачен счет № 15 от 15.01.16 ООО «Механический завод» за запчасти на сумму (см. операцию 16). Зачтен НДС – ?.
18. С расчетного счета, платежное поручение № 008 от 13.01.17 уплачено ООО «Стройиндустрия» за полученное в прошлом месяце сырье 4720 руб. Зачтен НДС в размере 720 руб.
19. Утвержден авансовый отчет № 01 от 21.01.2017 директора Романова. (директор) об израсходовании на командировку в г. Екатеринбург с 18 по 20.01, связанную с производством продукции, ‑ 3450 руб. Остаток неизрасходованных сумм сдан подотчетным лицом в кассу (сумму определить самостоятельно).
Указание. Заполните авансовый отчет № 01 . Воспользуйтесь приложением 10.
20. Цех сдал складу готовых изделий, отчет производства № 002 от 16 января 1600 кастрюль (изделие Б).
Указание: Воспользуйтесь разъяснением к операции 9.
21. Склад материалов , накладная № 005 от 13.01.2017, отпустил складу готовых изделий картонные коробки для упаковки продукции 360 шт. по 1 руб. на сумму 360 руб.
22. Склад готовых изделий отправил базе «Наша посуда», накладная № 006 от 18 января 1500 кастрюль (изделие Б).
Указание: Воспользуйтесь разъяснением к операции № 9.
23. С расчетного счета, платежное поручение № 009 от 17.01.2017 уплачено железнодорожной товарной станции за перевозку кастрюль, отгруженных базе «Наша посуда», 1416 руб., в т.ч. НДС – 216 руб.
24. База «Наша посуда» заплатила 20 января за кастрюли, отгруженные ей 16 января, 65 000 руб. и НДС 11 700 руб.
25. Склад материалов, накладная № 007 от 13.01.2017, отпустил основному цеху сплав на изготовление изделия Б 4580 кг. по цене 10, 20, 22 руб. за килограмм на сумму ? руб.
Указание. Метод оценки материалов при списании в расход ФИФО, см. приложение 10. Составьте расчет и приведите его в журнале регистрации хозяйственных операций.
26. Склад материалов, накладная № 008 от 13.01.2017, отпустил ремонтно-механическому цеху запасные части 191 шт. по цене 5 руб. и 6 руб. на сумму 1136 руб.
Указание. Метод оценки материалов при списании в расход ФИФО, см. приложение 10. Составьте расчет и приведите его в журнале регистрации хозяйственных операций.
27. Начислено, за январь 2017, ОАО «Ростелеком» за услуги 150 руб., НДС – 27 руб.; итого – 177 руб. Договор №105-16 от 30.12.2016.
28. Уплачено ОАО «Ростелеком» за услуги с учетом долга за прошлый месяц 708 руб. Зачтен НДС в размере 108 руб.
29. Начислена заработная плата за январь, в том числе:
а) рабочему Лебедеву А.А основного цеха (изделие А):
б) рабочему Горохову И. П. основного цеха (изделие Б):
в) кладовщику склада готовых изделий – ?руб.
г) обслуживающему персоналу основного производства – .
д) директору и главному бухгалтеру - ? руб.
Указание. Размеры окладов в разделе «Кадры».
Положением по оплате труда всем работникам установлена повременная оплата труда (месячный оклад). Уральский коэффициент 15%.
В ООО «Метал» установлена 5-ти дневная рабочая неделя. Табель учета рабочего времени представлен. Отклонений по выходу на работу нет.
Приказом № 25 от 25. 12 2016 года принят на работу Сергеев Андрей Павлович. На должность наладчика оборудования вспомогательного производства. Ежемесячный оклад 12 000руб. Приступить к работе с 5 января 2017г. Дата рождения 10 апреля 1975 года.
30. Удержан из заработной платы, начисленной за январь, налог на доходы физических лиц (по действующей ставке). Сумму определить самостоятельно, округлить до целых.
31. Произведены начисления взносов с сумм заработной платы работников основного, ремонтно-механического цехов, администрации за январь (суммы определить самостоятельно, округлить до целых рублей):
- в пенсионный фонд – 22% от начисленной заработной платы;
- в фонд социального страхования – 2.9% от начисленной заработной платы;
- в фонд обязательного медицинского страхования – 5.1% от начисленной заработной платы;
- от несчастных случаев и профзаболеваний 0.2% от начисленной заработной платы.
32. От ООО «Заря» поступил штамповочный станок (новый) по цене 120 000 руб. Накладная № 0101 от 10. 01.2017. Срок полезного использования 12 лет. Способ начисления амортизации линейный. ООО «Заря» находится на УСН. 15 января 2017 года станок введен в эксплуатацию.
33. Возвращен банку кредит – 10000 руб. Кредитный договор № 789-2014 от 25 .11.2014.
Начислены и перечислены проценты 1200руб.
34. Начислено, согласно счета № 2045 от 25.01.2017 от ООО «Пермские тепловые сети» за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение) – 400 руб.; НДС 18% ‑ 72 руб.; итого: 472 руб.
35. Перечислены с расчетного счета в бюджет налоги на прибыль за прошлый год – 11585 руб.
Указание. Заполните платежное поручение № 015 от 24.01.17 по налогу на прибыль. Воспользуйтесь приложением 11и 13.
36. С расчетного счета оплачен счет ООО «Стройиндустрия» за полученный сплав – 17700 руб. Зачтен НДС в размере 2700 руб.
37. Начислено, согласно счета № 25 от 23.01.2017 ОАО «Пермэнерго» за потребленную в январе электроэнергию на нужды основного цеха – 500 руб.; НДС 18% ‑ 90 руб.; итого: 590 руб.
38. Начислена, за январь 2017, амортизация по основным средствам:
- используемые в основном производстве - 2000 руб.;
- используемые ремонтно-механическом цехе - 900 руб.
39. Закрыт счет 23 «Вспомогательное производство».
Указание. Согласно справке бухгалтерии, все работы ремонтно-механического цеха заключались в текущем ремонте станочного парка основного цеха, поэтому все его расходы присоединяются к затратам, связанным с основным производством.
40. Закрыт счет 25 «Общепроизводственные расходы». Все его расходы присоединяются к затратам, связанным с основным производством. Составьте расчет.
Указание. Воспользуйтесь учетной политикой ООО «Металл» приложение 10.
41. Закрыт счет 26 «Общехозяйственные расходы». Все его расходы присоединяются к затратам, связанным с основным производством. Составьте расчет.
Указание. Воспользуйтесь учетной политикой ООО «Металл» приложение 10.
42. Отражен выпуск готовой продукции за январь (сумму определить самостоятельно).
Указание. На счете 20 «Основное производство» Вы собрали все затраты, связанные с изготовлением кастрюль. Теперь можно приступить к расчету фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (форма расчета приведена в прил. 7). Примите во внимание, что себестоимость незавершенного производства на 1 февраля составляет, согласно акту его инвентаризации – 65 руб. и относится к изделию А. Для калькулирования себестоимости единицы продукции подсчитайте количество кастрюль, выпущенных в январе в ведомости выпуска готовых изделий (прил. 5).
43. Отражение отгрузки продукции за январь (сумму определить самостоятельно).
Указание. Для определения этой величины следует в ведомости отгрузки и реализации (прил. 6) подсчитать количество отгруженных кастрюль, если цена кастрюли емкостью 3литра 120 руб. и НДС – 18%, а емкостью 5 литров 150руб. и НДС - 18 % ?
44. Списание отгруженной продукции (сумму определить самостоятельно).
Указание. Для определения этой величины следует в ведомости отгрузки и реализации (прил. 6) подсчитать количество отгруженных кастрюль А и Б, а себестоимость единицы продукции Вы уже нашли в приложении 6.
45. Закрытие счета 44 «Расходы на продажу» (сумму определить самостоятельно).
Указание. Воспользуйтесь учетной политикой ООО «Металл» приложение 10.
Согласно справке бухгалтерии всю сумму расходов по сбыту продукции следует присоединить к себестоимости реализованной продукции. База распределения пропорционально реализованной продукции.
Расчет по распределению косвенных расходов между изделием А и Б (прил.14).
46. Начислен в бюджет НДС по ставке 18% (сумму определить самостоятельно).
47. Отражен финансовый результат от продажи продукции за январь (сумму определить самостоятельно).
Указание. В результате этой операции сопоставляются дебетовые и кредитовые обороты по счету 90, а сальдо переносится со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».
48. Отражен финансовый результат от прочих операций за январь (сумму определить самостоятельно).
Указание. В результате этой операции сопоставляются дебетовые и кредитовые обороты по счету 91, а сальдо переносится со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».
49. Начислен налог на прибыль по действующей ставке 20%. (сумму определить самостоятельно, округляя до целых рублей).
50. База «Наша посуда» заплатила 29 января за кастрюли, отгруженные ей 18 января, 180 000 руб. и НДС 32 400 руб.
Указания для лабораторной работы, выполняемой с использованием 1С.
1. Проведите закрытие месяца.
2. Сформируйте «Оборотную ведомость за январь 2017 года».
3. Возьмите в бухгалтерии по месту работы бланки Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и Отчета о движении денежных средств (ОДДС) или в приложении к работе. Пользуясь оборотной ведомостью, заполните Бухгалтерский баланс графы «на 01.01.17» и «на 31.01.17», Отчет о финансовых результатах и ОДДС за январь 2017 года.
4. Выполнение лабораторной работы на этом закончено.