Отдельные стороны деятельности предприятия (рентабельность организации)
Организация сбыта продукции (работ, услуг) — ключевое звено маркетинга и собственного рода финишный комплекс во всей деятельности компании по созданию, производству и доведению продукта до потребителя.
В таблице 9 представим данные о динамике и структуре объемов реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.
Таблица 9 - Анализ динамики и структуры объемов реализации продукции (работ, услуг) ОАО «Полимер»
Наименование продукции | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темпы роста, % | |||||
2013г. /2012г. | 2014г. /2013г. | ||||||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||||
Реализация готовой продукции, всего в т.ч. | 98,38 | 98,34 | 98,7 | 97,64 | 114,11 | ||||
- термоусадочная пленка | 27,94 | 27,96 | 26,01 | 97,75 | 105,75 | ||||
- пленка полиэтиленовая | 25,92 | 26,24 | 30,13 | 98,88 | 130,55 | ||||
- сетка безузловая | 5,75 | 6,1 | 9,62 | 103,52 | 179,34 | ||||
- трубы полиэтиленовые | 28,39 | 24,21 | 99,07 | 96,94 | |||||
- пакеты полиэтиленовые | 7,21 | 6,83 | 5,12 | 92,49 | 85,27 | ||||
- электротехнические товары | 1,16 | 0,95 | 1,07 | 80,36 | 128,03 | ||||
- прочая продукция | 2,41 | 1,87 | 2,54 | 75,86 | 154,5 | ||||
Сдача имущества в аренду | 0,97 | 1,16 | 1,02 | 116,89 | 99,85 | ||||
Услуги по изготовлению продукции из давальческого сырья | 0,65 | 0,50 | 0,29 | 75,86 | 64,35 | ||||
Всего выручка от реализации | 97,68 | 113,69 |
Таким образом, общий объем реализации продукции (работ, услуг) в ОАО «Полимер» в 2013 году относительно 2012 года сократился на 2,4%, в 2014 году наблюдается его рост на 13,69%. На рисунке 3 представим динамику объема реализации продукции (работ, услуг) в ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.
Рисунок 3 - Динамика объема реализации продукции (работ, услуг) ОАО «Полимер» за 2012-2014гг., тыс.руб.
На основной вид деятельности – производство и реализация полимерной продукции предприятия приходится в среднем 98% от общего объема реализации. В организации отрицательная динамика объема продаж наблюдается по реализации труб полиэтиленовых в 2014 году (-3,1%), а так же по реализации пакетов полиэтиленовых (-14,8%). На рисунке 4 представлена структура объемов реализации продукции (работ, услуг) по видам деятельности предприятия.
Рисунок 4 – Структура реализации продукции (работ, услуг) ОАО «Полимер» за 2012-2014гг. по видам деятельности, %
Таким образом, объем реализации услуг по сдаче в аренду помещений, а так же объем оказываемых услуг по изготовлению продукции из давальческого сырья занимают на протяжении всего анализируемого периода очень низкую долю в общем объеме реализации.
В таблице 10 представлены основные направления реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012 – 2014 гг.
Таблица 10 – Основные направления реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012-2014 гг.
Направление реализации | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темпы роста, % | |||||
2013г. /2012г. | 2014г. /2013г. | ||||||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||||
Реализация готовой продукции, всего в т.ч. | 97,64 | 114,11 | |||||||
- внутренний региональный рынок (оптовые покупатели) | 59,39 | 57,34 | 61,04 | 94,26 | 121,48 | ||||
- внутренний региональный рынок (розничные покупатели) | 10,58 | 10,87 | 10,52 | 100,33 | 110,47 | ||||
- внешний региональный рынок (оптовые покупатели) | 28,3 | 29,8 | 26,78 | 102,81 | 102,53 | ||||
- внешний региональный рынок (розничные покупатели) | 1,73 | 1,99 | 1,66 | 112,50 | 94,95 |
Таким образом, основной объем реализации продукции ОАО «Полимер» приходится на оптовых покупателей на внутреннем региональном рынке, в среднем на данный сегмент рынка приходится около 60% от общего объема реализации. На долю розничных покупателей на внутреннем региональном рынке приходится около 10% от общего объема продаж, а на долю оптовых покупателей на внешнем региональном рынке – около 25-29% от общего объема реализации. Самая маленькая доля в общем объеме реализации приходится на розничных покупателей во внешнем региональном рынке не более 2% на протяжении всего анализируемого периода. В 2014 году в организации наблюдается увеличение объема реализации продукции оптовым покупателям на внутреннем региональном рынке на 21,48%, и розничным покупателям на внутреннем региональном рынке на 10,47%. при этом величина объема сбыта продукции розничным покупателям из других регионов сократилась в 2014 году относительно 2013 года на 5,05%.
На рисунке 5 представлена структура направлений реализации продукции предприятия за 2012 – 2014 гг.
Рисунок 5 – Структура направлений реализации продукции ОАО «Полимер» за 2012-2014гг. по видам деятельности, %
Таким образом, основными направлениями реализации продукции ОАО «Полимер» являются оптовые и розничные покупатели на внутреннем региональном рынке.
В таблице 11 представим показатели рентабельности деятельности ОАО «Полимер» за анализируемый период.
Таблица 11 – Анализ показателей рентабельности ОАО «Полимер»
Наименование показателя | ед. изм. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | Абсолютное отклонение (+,-) | |
2012г. | 2013г. / 2012г. | |||||
/ | ||||||
2011г. | ||||||
Выручка от реализации | тыс.руб. | -9272 | ||||
Себестоимость | тыс.руб. | -5394 | ||||
Прибыль от продаж | тыс.руб. | -4999 | -7117 | |||
Чистая прибыль | тыс.руб. | -7584 | ||||
Среднегодовая стоимость основных фондов | тыс.руб. | 13306,5 | 12510,5 | 890,5 | -1686,5 | |
Среднегодовая стоимость оборотных средств | тыс.руб. | 15760,5 | 24972,5 | |||
Среднегодовая величина активов | тыс. руб. | 14399,5 | 23014,5 | |||
Среднегодовая величина собственного капитала | тыс.руб. | 24852,5 | 50128,5 | 52108,5 | ||
Рентабельность продаж | % | 5,59 | 4,26 | 1,89 | -1,33 | -2,37 |
Рентабельность продукции (услуг) | % | 6,08 | 4,59 | 1,99 | -1,49 | -2,60 |
Рентабельность активов | % | 7,71 | 0,68 | 2,12 | -7,02 | 1,44 |
Рентабельность основных средств | % | 145,49 | 101,15 | 57,90 | -44,34 | -43,25 |
Рентабельность оборотных средств | % | 21,13 | 13,37 | 5,47 | -7,76 | -7,90 |
Рентабельность собственного капитала | % | 33,92 | 1,69 | 5,97 | -32,23 | 4,28 |
В целом ОАО «Полимер» является прибыльным и рентабельным предприятием, но за счет снижения прибыли от реализации и чистой прибыли в 2014 году показатели рентабельности снижаются, что говорит о снижении эффективности деятельности предприятия в целом.
На рисунке 6 представлена динамика рентабельности продукции и рентабельности продаж ОАО «Полимер».
Рисунок 6 - Динамика рентабельности продаж и рентабельности продукции ОАО «Полимер» за 2012-2014гг.
Снижение рентабельности продаж и рентабельности продукции было вызвано снижением величины прибыли от продаж, при росте выручки и себестоимости произведенной продукции.
Заключение
Общеизвестно, что неумение управлять сбытом в современных условиях хозяйствования порождает следующую цепочку: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку товара, остановка продаж. Детально проработанная и документально закрепленная сбытовая политика становится эффективным инструментом текущего и последующего контроля за сбытовой деятельностью организации и ее положением на рынке. Обоснованное же формирование и эффективный контроль сбытовой деятельности организации, оптимизация процедур планирования продаж, контроля выполнения планов сбыта, системы коммерческого кредитования и процедур контроля заказчиков позволят значительно усовершенствовать сбытовую деятельность российских организаций в условиях ужесточения конкуренции.
Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «Полимер» показал, что выпуск товарной продукции в натуральных показателях в 2013 году остался на уровне 2012 г. Оборудование в течение года большую часть времени частично оставалось незагруженным. За последние пять лет из 19 единиц оборудования капитальному ремонту были подвергнуты 5 машин – замена шнека и цилиндров. Выпуск в денежном выражении вырос на 0,4% - до 353,3 млн. руб., а производительность труда в денежном выражении снизилась на 5 %. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях не вырос, однако возможности для дальнейшего наращивания объемов производства стали достаточными – для примера: в среднем в 2013 году было произведено около 400 тн готовой продукции в месяц, при равномерном производстве, возможно произвести до 1000 тн готовой продукции в месяц, за счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях в 2014 году остался практически на уровне 2013 г., прирост составил 5%. Оборудование в течение года большую часть времени частично оставалось незагруженным. За последние шесть лет из 19 единиц оборудования капитальному ремонту были подвергнуты 6 машин – замена шнеков и цилиндров. Выпуск в де-нежном выражении вырос на 18% - до 396,1 млн. руб., а производительность труда в денежном выражении выросла на 12%. Средняя заработная плата в 2014 году выросла на 2,4 % по сравнению с предыдущим годом. Выпуск товарной продукции в натуральных показателях практически не вырос, однако возможности для дальнейшего наращивания объемов производства стали достаточными – для примера: в среднем в текущем 2014 году было произведено около 402 тн готовой продукции в месяц, при равномерном производстве, возможно произвести до 700 тн готовой продукции в месяц, за счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Выручка от реализации продукции снизилась в 2013 году относительно 2012 года на 9272 тыс.руб., а в 2014 году наблюдается ее рост на 60645 тыс.руб., или на 13,69%. Прибыль от реализации продукции предприятия на протяжении всего периода имеет отрицательную динамику, так в 2013 году относительно 2012 года ее величина снизилась на 4999 тыс.руб., а в 2014 году относительно 2013 года еще на 7117 тыс.руб. В связи со снижением прибыли, в организации наблюдается отрицательная динамика рентабельности продаж, которая снизилась с 5,59% в 2012 году до 1,89% в 2014 году и рентабельности продукции, которая снизилась с 6,08% в 2012 году до 1,99% в 2014 году. Величина дебиторской задолженности имеет высокие темпы роста. Сумма дебиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 43509 тыс. руб., она вся является краткосрочной, в том числе задолженность покупателей и заказчиков составляет – 36795 тыс.руб. Дебиторская задолженность на конец 2014г. выросла на 4255 тыс.руб. или на 10,8%. Увеличение дебиторской задолженности, в основном, произошло за счет роста задолженности покупателей на 6339 тыс.руб. Сумма дебиторской задолженности на конец 2013 года составляла 39254 тыс. руб. Из нее задолженность покупателей и заказчиков – 30456 тыс.руб. По просроченной задолженности предприятие создает резерв по сомнительным долгам. По состоянию на 31 декабря 2014г. сумма резерва составила 237 тыс.руб. В 2014г. на резерв было списано 442 тыс. руб. сомнительной задолженности, в результате проведения расчетов был восстановлен резерв в сумме 542 тыс.руб. и на 5 тыс. была списана просроченная задолженность с истекшим сроком исковой давности за счет резерва, на 36 тыс. – не включенная в резерв. В 2013 году на резерв было списано 339 тыс.руб., при поступлении оплаты была восстановлена задолженность, списанная на резерв, в размере 224 тыс.руб., списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности за счет резерва на 81,4 тыс.руб., не покрытая за счет резерва – 10 тыс.руб. Анализируя соотношение собственных и заемных средств предприятия, как видно из табл.1 , в 2014г. на 4,2% увеличилась доля заемных средств. На конец 2014 г. заемные средств составляют 58,9% в общей структуре пассива баланса или 768954 тыс.руб., на конец 2013г. доля заемных средств составляла 54,6%, или 60895 тыс.руб. Кредитные ресурсы, привлекавшийся в 2014 году, были направлены на пополнение оборотных средств для приобретения сырья. В целом деятельность предприятия в 2014 году можно охарактеризовать как положительную, несмотря на снижение прибыли на 49% (или на 7117 тыс.руб.) по сравнению с 2013 годом.