Учет корпоративного подоходного налога
Окно списка констант
Константы в системе «1С: Предприятие 8.3», как правило, служат для хранения информации, которая либо совсем не изменяется в процессе функционирования системы, либо изменяется достаточно редко. Наиболее простой пример подобной информации- название организации, которое, как правило не меняется.
Удобство использования констант заключается в том, что в них один раз заносится какая- либо информация, которая затем может многократно использоваться при формировании документов, в расчетах, при построении отчетных форм. Например, уже упоминавшееся название организации можно занести в специально объявленную константу, а в многочисленных бланках использовать имя константы для получения её значения- наименование организации. При каких-либо изменениях в наименовании организации достаточно изменить его всего один раз- в константе- и все изменения автоматически будут отражены в тех местах, где эта константа используется.
Значения констант используются в типовой конфигурации при вводе документов, автоматическом формировании операций, формировании различных отчетов.
Часть констант является периодическими. Их значения задаются на разные даты, т.е. константа хранит историю изменения значения.
Для вывода списка используемых в типовой конфигурации констант следует выбрать пункт «Константы» в меню «Операции» Главного меню.
КомандаКонстантывключает в себя «Настройку параметров учета»и«Настройку программы».
Для каждой константы задаются три параметра:
- код, по которому программа обращается к константе;
- наименование-комментарий для пользователя;
- значение.
Документ завершения периода
Процедура завершения периода выполняется документом «Закрытие месяца» (меню «Операции» - «Закрытие месяца»).
Форма документа «Закрытие месяца» содержит иерархический список регламентных операций.
По умолчанию каждая операция помечена флажками – это означает, что при поведении документа «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана» сформирует соответствующие проводки в бухгалтерском и налоговом учете. Пользователь может отменить часть регламентных операций, сняв соответствующие флажки, может отменить операцию только для одного вида учета, сняв только один флажок.
Документ формируется, как правило, последней датой отчетного периода. На каждую регламентную процедуру можно формировать как отдельный документ, так и выполнять все операции в одном документе. Последовательность выполнения некоторых регламентных операций имеет принципиальный характер. Поэтому если закрытие месяца будет произведено с помощью нескольких документов «Закрытие месяца», то следует соблюдать тот порядок, в котором расположены регламентные операции в документе.
Для выполнения процедуры завершения периода в шапке документа следует указать период (последнюю дату месяца года) и организацию, отметить необходимые регламентные операции и нажать кнопку «ОК» - «1С: Бухгалтерия 8 для Казахстана» выполнит все необходимые расчеты и сформирует проводки.
Начисление заработной платы
Все данные для учета зарплаты и связанных с ней начислений вводятся с помощью документов «Начисление зарплаты», «Зарплата к выплате», «Расчет ИПН, ОПВ и удержаний», «Отражение зарплаты в регламентированном учете» и др. (меню «Зарплата»).
Перечисленные документы имеют общий реквизит «Месяц начисления», в котором следует указывать тот месяц, за который начислена зарплата. Например, начисление зарплаты за январь фактически произошло 31 января. Тогда датой документа «Начисление зарплаты» следует указать 31 января, а в реквизите «Месяц начисления» следует указать «Январь».
Первым шагом в процессе учета отработанного времени предприятия является заполнение производственного календаря, в котором хранятся все данные по рабочим, праздничным и выходным дням. Открыть его можно через меню «Зарплата»- «Настройка начислений»- «Производственный календарь».
Для каждого дня можно самостоятельно указать, к какой категории он относится- рабочий, праздничный, выходной или дополнительный выходной. По двойному щелчку мыши на дате, открывается выпадающее меню со списком категорий, из которого можно выбрать требуемое значение. После внесения корректировок необходимо записать эти изменения.
Все расчеты сумм начислений и удержаний (в конце месяца) проводятся непосредственно в форме документа «Начисление зарплаты работникам организаций» (меню «Зарплата»- «Начисление зарплаты»).
Начисление зарплаты выполняется в следующем порядке:
- создается новый документ «Начисление зарплаты», в его шапке указываются необходимые реквизиты (Дата документа, месяц начисления, организация, можно указать конкретное подразделение организации);
- заполняется список работников. Список можно заполнить автоматически с помощью кнопки «Автозаполнение» командной панели формы документа, при этом «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана» автоматически внесет в табличную часть всех работников, числящихся в организации в месяце начисления, их оклады и периоды работы в месяце;
- производится расчет сумм начислений в документе с помощью кнопки «Рассчитать», командной панели формы документа, при этом также рассчитываются отработанные дни и часы согласно производственному календарю за период работы в месяце;
- если количество фактически отработанных дней (часов) отличается от рассчитанных по производственному календарю, то необходимо вручную указать фактически отработанное время и выполнить расчет сумм начислений повторно;
- если работнику необходимо оплатить больничный лист или отпуск, то вводится отдельный документ, расчет которого производится с помощью пунктов подменю кнопки «Рассчитать»- «Рассчитать отпуск» или «Рассчитать больничный лист»;
- документ проводится- рассчитанные суммы записываются в учетные регистры.
Если в течение месяца на работника оформлялись документы «Кадровое перемещение» с изменением размера действующего начисления, то при заполнении табличной части «Начисления» будет введено столько строк с этим начислением, сколько разных размеров действовало в течение месяца.
Учет НДС
В конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана» учет НДС организован не только на счетах учета, но и на регистрах накопления. Такая методика организации учета позволяет собрать все необходимые данные в тех разрезах аналитики, которые будут нужны, в частности, для составления той или иной регламентированной отчетности по НДС. Такими разрезами аналитики могут быть, например: вид оборота, ставка НДС и т.д. Данные в этих необходимых разрезах аналитики получить со счетов бухгалтерского учета в большинстве случаев не представляется возможным. В связи с этим без заполнения соответствующих регистров накопления полноценный учет в конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана» становится невозможным. Отражения данных в регистрах накопления в большинстве случаев производится одновременно с выполнением движений по счетам бухгалтерского учета, связанных с учетом НДС, т.е. в момент проведения те или иные документы формируют не только проводки по бухгалтерскому учету, но и движения в соответствующие регистры накопления. Вследствие этого, крайне важным становится при ведении учета отражать хозяйственные операции с помощью типовых документов конфигурации.
Согласно утвержденной законодательно методике суммы НДС, относимые в зачет, рассчитываются в зависимости от выбранного метода отнесения НДС в зачет: пропорционального или раздельного.
Информация об используемых ставках НДС в конфигурации хранится в справочнике Ставки НДС. Данный справочник доступен для заполнения через меню
Предприятие→Налоги→Налог на добавленную стоимость→Ставки НДС
Для корректного отображения данных в соответствующей регламентированной отчетности в части отнесения НДС в зачет при оформлении документов поступления необходимо указывать вид поступления в целях НДС. Данный реквизит содержит в себе ссылку на ту или иную строку Декларации по НДС. Выбор вида поступления осуществляется из одноименного справочника Виды поступления ТМЗ (работ, услуг). Данный справочник может быть открыт с помощью меню Предприятие→Налоги→Налог на добавленную стоимость→Виды поступления ТМЗ (работ, услуг).
Для корректного отображения данных в соответствующей регламентированной отчетности в части начисления НДС при оформлении документов реализации необходимо указывать вид операции реализации в целях НДС. Данный реквизит содержит в себе ссылку на ту или иную строку Декларации по НДС. Выбор вида операции реализации осуществляется из одноименного справочника Виды реализации ТМЗ (работ, услуг). Данный справочник может быть открыт с помощью меню Предприятие→Налоги→Налог на добавленную стоимость→Виды реализации ТМЗ (работ, услуг).
Выплата заработной платы
Выплата зарплаты регистрируется документом «Зарплата к выплате организации» (меню «Зарплата»- «Платежные ведомости»).
В шапке документа указываются необходимые реквизиты (Организация, Подразделение), указывается способ выплаты зарплаты: через кассу или через банк. При выборе способа выплаты «Через банк», в поле «Банк» следует указать банк, в который будет перечисляться заработная плата, после этого, при автоматическом заполнении с помощью кнопки «Автозаполнение» на командной панели документа в табличную часть попадают только те сотрудники указанной организации и подразделения, у которых зарегистрированы карт-счета в данном банке. При выборе способа выплаты «Через кассу» при автоматическом заполнении с помощью кнопки «Автозаполнение» на командной панели документа в табличную часть попадают только те сотрудники, у которых не зарегистрировано ни одного карт-счета ни в одном банке.
Табличная часть документа содержит колонки «Работник», «Сумма», «Депонированная сумма», «Сумма к выплате», «Выплаченность зарплаты».
Табличную часть документа можно автоматически заполнить с помощью кнопки «Автозаполнение» командной панели формы документа.
Документ «Зарплата к выплате организации» позволяет сформировать типовую форму Т-2.
При выборе способа выплаты зарплаты через кассу в табличной части документа «Зарплата к выплате организации» будет отображена колонка «Выплаченность зарплаты». Причем в колонку можно вносить только следующие значения: «выплачено», «не выплачено», «задепонировано».
При использовании способа выплаты «Через банк» зарплата считается выплаченной после проведения документа «Платежное поручение исходящее».
Конфигурация позволяет сформировать всю необходимую отчетность, связанную с заработной платой:
- отчеты, используемые на предприятии для внутренних целей;
- расчетные листки и справки, выдаваемые на руки работникам.
Отчет «Расчетные листки» предназначены для отражения персональных начислений, удержаний и выплат зарплаты работникам за выбранный период времени. Сформировать отчет можно через меню «Зарплата»- «Расчетные листки».
Отчет «Расчетная ведомость организации» является сводным отчетом о начислениях и удержаниях работникам организации. Сформировать отчет можно с помощью меню «Зарплата»- «Расчетная ведомость организации».
Расчет земельного налога
Расчет земельного налога выполняется по всем основным средствам, являющимся объектами обложения земельным налогом в течение отчетного периода.
Сведения об объектах земельного налога хранятся в специальном регистре сведений Объекты земельного налога, который можно открыть через меню ОС и НМА→Земельный налог→Объекты земельного налога
Данные в этот регистр записываются посредством проведения следующих документов:
- Принятие к учету ОС;
- Ввод начальных остатков по ОС;
- Изменение состояния ОС;
- Реструктуризация ОС;
- Списание ОС;
- Передача ОС.
Сведения, необходимые для корректного расчета земельного налога, такие как: дата возникновения права на земельный участок, облагаемая/необлагаемая площадь, балл бонитета, ставка налога и т.д., хранятся в регистре сведений Параметры расчета земельного налога, который можно открыть через меню ОС и НМА→Земельный налог→Параметры расчета земельного налога. Данные в этот регистр должны быть внесены для каждого объекта земельного налога.
Непосредственно расчет налога производится соответствующим регламентным отчетом, исходя из указанных в регистре сведений параметров объекта обложения. После получения суммы налога в соответствующем регламентированном отчете его отражение на регистрах бухгалтерии оформляется через документ Отражение налоговой отчетности в регламентированном учете. Этот документ может быть сформирован либо непосредственно из формы соответствующего регламентированного отчета, либо через меню Операции→Регламентные операции→Отражение налоговой отчетности в регламентированном учете.
Диаграмма
Отчет «Диаграмма» представляет собой мощное средство визуального анализа счетов в форме различного вида диаграмм.
Для получения данного отчета выберите подпункт «Диаграмма» пункта «Дополнительные» меню «Отчеты» главного меню. На экран выдается запрос параметров отчета. Форма запроса заполняется на двух закладках.
На закладке «Данные» следует указать:
* За какой период необходимо диаграмму. Период задается выбором даты начала периода и даты окончания периода;
* По какому счету построить диаграмму;
* По какой валюте формировать диаграмму;
* Вид итогов, используемых при построении диаграммы. Диаграмму можно построить по остаткам на начало выбранного периода, оборотам за период и остаткам за конец периода. Дополнительно можно указать, какие остатки и обороты использовать: по дебету счета, по кредиту счета или и по дебету, и по кредиту. Для счетов с признаком валютного учета можно построить диаграмму по валютной сумме, для счетов с признаком количественного учета – в количественном измерителе, для остальных счетов в диаграмме используются суммовые итоги в тенге.
На закладке «Диаграмма »следует указать:
Вид диаграммы из предложенного перечня:* Гистограмма* Круговая* График* Областями* Многоярусная
Какие серии диаграмм выводить.
Можно составлять серии:* По субсчетам;
Режим используется, если на закладке «Данные» выбран счет, на котором учет ведется в разрезе субсчетов, например 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников»;* По валютам;
Режим используется, если на закладке «Данные» выбран счет с признаком валютного учета и за указанный период имелись остатки или обороты в нескольких валютах;* По периодам;
При выборе данного вида серии можно в пределах указанного на закладке «Данные» периода задать степень детализации построения диаграммы: день, неделя, декада, месяц, квартал, год;* По субконто;
Режим используется, если на закладке «Данные» выбран счет, на котором ведется аналитический учет. Если аналитический учет на счете ведется по нескольким видам субконто, то следует указать вид субконто, по которому формируется серия. Если необходимо вывести серию по конкретному субконто или по нескольким субконто, то в поле ввода с помощью кнопок «…» и «…..» следует внести интересующие объекты.
* По каким точкам выводить данные по горизонтали. В зависимости от вида диаграммы и исходных данных, в отчете предусмотрены различные варианты масштабирования горизонтальной шкалы. Например, если выбран вид диаграммы «График», то точки можно вывести по периодам с детализацией: день, неделя, декада и т.д.;
* Количество серий. Если в диаграмме выводятся итоги по нескольким десяткам или сотням объектов, то диаграмму целесообразно разбивать на части. Оптимальным является количество серий, равное 8.
Установив нужные параметры настройки, нажмите на кнопку «Сформировать». Программа сформирует диаграмму и выведет ее для просмотра.
Окно справочника
Вызов справочника на экран можно осуществить, выбрав, пункт «Справочники» в меню «Операции» главного меню программы. На экран будет выдан список существующих в системе справочников.
В этом списке клавишами или мышью следует выбрать наименование нужного справочника и затем нажать кнопку «ОК». Окно с выбранным справочником будет выдано на экран.
Окно справочника представляет собой таблицу из двух граф: код и наименование элемента справочника.
Если справочник имеет иерархическую структуру, окно справочника может также содержать дерево групп. Для многоуровневых справочников может включаться и выключаться режим иерархического списка. При включенном режиме показываются только элементы верхнего уровня, а после перехода в некоторую группу- только элементы, подчиненные этой группе. Если режим «Иерархический список» выключен, то показываются все элементы справочника. Обычно этот режим выключают для поиска некоторого элемента, если не известно, в какую группу он входит.
Переключение режима выполняется пунктом «Иерархический список» меню «Действия». Если режим включен, в меню «Действия» возле пункта «Иерархический список» стоит знак , а соответствующая кнопка в панели инструментов нажата.
При настройке конфигурации задачи для любого реквизита справочника можно задать хранение истории изменения его значения. Подобные реквизиты справочника называются периодическими.
Для такого реквизита в справочнике будет храниться не только самое последнее значение реквизита, но и все ранее существовавшие значения с датами их ввода в справочник. История изменения значения сохраняется отдельно для каждого элемента справочника, независимо от историй других элементов. Подобный механизм позволяет легко организовать, например, хранение истории курса валюты в справочнике валют.
Кадровое перемещение
Для изменения значений периодических реквизитов сотрудника в типовой конфигурации предназначен документ «Приказ о переводе работников на другую работу». Его следует использовать:
- при переводе работника из одного подразделения в другое;
- при изменении месячного оклада;
- при изменении должности сотрудника;
- при изменении его тарифной ставки.
Документ можно сформировать:
- из меню «Кадровый учет», пункт «Кадровое перемещение» или
- из меню «Кадровый учет» пункт «Журнал кадровых документов» команда «Добавить».
В форме документа следует указать новые значения только для тех реквизитов, которые изменяются.
После внесения изменений нужно сформировать и распечатать (кнопка «Печать»), а документ сохранить и провести (кнопка «ОК»).
При проведении документа в справочнике «Сотрудники» устанавливаются новые значения тех реквизитов, которые изменены в форме документа.
Расчет налога на имущество
Расчет имущественного налога выполняется по всем фиксированным активам, которые являются объектами налога на имущество в течение отчетного периода.
Сведения об объектах налога на имущество хранятся в специальном регистре сведений Объекты имущественного налога, который можно открыть через меню ОС и НМА→Налог на имущество→Объекты имущественного налога
Данные в этот регистр записываются посредством проведения следующих документов:- Принятие к учету ОС; - Ввод начальных остатков по ОС; - Изменение состояния ОС; - Реструктуризация ОС; - Списание ОС; - Передача ОС.
Непосредственно расчет налога производится соответствующим регламентным отчетом, исходя из указанных в регистре сведений параметров объекта обложения. После получения суммы налога в соответствующем регламентированном отчете его отражение на регистрах бухгалтерии оформляется через документ Отражение налоговой отчетности в регламентированном учете. Этот документ может быть сформирован либо непосредственно из формы соответствующего регламентированного отчета, либо через меню Операции→Регламентные операции→Отражение налоговой отчетности в регламентированном учете.
Поступление ТМЗ и услуг
Операции по поступлению ТМЗ, услуг, а также ОС оформляются с помощью документа Поступление ТМЗ и услуг (меню Покупка→Поступление ТМЗ и услуг).
В документе Поступление ТМЗ и услуг существует несколько видов операций. Тот или иной вид операции выбирается с помощью кнопки «Операция», расположенной на командной панели документа.
Вид операции «Покупка» выбирается в случае регистрации приобретения ТМЗ, основных средств и услуг от поставщиков, являющихся резидентами РК, либо услуг от поставщиков-нерезидентов РК.
Вид операции «В переработку» используется для отражения поступления на склад предприятия давальческого сырья заказчика для его дальнейшей переработки.
Вид операции «Импорт» выбирается в случае, когда необходимо отразить поступление ТМЗ по импорту.
Вид операции «Поступление от структурного подразделения» используется для отражения поступления товаров, материалов, основных средств, а также услуг и работ от структурных подразделений предприятия. Следует учитывать, что этот вид операции доступен в документе только при условии наличия установленного признака поддержки работы со структурными подразделениями в настройках параметров учета.
С помощью кнопки «Цены и валюта», которая расположена на командной панели формы документа, устанавливается тип цены, валюта и вариант расчета суммы НДС, которые будут использоваться при отражении поступления активов и услуг. Следует учитывать, что эта кнопка доступна только в том случае, когда в документе уже выбран договор с контрагентом.
В поле «Контрагент» указывается поставщик, который выбирается из справочника Контрагенты.
В поле «Склад» из справочника Склады (места хранения) выбирается склад, на который будут оприходованы ТМЗ.
В связи с тем что документом Поступление ТМЗ и услуг можно отразить поступление и ОС, и ТМЗ, и услуг, для этих целей в документе предусмотрено несколько табличных частей.
В случае отражения поступления ОС, необходимо заполнить табличную часть «ОС». Сведения о поступивших в организацию ТМЗ отражаются в табличной части «ТМЗ».
Если предприятию были оказаны сторонними организациями услуги, которые должны быть отнесены на затраты предприятия, например, услуги за электроснабжение, услуги сотовой связи и т.д., информация по такого рода затратам указывается в табличной части «Услуги».
На основании документа Поступление ТМЗ и услуг, можно создавать ряд других документов. Сформировать тот или иной подчиненный документ можно с помощью команды «На основании», которую можно вызвать, нажав на кнопку «Действия», или нажатием пиктограммы на командной панели.
Реализация ТМЗ и услуг
Для отражения операций по реализации ТМЗ и услуг непроизводственного характера предназначен документ Реализация ТМЗ и услуг. Документ может быть сформирован через меню Продажа→Реализация ТМЗ и услуг.
При формировании документа Реализация ТМЗ и услуг существует несколько вариантов заполнения табличной части «ТМЗ».
- с помощью кнопки «Заполнить» табличная часть может быть заполнена либо данными документа Счет на оплату покупателю (опция «Заполнить по счету»), либо данными документа Поступление ТМЗ и услуг (опция «Заполнить по поступлению»). Также можно уже в существующий список реализуемых активов добавить данные из документа Поступление ТМЗ и услуг (опция «Добавить по поступлению»).
- при нажатии на кнопку «Цены по себестоимости» в табличной части в поле «Цена» программа отражает текущую себестоимость одной единицы ТМЗ на дату документа.
- заполнить табличную часть документа можно с помощью кнопки «Подбор».
При проведении документа выполняется проверка остатков ТМЗ на складе и если в документе Реализация ТМЗ и услуг были указаны активы, которых нет на складе, или указанное количество активов превышает количество имеющихся товаров на складе, документ не будет проведен и системой будет выдано соответствующее сообщение.
Журналы документов
Введенные документы хранятся в журналах документов.
В конфигурации существует общий журнал документов, в котором регистрируются все введенные документы, а также журналы документов, содержащие сгруппированные по отдельным видам (разделам учета) документы. К любому из журналов можно обратиться, выбрав соответствующий пункт меню «Журналы» главного меню программы.
В журнале документов для каждого документа, помимо общей информации (дата, вид, номер документа), представлена также информация, специфичная для документов конкретных видов (например, организация- контрагент).
Кроме того, введенный документ может быть отображен соответствующей записью в журнале операций.
Открыть уже введенный документ для редактирования или просмотра можно из журнала операций, журнала проводок или из журнала документов, в котором располагаются документы нужного вида.
Печать журнала. Для печати списка документов текущего журнала предназначена кнопка «Реестр» в нижней части окна журнала, формирующая реестр документов, входящих в данный журнал, за период, совпадающий с выбранным интервалом журнала. Аналогичный отчет можно получить, используя режим «Обработка документов», меню «Сервис».
Полученный отчет можно вывести на печать.
После выполнения каких- либо действий в журнале документов (например, после ввода нового документа), для приведения реестра документов в актуальное состояние достаточно дважды щелкнуть мышью кнопку «Обновить» в верхней части окна с реестром документов.
Двойной щелчок мышью по кнопке «Настройка» открывает диалог режима «Обработка документов», в котором уже установлены условия для отбора документов в соответствии с тем состоянием журнала документов, которое было при нажатии кнопки «Реестр», и выбран вид обработки «Печать реестра (краткая форма)». В диалоге можно отредактировать условие отбора и переформировать реестр или выбрать выполнение каких- либо действий над документами. Также, можно расширить количество реквизитов документов, выводимых на печатную форму.
Для этого в списке «Виды обрабатываемых документов» необходимо активизировать тот документ, реквизиты которого будут уточняться для процедуры вывода. И нажать кнопку «Настройка». В появившемся диалоговом окне можно выбрать из всех реквизитов шапки документа те, значения которых необходимо показать в отчете.
Учет основных средств
В конфигурации «1С:Бухгалерия 8 для Казахстана» поддерживается ведение бухгалтерского и налогового учета основных средств и НМА. Отражаются все основные операции по учету таких объектов: приобретение, формирование первоначальной стоимости, принятие к учету, начисление амортизации, внутреннее перемещение, изменение параметров начисления амортизации, продажа, списание и т.д.
Подсистема учета основных средств и нематериальных активов предназначена для управления информацией о таких объектах.
Под учетом ОС подразумевается:
- хранение нормативно-справочной информации об ОС и НМА;
- регистрация изменений состояния объектов и фактов её изменения (начисление амортизации, модернизация, переоценка);
- вывод информации в виде печатных форм первичных документов (инвентарные карточки, акты и т.п.);
- получение сводной аналитической информации по объектам.
В справочнике «ОС» (Меню «ОС и НМА»- «Недвижимость, здания и оборудование (ОС)») хранятся те сведения об основных средствах, которые, как предполагается, не изменяются со временем и не зависят от специфики конкретной организации при постановке его на учет. В частности, к таким параметрам относятся:
- полное наименование объекта;
- изготовитель;
- номер паспорта;
- заводской номер;
- дата выпуска;
- группа ОС и т.д.
Эту информацию об объекте ОС нужно внести в справочник перед принятием его к учету.
Специфическая информация об объектах ОС, которая используется в каком-либо одном виде учета или изменяется со временем, хранится в соответствующих регистрах сведений. В справочнике она отражается на информационных полях соответствующих закладок:
- организация, которой принадлежит объект;
- срок полезного использования;
- способ начисления амортизации;
- состав основного средства;
- состояние основного средства;
- способы отражения расходов по амортизации.
Для анализа информации об объектах ОС, состоящих на учете той или иной организации, и печати необходимых бумажных форм предназначены следующие отчеты:
- «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (типовая форма №ОС-5, меню «Ос и НМА»- «Недвижимость, здание и оборудование(ОС)», печатная форма элемента справочника);
- «Инвентаризационная опись основных средств» (типовая форма №ИНВ-1, меню «ОС и НМА»- «Инвентаризация ОС», печатная форма документа);
- «Ведомость по амортизации ОС» (меню «ОС и НМА»- «Ведомость амортизации ОС за период (бухгалтерский учет)»);
- «Отчет о движении стоимости ФА (НУ)» (меню «ОС и НМА»- «Отчет о движении стоимости ФА (НУ)»).
Поступление оборудования регистрируется документом «Поступление ТМЗ и услуг» (меню «Покупка»- «Поступление ТМЗ и услуг») с видом операции «Покупка».
Информация о приобретенных ОС и оборудовании, не требующем монтажа, заносится на закладке «Основные средства». Такие объекты учитываются в бухгалтерском учете на счете второго уровня 2410 «Основные средства».
Информация о приобретенном оборудовании, требующем монтажа, указывается на закладке «ТМЗ». Для такого оборудования ведется количественно-суммовой учет на счете 2932 «Монтаж оборудования». При регистрации факта поступления такого оборудования документом «Поступление ТМЗ и услуг» этот счет следует указать в колонке «Счет учета (БУ)» (табличная часть закладки «ТМЗ»).
В «1С:Бухгалерия 8 для Казахстана» для основных средств реализовано несколько способов начисления амортизации:
- линейный способ;
- способ уменьшающегося остатка;
- по сумме чисел лет срока использования;
- производственный.
Параметры для расчета амортизации могут быть установлены при принятии к учету основного средства документом «Принятие к учету ОС» и изменены в дальнейшем с помощью документов «изменение параметров начисления амортизации ОС» (меню «ОС и НМА»- «параметры амортизации»- «Изменение параметров начисления амортизации ОС»), «Модернизация ОС» (меню «ОС и НМА»- «Модернизация ОС»).
Для отражения выбытия ОС в связи с моральным или физическим износом, а также в случае его ликвидации в связи с чрезвычайными обстоятельствами предназначен документ «Списание ОС» (меню «ОС и НМА»).
По нажатию кнопки «Заполнить» для каждого объекта основных средств, указанного в табличной части «Основные средства», определяется его первоначальная и остаточная стоимость, сумма начисленной амортизации, сумма амортизации, которая должна быть доначислена за текущий месяц.
При проведении документа выполняются следующие действия:
- снимается флаг начисления амортизации;
- если для объекта ОС в табличной части документа установлен флаг «Снять с учета по налогам», регистрируется необходимость прекращения исчисления имущественного, транспортного или земельного налога;
- регистрируется состояние объекта ОС «Снято с учета»;
- если объект был признан фиксированным активом, устанавливается состояние «Выбыл» по налоговому учету;
- переносится на нераспределенный доход сумма произведенной ранее переоценки (имеющегося резерва переоценки);
- формируются проводки:
1) по доначислению амортизации (если необходимо);
2) по списанию амортизационных начислений;
3) по списанию остаточной стоимости объекта на указанный в документе счет учета затрат.
Учет кассовых операций
Сведения о кассах организации хранятся в справочнике «Кассы», который можно открыть через меню «Банк и касса»- «Кассы».
Для каждой кассы указывается ответственное лицо и валюта учета. Каждое предприятие может вести учет кассовых операций, как в регламентированной валюте, так и в иностранных валютах. Ответственное лицо будет выступать в качестве кассира в печатных формах кассовых документов.
Для регистрации поступления наличных денежных средств в кассу организации предназначен документ «Приходный кассовый ордер» (меню «Банк и касса»- «Приходный кассовый ордер»).
Этим документом отражаются следующие виды хозяйственных операций:
- оплата от покупателя;
- возврат денежных средств подотчетным лицом;
- возврат денежных средств поставщиком;
- возврат денежных средств работником;
- получение наличных денежных средств в банке;
- расчеты по кредитам и займам с контрагентами;
- оплата от структурного подразделения;
- прочий приход денежных средств.
Для регистрации расхода наличных денежных средств из кассы предназначен документ «Расходный кассовый ордер» (меню «Банк и касса»- «Расходный кассовый ордер» или меню «Банк и касса»- «Кассовые документы»).
Этим документом отражаются следующие виды хозяйственных операций:
- оплата поставщику;
- возврат денежных средств покупателю;
- выдача денежных средств подотчетному лицу;
- выплата заработной платы по ведомостям;
- выплата заработной платы работнику;
- взнос наличными в банк;
- расчеты по кредитам и займам с контрагентами;
- инкассация денежных средств;
- выплата по исполнительным листам;
- расчеты по доходу от разовых выплат с контрагентами;
- оплата структурному подразделению;
- прочий расход денежных средств.
В «1С:Бухгалтерии 8 для Казахстана» кассовая книга является отчетной формой, в которой отражаются все движения наличных денежных средств (меню «Банк и касса»- «Кассовая книга»).
Пользователь может распечатать бумажную отчетную форму, содержащую вкладные листы кассовой книги и отчеты кассира, для выбранной организации и для произвольного периода времени.
Учет нематериальных активов
Нематериальные активы (далее по тексту НМА) являются самостоятельной частью хозяйственных средств предприятия, а именно внеоборотных активов.
В плане счетов бухгалтерского учета для учета НМА предусмотрены следующие счета:
- 2700 «НМА»
- 2710 «Гудвилл»
- 2720 «Обесценение гудвилла»
- 2730 «Прочие нематериальные активы»
- 2740 «Амортизация прочих НМА»
- 2750 «Убыток от обесценения прочих НМА».
Для ведения списка НМА предназначен справочник «НМА» (меню «ОС и НМА»- «НМА»). В реквизитах справочника хранятся сведения об основных характеристиках конкретных объектов учета: наименование, вид НМА, код по классификатору основных фондов.
Для отражений операций по поступлению в организацию НМА, приобретенных за плату у сторонних контрагентов, служит Документ «Поступление НМА» (меню «ОС и НМА»- «Поступление НМА»).
Первоначальная стоимость НМА формируется на счетах второго уровня группы 2700 «НМА» из покупной стоимости объекта и дополнительных расходов на его приобретение. Учет расходов на приобретение НМА отражается при помощи документа «Поступление НМА». Иные затраты, связанные с приобретением НМА, отражаются при помощи документа «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)».
Принятие к учету НМА отражается в учете после того, как все затраты, связанные с приобретением данного объекта отражены на соответствующих субсчетах счета 2700 «НМА». В типовой конфигурации данная операция отражается документом «Принятие к учету НМА» (меню «ОС и НМА»- «Принятие к учету НМА»). В документе заполняются параметры, влияющие на начисление амортизации НМА.
Первоначальная стоимость перечисленных в табличной части документа НМА может быть указан вручную или рассчитана автоматически по д<