Материально - производственные запасы

Основные задачи анализа:

- определение правильности произведенных инвентаризаций материалов и отражения в учете их результатов;

- определение целесообразности операций по приобретению, выбытию и обмену материально-производственных запасов;

- определение правильности формирования и списания на издержки стоимости израсходованных материально-производственных запасов;

- определение эффективности системы обеспечения сохранности материально-производственных запасов;

- определение правильности организации синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов;

- определение соответствия используемых Обществом способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии, способам, предусмотренным учетной политикой.

Аудиторами были исследованы следующие документы:

· договоры поставки материальных ценностей;

· бухгалтерские регистры карточки и оборотно-сальдовые ведомости по счёту 10 «Материалы» по субсчетам;

§ товарные накладные, первичные документы по учету МПЗ (приходные ордера);

Анализ учёта Товариществом материально-производственных запасов за 2008 год произведен выборочным методом.

В ходе анализа установлено следующее:

1. Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся на основании первичных учетных документов. Аналитический учет ведется в разрезе каждого вида МПЗ.

2. Учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н на счете 10 «Материалы».

3. Учет материально-производственных запасов ведется по фактической себестоимости без использования счетов 15 и 16, с непосредственным отнесением сумм фактических расходов на счета учета материально-производственных запасов.

4. В соответствии с данными бухгалтерского учета списание материально-производственных запасов на счет целевого финансирования или при ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости.

Нарушения:

1. При поступлении и выбытии МПЗ Товариществом не оформляются первичные документы (документы имеются только в электронном виде), либо оформляются с нарушением действующего законодательства.

Так, приход ТМЦ оформляется приходным ордером по форме М-4, а расход ТМЦ оформляется «Отчетом о движении документов», где отсутствуют все необходимые реквизиты и данные, подтверждающие списание ТМЦ.

2. В ходе анализа было установлено, что все поступившие материальные ценности, учитываемые по счету 10 (субсчет 10.01 «Сырье и материалы»), были переданы для использования на нужды Товарищества и учтены в составе расходов на целевое финансирование в полном объеме.

Всего были переданы материалы:

по К с/сч.10.01 «Сырье и материалы» - на общую сумму 1875703,53 руб., в том числе учтенные по дебету счета 86 «Целевое финансирование» на 537161,65 руб.

При этом, в ходе анализа не были представлены документы, подтверждающие обоснованность списания МПЗ, учитываемых на этом субсчете, (материальные отчеты, дефектные ведомости, акты на списание материалов), а также иные документы, обосновывающие объем списания материалов.

Например, в составе расходов на целевое финансирование были учтены:

· Запасные части к насосу, полученные по товарной накладной от 17.04.08 № 5933 на общую сумму 1210 руб.

· Смеситель, сифон и прочие материалы, полученные по товарной накладной от 23.11.08 № 800, на общую сумму 106010 руб.

· Керамическая плитка, полученная по товарной накладной от 12.03.08 № 03/18, на общую сумму 3105,65 руб.

· Особое внимание аудиторы обращают на выбытие соли технической в количестве 100 кг, полученной по товарной накладной от 21.01.2008 № 28, на общую сумму 495 руб., которая была единовременно списана на расходы по целевому финансированию в феврале 2008 года.

Разъяснения:

По пункту 1:

В отношении документального оформления операций по учету МПЗ целесообразно применять унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»,

Пунктом 1.3. Альбома унифицированных форм первичной документации, утвержденного Постановлением Госкомстата от 30.10.1997 г. №71а утверждены формы первичной документации по учету материалов: NN М-2 "Доверенность", М-2а "Доверенность", М-4 "Приходный ордер", М-7 "Акт о приемке материалов", М-8 "Лимитно-заборная карта", М-11 "Требование-накладная", М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", М-17 "Карточка учета материалов".

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года №119н, вместо приходного ордера формы М-4 приемка и оприходование материалов может оформляться путем проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н; Письмо Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414).

По пункту 2:

Действующим законодательством не установлены унифицированные формы для списания МПЗ в производство. Однако, это не означает, что организация вообще не должна составлять никакого документа, подтверждающего фактическое потребление материалов в процессе производства. В данном случае, организация должна разработать самостоятельно форму, содержащую всю необходимую информацию для учета фактического потребления материалов в процессе производства, и соответствующую требованиям действующего законодательства, утвердив ее в качестве приложения к своей учетной политике.

Также аудиторы отмечают, что невыполнение требований к оформлению первичных бухгалтерских документов может стать основанием для претензий налоговых органов (в том числе по формальным основаниям). В настоящее время имеющаяся арбитражная практика в отношении оформления первичных документов также не в пользу налогоплательщиков (см. например Постановление ФАС СЗО от 27.04. 2007 г. по делу N А56-14379/2006).

Рекомендации:

При оформлении списания материалов использовать унифицированные формы, либо самостоятельно разработать и утвердить приложением к учетной политике формы документов с соблюдением всех необходимых реквизитов.

Дооформить первичные документы по учету ТМЦ.

Наши рекомендации