Нормативно-правовая база и принципы организации расчетов с бюджетом
В России в качестве юридического критерия отличия налога от неналоговых платежей предложен признак нормативно - отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регулируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.
Российское законодательство до введения в 1999 г. части первой НК РФ различий между налогами, сборами и пошлинами не признавало. В настоящее время российское налоговое законодательство предусматривает различие между налогами и сборами.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).
Таким образом, отличие неналогового платежа от налогового заключается в том, что налог устанавливается и вводится законом и обычно не имеет целевого назначения.
При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и интересы. Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.
2.1.2 Значение и функции налогообложения
Значение налогов в деятельности государства. Налоги, как утверждают известные ученые налоговеды, возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства в качестве его финансовой основы Появление налогов было обусловлено необходимостью удовлетворять растущие потребности финансового хозяйства государства. Процесс взимания налогов осуществляется государством и является его функцией.
Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов в бюджете государства зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. При этом минимальный размер формируемых денежных фондов, состоящих в большей степени из налоговых платежей, определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: социальной, экономической, оборонной.
На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы изучают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов.
В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. В рыночной экономике налоги рассматриваются не только с позиции общественных и фискальных интересов, но и как инструмент регулирования рыночных отношений. Налоги используются как метод прямого управления бюджетными отношениями и косвенного воздействия (через льготы и санкции) на производителей товаров (работ, услуг).
Налогообложение используется государствами для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, создания производственной и социальной инфраструктуры.
Воздействие государства на экономику осуществляется посредством проведения налоговой политики.
Таким образом, в условиях рыночной экономики налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.
Функции налогообложения. Сущность налогов проявляется через их функции. Функции налога - это способ выражения сущностных свойств налога.
Функции любой экономической категории раскрывают сущность, выражают общественное назначение, присущее именно данной категории.
Проблема заключается в том, что до сих пор в экономической литературе не установилось единство мнений по вопросу о составе функций налогов и их роли. Вопрос о том, выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присущ многофункциональный характер, остается дискуссионным. Мнения экономистов сходятся только в определении одной функции налогов -фискальной, которая и является основной. Одни авторы считают ее единственной, присущей налогам. Другие отстаивают позицию многофункциональности налогов.
На стадии теоретического изучения и осмысления сущности налогов представляется необходимым изучить многофункциональный характер налогов.
Налогам свойственны следующие функции:
· фискальная;
· экономическая (регулирующая);
· контрольная.
Фискальная функция является исторически первой и основой. Она заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что означает «корзина».
По мнению ряда авторов, практически до начала 1930-х гг. фискальная функция являлась единственной присущей налогам. Налоги, как и другие общественные явления, определенным образом эволюционируют, их экономическое содержание по мере развития государственного устройства изменяется.
На определенном этапе своего развития экономическое содержание налогов стало проявляться и в регулирующей функции. В значительной степени экономическую функцию обусловливает фискальная функция, так как она создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны.
Регулирующая (экономическая) функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства, используя налоговые механизмы. Экономическая функция реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики.
Первоначально в Древнем Риме фиском называли военную кассу, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. Позднее фиском называли частную кассу императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с императорских провинций. С IV в. фиск — это единый общегосударственный финансовый центр Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов, откуда шли указания о чеканке монет, порядке сборов налогов, производились выплаты. Сегодня под термином «фиск» понимается именно государственная казна.
Налоги используют в качестве инструмента при распределении и пере- распределений ВВП. Этот процесс происходит пути введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы.
Так, с помощью налоговых механизмов можно влиять развитие определенных социально-экономических процессов (стимулирование экономического роста, снятие социальной напряженности и др.). Посредством дифференциации налогов ставок, введения преференций, налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производство продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Налоги оказывают существенное влияние на воспроизводство:
· стимулируя (сдерживая) его темпы;
· усиливая (ослабляя) накоплениекапитала;
· расширяя (сужая) платежеспособный спрос населения.
Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики.
Непосредственно с фискальной функцией связана контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция позволяет государству отслеживать своевременность полноты поступления в бюджет налогов: платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.
Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.
Органами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) Российской Федерации являются:
· Федеральная налоговая служба (налоговый орган);
· Федеральная таможенная служба (таможенный орган);
· Федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям (Департамент экономической безопасности) МВД России (органы внутренних дел).
Необходимо отметить, что в единстве все эти функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
Вопросы для самоконтроля:
1. Нормативно-правовая база и принципы организации расчетов сбюджетом
2. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость: расчет налоговой базы, расчет суммы налога, расчет налоговых вычетов, начисление сумм налога по счетам 19/ НДС и 68/НДС.
3. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по налогу на прибыль: расчет налоговой базы, расчет суммы налога, начисление сумм налога по сч.68
4. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц: расчет налоговой базы, порядок применения льгот, порядок применения социальных и имущественных вычетов, расчет суммы налога, начисление сумм налога по счету68
5. Принципы исчисления и порядок организации расчетов с бюджетом по прочим федеральным налогам
Список литературы:
1. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Практикум [Текст] / И.В. Анциферова – М.: Дашков и К, 2014 – 368 с.
2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев, Л.А. Мельникова. М.: Проспект, 2015 г. – 424 с.
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮСТОИМОСТЬ
Цель:сформировать у обучающихся представление о организации расчетов по налогу на добавленную стоимость, научиться определять сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет; составлять бухгалтерские проводки на сумму начисленного и уплаченного НДС и заполнять платежные документы по уплате НДС в бюджет.
Вопросы для изучения:
2.2.1 Экономическая сущность НДС
2.2.2 Организация расчетов по налогу на добавленную стоимость при продажах
2.2.3 Организация расчетов при продажах
3.2.4 Организация расчетов по налогу на добавленную стоимость при покупках
3.2.5 Организация расчетов при покупках
3.2.6 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость
2.2.1 Экономическая сущность НДС
При выставлении счета покупателю товаров, работ, услуг налогоплательщик обязан предъявить к оплате и соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (НДС).
На каждой стадии производства НДС равен разнице между налогом, начисленным в бюджет при продаже продукции, товаров, услуг и налогом по оприходованным товарам, услугам, материалам. Сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, определяется по формуле (3):
НДСб = НДС нач. -НДСвыч., (2.2.1)
где НДСб - сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, руб.;
НДС нач. - сумма НДС, начисленная по налоговой базе за налоговый период, руб.;
НДС выч. - сумма налоговых вычетов за налоговый период, руб.; НДС нач. - НДС при продаже товаров, руб.;
НДС к вычету - НДС при покупках, руб.
НДС нач. = НБ * СтН/ 100, (2.2.2)
где НДС нач. - сумма НДС, начисленная по налоговой базе за налоговый период, руб.;
НБ - налоговая база, руб.;
Ст - налоговая ставка, %
При расчете суммы НДС, уплачиваемой в бюджет, возможны три случая:
· если разница (НДС нач. - НДС выч.) равна нулю, то долг организации бюджету равен нулю;
· если разница (НДС нач. - НДС выч.) больше нуля, то долг организации бюджету будет равен полученной положительной разнице;
· если (НДС нач. - НДС выч.) меньше нуля, то долг бюджета организации равен полученной отрицательной разнице
При расчете суммы НДС применяются два принципа:
Сумма НДС по реализуемым товарам (работам, услугам) должна быть выделена отдельной строкой:
· в расчетных документах (поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах);
· в первичных учетных документах (счетах, счетах - фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.). Счет - фактура - счет, выписываемый продавцом на имя покупателя после приемки товара покупателем, оказания услуг. Содержит сведения о проданном товаре и его стоимости. Счет - документ, в котором отражается движение денежных средств от одного лица к другому, между юридическими и физическими лицами.
При отгрузке продукции, товаров, услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, перечисленные выше документы, выписываются без выделения НДС и на них делается надпись «Без налога (НДС)».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, как облагаемых НДС, так и нее облагаемых НДС, составляют:
· журналы учета выставленных и полученных счетов -фактур;
· счета -фактуры;
· книгипокупок;
· книгипродаж.
К счетам - фактурам предъявляются большие требования, так как счет - фактура является документом, служащим для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ. По счетам - фактурам, состав- ленным и выставленным с нарушением порядка, установленного ст. 169 НК РФ, НДС предъявленный покупателю продавцом, не принимается к вычету или возмещению. В счет - фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяются подписью руководителя и печатью продавца с указанием да- ты исправления. Счет - фактура составляется на русском языке с использованием компьютера или пишущей машинки, но может быть заполнен и от руки. Обязательно должны быть заполнены все реквизиты поставщика и покупателя.
Счет фактура должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером поставщика, должна стоять печать.
2.2.2 Организация расчетов по налогу на добавленную стоимость при продажах
При продаже товаров, услуг продавец выписывает следующие документ
· накладную на товары или материалы или акт на услуги, работы;
· счет - фактуру.
Существуют два варианта работы с покупателями:
· по предоплате (сначала деньги, потом товар). Сначала предоставляется покупателю счет на предоплату. При поступлении денежных средств на расчетный счет выписывается счет - фактура на аванс. Она будет иметь тот же номер, что и при отгрузке, только с индексом «а». При отгрузке товаров, услуг выписывается накладная (или акт) и счет - фактура на сумму отгруженного товара или оказанной услуги;
· без предоплаты (сначала товар, потом деньги). При отгрузке товаров, услуг продавец выписывает накладную, акт и счет - фактуру. А затем получает денежные средства за отгруженные товары или оказанные услуги
Работа со счетами- фактурами у продавца товаров, работ услуг проводится следующим образом:
· поставщик товаров, работ, услуг выписывает на имя покупателя счет - фактуру в двух экземплярах не позднее пяти дней отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Первый экземпляр (оригинал) - предоставляется покупателю, второй экземпляр счет - фактуры остается у поставщика.
2.2.3 Организация расчетов при продажах
На первом этапе обработки первичной документации по продажам необходимо просто подшить все счета - фактуры с накладными или актами в журнал учета выданных счетов - фактур. Каждому счету - фактуре присваивается исходящий номер. Продавцы ведут учет счетов - фактур в хронологическом по- рядке. Все выставленные за месяц счета - фактуры заносятся в «Журнал учета выданных счетов - фактур». Подводится итог за месяц. Выдаваемые счета - фактуры хранятся в журналах учета счетов - фактур в течение полных пяти лет с даты их получения(выдачи).
На втором этапе формируется книга продаж (т. е. информация со счета - фактуры отражается в книге продаж в соответствии с правилами включения НДС в налоговую базу).
Книга продаж предназначена для регистрации счетов - фактур, составляемых продавцом, в целях определения суммы НДС по реализованным товарам
(выполненным работам, оказанным услугам). Учет счетов - фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Учет продаж с авансами. а) при получении аванса выписанный счет - фактура с индексом «а» заносится в журнал учета счетов - фактур продаж и в книгу продаж; б) при отгрузке товаров услуг счет - фактура с тем же номером, но без индекса «а» также заносится в журнал и книгу продаж. Одновременно проводится зачет аванса (сумма зачтенного аванса заносится или в книгу продаж со знаком «минус», или в книгу покупок со знаком «плюс»).
При получении аванса налогоплательщик обязан:
· исчислить с суммы аванса НДС:
· выписать на сумму аванса счет - фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых ранее была выполнена предоплата, налогоплательщик:
· начисляет НДС со стоимости отгруженных товаров;
· выписывает в двух экземплярах счет - фактуру, который регистрируется в книге продаж;
· ранее выписанный на сумму предоплаты счет - фактуру регистрирует в книге покупок;
· принимает к вычету НДС, начисленный с суммы предоплаты (частичной оплаты) полученной в счет предстоящей поставки товаров.
Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем организации (уполномоченным им лицом). Книга продаж хранится у поставщика в течение пяти полных лет с даты последней записи.
2.2.4 Организация расчетов по налогу на добавленную стоимость при покупках
При покупке товаров, материалов, услуг поступают следующие документы: накладные на товары или материалы; акты на услуги; счета - фактуры. Работа со счетами-фактурами у покупателя товаров (работ услуг) проводится следующим образом:
· при получении товаров (работ, услуг) счет - фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем ;покупатели товаров (работ, услуг) ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов - фактур и книгу учета покупок. Полученные счета - фактуры подшиваются и хранятся в журнале учета в течение полных пяти лет с даты их получения. Счета - фактуры в журнале учета должны быть подшиты и пронумерованы.
Книга покупок предназначена для регистрации счетов - фактур, представляемых поставщиками, в целях определения суммы НДС, подлежащей включению в состав налоговых вычетов в порядке, установленном НК РФ.
Суммы НДС по приобретенным (возмещенным) и оплаченным товарам (работам, услугам) включаются в состав налоговых вычетов у покупателя только при наличии счетов - фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.
Счета - фактуры, предъявляемые продавцами, подлежат регистрации в книге покупок у покупателя по мере оприходования приобретенных товаров (работ, услуг).
При уплате поставщику аванса или предоплаты под поставку товаров (работ, услуг) покупатель получает счет - фактуру от продавца и производит записи по этим операциям в книге покупок.
По счетам - фактурам по безвозмездно полученному имуществу запись в книгу покупок не производится и НДС к зачету не принимается.
При ввозе импортных товаров основанием для записи в книге покупок является таможенная декларация и платежные документы, подтверждающие уплату НДС на таможне. Счет - фактура в этом случае не выписывается, а в журнал учета полученных счетов - фактур вкладываются копии таможенных деклараций и платежных документов.
Книга покупок должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.
Книга покупок хранится у покупателя в течение пяти полных лет с даты последней записи.
2.2.5 Организация расчетов при покупках
На первом этапе обработки первичной документации по покупкам необходимо просто подшить все счета - фактуры с накладными или актами в журнал учета полученных счетов - фактур. Каждому счету - фактуре присваивается входящий номер. Покупатели ведут учет счет - фактур по мере их поступления от продавцов. Все поступившие за месяц счета - фактуры заносятся в
«Журнал учета полученных счетов - фактур». Подводится итог за месяц.
На втором этапе формируется «Книга покупок». В нее заносятся все оприходованные в текущем месяце счета - фактуры. Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:
товар, услуга оприходованы (есть акт, накладная);
имеется в наличии правильно оприходованный счет - фактура; расходы носят чисто производственный характер.
Счет - фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Примечание. Организации и индивидуальные предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, не составляют счета - фактуры и не ведут книги покупок и книги продаж (УСНО; ЕНВД; ЕСХН). Не составляют счета - фактуры организации розничной торговли, общественного питания, а также организации, оказывающие платные услуги, работы населению без использования ККМ, с применением в соответствии с законом действующих бланков строгой отчетности.
В конце каждого месяца подводятся итоги и расчеты по НДС с бюджетом
Пример:
Зачтена выручка за июль 370000,00
НДС с выручки (НДС нач.) 56 440,68 (370000 х 18/ 118)НДС предъявлен бюджету (НДС выч.) 38805,25
НДС к доплате (НДС б) 17635,43 (56440,68 -38805,25)
Таким образом, при расчетах с бюджетом по НДС всегда речь идет о трех
значениях НДС:
· НДС свыручки;
· НДС предъявлен бюджету (НДС выч.);
· НДС к доплате или к возмещению.
Если плательщик НДС работает с авансами, то в этом случае, уже пять значений НДС:
· НДС с выручки;
· НДС с авансов;
· НДС с зачтенных авансов;
· НДС предъявлен бюджету (НДС выч.);
· НДС к доплате или к возмещению.
По данным расчета ежеквартально заполняется налоговая декларация по
НДС.
2.2.6 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость
В зависимости от финансово - экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
· налоги, включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг) (НДС)
· налоги, относимые на издержки обращения и затраты производства;
· налоги, относимые на финансовые результаты;
· налоги, уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика
Оформление бухгалтерскими проводками хозяйственных операций по учету НДС осуществляется следующим образом:
Дт 90.2 Кт 68.2 - начислен НДС по выручке (НДС с выручки) Дт 19.1 Кт 60 - НДС по оприходованному товару
Дт 19.1 Кт 76 - НДС по оприходованной услуге Дт 68.2 Кт 19.1 - НДС предъявлен бюджету
Дт 62.2 Кт 62.1 - зачет аванса, где 62.1 - расчеты с покупателями;
62.2 - авансы полученные; Дт 62.2 Кт 68.2 - НДС с аванса (сторно)
Вопросы для самоконтроля:
1.Раскройте экономическую сущность НДС
2.Какова роль НДС в формировании бюджета?
3.Кто признается плательщиком НДС?
4. Что относят к объекту обложения НДС?
5.Как определяется налоговая база по НДС?
6.Какие ставки НДС действуют в настоящее время?
7. Какие документы необходимы для учета расчетов по НДС?
8. Перечислите основные обязанности бухгалтера по исчислению НДС?
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ - Часть 2.
3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
1. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Практикум [Текст] / И.В. Анциферова – М.: Дашков и К, 2014 – 368 с.
2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев, Л.А. Мельникова. М.: Проспект, 2015 г. – 424 с.
2.3 Расчет по налогу на прибыль организаций
Цель: сформировать у обучающихся представление о организации расчетов по налогу на прибыль, научиться определять сумму налога, подлежащую уплате в бюджет; составлять бухгалтерские проводки на сумму начисленного и уплаченного налога и заполнять платежные документы по уплате налога на прибыль в бюджет.
Вопросы для изучения;
2.3.1 Сущность налога на прибыль организаций
2.3.2 Организация расчетов по налогу на прибыль и порядок учета расчетов по налогу на прибыль
2.3.3 Постоянные разницы и постоянные налоговые обязательства
2.3.4 Временные разницы и отложенный налог на прибыль
2.3.5 Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства
2.3.6 Условный расход (доход) и текущий налог на прибыль