В сфере бухгалтерского учета и налогового права.
Организация процессов
В сфере бухгалтерского учета и налогового права.
Организационная работа - важнейшая функция главного бухгалтера.
В рамках бухгалтерского учета все процессы и действия выполняются людьми или с существенной долей влияния людей. Если действия людей не будут качественно и эффективно организованы, то поставленные задачи с высокой степенью вероятности не будут решены качественно и эффективно.
Поэтому, важнейшей функцией главного бухгалтера на предприятии является организационная функция. С целью качественного и эффективного решения поставленных перед главным бухгалтером задач он обязан организовать работу следующих лиц:
А) Себя;
Б) Своих подчиненных;
В) Иных лиц, действующих на различных стадиях решения порученных главному бухгалтеру задач.
Глава I.
Качество и Эффективность.
Качество.
Понятие качества.
В русском языке существительное «Качество» и соответствующее ему прилагательное «качественный» употребляются в одном из двух значений.
А) Качество – это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость» (толковый словарь русского языка, сайт www.vedu.ru). Например: «Одно из качеств, которыми обладают кошки – способность открывать лапой дверь к себе».
Б) Качество – это «то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь» (толковый словарь русского языка, сайт www.vedu.ru). Например: «Качество работы. Качество изделий. Высокие душевные качества».
В рамках настоящего текста нас будет интересовать второе значение слова «Качество».
Эталон качества.
1.2.1. Что является эталоном качества? В чем состоит тот идеал, то совершенство, к которому должен стремиться уровень выполнения любой работы? Как определить, какая именно из двух вещей (например – из двух пар туфель) является более качественной? Или из двух услуг?
Интуитивно кажется, что к приведенным выше вопросам имеются простые и очевидные ответы, и эти ответы каждый способен дать не задумываясь. Но все же, попробуйте сформулировать эти ответы на бумаге. Так ли уж они очевидны?
1.2.2. Мы будем утверждать следующее. Вещь или услуга является более качественной по сравнению с другой, если с ее помощью полнее достигаются те цели, ради которых она создана или осуществлена.
Пример. Перед двумя мастерами была поставлена задача создать обувь для работы в грязном коровнике.
Первый мастер создал пару предметов, обладающих следующими свойствами. Это была изящная лакированная обувь, не имеющая голенища и обычно называемая «туфли». Очень красивая и очень крепкая.
Второй мастер создал пару предметов, обладающих следующими свойствами. Это была не менее крепкая обувь. Изяществом она не обладала. Обувь имела голенища. Обувь такой формы и конструкции обычно называют «сапоги». Она была водонепроницаемой.
Кто из мастеров лучше (качественнее) справился с поставленной задачей?
Цели работы.
Общей целью любой работы должно быть достижение максимально качественного результата – то есть максимально полное достижение тех конкретных целей, для которых выполняется эта работа.
Неоднозначные задачи.
Эффективность. Соотношение качества и эффективности.
Понятие эффективности.
3.1.1. Эффективность – это характеристика, которая оценивает процесс достижения конкретной цели с точки зрения затраченных на достижение этой цели ресурсов.
Если цель достигнута двумя разными способами, то из этих способов более эффективным считается тот, при котором ресурсов различных видов израсходовано меньше.
3.1.2. Эффективность не является целью работы, а является одним из необходимых средств достижения какой-либо цели. Если работать неэффективно (то есть не экономить ресурсы), то поставленной цели можно и не достичь (потому, что ресурсы закончатся).
Поэтому эффективность в работе является необходимым условием для достижения результата.
3.1.3. Вывод из вышесказанного. При выборе варианта решения вопроса одним из параметров, требующих оценки, является необходимый объем ресурсов. Увеличение необходимого объема ресурсов – это недостаток соответствующего варианта, уменьшение – преимущество.
Положительные и отрицательные последствия выполнения законодательно обусловленных функций.
Традиции
Заказчик и Специалист.
Современное общество характеризуется разделением труда и большим количеством разнообразных видов профессиональных компетенций.
У отдельно взятого лица могут возникать потребности в области различных профессиональных компетенций, и, очевидно, что это лицо не является носителем большинства этих компетенций. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев одно лицо осознает свою потребность (задачу) и обращается за решением этой задачи к другому лицу, являющемуся носителем соответствующей профессиональной компетенции.
В рамках указанного взаимодействия первое из этих лиц можно назвать Заказчиком, второе – Специалистом.
Глава II.
Обязанности.
Содержание обязанностей.
9.1.1. Обязанность – это некоторый вид действия, обязательный для выполнения.
9.1.2. Обязанность установлена, если установлены все ее обязательные характеристики. Это, как минимум, следующие характеристики:
А) Содержание действия;
Б) Лицо, ответственное за совершение действия;
В) Сроки совершения действия;
Г) Место совершения действия;
Д) Объем трудозатрат, необходимый для совершения действия, и его распределение по времени.
Для лица, выполняющего обязанность, эта обязанность считается установленной и без установления характеристики, указанной в пудпункте (Д).
9.1.3. Совокупность значений характеристик некоторой обязанности можно назвать содержанием этой обязанности.
9.1.4. Содержание обязанности должно быть сформулировано таким образом, что бы была исключена возможность его различного толкования.
9.1.5. Необходимо стремиться к тому, что бы для каждой обязанности или группы обязанностей была сформулирована цель ее (их) выполнения.
В подавляющем большинстве случаев невозможно регламентировать обязанности таким образом, что бы их содержание предусматривало все возможные варианты и случаи, которые могут иметь место в реальной обстановке. Могут возникать ситуации, когда обстоятельства складываются так, что содержание обязанностей не дает конкретному исполнителю ответа на опрос, как именно ему надлежит действовать при таких обстоятельствах. В таких ситуациях конкретный исполнитель сможет определять содержание своих действий исходя из цели выполнения обязанностей, если такая цель ему известна и понятна.
Содержание действия.
9.2.1. содержание действия может состоять из краткого содержания и подробного (развернутого) описания.
9.2.2. Краткое содержание действия выполняет две функции:
А) Является идентификатором вида действия;
Б) Кратко описывает содержание действия, те его составляющие, которые не являются содержанием иных характеристик действия.
Например: «Получение от представителя поставщика накладной и счета-фактуры и помещение их в места хранения».
Если организатор считает, что краткого содержания действия (с учетом наличия иных его характеристик) достаточно для однозначного понимания содержания этого действия, то необходимость в подробном (развернутом) описании действия отсутствует.
9.2.3. Подробное (развернутое) описание содержания действия требуется для тех видов действий, краткого содержания которых недостаточно для однозначного установления механизмов их совершения.
Например, для приведенного выше краткого содержания действия может быт дано следующее подробное (развернутое) его описание:
«Получить от представителя поставщика по одному экземпляру накладной и счета-фактуры. Установить наличие на них печатей поставщика. Сразу после приема товара по количеству получить на накладной подпись представителя поставщика и доверенность. Убедиться, что подпись на накладной соответствует подписи на доверенности. Поместить накладную и счет-фактуру в места хранения в порядке следования дат»
9.2.4. Часто подробное (развернутое) описание содержания обязанностей называют правилами.
Ответственность.
9.3.1. Слово «ответственность» имеет два значения – позитивная ответственность и негативная ответственность.
Позитивная ответственность за некоторую функцию означает наличие лица, на которого возложена обязанность по осуществлению этой функции.
Негативная ответственность за некоторую функцию означает неблагоприятные последствия (санкции), которые могут быть наложены на лицо, не исполнившее обязанность по осуществлению этой функции.
В дальнейшем в настоящем тексте под словом «ответственность» будет пониматься позитивная ответственность.
9.3.2. Если по некоторому виду действий не установлено лицо, обязанностью которого является выполнение этого вида действий (то есть за этот вид действий не установлена ответственность), это приводит к существенному увеличению вероятности следующих событий:
А) Указанная функция не будет осуществляться;
Б) Указанная функция будет осуществляться некачественно.
Поэтому, необходимым условием для обеспечения качественного выполнения некоторого вида действий является установление ответственности за этот вид действий.
9.3.3. Ответственность за какое-либо действие не возникает сама собой, а является следствием каких-либо организационных решений и сопутствующих механизмов контроля. Поэтому, любые методы установления ответственности приводят к возникновению дополнительных трудозатрат, связанных исключительно с установленными механизмами ответственности.
9.3.4. Принцип "Выполнить или предупредить".
У ответственных лиц имеются обязательства по осуществлению тех или иных действий. Обязательства могут возникать не только «по вертикали» (решение руководителя или коллективного органа), но и «по горизонтали» (договоренность).
Если у лица возникло обязательство, оно должно быть исполнено.
Если по какой-либо причине обязательство не может быть исполнено, информация об этом, а также о причинах невозможности исполнить обязательство должна быть доведена до лиц, перед которыми принято обязательство, в как можно более ранний срок.
Если к моменту исполнения обязательства обстоятельства изменились таким образом, что, по мнению исполняющего обязательство, исполнение обязательства может нанести вред лицу, перед которым оно принято, то исполняющий обязательство должен представить свое мнение лицу, перед которым принято обязательство, в срок до момента, установленного для выполнения обязательства. Если это сделать невозможно, то обязательство должно быть выполнено в том виде, в котором оно принято.
Ситуация, при которой принятое обязательство не исполняется и при этом информация о его неисполнении не доводится до лиц, перед которыми принято обязательство, является категорически недопустимой с точки зрения организации и управления процессами.
Сроки.
9.4.1. Если по некоторому виду действий не установлены сроки выполнения, это равносильно тому, что обязанность по совершению действий этого вида не установлена.
Например, если установить, что каждый налогоплательщик обязан представлять декларацию по НДС, но не установить срок выполнения этой обязанности, то получится, что обязанность не установлена, так как представить декларацию при таких условиях можно в любой бесконечно длительный срок – то есть можно вообще не представлять.
Поэтому, необходимым условием для обеспечения качественного выполнения некоторого вида действий является установление сроков выполнения.
9.4.2. Установить срок совершения будущего действия – это значит установить период времени, в течение которого это действие должно быть выполнено.
9.4.3. Период времени может быть определен путем его прямого указания.
Примеры: Март 2017 года; 2-й квартал 2019 года.
9.4.4. Период времени может быть определен двумя моментами времени (начальным и конечным) или только конечным моментом.
Если указан только конечный момент времени, это означает, что действие должно быть совершено в любое время до этого момента. Если указан как начальный, так и конечный моменты времени, это означает, что действие должно быть совершено между этими моментами.
9.4.5. Вид указываемого момента времени (начальный или конечный) обычно обозначается с помощью специальных наречий или предлогов, а именно:
Начальный момент времени обозначается, в частности, словами «После», «От», «С», «Не ранее».
Конечный момент времени обозначается, в частности, словами «До», «Не позднее».
9.4.6. Момент времени может быть определен путем прямого указания конкретного момента времени (пример: 27.12.2016, 13-00);
9.4.7. Момент времени может быть определен путем указания на некоторые события, которые уже произошли или могут произойти в будущем. В качестве таких событий может быть использовано как одно событие, так и совокупность нескольких событий.
Примеры:
Не позднее последнего рабочего дня месяца;
Не ранее формирования бухгалтерской отчетности;
Не позднее более раннего из следующих событий: реализации товара или получения оплаты за товар.
9.4.8. Момент времени может быть определен путем указания на некоторое событие и отрезка времени, отсчитываемого от этого события вперед или назад.
Примеры:
Не позднее 2-х рабочих дней с момента передачи …;
Не позднее 3-х дней до начала календарного месяца;
Не ранее 10-ти дней с момента получения предоплаты.
Место совершения.
В некоторых случаях место совершения действия определяется содержанием этого действия.
В ином случае определение места выполнения действия является необходимым условием для его качественного выполнения.
Если место совершения действия не определено, то могут наступить следующие отрицательные последствия:
А) Действие может быть совершено не в том месте, которое требуется, что может явиться причиной отсутствия пользы от совершения данного действия или возникновения вреда;
Б) Могут быть неверно установлены сроки совершения действия;
В) Может быть неверно определен объем трудозатрат, необходимый для совершения действия.
По степени точности учета.
Степень точности, установленная для учета Заказчика, не выше степени точности, указанной в базовом варианте договорных документов.
По применяемым компьютерным программам и форматам баз данных (БД).
Учет для Заказчика осуществляется на основании БД и компьютерных программ формата «ЭкспрессБухгалтерия».
По прочим условиям.
Содержание прав и обязанностей Заказчика и Исполнителя (кроме сроков оплаты) должно соответствовать типовым вариантам договорных документов.
Регулярные обязанности.
Разграничение ответственности между Заказчиком и Специалистом в случае, если формирование и согласование содержания регулярных обязанностей происходит с одновременным осуществлением деятельности, для которой оно создается.
11.5.1. Допустим, на некоторый момент времени Заказчиком в существенном объеме ведется деятельность, происходят регулярные бизнес-процессы. В этот момент времени Заказчик обращается к Специалисту с предложением в ближайшем будущем (как можно быстрее) передать Специалисту выполнение некоторых регулярных обязанностей.
Для того, что бы взять на себя выполнение этих регулярных функций, Специалист сначала должен их организовать, то есть сформировать и согласовать содержание регулярных обязанностей и внедрить их. Процесс формирования и согласования содержания регулярных обязанностей имеет некоторую продолжительность, иногда – значительную. Приступить к исполнению регулярных обязанностей возможно только после того, как сформировано и согласовано их содержание. В результате возникает ситуация, характеризующаяся следующими обстоятельствами. С одной стороны, Заказчику необходимо, что бы Специалист как можно быстрее (желательно – «прямо сейчас») приступил к исполнению указанной регулярной функции. С другой стороны, Специалист способен приступить к выполнению этой функции только после завершения указанного организационного периода.
11.5.2. Нам представляется, что в указанной ситуации возможны, как минимум, следующие варианты решений.
Вариант 1. Специалист не принимает на себя обязательства по выполнению функции до полного завершения процесса формирования и согласования содержания регулярных обязанностей. Отрицательными последствиями этого варианта является то, что в течение организационного периода некоторая необходимая регулярная функция никем не выполняется, что ежедневно наносит тот или иной вред интересам Заказчика. Сократить отрицательные последствия этого варианта возможно путем максимально возможного сокращения продолжительности организационного периода.
Вариант 2. Специалист сразу после обращения Заказчика приступает к выполнению функции, параллельно с этим проводя процесс формирования и согласования содержания регулярных обязанностей. Отрицательными последствиями этого варианта для Заказчика является риск некачественного и (или) неэффективного выполнения функции, что может нанести вред интересам Заказчика в большем объеме, чем невыполнение этой функции в течение организационного периода. Отрицательными последствиями этого варианта для Исполнителя является перенос на него части негативных последствий, наступивших для Заказчика (неустойки, расторжение договора и прочие виды ответственности). Минимизировать указанные отрицательные последствия для Исполнителя возможно путем включения в условия договора с Заказчиком положения о том, что до окончания процесса согласования содержания обязанностей и ввода их в действие Исполнитель не несет ответственности за отрицательные последствия, которые могут наступить для Заказчика. Минимизировать риск наступления отрицательных последствий данного варианта для Заказчика, как нам представляется, невозможно.
В рамках второго варианта основным содержанием деятельности Специалиста должно быть, как и в первом варианте, скорейшее формирование и представление Заказчику на согласование проекта содержания регулярных обязанностей. При этом параллельно Исполнитель в рамках круга своей профессиональной компетенции выполняет разовые поручения Заказчика и оказывает консультации как уполномоченным, так и не уполномоченным сотрудникам Заказчика.
Глава III.
Основные принципы решения
Информационных задач.
Информационные задачи.
Информация.
12.1.1. Различные толковые словари примерно следующим образом определяют понятие «Информация»:
Информация – это сведения об окружающем мире, его свойствах и протекающих в нем процессах.
12.1.2. С точки зрения временных диапазонов, к которой относится информация, ее (информацию), можно разделить на два типа:
А) Информация о свойствах и состояниях объектов на конкретные моменты времени.
Б) Информация о процессах (событиях), происходивших в течение конкретных периодов времени.
Период от момента отличается длительностью временного интервала. Момент времени не имеет длительности. Период времени имеет длительность и характеризуется начальным и конечным моментами времени.
12.1.3. Факты – это свойства и состояния объектов в прошлом или настоящем или события, которые уже произошли.
Информацию о фактах следует отличать от информации о предполагаемых событиях, которые могли произойти в прошлом или могут произойти в будущем, или от информации о предполагаемых состояниях и свойствах объектов, которые могли иметь место в прошлом или могут возникнуть в будущем.
В настоящем тексте понятие «Информация» будет использоваться в смысле «Информация о фактах».
Контроль точности.
В процессе получения, регистрации и преобразования информация в результате действия разных причин информация может теряться или искажаться. Поэтому, для качественного решения информационных задач большое значение имеют действия по контролю точности имеющейся (накопленной, преобразованной) информации.
Пользователи и отчеты.
Целью накопления, хранения и преобразования информации является не просто получение результата в виде искомой информации, но и создание возможности по дальнейшему использованию этой информации.
Лица, которые имеют право получать формируемую (искомую) информацию - это пользователи информации. Формируемая итоговая информация, которая в том или ином виде представлена пользователям – это отчеты.
Конечная цель решения информационной задачи состоит не в том, что бы сформировать (рассчитать) искомую информацию, а в том, что бы представить требуемую искомую информацию пользователям.
Понятие «Расчетный период».
Расчетный период – это тот период, информация о котором является содержанием отчетов, формируемых в рамках решения поставленной информационной задачи, причем имеется возможность отражать в этих отчетах эту информацию применительно к любому моменту и к любой части этого периода. То есть по отношению к Расчетному периоду в базе данных должна быть зарегистрирована исходная информация о каждом известном и относящемся к этому периоду факте (Сплошной метод регистрации).
Предварительные моменты и Предварительные периоды.
Предварительные моменты – моменты, более ранние, чем начало Расчетного периода, по отношению к которым требуется отражать в отчетах итоговую информацию о свойствах и состояниях объектов.
Предварительные периоды - периоды времени, более ранние, чем начало Расчетного периода, по отношению к которым требуется отражать в отчетах итоговую информацию о процессах.
Наличие Предварительных моментов и Предварительных периодов может быть обусловлено, например, требованиями закона.
Пример 1. Допустим, поставлена информационная задача по формированию деклараций по налогу на прибыль организаций. Допустим, что дата начала Расчетного периода установлена, как 01 апреля 2016 года. Налоговым периодом по указанному налогу является календарный год, и налоговая декларация должна формироваться нарастающим итогом за период с начала года. Отчетом (налоговой декларацией) будет охватываться период с 01 января 2016 года, а база данных Сплошным методом будет формироваться за период, начинающийся только с 1 апреля 2016 года. В этом случае Предварительным периодом является период с 01 января по 31 марта 2015 года включительно.
Пример 2. Допустим, поставлена информационная задача по формированию бухгалтерских балансов по РСБУ. Допустим, что дата начала Расчетного периода установлена, как 01 января 2016 года. Применительно к этому Расчетному периоду первый баланс будет формироваться по состоянию на 31 декабря 2016 года. РСБУ предусматривают, что состояния объектов в балансе должны быть отражены на начало отчетного года и на начало каждого из 2-х предыдущих лет. То есть в отчете необходимо будет отразить состояния объектов на 01.01.14, 01.01.15, 01.01.16 и 31.12.16. База данных Сплошным методом будет формироваться за период, начинающийся только с 1 января 2016 года. В этом случае Предварительными моментами являются 01.01.14 и 01.01.15.
Начальные данные.
13.3.1. Начальные данные – это необходимая для получения итоговой информации исходная информация о фактах, имевших место на начало Расчетного периода и до его начала.
13.3.2. Начальные данные должны включать в себя следующие виды исходной информации:
А) Информация о состояниях и свойствах на начало Расчетного периода.
Б) Информация, достаточная для получения итоговой информации о состояниях и свойствах объектов на Предварительные моменты.
В) Информация, достаточная для получения итоговой информации о процессах за Предварительные периоды.
Пример 1. Допустим, поставлена информационная задача по формированию деклараций по налогу на прибыль организаций применительно к Расчетному периоду, датой начала которого является 01 апреля 2016 года. В этом случае Начальные данные должны включать в себя, в том числе, исходную информацию, достаточную для получения итоговой информации за Предварительный период, то есть за период с 01 января по 31 марта 2016 года.
Пример 2. Допустим, поставлена информационная задача по формированию бухгалтерских балансов по РСБУ применительно к Расчетному периоду, датой начала которого является 01 января 2016 года. В этом случае Начальные данные должны включать в себя, в том числе, исходную информацию, достаточную для получения итоговой информации на Предварительные моменты, то есть на 01.01.14 и 01.01.15.
13.3.3. Носители начальных данных – это носители информации, на основании которых формирует начальные данные лицо, ответственное за их формирование.
Виды носителей начальных данных и способы их получения могут быть самыми разнообразными. Самым распространенным видом таких носителей могут быть БД, которые велись по отношению к периодам до начального момента БД.
13.3.4. Механизм создания ответственности за объем и содержание начальных данных.
А) Должно быть установлено лицо (лица), на которое возложена ответственность за объем и содержание информации, являющейся начальными данными (лицо, удостоверяющее начальные данные).
Б) Носители, на которых содержатся итоговые значения начальных данных, должны быть защищены от изменений и иметь подпись ответственного лица.
Если такие условия соблюдены, то начальные данные можно назвать ответственными.
13.3.5. Необходимо отметить, что лицо, формирующее начальные данные, и лицо, их удостоверяющее, могут не совпадать между собой.
Окончательное решение о значениях начальных данных принимает лицо, их удостоверяющее.
13.3.6. Лицо, ответственное за формирование начальных данных, должно представить лицу, ответственному за их удостоверение, значения начальных данных с указанием способа их определения по каждому их виду.
Если по конкретному виду начальных данных имеется несколько носителей, и они противоречат друг другу, то необходимо представить разные варианты значений этого вида начальных данных с указанием способа получения каждого из них.
Если информация на носителе противоречит физическому смыслу этого вида данных, то необходимо представить информацию, основанную на носителе, с указанием этого носителя, а также дать наиболее вероятные значения данных, соответствующие физическому смыслу этого вида данных.
13.3.7. Регистрация начальных данных.
Начальные данные должны быть зарегистрированы в БД. Структура различных видов начальных данных не всегда может соответствовать структуре имеющихся в БД регистров. В этом случае для регистрации начальных данных необходимо разрабатывать специальные индивидуальные способы.
Глава IV.
ГК «ВостокИнвест».
Бухгалтерский учет.
Степень детализации.
Объекты учета характеризуются наличием внутренних дополнительных аналитических объектов или степенью детализации учета. Степень детализации объекта учета – это перечень видов внутренних для данного объекта дополнительных аналитических объектов учета.
Степень детализации может быть какой угодно глубокой и состоять из нескольких «ступенек». Например, по объекту «Расчеты с покупателями» можно вести учет по каждому покупателю, а внутри каждого покупателя – по каждому договору или по каждой поставке. По объекту «Товары» - по каждому отдельному складу и по каждой отдельной позиции товарной номенклатуры. По объекту «Расходы» - по каждому виду (статье) расходов.
Кадровый учет.
17.4.1. Кадровый учет - это система сбора, регистрации, обобщения и предоставления информации, необходимой для выполнения предприятием своих обязанностей в рамках трудового права (в рамках трудовых отношений с работниками).
17.4.2. Обязанности в рамках трудового права у предприятий возникают на основании Конституции РФ и трудового кодекса РФ (ТК). ТК – это объемный многостраничный документ, регламентирующий права и обязанности лиц, участвующих в трудовых отношениях.
Можно привести несколько примеров обязанностей, возникающих у предприятий в рамках трудовых отношений: А) Обязанность по своевременной выплате заработной платы; Б) Обязанность по предоставлению ежегодных оплачиваемых отпусков; В) Обязанности по организации мероприятий по охране труда. Такой список можно продолжать долго.
Квалифицированно организовать и контролировать осуществление обязанностей в рамках трудовых отношений и реализацию соответствующих прав предприятия могут только лица, обладающие соответствующей квалификацией – имеющие высшее юридическое образование и хорошо знающие ТК и многочисленные расшифровывающие его подзаконные акты. Указанные задачи выходят за рамки задач кадрового учета.
17.4.3. Задачами мероприятий по кадровому учету является учет обстоятельств, от которых зависит возникновение и объем обязанностей или прав предприятия, возникающих в рамках трудовых отношений.
С организационно-технической точки зрения выполнение некоторых обязанностей предприятия, возникающих из трудовых отношений, тесно переплетается с мероприятиями кадрового учета. Например, обязанности по оформлению приказа о приеме на работу и оформлению соответствующей записи в трудовую книжку очень тесно связаны с процессом дальнейшего учета заключенных трудовых договоров и обработкой персональных данных сотрудников.
Такие тесно связанные с кадровым учетом обязанности в дальнейшем будем рассматривать, как мероприятия, относящиеся к кадровому учету.
17.4.4. В результате можно выделить следующие направления кадрового учета:
А. Учет фактов заключения трудовых договоров (прием на работу), фактов изменения трудовых обязанностей работника, фактов прекращения трудовых договоров (увольнение) и связанный с этими фактами учет (обработка) персональных данных сотрудников.
Б. Учет факторов, от которых на основании трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений и трудового законодательства зависит размер заработной платы работника, в том числе учет рабочего времени.
В. Учет фактов нахождения сотрудников в отпусках.
Г. Учет обстоятельств, от наличия и размера которых на основании законодательства о социальных пособиях зависит возникновение обязанностей по исчислению и выплате сотрудникам социальных пособий и размеры этих пособий.
Д. Оформление документов, связанных с заключением, изменением, расторжением трудовых договоров.
ОНБ. Методы фиксации задач.
19.2.1. Прежде всего, напомним: задачи в области ОНБ делятся на Налоговый учет, Налоговое администрирование, Налоговое планирование.
19.2.2. Начнем с Налогового учета. Налоговый учет является информационной задачей. При этом, в рамках этой задачи перечень искомых видов информации в существенной степени зависит от закона.
19.2.3. Разделим все возможные в рамках Налогового учета итоговые виды информации на следующие сегменты:
А) Итоговые виды информации, формируемые в рамках налоговой отчетности или необходимые для предоставления в рамках налогового контроля. Под налоговой отчетностью будем понимать виды налоговых деклараций, авансовых расчетов, деклараций и расчетов по обязательным страховым взносам, обязанность по представлению которых установлена налоговым кодексом и законами об обязательных видах страхования.
Б) Итоговые виды информации, формируемые в рамках официальной бухгалтерской отчетности, под которой будем понимать виды отчетов, установленных в качестве обязательных в рамках РСБУ, и обязанность по представлению которых в налоговые органы имеется у данного Заказчика.
В) Итоговые виды информации, связанные с учетом расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам.
19.2.4. На наш взгляд, все необходимые итоговые виды информации в рамках сегментов «А» и «В», с учетом наличия налогового кодекса и законов об обязательных страховых взносах, полностью охватываются и определяются следующей совокупностью фраз, устанавливающих обязанности Исполнителя и указанных в Части 1 Реестра:
«Учет объектов налогообложения с точностью и оперативностью, необходимых для предотвращения существенных налоговых санкций»; «Исчисление налогов и обязательных страховых взносов; Составление и подача налоговых деклараций и расчетов по обязательным страховым взносам»; «Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам».
Таким образом, если перед Исполнителем поставлена задача по ведению Налогового учета в полном объеме, то имеющихся в Части 1 Реестра фраз достаточно, что бы определить перечень необходимых итоговых видов информации в рамках сегментов «А» и «В».
19.2.5. Если задача Налогового учета ставится в некотором усеченном объеме, то перечень необходимых итоговых видов информации в рамках сегментов «А» и «В» можно определить в виде перечисления, что будет сделать довольно сложно по причине большого количества элементов, которые необходимо будет включить в этот перечень. Другой, более целесообразный и удобный вариант – описать поставленную задачу словами, но так, что бы с учетом наличия соответствующих законов из этого описания строго следовал перечень необходимых итоговых видов информации.
Например. «Исчисление налогов и сборов, базой для которых являются доходы физических лиц. Формирование и представление соответствующих деклараций и расчетов».
19.2.6. С сегментом «Б» сложнее. Перечень итоговых видов информации в рамках этого сегмента зависит от набора правил, который будет применяться для ведения официального бухгалтерского учета Заказчика. Но каков этот набор правил? Казалось бы, ответ очевиден – это совокупность норм РСБУ. Но, как уже говорилось, в сегментах малого и среднего бизнеса доля предприятий, которые в полном объеме применяют нормы РСБУ, стремиться к нулю. Изначально ниоткуда не следует, что данный Заказчик желает применять нормы РСБУ в полном объеме. Так желает он или нет? Это надо выяснить, поэтому сразу же за вопросом о необходимости услуг в области ОНБ в Части 1 Реестра указан вопрос о необходимости услуг бухгалтерского учета по РСБУ в полном объеме.
Для того, что бы Заказчик был способен более взвешено решать вопрос о необходимости применения норм РСБУ в полном объеме, в рамках ГК «ВостокИнвест» подготовлен документ «Нормы РСБУ, которые с высокой степенью вероятности не применяются большинством юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства» (Приложение № 1). Этот документ следует использовать (передавать Заказчику, давать ему соответствующие пояснения) при обсуждении с Заказчиком необходимости для него применения указанных норм.
Если Заказчик выразил желание применять РСБУ в полном объеме, необходимо:
А) Довести до сведения Заказчика, что доля предприяти<