Понятие о хозяйственном учете, его виды и взаимосвязь
Понятие о хозяйственном учете, его виды и взаимосвязь
Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений. Система хозяйственного учета складывается из трех видов учета: оперативного, бухгалтерского и статистического. Оперативный учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией фазу текущего контроля, обращенного на отдельные участки хозяйственной деятельности объекта. Он фиксирует количественную меру наблюдаемых фактов, используя органически свойственные им единицы измерения. Отличительная черта оперативного учета – быстрое, своевременное получение информации, необходимой для оперативного руководства. Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации. Бухгалтерский учет является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован: каждая операция отражается в бухгалтерском учете на основании документов, что придает ему юридическую силу. Он использует специфические приемы и способы обработки учетных данных. Статистический учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией о количественной мере одинаковых экономических фактов, имеющих массовый характер. В систему хозяйственного учета входит лишь та область статистического учета, которая связана с наблюдением за экономическими объектами. Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета, а также организует наблюдение в виде переписей, сплошных и выборочных обследований. Данные статистического учета содержат сообщения о развитии хозяйства, численности населения, материальном уровне жизни и регулярно публикуются в печати. Между оперативным, бухгалтерским и статистическим учетом существует тесная взаимосвязь и зависимость. Сведения, поставляемые оперативным учетом, используются для включения в бухгалтерскую информационную модель или для статистических обобщений. Разработаны приемы контроля правильности оперативного учета бухгалтерскими данными: статистической обработке не подвергаются многие информационные массивы, возникающие в процессе оперативного и бухгалтерского учета. Факторы правильного построения хозяйственного учета: единство предмета, единство цели, единство руководства.
Предмет бухгалтерского учета и его объекты
Бухучет представляет собой ин-ционную систему, отражающую состояние и движение имущ-ва, расчетов и обязат-в, финансовых рез-татов хозяйствующего субъекта. Предметом бухгалтерского учета являются имущество организации, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.
Имущество (сырье, материалы, основные средства и т.п.), обязательства и хозяйственные операции выражаются в денежной оценке путем суммирования фактически произведенных расходов.
Объектами, отражаемыми в системе бухучета, являются: 1.Движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное полз-е; 2.Права польз-я интеллектуальной и промышленной собственностью, природными ресурсами и другими нематериальными активами, приносящими доход; 3.Денежные средства, ценные бумаги, материальные ценности, готовая продукция, товары; 4.Доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, накопление и используемые прибыли; 5.Обязательства по кредитам и займам; 6.Образование резервов и фондов, уставный фонд организации и др.
План счетов бухгалтерского учета
Основной базой для ведения бухгалтерского учета в любой организации является разработанный и утвержденный Министерством Финансов типовойплан счетов бухгалтерского учета. Именно он позволяет структурировать и группировать проводимые субъектом хозяйствования операции и их результаты, объединять последние в единую систему и составлять общую картину финансового состояния организации на конкретную дату.
План счетов бухгалтерского учета в РБ в 2016 году – это единый упорядоченный реестр всех синтетических и аналитических счетов, используемых субъектами хозяйствования. Единую структуру типового плана разрабатывает МинФин Республики Беларусь, однако за каждой отдельной организацией закрепляется право вносить некоторые изменения, основанные на особенностях ведения хозяйственной деятельности в определенной отрасли. Составляется план счетов на основе классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому смыслу.
План счетов бухгалтерского учета РБ 2015 является общим для организаций всех отраслей, за исключением банковской и бюджетной. Типовой план счетов бухгалтерского учета в Беларуси содержит восемь пронумерованных по порядку, начиная с единицы, основных разделов и дополнительный раздел забалансовых счетов: Долгосрочные активы аккумулируют информацию об изменении основных средств и финансовых вложений; Производственные запасы содержат сведения о приобретаемых хозяйственных резервах; Затраты на производство учитывают расходы предприятия по осуществляемой хозяйственной деятельности, за вычетом расходов по продаже продукции; Готовая продукция и товары содержит данные об уже произведенных изделиях и расходах по сбыту; Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения аккумулируют сведения обо всех ресурсах, размещенных на различных банковских счетах (в том числе, депозитных); Расчеты – раздел предназначен для фиксирования информации по финансовым взаимодействиям с другими субъектами хозяйствования, а также движению средств внутри организации; Собственный капитал отражает изменения уставного фонда предприятия; Финансовые результаты содержат информацию о прибыли либо убытке организации в отчетном периоде; Забалансовые счета содержат информацию о ценностях, принятых предприятием на временное хранение либо во временное пользование; учет данных ценностей осуществляется без применения правила двойной записи. Каждому синтетическому счету внутри раздела присваивается двузначный номер и название, кроме того, имеются свободные счета (без названия), которые конкретный субъект хозяйствования может использовать в соответствии со спецификой своей деятельности. Некоторые счета включают в себя подразделы которым также присваивается название и порядковый номер.
Формы бухгалтерского учета
Формы бухгалтерского учета определяются следующими признаками: количество, структура и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т. е. использование тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них. Организация, если другое не установлено действующим законодательством, самостоятельно выбирает наиболее подходящую для себя систему учета. Выбор системы определяется либо уже сложившейся практикой учета, либо возможностями и профессиональной подготовкой бухгалтера. Существуют уже апробированные системы учета, которые рекомендуются компетентными правительственными органами в некоторых случаях даже для обязательного применения. К ним относятся: простая система учета (без двойной записи хозяйственных операций); мемориально-ордерная система учета; журнально-ордерная система учета с ее модификациями (простая, упрощенная, полная или типовая). С широким внедрением электронно-вычислительной техники четкая классификация систем учета стала практически невозможной, т. е. все программы бухгалтерского учета позволяют на практике сформировать любую комбинацию из общепринятых систем учета. Система бухгалтерского учета должна соответствовать виду хозяйственной деятельности, быть полностью достоверной, исключать возможность пропуска информации о хозяйственной деятельности, позволять осуществлять любую выборку о состоянии, движении или источниках средств организации, обеспечивать простоту в регистрации хозяйственных операций и составлении бухгалтерской отчетности, иметь защиту от утечки коммерческой информации, иметь приемлемую себестоимость.
Учет кассовых операций
К кассовым операциям относятся операции по получению и расходованию наличных денег организаций. Организации независимо от формы собственности могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Лимиты остатка наличных денег банки устанавливают ежегодно по согласованию с руководителями этих организаций. Сверх установленных лимитов организации имеют право хранить наличные деньги только на оплату труда, премий, пособий, на срок не выше 3-х рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Наличные деньги в кассу поступают из учреждений банка, от реализации продукции, товаров, работ, услуг и др. Сдача денег в банк, выдача зарплаты (общая сумма согласно расчетно-платежной ведомости), на командировочные и хозяйственные расходы, материальной помощи, депонированной зарплаты и т.д. оформляется расходным кассовым ордером, выписываемым в одном экземпляре за подписью директора, главного бухгалтера, кассира и получателя денег. В нем указывается: кому, на какие цели, и какая сумма выдана. Бухгалтерский учет наличных денег ведется на активном счете 50 «Касса». Поступление денег в кассу записывается по дебету, а выданные деньги — по кредиту счета. Сальдо может быть только дебетовое или равное нулю, если в кассе совсем не осталось денег. Аналитическими данными служат кассовая книга, отчеты кассира.
Учет финансовых вложений
В текущем БУ используются следующие виды оценок финансовых вложений и ценных бумаг: 1) номинальная стоимость – величина, обозначенная на бланке ценной бумаги (ее обязательный реквизит). Остается неизменной в течение всего времени ее существования. 2) эмиссионная стоимость – характеризует цену продажи ценной бумаги при ее первоначальном размещении на фондовом рынке. Она может не совпадать с номинальной стоимостью на величину эмиссионного дохода или убытка, полученных при продаже ценных бумаг первого выпуска. 3) рыночная (курсовая) стоимость – это оценка характеризует цену продажи акции на вторичном фондовом рынке. Определяется по формуле: РС акции = (НС ×КА)/(100%) где НС – номинальная стоимость; КА – курс акций. КА = Д/(Б%)×100% где Д – дивиденды; Б – банковский % по долгосрочному кредиту 4) выкупная стоимость – это величина средств, которые выплачивает акционерное общество при выкупе собственных акций у акционеров. 5) учетная стоимость – по ней ценные бумаги учитываются в балансе организации. Счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения" предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов (если установленный срок их погашения не превышает 12 месяцев) и т.п., а также предоставленных организацией другим организациям займов (на срок менее 12 месяцев).
Финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, по которым срок погашения не установлен, учитываются на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения", если по этим вложениям организация намеревается получать доходы менее 12 месяцев. Краткосрочные финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и других счетов. Аналитический учет по счету 58 "Краткосрочные финансовые вложения" ведется по видам краткосрочных финансовых вложений и организациям, которым предоставлены эти вложения.
39. Документальное оформление движения материалов, их учет в местах хранения
Движение материалов в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально-ответственных работников. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Основным первичным документом на оприходование поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей является счет-фактура.
К нему могут прилагаться или же его могут заменять другие документы поставщиков: товарно-транспортная накладная-1, товарная накладная-2, квитанции и др. Все поступившие на приобретенные товарно-материальные ценности документы передаются службе снабжения. Ее работники проверяют соотношение данных поступивших документов договорам сроков отгрузки, цен. тПоступившие документы регистрируются в специальном журнале учета поступивших грузов. После регистрации в журнале счет-фактуры, товарно-транспортные накладные передают на склад для оприходования поступивших материальных ценностей в складском учете.
Для получения товарно-материальных ценностей поставщиков, представителями хозяйства выписывается доверенность. Бухгалтерия ведет строгий их учет. Их выдача регистрируется в журнале учета выданных доверенностей. Основные документы на выдачу со склада товарно-материальных ценностей: 1. товарно-транспортная накладная – выписывается при разовом отпуске ценностей. 2. ведомость на получение горюче-смазочных материалов и др. продуктов со склада – при систематическом отпуске материальных ценностей, нефтепродуктов. 3. лимитно-заборная карта № 201 АПК – для отпуска заправочных частей и ремонтных материалов (в двух экземплярах).
Заправочные части и ремонтные материалы отпускаются со склада по предъявлению своего экземпляра ведомости заведующему складом в присутствии получателя. В обоих экземплярах ведомости заведующий складом проставляет отпущенное количество и дату отпуска, и расписывается в экземпляре получателя. Получатель подтверждает получение ценностей своей подписью в экземпляре ведомости, находящейся у заведующего складом. В конце месяца заведующий складом сдает в бухгалтерию хозяйства ведомость вместе с другими приходно-расходными документами и отчет о движении продукции и материалов.
Учет расходов на реализацию
Счет 44 "Расходы на реализацию" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на реализацию" отражаются расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции, на доставку продукции к месту отправления, погрузки в транспортные средства, на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы. В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на реализацию" отражаются расходы на транспортировку товаров, на оплату труда, на содержание зданий, сооружений, инвентаря, на хранение, подработку и упаковку товаров, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы. (в ред. постановления Минфина от 20.12.2012 N 77) Произведенные организацией расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отражаются по дебету счета 44 "Расходы на реализацию" и кредиту соответствующих счетов. Суммы, учтенные на счете 44 "Расходы на реализацию", списываются с этого счета в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" в соответствии с законодательством.
Аналитический учет по счету 44 "Расходы на реализацию" ведется по статьям расходов и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации.
Понятие о хозяйственном учете, его виды и взаимосвязь
Хозяйственный учет – это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений. Система хозяйственного учета складывается из трех видов учета: оперативного, бухгалтерского и статистического. Оперативный учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией фазу текущего контроля, обращенного на отдельные участки хозяйственной деятельности объекта. Он фиксирует количественную меру наблюдаемых фактов, используя органически свойственные им единицы измерения. Отличительная черта оперативного учета – быстрое, своевременное получение информации, необходимой для оперативного руководства. Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации. Бухгалтерский учет является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован: каждая операция отражается в бухгалтерском учете на основании документов, что придает ему юридическую силу. Он использует специфические приемы и способы обработки учетных данных. Статистический учет – это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией о количественной мере одинаковых экономических фактов, имеющих массовый характер. В систему хозяйственного учета входит лишь та область статистического учета, которая связана с наблюдением за экономическими объектами. Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета, а также организует наблюдение в виде переписей, сплошных и выборочных обследований. Данные статистического учета содержат сообщения о развитии хозяйства, численности населения, материальном уровне жизни и регулярно публикуются в печати. Между оперативным, бухгалтерским и статистическим учетом существует тесная взаимосвязь и зависимость. Сведения, поставляемые оперативным учетом, используются для включения в бухгалтерскую информационную модель или для статистических обобщений. Разработаны приемы контроля правильности оперативного учета бухгалтерскими данными: статистической обработке не подвергаются многие информационные массивы, возникающие в процессе оперативного и бухгалтерского учета. Факторы правильного построения хозяйственного учета: единство предмета, единство цели, единство руководства.