Учет размера Полезного периода отчета при назначении даты начала Расчетного периода.
13.5.1. В рамках некоторой информационной задачи применительно к некоторому Расчетному периоду по отношению к некоторому виду отчетов можно выделить два периода времени: Полный период решения информационной задачи и Полезный период отчета.
13.5.2. Полный период решения информационной задачи.
Напомним, что процесс постановки и решения информационной задачи состоит из организационной стадии и стадии непосредственного выполнения обязанностей (регулярных и нерегулярных). Допустим, Заказчик обратился к Исполнителю с просьбой решать некоторую информационную задачу, начиная с некоторого Расчетного периода. Решить эту информационную задачу по отношению к этому перовому Расчетному периоду – это значит сформировать необходимые отчеты (отчет) по отношению к этому периоду. Для решения указанной задачи необходим промежуток времени, включающий в себя время на организационную стадию, время на выполнение обязанностей по отношению к Нерегулярной части Расчетного периода и (возможно) время на один цикл регулярной работы. Назовем этот промежуток времени Полным периодом решения информационной задачи. Начинается этот промежуток времени в момент обращения Заказчика к Исполнителю.
Определить размер Полного периода с существенной степенью точности Исполнитель способен только после завершения организационной стадии. В момент обращения Заказчика размер Полного периода может быть определен Исполнителем только на основании предположений с некоторой степенью вероятности.
Как бы то ни было, если известна дата постановки задачи и установлен размер Полного периода решения поставленной им информационной задачи, то можно определить момент окончания указанного Полного периода – то есть тот момент, когда Исполнитель будет способен по отношению к указанному Расчетному периоду представить Заказчику необходимые отчеты.
13.5.3. Полезный период отчета.
Для Заказчика решение Исполнителем информационной задачи (получение итоговой информации и предоставление ее пользователям в виде отчета) не является целью, а является лишь средством для решения каких-либо иных задач. До тех пор, пока информация из некоторого отчета будет иметь значение для решения этих иных задач, - будет длиться полезный период этого отчета. Начинается полезный период с момента представления отчета.
Таким образом, для некоторого вида отчета применительно к некоторому Расчетному периоду Полезным является тот период, в течение которого Заказчик способен использовать указанную в отчете информацию. Начинается Полезный период в момент представления отчета, заканчивается – в момент, когда информация из отчета уже неактуальна для решения некоторой последующей задачи, для решения которой этот отчет формировался.
Исполнитель не всегда способен точно определить окончание Полезного периода отчета, так как не всегда точно знает, для решения каких задач и как Заказчик будет использовать сведения из отчетов. Но довольно часто такая информация Исполнителю известна, и в этом случае он способен с большой степенью точности установить момент окончания Полезного периода отчета.
Приведем несколько примеров определения возможных моментов окончания полезного периода для тех или иных отчетов в рамках решения тех или иных информационных задач.
Пример 1. Для такой информационной задачи, как налоговый учет, применительно к таким отчетам, как налоговые декларации, можно провести следующие рассуждения. Выездной налоговой проверкой может быть охвачены три года, предшествующие году, в котором принято решение о назначении проверки. Поэтому, окончанием полезного периода для налоговой декларации можно считать 31 декабря того года, который отстоит на три года в будущее от года, внутри которого находится дата окончания Расчетного периода, охваченного декларацией.
Пример 2. Для такой информационной задачи, как расчет сумм ЗП, применительно к такому отчету, как платежная ведомость, можно провести следующие рассуждения. Допустим, у данного Заказчика в качестве даты выдачи ЗП установлено 14-е число каждого месяца. Тогда окончанием Полезного периода для платежной ведомости за апрель (Расчетный период) будет 14-е мая того же года.
Таким образом, применительно к некоторому Расчетному периоду по отношению к некоторому виду отчетов в рамках некоторой информационной задачи Исполнитель самостоятельно или с помощью Заказчика способен определить момент окончания Полезного периода отчета.
13.5.4. Если применительно к некоторому Расчетному периоду момент окончания Полезного периода отчета наступает раньше, чем момент окончания Полного периода решения задачи, то качественное решение этой информационной задачи применительно к этому Расчетному периоду невозможно. Поэтому, если возможно установить момент окончания Полезного периода отчета, то дата начала Расчетного периода должна удовлетворять следующему условию:
Применительно к любой части Расчетного периода момент окончания Полного периода решения задачи должен быть раньше, чем момент окончания Полезного периода отчета.
Например. 25 апреля 2017 года Заказчик ставит перед Исполнителем задачу по расчету сумм ЗП по отношению к Расчетному периоду, начиная с 01 апреля 2017 года. В качестве даты выдачи ЗП у Заказчика установлено 14-е число каждого месяца. Тогда по отношению к первому Расчетному периоду моментом окончания Полезного периода отчета будет 14 мая 2017 года. При этом Исполнитель понимает, что организационные стадии продлятся не менее, чем до 12 мая, и еще не менее чем 10 рабочих дней займет один цикл регулярной стадии. То есть момент окончания Полезного периода отчета наступает раньше, чем момент окончания Полного периода решения задачи. При таких условиях для этой задачи 01 апреля 2017 года не может быть принято в качестве начальной даты Расчетного периода.